Чем заменить ребёнку смартфон?
Проблема зависимости от гаджетов с каждым годом становится всё очевиднее. За последние десять лет, мы наблюдаем всплеск использования современных девайсов. В их числе смартфоны, планшеты и компьютеры.
К сожалению, зависимость характерна не только для взрослого населения. Число детей и подростков, подвергнувшихся влиянию технологий, растёт с каждым днём. Родители серьёзно обеспокоены количеством времени, которое их дети проводят перед экранами гаджетов.
Смартфоны могут быть полезны для детей. С другой стороны, статистика показывает, что более 47% родителей считают своих детей зависимыми от гаджетов. Кроме того, исследования ученых подтверждают, что подростки, которые проводят за своими устройствами более 5 часов в день, вероятнее всего имеют проблемы со сном.
Но где найти альтернативу? В современном «технологичном» мире кажется невозможным ограничить доступ детей к различного рода гаджетам. Они прочно вошли в нашу жизнь – как инструмент для развития, поиска информации и как способ развлечения.
В этой статье, мы попытаемся выяснить, почему детей следует ограждать от смартфонов, как им объяснить их вред, и на что заменить полюбившийся гаджет.
Памятка для родителей по безопасной и эффективной интеграции гаджетов, мобильных игр в досуг детей от 3 до 10 лет
1. Знакомьте малыша с гаджетами
Спокойно рассказывайте малышу 1,5-2 лет о мобильном телефоне и планшете — так же, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
2. Давайте детям гаджеты начиная с 3-5 лет
До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность. Родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать.
Дети будут жить, работать, отдыхать, коммуницировать, используя гаджеты. Но для того чтобы использовать их разумно, надо пройти предварительный путь развития.
С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться.
Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами. Знание игр, гаджетов позволяет ребенку поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования.
3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных игр
Правильное содержание мобильной игры, равно как мультфильма или книги, будет оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию. Поэтому важно не только следить за временем, которое ребенок проводит у экрана, но и тщательно отбирать соответствующие приложения. Участвуйте в выборе мобильных игр, изучайте описание разработчиков, смотрите скриншоты и обсуждайте все это вместе с ребенком. Понаблюдайте, как играет ребенок, поинтересуйтесь, сложно или легко ему. Обратите внимание на графику, темп и звук игры. По возможности, прежде, чем дать игру ребенку, пройдите её сами.
4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми
Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными. В мобильной игре вы можете узнать много нового о своем ребенке — его представлениях, поведенческих особенностях. Вы можете помочь ребенку освоить новые навыки, получить знания, научить справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.
У ребенка до 7 лет не сформирована произвольность — способность владеть и управлять своими функциями. Без родителей ребенок, не имея чувства времени, не сможет вовремя «выйти» из увлекательной игры.
По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. Произвольность в поведении ребенка проявляется в выполнении требований, конкретных правил. Помогайте ребенку.
5. Встаньте на путь разумного ограничения
В отношении мобильных игр должны существовать ясные ребенку правила, устанавливаемые родителями, режимные моменты — равно как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др.
Дети к 10 годам могут проводить у экрана, включая, ТВ, планшет, мобильный телефон, до 1,5-2 часов досугового времени в день.
С учетом физиологических особенностей рекомендуемое для детей время мобильной игры:
3-4 года — не более 10-15 минут 1-3 раза в неделю;
5-6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день; 7-8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9-10 лет — до 30-40 минут 1-3 раза в день.
Родители, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время для игры и договориться с ребенком о правилах. Возможен, например, режим, когда ребенок играет дома, или наоборот в дороге. Важно, чтобы это была система.
6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии
Мобильные игры — это вид развивающих игр, которые нужны для детей, и они должны встать в один ряд, не должны выбиваться, не должны быть «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения. Они должны быть тем предметом, который помогает развитию и познанию.
Используйте мобильные развивающие игры по возрасту наравне с другими развивающими пособиями, занятиями для детей. Мобильная игра, обучающее приложение с любимыми мультгероями ребенка привлекут внимание и помогут ему с удовольствием освоить новое или закрепить уже пройденный материал.
7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения
Вы служите примером для своего ребенка, в том числе в вопросе использования цифровых медиа. Ребенок копирует вашу модель использования мобильных устройств. Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении. Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.
8. Создавайте мedia-free зоны
Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном. Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов. Помните, что двойная мораль здесь недопустима. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.
9. Помогите ребенку, и он сможет завершать игру без истерики
- Введите ограничение на время игры.
- Установите ритуал «выхода» из мобильной игры. Заведите будильник. Несколько раз напоминайте, предупреждайте ребенка заранее. Нужно дать ему подготовиться.
- Сделайте такое альтернативное предложение, от которого ребенок не сможет отказаться. Для ребенка привлекательна мобильная игра, но должна быть понятная альтернатива, и она тоже должна быть для него привлекательна.
- Присоединитесь к игре, отследите подходящий момент, когда что-то достигнуто, завершено, чтобы не оборвать ее на самом интересном месте. Помогите ребенку сохранить достигнутые результаты.
10. Обратите внимание, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка
Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего? Если вам кажется, что у ребенка формируется игровая зависимость, обратитесь к специалисту.
Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы.
Помните, что гаджеты не являются источником возникновения зависимости. Зависимость возникает тогда, когда ребенок пытается «уйти» от реальных проблем, когда мобильная игра — это единственный «свет в окошке». Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов.
11. Опыт — сын ошибок
Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.
12. Заботьтесь об осанке и зрении
Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки. За монитором ребенок должен сидеть не сутулясь, не наклоняясь, уши должны находиться в одной плоскости с плечами. Во всех остальных случаях позвоночник испытывает дополнительную нагрузку. Держать смартфон лучше непосредственно перед глазами, как будто пользователь что-то фотографирует им — это снизит нагрузку на шею.
Источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране. Ни в коем случае не позволяйте ребенку играть в темноте. Для профилактики нарушения зрения старайтесь регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).
Расписание на компьютер и игры
Что делать, как противостоять зависимости от гаджетов у своего ребенка? Допустимое время пребывания за компьютером и электронными игрушками для разных возрастов обосновано научно, говорит Антон Лысенко.
До 3 лет желателен полный запрет на гаджеты и даже телевизор. Ребенок должен познавать мир, развивая мелкую моторику, пробуя все «на зуб».
От 3 до 7 лет – 30 минут смартфона в день. От 7 до 10 – не больше часа.
11-14 лет – 60-90 минут в день. Старше 14 – не более 90 минут в день.
«Вводите строгие ограничения на время игры в смартфоне или за компьютером, — говорит психолог, — и эти правила должны соблюдаться. И никаких «еще пять минуточек». Сначала ребенок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится».
Также следует выбрать время пользования гаджетом и следить, чтобы предписания выполнялись. Например, сын или дочь получает планшет после выполнения домашнего задания. При этом мама или папа записывают время начала электронного сеанса.
Вместо гаджета предложите ребенку приятную альтернативу. Например, «заканчивай, сейчас пойдем есть пирожные и кататься с горки». Но тут есть одно правило – нельзя прерывать игру на самом интересном месте. Найдите подходящий момент и помогите сохранить ребенку результаты игры.
Контроль над использованием гаджетов
Не все родители ограничивают использование гаджетов детьми. Политика «без ограничений» применяется для 26% обучающихся. Самой распространённой родительской стратегией (её выбрали 48% респондентов) является разрешение использования гаджетов после домашней работы. В таком случае получение доступа к компьютеру или гаджету может быть дополнительной мотивацией к выполнению домашнего задания для ребенка. 18% родителей ограничивают время использования гаджетов (устанавливают временные лимиты и используют специальные программные средства). Только учебными целями ограничивают использование гаджетов 8% родителей. Родительская политика по контролю над использованием гаджетов изменяется в зависимости от возраста ребенка.
Результаты анализа ответов родителей на вопрос: «Ограничивается ли как-то время использования гаджета, и как именно?»
Наиболее популярная мера — ограничение использования до завершения домашней работы — встречается во всех классах обучения. Пик применения этого типа ограничений приходится на третий класс, в дальнейшем, после шестого класса его популярность стабильно снижается до 37% в десятом классе. В одиннадцатом классе происходит небольшой «отскок» до 35%. Возможно, так родители реагируют на подготовку ребенка к выпускным экзаменам и поступлению в университет.
Ограничивают время использования гаджетов преимущественно в младшей школе (до 32% во втором классе). Постепенно, по мере взросления, ученикам позволяют всё больше использовать гаджеты без ограничений. В итоге в восьмом классе 40% родителей не устанавливают таких ограничений, в девятом классе эта стратегия становится самой популярной среди родителей, и свою наибольшую популярность приобретает в десятом классе (57%). В выпускном классе отказ от использования ограничений, соответственно, снижается и используется 48% родителей.
Ограничения, о которых говорят родители, иначе проявляются в ответах детей. Они в целом подтверждают, что с возрастом использование детьми гаджетов контролируют намного меньше. Однако дети в принципе реже отмечают, что их ограничивают. 78% школьников свободно пользуются смартфоном, в десятом классе их доля — 96%. 75% без ограничений пользуются компьютером, и 44% — планшетом. В целом о наличии каких-либо ограничений со стороны родителей указывает не более 25% детей.
Когда гаджеты присутствовали в учебном процессе эпизодически, ограничения по их использованию (по времени и условиям) выглядели достаточно органично. Однако теперь ситуация изменилась. Гаджет стал залогом для доступа к образованию, ограничения его использования могут помешать его получить. При этом, если при обучении использование гаджетов разрешается и одобряется, то для досуга логично требовать послаблений (от домашней работы «глаза портятся» не меньше, чем от социальных сетей). Схема простых жёстких ограничений в этой ситуации уже не подходит, на что указывают ответы родителей, которые в большинстве выбирают наиболее мягкий сценарий ограничений («после домашней работы») или не ограничивают использование гаджетов вовсе.
Эти стратегии родителей контрастирует с новой позицией регулятора, Роспотребнадзора, принявшего в 2020 году новые «Санитарно-эпидемиологических правила к устройству, содержанию, режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые призваны заменить действующие СанПиНы с 1 января 2021 года. Регулирование использования гаджетов ужесточается и начинает касаться обучения ребенка и в школе и дома:
- Смартфон, который есть практически у каждого ребенка, в принципе нельзя использовать в учебном процессе как в школе, так и дома. (пп. 3.5.3). Определение «мобильные средства связи», использующееся в тексте, помимо прочего, также можно распространить на планшеты;
- Нельзя использовать для учебы несколько гаджетов одновременно (пп. 3.5.2);
- Для младшеклассников к ноутбуку необходима дополнительная клавиатура (пп. 3.5.4.);
- Ограничивается использование наушников — не более часа в день (пп. 3.5.10). Их разрешается использовать только «при необходимости».
Также нормы СанПиНа предписывают необходимость организации рабочего места ребёнка и расписания занятий в соответствии с имеющимися гигиеническими правилами (пп. 3.5.9. и 3.5.15. соответственно).
В дистанционном режиме обучения эти нормы вряд ли смогут работать (нельзя проверить, сколько гаджетов одновременно использует ребёнок, как и то, использует ли он смартфон). Также абсурдно проверять, обустраивают ли родители быт своего ребенка в соответствии с СанПин и засекают ли его экранное время. Однако жёсткие ограничения отвлекают внимание от формирования культуры использования гаджетов, здоровых привычек, связанных с их применением. Более того, они препятствуют развитию технологий дистанционного образования: приложений для смартфонов и других ресурсов, — что в конечном итоге снижает доступность образования.
Научные исследования , связанные с позитивными и негативными последствиями использования гаджетов детьми, в целом подчеркивают, что смартфоны и другие электронные устройства могут стать хорошим подспорьем для переформатирования занятий с эффективными практиками их включения в образовательный процесс. Исследование , проведенное в 2016 году, показывает, что гаджеты в школе и их использование, даже во внеучебных целях, на самом деле, не снижают успеваемость детей. При этом, эти же исследования отмечают практически повсеместные запреты на использование смартфонов в школах, которые, по мнению авторов, замедляют технический прогресс в образовании. Впрочем, опросы ВЦИОМ показывают, что родители, в ситуации очного обучения, скорее поддерживают запреты на использование смартфонов в школах — за эту идею высказались три четверти опрошенных (73 %).
Использование гаджетов на практике выходит далеко за рамки, предусмотренные гигиеническими нормами, предполагающими 15 минут экранного времени в течение урока. Реалистичность строго выполнения новых норм школами и родителями, на наш взгляд, достаточно низкая, особенно в условиях дистанционного обучения.
Помощь
Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.
Воспитательная беседа
Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».
Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.
Психоанализ
Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.
Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие— родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.
Гипноз
Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.
Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.
Медикаменты
Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты, седативные препараты.
Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.