Метод изучения природы применяемый в лаборатории с использованием компьютера

Урок -практикум «Методы изучения природы»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения к овладению умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Современные дети с интересом и играючи осваивают все возможные программы с прагматической целью – быстрого обучения. Например, средства Интернет помогают им избежать рутинной работы по конспектированию первоисточников.

Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого можно широко использовать электронные образовательные ресурсы. Это позволяет повысить эффективность урока, сделать его более наглядным и интересным, можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы.

А сколько возможностей мы получили для изучения различных объектов, когда у нас появился цифровой микроскоп, который можно подключить и к телевизору и к компьютеру. С помощью него мы получаем фотографии и делаем видеосъемки очень маленьких объектов.

В работе цифровой микроскоп очень прост, с ним я знакомлю учащихся, начиная с 5-го класса. Считаю, что именно на уроках природоведения есть возможность знакомить ребят с имеющимся в классе оборудованием.

Ребятам очень нравиться урок – практикум. Его при наличии времени проводим дважды в течение года. К концу учебного года все учащиеся получают достаточные знания для работы с цифровым оборудованием и могут его использовать. Фотографии и видеосъемки, которые они делают во время урока это первая для ребят, пусть примитивная, но уже презентация.

На уроках — практикумах ребенок не только учится сам – он учит и своих одноклассников. Вся работа строиться под руководством учителя, работающего «изнутри», он является дирижером. Ученик на уроке – полноценный участник исследования, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, — это результат его собственной деятельности.

Метод изучения природы применяемый в лаборатории с использованием компьютера

Задание 1. Объясните, зачем люди изучают живую природу

Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида для человека. В конце концов, человек — сам часть живой природы

Задание 2. Заполните таблицу

Методы изучения природы
Метод С какой целью применяется
Наблюдение чтобы изучить природу поведения живого организма, не вмешиваясь в процесс
Измерение установить реальное числовое значение чего-либо
Эксперимент искусственно смоделировать ситуацию и понять, как будет вести себя организм
Моделирование воссоздание предметов, подобных живой природы с целью исследования
Сравнение сравнить признаки свойства двух и более организмов

Задание 3. Укажите, какие методы применяют в природе, а какие — в лаборатории

1. В природе используют методы: наблюдение, сравнение, описание

2. В лаборатории используют методы: эксперимент, измерение, моделирование

Задание 4. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы

1. Полет птицы — наблюдение

2. Скорость роста растения — наблюдение

3. Влияние частоты полива на рост и развитие растения — эксперимент

4. Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнезд — наблюдение и сравнение

5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя — наблюдение

6. Какие организмы обитают в пруду — наблюдение

7. Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей — измерение, эксперимент

Задание 5. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени? Все виды деятельности записывайте в таблицу в краткой форме, например: в период с 10.00 до 12.00 спит, ест, умывается и т.д.

Время Что делает животное
8.00 — 10.00 играет
10.00 — 10.15 ест
10.20 — 13.00 спит
13.00 — 13.30 умывается
13.30 — 14.00 ест
14.00 — 16.00 гуляет, играет
16.00 — 18.00 спит

Задание 6. Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет. В какое время, в основном, спит? Когда питается? Сравните результаты своих наблюдений с результатами одноклассников. Запишите выводо поведении животного в течении всего дня, сделанный по результатам наблюдений

Наиболее активно животное себя ведет утром (с 8.00 до 10.00) и после обеда: с 14.00 и до 16.00

Спит она утром (с 10.00 до 13.00) и вечером (с 16.00 до 18.00)

Питается животное, как правило, после игр и прогулки (в 10.00 и в 13.30)

Укажите, какие методы применяют в природе, а какие — в лаборатории

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Параграф 3. Методы изучения природы. (у)

Заказ сочинений

1. Какие методы изучения природы вы узнали?
Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
Его можно использование при методе моделирования.

3. Кого называют орнитологом?
Ученого, изучающего птиц.

4.
В природе – наблюдение, сравнение, в лаборатории – эксперимент, моделирование.

Стационарный метод

Стационарный метод — это способ изучения, предполагающий многолетнее, круглогодичное или сезонное наблюдение за одним объектом.

Такой способ требует многократного повторения одних и тех же действий: составления описаний, выполнения замеров. Как правило, стационарное изучение включает в себя полевые работы и лабораторные исследования.

Урок биологии на тему «Методы изучения живых организмов». 5-й класс

Место урока в программе: третий урок в разделе “Биология – наука о живом мире”.

(Учебник И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2014.

Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать и характеризовать методы изучения живой природы.

Метапредметные: формировать у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиск решений проблемных вопросов: продолжить развивать умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников и способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Личностные: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Решаемые учебные проблемы: осознание и осмысление информации о методах изучения живых организмов; применение метода моделирования для описания взаимосвязей живых объектов экосистемы, формулировка выводов.

Основные понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

  • мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, диск “Видеоуроки. Биология. 5 класс” ООО “Инфоурок”, запись голосов птиц;
  • учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (кроссворды, задания группам, маршрутные листы, изображения сов и грызунов);
  • коллекции и живые объекты;
  • детская мягкая игрушка Белка.
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий.
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют её; находят причинно-следственные связи; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Знают методы изучения живой природы, умеют называть и находить на рисунках основное биологическое оборудование, имеют представление об использовании биологических методов для изучения любого живого объекта; используют методы сравнения, описания, измерения, наблюдения и моделирования в лабораторных условиях.

I. Организационный этап

Включение в деловой ритм. Устное обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы читать,
Слушать, думать, размышлять,
Цель урока постигать.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний

– Ребята, сегодня к вам в гости пришла белка, её зовут Почемучка (в руках учителя говорящая игрушка Белочка). Давайте послушаем, что она хочет вам сказать:

— Почемучка хочет знать:
Как же по небу летать?
Почему зимой снег белый?
Кто на свете самый смелый?
Почему летают птицы?
Не летают ведь слоны!
Почему на небе тучки?
А зачем нам снятся сны?
Чтобы все ответы знать,
Нужно много прочитать!

— Где же мы сможем найти ответы на вопросы Почемучки?

— А кто эти знания накопил?

— Как ученые-биологи накопили знания о природе? (Дети называют предположения о способах накопления знаний).

— Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю вам разделиться на 3 группы (по рядам) и решить кроссворд. Для успешного решения кроссворда вам потребуются знания прошлых уроков.

Группам раздаются листки с кроссвордом (приложение 1), дети должны определить ключевое слово. Дети решают кроссворд, ключевое слово каждой группы вывешивается на доску, образуя формулировку темы урока:

“Методы изучения природы”

— Сформулируйте цель урока.

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Дети выставляют оценки в маршрутных листах урока (приложение 2).

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей, работать в группе.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

III. Совместное открытие знаний

1) Что такое метод?

Мемтод (от греческого methodos – путь исследования) ? способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008).

Просмотр видеоурока на диске ООО “Инфоурок” — “Методы изучения природы” (4 мин).

  • О каких методах вы узнали?
  • Что используют ученые-биологи для изучения природы?

Учащиеся осуществляют поиск информации в учебнике, обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. Активность оценивают в маршрутном листе.

Личностные УУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД: 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

IV. Самостоятельное применение знаний

— Давайте познакомимся с работой учёных биологов. Вам предстоит отправиться в лес для наблюдения за животными. Что возьмёте с собой?

Учащиеся выбирают изображения предметов, необходимых для наблюдения в лесу (бинокль, карандаш, блокнот, фотоаппарат).

Класс делится на 2 группы: орнитологи (1 вариант) и родентологи (ратологи) (2 вариант). Группы получают задания. Учащиеся выполняют задание и заносят результаты в оценочный лист.

1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.

2. Познакомьтесь с интересной информацией о совах и решите задачу.

Знаете ли вы, что.

. совята более требовательны к еде, чем взрослые совы, так как для их нормального роста требуется как минимум 2 мыши в день?

. одна ушастая сова способна съесть за сутки до 10 полёвок?

. сипуха съедает в год примерно 1200 грызунов?

Задача: Одна сова съедает в среднем 3 мыши в сутки. Сколько мышей уничтожит семья сов, состоящая из 5 птиц, за одну неделю?

Как можно назвать метод, который вы применили при решении задачи?

1. Вы родентологи (ратологи) – учёные, изучающие грызунов (мышей, крыс, сусликов и др.). Вам предстоит изучить мышей: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых мышей и детёнышей, сколько детёнышей бывает у одной мыши, какая окраска шерсти, как приспособились для защиты от хищников. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению мышей.

2. Познакомьтесь с интересной информацией о мышах и решите задачу.

Знаете ли вы, что.

. одна мышь в год съедает 2-3 кг зерна, а суслик ? до 16 кг?

. количество съедаемого корма песчанкой в летние сутки составляет примерно 25-30 г, а в зимние ? до 40 г?

. взрослая мышь съедает около 30 г пшеницы в день, что составляет до 70-100 зёрен пшеницы?

Задача: Одна мышь съедает 30 г зерна в день. Какой урон урожаю нанесёт популяция (группа) мышей численностью 200 особей за одну неделю?

Как можно назвать метод, который вы применили при решении задачи?

Дети выполняют задание под фонограмму голосов птиц (5 мин). После выполнения работы проводится физминутка.

Физминутка. По команде учителя “совы!” группа орнитологов машет руками, изображая сов, а ратологи приседают. По команде учителя “мыши!” группа ратологов встаёт, поворачивая голову вправо и лево, осматриваясь, а орнитологи подносят руку к глазам, поворачиваются вправо и лево, высматривая добычу.

Защита группами своих заданий. Оценка своей работы в маршрутных листах.

— Используя факты, полученные группами, давайте решим ещё одну задачу:

Сколько зерна помогут сохранить совы (из задачи орнитологов) за одну неделю? А за месяц? Какой вывод можете сделать?

Учитель ставит дополнительные баллы ученикам, правильно решившим задачу.

Закрепление знаний: рабочая тетрадь с.9 №4. Оценка своей работы в маршрутных листах.

Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД: Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

— Ребята, белка Почемучка хочет знать:

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

– Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока.

  • Я узнал.
  • Я научился.
  • Мне понравилось.
  • Я затруднялся .
  • Мое настроение.

Ученики в маршрутных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

VII. Задание на дом

Параграф 3, рабочая тетрадь с. 8-9 №1-3 обязательно, №5-6 по желанию, №4 тем, кто допустил ошибки (исправить ошибки).

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector