Микрофон для записи вокала и гитары на компьютер
Валерий Папченко, доцент кафедры звукорежиссуры Киевского национального университета культуры и искусств
Большинству звукорежиссеров рано или поздно приходится сталкиваться с исполнителями, которые желают петь и аккомпанировать себе на акустической гитаре. Большое влияние на качество полученной фонограммы оказывают типы микрофонов и особенно их положение.
Сразу очертим рамки задачи: речь пойдет о записи акустической гитары акустическим способом с помощью микрофонов (запись гитар с датчиками оставим за рамками данной статьи). Причем не важно, какого типа гитара – классическая с нейлоновыми струнами, или эстрадная с металлическими струнами.
Увы, часто типичная ситуация, возникающая в такой студийной сессии, такова: устанавливается пара первых попавшихся под руку микрофонов, один – перед отверстием в деке гитары, другой – возле губ вокалиста, поднимаются фейдеры на микшере и безудержно крутятся эквалайзеры для… спасения звучания. Тронем фейдер гитары – меняется тембр и уровень голоса, и наоборот, от вокального канала меняется звучание гитары. Конечный результат обычно представляет собой неубедительную, мутно и безжизненно звучащую комбинацию голоса и гитары, почти всегда слабоуправляемую и с плохим разделением источников звука. Плюс фазовые проблемы, о которых я писал в предыдущей статье.
Но что же сделано не так, и что нужно сделать для того, чтобы выправить положение?
Лучший выбор микрофона для записи
Когда дело доходит до записи вокала – вживую или в студии – вы, вероятно, захотите использовать динамический кардиоидный микрофон. Этот формат лучше всего подходит для ограничения внешнего воздействия и фокусировки одного голоса на диафрагме, тем самым фиксируя основную сущность вокального трека.
Если вы записываете бэк-вокал, вам захочется иметь диафрагму большего размера, чтобы захватить волну звука, создаваемую несколькими голосами. Для этого есть Sennheiser E935. Это мощный, доступный, профессиональный вокальный микрофон, который будет хорошо работать в студии или на сцене.
Sennheiser E935 имеет частотную характеристику от 40 до 18000 Гц – идеально подходит для устранения шипящих высоких частот, которые имеют тенденцию появляться на вокальных треках. Он имеет прочную металлическую конструкцию, благодаря которой будет хорошо работать «в дороге» и прослужит долгие годы. Он также имеет простой дизайн, который не будет отвлекать внимание от певца. Это отличный микрофон для любой записи вокала – будь то пение или разговор.
Выбор микрофона для записи гитары
Привет! Сегодня поговорим о довольно важной штуке — запись гитарного звука по-взрослому. Все мы писали миллион демок в линию через комп и кто-то даже научился выстраивать звук более-менее, но всё это детские забавы по сравнению с тем, как звучит гитара, записанная через хороший усилитель, кабинет, микрофон, преамп и звуковой интерфейс. Описать это словами довольно трудно, но на слух разницу чувствуешь сразу.
Итак, без лишних рассуждений на тему отсутствия бабла и крутизны гитарных процессоров, которые «не хуже, чем. » перейдём непосредственно к предмету. У меня есть некоторый опыт записи гитар на студии и несколько микрофонов, которые стали основой звука на моих записях. Думаю, вам этот опыт может пригодиться.
Итак, поехали. Shure SM57. Довольно долгое время я пренебрежительно относился к этому микрофону, считая его чем-то несерьезным и пошлым. Первые опыты в студии с этими микрофонами были, прямо скажем, неудачными. И вот недавно я решил снова попробовать эти микрофоны и мне понравилось то, что они выдают. Фишка микрофонов SM57, да и вообще любых микрофонов в правильной установке перед источником звука. 57й Шурик даёт хороший резвый звук, по моим ощущениям ближе к высокой середине. Опять же зависит от того, где вы поставите его. Звук 57го всегда можно дополнить вторым микрофоном, если вам будет его нехватать. А это — в 90% случаев так. Если не делать 57й единственным микрофоном на треке, то это вполне рабочий вариант.
Я сторонник записи кабинета с 2 микрофонов. Я пробовал больше, сильной разницы не ощущаешь. 2 микрофона — достаточно, главное подобрать пару, которая будет друг друга дополнять. SM57 не просто так считается классическим микрофоном, потому что его использовали на стольких записях, что и пересчитать невозможно. Если вам нужен классический, привычный уху звук, этот микрофон подходит. Главное ставить его близко к сетке кабинета, тогда срабатывает т.н. proximity effect, поднимаются басы. Микрофон довольно трудно перегрузить даже на большой громкости, в общем, все преимущества динамического микрофона.
Этот микрик по-любому должен быть в вашем шкафу, если вы собираетесь записывать электрогитару с кабинета.
Второй микрофон который мне нравится — Shure SM7B. Он в чем-то похож на SM57, только стоит в разы дороже, удобнее в настройках и интереснее в звуке. На микрофоне есть 2 переключателя АЧХ. Обычно я врубаю горб на этом микрофоне, он задирает середину, что для гитары очень хорошо. Микрофон традиционно использовался на радио, потом его распробовали для записи вокала на студиях. С этим микрофоном записывались все, кому не лень, начиная от Metallica, заканчивая Incubus и Mastodon. Ну, как бы, других рекоммендаций для его покупки мне не было нужно.
Хотя я покупал его для вокала, больше всего он мне нравится с малым барабаном и гитарным кабинетом. Отлично работает в паре с HEIL PR30, про который ниже.
Heil PR30 — фишка, стыренная у Курта Бэллоу. Ну и вообще, в последнее время много, кто пересел на эти микрофоны. Heil — дочерняя компания фирмы Dunlop. Поэтому в гитарном звуке они соображают. Микрофон, прямо скажем, с яйцами. Если бы у меня была возможность купить только один микрофон для записи гитары, я бы купил его. У PR30 довольно полноценное звучание, которое можно дополнить чем нибудь, если нужен более объемный звук.
Royer R-121 классика для записи кабинетов. Ленточный микрофон. Я его пока не пробовал, но очень хочу купить. Его использовали многие звукорежиссеры на моих любимых альбомах, почти все как один. Поэтому сомнений нет. Одна проблема — цена 🙂 Но это проблема временная 🙂
Есть еще другие варианты. Например конденсаторные микрофоны на расстоянии от кабинета. Так, например, мне очень нравится микрофон AKG C414. Я его пробовал для записи маленького лампового комбика на расстоянии. Звук очень убедительный. Ничем дополнять не хочется. Сложность с записью на расстоянии в том, что здесь уже начинает играть роль акустика помещение. То есть, в принципе, звукозапись в домашних условиях — это дроч. Надо строить базу или студию, раскачивать лампу нормально и ебашить с отдачей на большой громкости. Иначе мяса не будет.
Ну есть конечно второй вариант — купить какой-нибудь супер пупер гитарный проц и сказать себе, что такой же пользуют твои любимые звезды. Ага, спокойствие 🙂
В этом мини обзоре не затронуты множество микрофонов, а также весь остальной тракт. Главное что вам стоит усвоить — берите любые микрофоны, которые попадаются под руку, экспериментируйте с местоположением, ищите сладкие точки. Только опытным путем вы научитесь писать гитары так, чтобы нравилось и вам и другим. Упомянутые выще микрики — мои личные предпочтения. Никто не говорит, что они подойдут вам. Я люблю классический звук электрогитары, разборчивыый и читаемый. Если звуковые задачи другие — меняйте всё по своему усмотрению.
Не менее важным чем микрофон является предусилитель, через который он работает. В аудиоинтерфейсах со встроенными предусилителями звук, как правило, недостойный. Ну то есть, на первое время сойдет. Пока вы учитесь, зарабатываете на что-то более серьезное. При первой же возможности попробовать внешний преамп для микрофона сделайте это и поймите колоссальную разницу с микшерными пультами и встроенными в звуковые карты предусилителями.
Короче, в звуке нет никаких правил кроме одного — хороший звук стоит того, чтобы на него потратиться. Но никаой бюджет не спасет вас от кривых ушей и рук, поэтому учитесь неспеша и делайте выводы самостоятельно.
Скачайте программу АудиоМАСТЕР прямо сейчас!
И вы получите мощный аудиоредактор, который поможет вам справиться с любой задачей по созданию и обработке аудиозаписей
Если вы уверены в своих знаниях, попробуйте записать гитару в FL Studio. Функционал редактора настолько обширен, что даже опытному пользователю потребуется не один месяц для изучения всех тонкостей и фишек. Также не обойтись без владения английским языком хотя бы на базовом уровне. FL Studio имеет мобильную версию, так что вы сможете захватывать качественный гитарный звук даже на телефон. Кроме того, вы сможете искусственно генерировать аранжировку для вашей партии, используя библиотеки сэмплов. Также для опытных музыкантов подойдут Cubase или Reaper – они входят во многие рейтинги программ для создания и микширования музыки и популярны среди музыкантов как зарубежом, так и в России.
Схема записи гитары с помощью программы FL Studio
Rode NT3
Конденсаторный микрофон NT3
можно купить за $200 долларов — иногда цена ближе к $300 долларам, но если вы будете ходить по магазинам и не поддадитесь импульсу на покупку сразу вы найдете хорошее предложение.
Этот микрофон идеально подходит для акустических гитар (особенно в сочетании с SM57), перкуссии и ударных, особенно с большим количеством высоких частот, так как он не улавливает так много басов. Это также довольно хороший выбор для вокала если не записываете бас или баритон певца.
1 Октава MK-319
★ Самый популярный микрофон российского производства
Страна: Россия
Средняя цена: 17240 руб.
Рейтинг (2022): 4.9
MK-319 — конденсаторная модель для профессиональных певцов и тех, кто требовательно относится к качеству записываемого звука. Микрофон имеет кардиоидную направленность. Есть фильтр НЧ, шарнир в комплекте. Подходит для записи вокала и инструментов (духовых, струнных и щипковых, смычковых, ударных). Девайс может использоваться для подкастов и видео. Вокал пишется без шумов только в студийных условиях. Дома запись придётся обрабатывать.
Отзывы пользователей о MK-319 положительные, но всё же модель имеет ряд недостатков. Буквально 3-4 года назад девайс стоил в 2 раза дешевле, сейчас цена очень завышена. Значительный минус — со временем разбалтывается корпус. Если пользоваться микрофоном неаккуратно, то он быстро придёт в негодность. Но при соблюдении правил эксплуатации его средний срок службы — 6-7 лет.
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!