Программы для игры в шахматы с компьютером
История шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку были сформированы те правила, которые сегодня известны как «классические». Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры.
Шахматы Фишера (англ. fischerandom chess) — вариант шахмат, в котором начальная расстановка фигур выбирается случайным образом с ограничениями. Предложен Робертом Фишером — 11-м чемпионом мира по шахматам. Правила игры такие же, как в классических шахматах, но начальная расстановка фигур выбирается случайным образом с ограничениями, необходимыми для обеспечения разнопольности слонов и возможности рокировки из любой начальной позиции. Правила самой рокировки отличаются от классических. Всего возможно 960 начальных позиций, что и указано в названии игры.
Рокировку в этом режиме можно сделать только в случае, если фигуры, участвующие в рокировке расположены так же, как и в классических шахматах.
Показать полное описание Скрыть полное описание
Каковы лучшие инструменты обучения шахматам для пользователей Windows?
Chess Tutor — это программа для обучения шахматам, созданная Стефаном Мейером-Каленом, который создал серию Shredder Classic, которая в 18 раз больше чемпиона мира по компьютерным шахматам. Ну, да, вы будете учить у настоящего профи.
Эти курсы основаны на успешном международном методе Брунии / van Wijgerden. Они разделены на три отдельные части: Шаг 1, 2 и 3.
Первый шаг знакомит вас с основами и содержит 23 урока, 1800 упражнений и 66 игр. Второй шаг о тактике и позиционировании, содержит 21 урок, более 1900 упражнений и 84 игры. На третьем шаге вы тренируете свои навыки для дебютов и эндшпилей и других основных тактик. Он содержит 23 урока, 2150 упражнений и 93 игры.
Вы можете попробовать их бесплатно, загрузив демо-версии.
Скачать сейчас Chess Tutor:
Сайты для игры в шахматы
Chess.com
Это один из самых полных веб-сайтов, которые мы можем найти, чтобы играть в шахматы с компьютера. По их собственной статистике, во всем мире в день играют более 5 миллионов игр. Мы можем играть через Интернет с другими людьми, которые имеют примерно такой же уровень, или играть против компьютера на разных настраиваемых уровнях.
Помимо игр, он также предлагает нам другие типы игр, с помощью которых можно решать задачи в игре в квадраты. И мы даже можем брать уроки.
Мы можем получить доступ к этому сайту отсюда .
Шесвеб
Это еще один из крупнейших веб-сайтов, на которых мы можем играть в шахматы из браузера. Веб-приложение было разработано с использованием бесплатного программного обеспечения и адаптировано для работы в любой операционной системе и любом браузере. В дополнение к возможности играть в квадрат и видеть другие игры для обучения, мы можем получить большой объем анализа, который поможет нам усовершенствовать нашу технику.
У них есть Facebook группа, через которую мы можем комментировать игры с другими людьми, разделяющими нашу любовь к шахматам.
Мы можем получить доступ к этой странице из здесь .
LICHESS
На этом веб-сайте мы сможем создавать наши собственные игры, играть против друга в приватной комнате или играть против компьютера. Кроме того, мы сможем присоединиться к любой игре через ее систему быстрого сопряжения, получить доступ к комнате ожидания и даже увидеть всевозможные рейтинги и победителей турниров, установленных на этой платформе.
Кроме того, с левой стороны мы всегда можем увидеть, что игра идет, и попытаться выполнить различные упражнения, которые мы можем найти.
Мы можем найти на этом сайте эту ссылку .
Chess24
Это еще один из самых популярных сайтов для игры в шахматы в Интернете. В нем мы сможем найти, в дополнение к игровому разделу, серию руководств, чтобы научиться играть и усовершенствовать нашу технику, а также иметь возможность читать всевозможную документацию и смотреть профессиональные игры. Мы также найдем полный раздел новостей о мире шахмат.
Free Chess
Еще одни бесплатные шахматы для компьютера, что видно по названию. Изометрическая 3D графика, простой функционал и приятная музыка. В игре нет никаких сложных настроек и рекламы, всё очень просто.
Особенности шахмат Free Chess:
- Качественная графика с возможностью переключения 2D/3D и вращения доска на 180 градусов. Выглядит очень реально.
- Простой и понятный интерфейс, ничего не мешает.
- Ненавязчивая фоновая музыка, которая не отвлекает от игры.
- 7 уровней сложности + возможность игры оффлайн и с живыми людьми в интернете
Как установить? Запустите инсталлятор freechess2_0_4.exe и следуйте подсказкам. В процессе установки можно выбрать стандартную установку или portable. Чтобы играть в шахматы, запустите файл «Free Chess.exe».
Описание
Версия | 2.0.4 |
Год выхода | 2015 |
Разработчик | Jorge Pardo Serrano |
Лицензия | Бесплатная |
Язык | Английский, испанский |
Системные требования
Windows | 10, 8, 7, Vista, XP |
На диске | 10 Mb |
ОЗУ | 512 Mb |
Процессор | 1 GHZ |
DirectX | 8 |
Поиск
Минимакс
В основе большинства шахматных движков лежит алгоритм поиска минимакс или его модификация негамакс. Вкратце, мы спускаемся вниз по дереву, оцениваем листья, а потом поднимаемся вверх, каждый раз выбирая оптимальный для текущего игрока ход, минимизируя оценку для одного (чёрных) и максимизуруя для второго (белых). Отсюда и название. Оказавшись в корне, мы получаем последовательность ходов, оптимальную для обоих игроков. Разница между минимаксом и негамаксом в том, что в первом случае мы по очереди выбираем ходы с максимальной и минимальной оценкой, а во втором вместо этого меняем знак для всех оценок и всегда выбираем максимальную (название сами поняли откуда). Подробнее здесь и здесь.
Альфа-бета
Первая оптимизация — альфа-бета. Идея альфа-беты проста — если у меня уже есть хороший ход, то можно отсечь ходы, которые заведомо хуже. Рассмотрим пример на жуткой картинке слева. Допустим, у игрока А есть 2 возможных хода — a3 и b3. Проанализировав ход a3, программа получила оценку +1.75. Начав оценивать ход b3, программа увидела, что у игрока B есть два хода — a6 и a5. Оценка хода a6 +0.5. Так как игрок B выбирает ход с минимальной оценкой, то он никак не выберет ход с оценкой выше 0.5, а значит оценка хода b3 меньше 0.5, и рассматривать его смысла нет. Таким образом, все оставшееся поддерево хода b3 отсекается.
Для отсечений мы храним верхнюю и нижнюю границы — альфу и бету. Если при анализе ход получает оценку выше беты — то текущий узел отсекается. Если оценка выше альфы — то альфа обновляется.
- PV-Nodes — узлы, оценка которых попала в окно (между альфой и бетой). Корень и самый левый узел всегда являются узлами этого типа.
- Cut-Nodes (или fail-high nodes) — узлы в которых произошло отсечение по бете.
- All-Nodes (или fail-low nodes) — узлы, в которых ни один ход не превысил альфу по оценке.
Сортировка ходов
При использовании альфа-беты, важным становится порядок ходов. Если мы сможем поставить лучший ход первым, то оставшиеся ходы будут проанализированы гораздо быстрее за счёт отсечений по бете.
Кроме использования хеша и лучшего хода из предыдущей итерации, существуют несколько техник сортировки ходов.
Для взятий может использоваться, например, простая эвристика MVV-LVA (Most Valuable Victim — Least Valuable Aggressor). Мы сортируем все взятия по убыванию ценности «жертвы», а внутри соритруем еще раз по возрастанию ценности «агрессора». Очевидно, что обычно забрать пешкой ферзя выгоднее, чем наоборот.
Для «тихих» ходов используется метод «убийственных» (killer) ходов — ходов которые вызвали отсечение по бете. Это ходы обычно проверяются сразу после ходов из хеша и взятий.
Хеш таблицы или таблицы перестановок
Несмотря на огромные размеры дерева, многие узлы в нём идентичные. Чтобы не анализировать одну и ту же позицию дважды, компьютер хранит результаты анализа в таблице и каждый раз проверяет, нет ли уже готового анализа этой позиции. Обычно в такой таблице хранится собственно хеш позиции, оценка, лучший ход и возраст оценки. Возраст необходим для замены старых позиций при заполнении таблицы.
Итерационный поиск
Как известно, если мы не можем проанализировать все дерево полностью, минимаксу необходима оценочная функция. Тогда достигнув определенной глубины, мы останавливаем поиск, оцениваем позицию и начинаем подъем по дереву. Но такой метод требует заранее заданной глубины и не предоставляет качественные промежуточные результаты.
Эти проблемы решает итерационный поиск. Для начала мы проводим анализ на глубину 1, потом на глубину 2 и т.д. Таким образом, каждый раз мы спускаемся чуть глубже, чем в прошлый раз, пока анализ не будет остановлен. Чтобы уменьшить размеры дерева поиска, результаты прошлой итерации обычно используются, чтобы отсекать заведомо плохие ходы на текущей. Этот метод называется «окно стремлений» (aspiration window) и используется повсеместно.
Поиск спокойствия(Quiescence Search)
Этот метод предназначен для борьбы с «эффектом горизонта». Простая остановка поиска на нужной глубине может быть очень опасной. Представим, что мы остановились посреди размена ферзей — белый забрал чёрного ферзя, а следующим ходом чёрный должен забрать белого. Но в данный момент на доске — лишний ферзь у белых и статическая оценка будет в корне неверной.
Для этого, прежде чем заняться статической оценкой, мы проверяем все взятия (иногда еще и шахи) и спускаемся по дереву до позиции, в которой нет возможных взятий и шахов. Естественно, если все взятия ухудшают оценку, то мы возвращаем оценку текущей позиции.
Выборочный поиск
Идея выборочного поиска в том, чтобы дольше рассматривать «интересные» ходы и меньше — неинтересные. Для этого используются продления, которые увеличивают глубину поиска в определённых позициях, и сокращения, уменьшающие глубину поиска.
Глубину увеличивают в случае взятий, шахов, если ход единственный или гораздо лучше альтернатив или при наличии проходной пешки.
Отсечения и сокращения
С отсечениями и сокращениями всё гораздо интереснее. Именно они позволяют значительно сократить размер дерева.
- Дельта-отсечение — проверяем, может ли взятие улучшить текущую альфу. Для этого к оценке узла добавим ценность взятой фигуры и еще немного и посмотрим, больше ли получившееся значение, чем альфа. Например, если у белых не хватает ладьи, то взятие пешки вряд ли им поможет, с другой стороны, взятие слона может помочь.
- Отсечение бесполезности — то же самое, только для не-взятий. Если текущая оценка настолько меньше альфы, что никакое позиционное преимущество не сможет это скомпенсировать, то такие узлы отсекаются. Обычно применяется на низкой глубине (1-2).
- Историческое отсечение — для каждого хода мы храним, сколько раз данный ход спровоцировал отсечение, независимо от позиции. Ходы с высоким значением этой эвристики отсекаются. Обычно применяется начиная с определенной глубины и не применятся на PV узлы. Иногда объединяется с предыдущим методом.
- Multi-Cut — если из первых M(например, 6) узлов хотя бы C(например, 3) являются Cut-node, то отсекаем все узлы.
- Отсечение по null-ходу — если после null-хода (простая передача очереди хода сопернику) оценка все равно выше беты, то отсекаем узел. Проще говоря, если позиция настолько плоха, что даже сделав два хода подряд, игрок все равно не может ее улучшить, то нет смысла рассматривать эту позицию.
Сокращение используются, когда мы не настолько уверены, что ход плох, и поэтому не отсекаем его, а просто уменьшаем глубину. Например, razoring — это сокращение при условии, что статическая оценка текущей позиции меньше, чем альфа.
За счёт качественной сортировки ходов и отсечений, современные движки умудряются достигать коэффициента ветвления ниже 2. За счёт этого, к сожалению, они иногда не замечают нестандартные жертвы и комбинации.
NegaScout и PVS
Две очень похожие техники, которые используют тот факт, что после того как мы нашли PV-node (приусловии что наши ходы достаточно хорошо отсортированы), она скорее всего не изменится, то есть все оставшиеся узлы вернут оценку ниже, чем альфа. Поэтому вместо поиска с окном от альфа до бета, мы ищем с окном от альфа до альфа+1, что позволяет ускорить поиск. Конечно, если в каком-то узле мы получаем отсечение по бете, то его надо ценить заново, уже нормальным поиском.
Разница между двумя методами лишь в формулировке — они были разработаны примерно в одно время, но независимо, и поэтому известны под разными названиями.
Параллельный поиск
Распараллеливание альфа-беты — отдельная большая тема. Я вкратце пройдусь по ней, а кому интересно — почитайте Parallel Alpha-Beta Search on Shared Memory Multiprocessors. Сложность в том, что при параллельном поиске многие Cut-nodes анализируются до того, как другой поток найдет опровержение (установит бету), в то время как в последовательном поиске, при хорошей сортировке многие из этих узлов отсеклись бы.
Lazy SMP
Очень простой алгоритм. Мы просто запускаем все потоки одновременно с одним и тем же поиском. Коммуникация потоков происходит за счёт хеш-таблицы. Lazy SMP оказался неожиданно эффективным, настолько, что топовый Stockfish перешел на него с YBW. Правда, некоторые считают, что улучшение произошло из-за плохой реализации YBWC и слишком агрессивных отсечений, а не из-за преимущества Lazy SMP.
Young Brothers Wait Concept (YBWC)
Первый узел (старший брат) должен быть полностью проанализирован, после чего запускается параллельный анализ остальных узлов (младших братьев). Идея всё та же, первый ход либо заметно улучшит альфу, либо вообще позволит отсечь все остальные узлы.
Dynamic Tree Splitting (DTS)
Быстрый и сложный алгоритм. Немного о скорости: скорость поиска измеряется через ttd (time to depth), то есть время, за которое поиск достигает определенной глубины. Этот показатель обычно можно использовать для сравнения работы разных версий движка или движка, запущенного на разном количестве ядер (хотя Komodo, например, увеличивает ширину дерева при большем количестве доступных ядер). Кроме того, во время работы движок отображает скорость поиска в nps (nodes per second). Это метрика гораздо более популярная, но она не позволяет сравнивать даже движок сам с собой. Lazy SMP, в котором нет никакой синхронизации, практически линейно увеличивает nps, но из-за большого объема лишней работы, его ttd не так впечатляющ. В то время как для DTS nps и ttd изменяются практически одинаково.
Если честно, я так и не смог до конца разобраться в этом алгоритме, который, несмотря на высокую эффективность, используется буквально в паре движков. Кому очень интересно, проследуйте по ссылке выше.
Лишесс
Попробуй сейчас
LICHESS это онлайн-программа обучения шахматам с очень отзывчивым дизайном. Поддерживает Гугл Хром, опера мини, Microsoft Edge, Apple Safari, Internet Explorer, Mozilla Firefox а также некоторые другие менее популярные веб-браузеры. Позволяет создавать и играть в неограниченном количестве турниров. Вы также можете следить за своей работой, используя Анализ облачного движка Лишесс. Он предоставляет вам большое количество уроков по основам шахматной тренировки.
LICHESS
Вы даже можете посмотреть различные шахматные видео, открыв Шахматная Видеотека Лишесс. Он также имеет онлайн-форум, где вы можете легко общаться со своими друзьями и противниками. Lichess доступен в более чем 80 различные языки, что повышает его простоту использования в полной мере. Чтобы получить доступ к этой замечательной программе обучения шахматам, все, что вам нужно сделать, это создать учетную запись на Lichess.org. Более того, у вас также есть полная свобода настройки интерфейса этой программы по вашему вкусу.
Теперь вы можете подумать, что Личесс, должно быть, взимает значительную сумму за все эти удивительные функции. Но Лишесс доказывает, что вы не правы, предоставляя вам Бесплатный аккаунт. Тем не менее, вы также можете внести свой вклад в Lichess, создав Lichess Patron аккаунт, но самое интересное в Lichess — это то, что набор функций обоих аккаунтов абсолютно одинаков. В Lichess Patron нет ни одной функции, недоступной в бесплатной учетной записи. Стоимость Lichess Patron составляет $ 5 в месяц, но если есть пользователи, которые не могут даже позволить себе эту небольшую сумму, они могут легко зайти в бесплатную учетную запись и пользоваться теми же функциями.
Lichess Pricing
Heroes Majestic Chess (2003)
Heroes Majestic Chess — настоящая услада для глаз, подлинный Leckerbissen. Столь презентабельных шахмат мне еще видеть не доводилось. На празднике красок представлены как успокоительно действующие пастельные тона, так и пестрые вызывающие расцветки. Разнотипные доски в 2D, 3D или Perspective сменяют друг друга будто по мановению волшебной .
Год выпуска: 2003
Жанр: Logic (Chess) developer: Fluent Entertainment
Издательство: Vivendi Games
Язык интерфейса: английский + русский Платформа РС Pentium 3 — 1 GHz
Память: 128 Mb
Видиоката: 32 Mb RAM
Особенности игры
- реалистичные 3D шахматы на весь экран, бесплатно и без регистрации;
- симулятор шахмат с выделение возможных ходов для каждой фигуры;
- постоянная практика в онлайн формате;
- выбор уровня оппонента — от ученика до гроссмейстера;
- возможность играть в шахматы на время или в удобном темпе.
Выберите уровень сложности, чтобы определить силу вашего компьютерного противника: одна звезда — лёгкий, две — средний, три — сложный. Чтобы переместить одну из фигур, щёлкните левой кнопкой мыши по ней, а затем по клетке, куда хотите её переместить.
Мы используем куки для улучшения работы сайта, показа актуальной рекламы и ведения статистики. Нажимая «Понятно!», вы соглашаетесь на их использование.
Privacy Overview
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie | Duration | Description |
---|---|---|
cookielawinfo-checkbox-analytics | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Analytics». |
cookielawinfo-checkbox-functional | 11 months | The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category «Functional». |
cookielawinfo-checkbox-necessary | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category «Necessary». |
cookielawinfo-checkbox-others | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Other. |
cookielawinfo-checkbox-performance | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Performance». |
viewed_cookie_policy | 11 months | The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data. |
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.
Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.