Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Хорошо или плохо»

Консультация для родителей «Дети дошкольного возраста и компьютер»
консультация на тему

Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Компьютер для ребёнка является игрушкой, необычной, привлекательной. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его?

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась сравнительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Когда познакомить детей с компьютером

Малыш должен усвоить, что данное устройство в первую очередь предназначено для работы, обучения, получения информации, а не только для игры. А кто же объяснит и внушит это, если не мама с папой?

Как познакомить ребенка с компьютером

Знакомя ребенка с компьютером, не стоит употреблять выражения типа: «Я покажу тебе кое-что интересное…», «Сейчас мы с тобой немного поиграем» и т.п. Поверьте, малыш сам очень быстро поймет, какая увлекательная и замечательная штука компьютер. При этом мотивировать ребенка учиться сложнее, чем играть. Поэтому лучше, если родители, самые авторитетные и значимые для детей люди, будут изначально ориентировать своих чад на обучение, получение новых знаний и умений с помощью этой умной машины, а не на исключительно приятное времяпрепровождение. Можно пригласить ребенка таким образом: «Я покажу тебе, как складывать цифры», «Сейчас мы с тобой немного позанимаемся» и т.п. При этом нужно делать акцент на том, что не компьютер учит и развлекает малыша, а мама (или папа) обучает его с помощью компьютера. Конечно, и вести себя следует соответственно: принимать участие, давать комментарии по ходу действия, показывать аналогичные примеры в повседневной жизни, на прогулке, в совместных играх. Нежелательно оставлять ребенка за такими занятиями без вашего присмотра дольше нескольких минут. Компьютерные игры слишком увлекательны и притягательны, поэтому во избежание развития зависимости не должны быть доступны в любое время на любой срок. Лучше сразу лимитировать продолжительность и количество занятий, впоследствии не отступая от этих правил («Сейчас мы будем учиться, а через 15 минут пойдем в магазин/гулять/обедать/играть в кубики…»). Скорее всего, войдя во вкус, чадо станет требовать продолжения. В таких случаях следует проявлять терпение и непреклонность: «Больше – нельзя, для глазок вредно. На сегодня хватит, завтра еще поучимся…». Неплохо в такие моменты переключать детей на другие, интересные для них занятия, повторяя и закрепляя полученные знания. Это поможет преодолеть разочарование от прекращения игры и возможные реакции протеста.

Дети подражают родителям

Для детей дошкольного возраста родители – авторитет и пример для подражания. Об этом необходимо помнить тогда, когда вы после рабочего дня собираетесь убить парочку виртуальных монстров для того, чтобы снять напряжение и отвлечься. Лучше, если дети не будут видеть, как вы играете в «стрелялки». Иначе как тогда объяснить дошкольнику, что убивать нельзя, драться – плохо? Как бороться с детской агрессивностью, если они видят насилие у себя дома, пусть даже только на мониторе компьютера? Ведь избирательность, абстракция, пластичность мышления у них еще не развиты. И ребенок не всегда может дифференцировать реальный и виртуальный мир: «там можно, здесь нельзя». Идеальный вариант: четкое разделение на «детские» и «взрослые» занятия за компьютером и строгое соблюдение этих правил. Также четко должны регламентироваться временные лимиты: не более 15-25 минут в день. Больше – вредно для детского организма и неэффективно с точки зрения восприятия и усвоения информации. Кроме того, установив изначально определенные правила пользования компьютером, впоследствии будет значительно легче сотрудничать с ребенком в этой сфере.

Какие игры выбрать

Тем не менее, компьютер – это реалии нынешней жизни. И рано или поздно наши малыши все равно его освоят. Начиная знакомить ребенка с компьютером, стоит узнать некоторые правила и закономерности. Тогда он принесет максимум пользы и минимум вреда. Не секрет, что детям больше всего на свете нравится играть. Так уж устроена детская психика: обучение, развитие, познание мира происходит в игре. Это связано с тем, что до младшего школьного возраста она является ведущим (то есть оказывающим максимальное воздействие) видом деятельности. Соответственно, в компьютере малышей больше всего привлекают игры. Даже если ребенок проявляет огромный интерес к развивающим программам – не обольщайтесь. Ему пока нравится не сам процесс получения новых знаний, а игровой сюжет и «мультяшные» сказочные персонажи. Вместе с тем именно в рамках игровой деятельности и происходит обучение у детей. При выборе игр и развивающих программ стоит отдать предпочтение эмоционально насыщенным, добрым вариантам. Отложите для старшего возраста «стрелялки» и «бродилки» (так называемые квесты). Первые провоцируют прямую агрессию у детей и наносят непосредственный вред психике малышей, а вторые слишком утомительны за счет своей длительности и сложности. При этом желательно, чтобы игры были не слишком динамичны и оформлены с использованием преимущественно мягких, естественных цветов (из-за нагрузки на нервную систему и зрение). Сюжетная композиция должна быть небольшой, а сама программа – недлинной либо разделенной на отдельные завершенные части.

Компьютер — это не способ наказания или поощрения

Как способ наказания и поощрения компьютер использовать не стоит. Это не совсем здоровая мотивация. Ребенок должен вести себя хорошо, потому, что это правильно, потому, что так надо, потому что так ведут себя мама с папой, а не для того, чтобы в ответ получить доступ к заветному устройству.

Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем, здесь нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и грамотный подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Хорошо или плохо»

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Адрес электронной почты: madousad10@yandex.ru»>madousad10@yandex.ru

РЕКВИЗИТЫ МАДОУ № 10

Начальник управления образования Ленинск-Кузнецкого городского округа
Евстифеева Татьяна Валентиновна
(38456)5-40-08

Консультация для родителей «Малыш и компьютер»

Консультация для родителей

Правила общения.

Они только недавно научились говорить, а их пальчики уже резво бегают по клавиатуре компьютера или ноутбука. Наши «компьютерные» дети — это новое поколение. Многие родители задаются вопросами. А не опасен ли компьютер для ребёнка? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию? Какие игры, программы полезны для малыша, а каких лучше избегать?

Многие психологи утверждают, что знакомить ребенка с компьютером можно в любом возрасте, даже в самом раннем. При разумном подходе и с грамотным наставником, компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей всех возрастов, даже младенцев. Доктор Уильям Стазо, детский психолог и автор книги «Мозг на стадии разработки” говорит, что маленькие дети могут многому научиться с помощью компьютерных программ. «Доступ к информации, расширяющей объем знаний ребенка, может положительно сказаться на интеллектуальном развитии малыша».

На экране дисплея оживают не только любые фантазии ребенка, герои книг и сказок, оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, как похожий на реальный, так и отличающийся от него. В компьютерных играх ребёнок получает обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у малыша развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться только с 6-7 лет.

В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так без дополнительных специальных занятий у ребёнка развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр — обучающая. В них ребёнок начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, — это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли. Это учит ребёнка мыслить без опоры на внешние предметы. Он легко сможет читать «про себя», не проговаривая текст шёпотом, считать без перебора пальчиков и указания на предметы.

Привлечение компьютера для занятий даже с маленьким ребенком уже признано большинством родителей настоящим инструментом, который превращает обучение в развлечение и способствует развитию интеллекта ребенка. Не только психологи, но и родители, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Это закономерно, т.к. детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Важно: правила общения ребёнка и компьютера

— используйте компьютерные программы, соответствующие возрасту ребёнка;

обустройте малышу рабочее место у компьютера: стул, соответствующий росту, подставку для ног, небольшую мышь для детской ручки;

научите малыша правильно сидеть — не сутулясь, положив локти на стол, поставив ноги на подставку, расстояние от монитора не менее 70 см.

ограничьте время, проводимое за компьютером. Согласно санитарным правилам и нормам малышам 3-4 лет время пребывания за компьютером не должно превышать 7-10 мин, детям 7-10 лет – 10-15 минут.

— не оказывайте давление на ребенка, которому компьютер не интересен;

— и, самое важное, не оставляйте ребенка наедине с компьютером. Используйте это время для увлекательных открытий вместе с малышом. Помните: как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Компьютер — это не приходящая няня. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль. Компьютер даёт новую возможность родителям и их детям интереснее проводить время. Когда эта возможность используется мудро, то компьютеры могут предложить детям еще один мир для исследований, который поможет удовлетворить бесконечное любопытство и жажду знаний ребёнка.

Консультация для родителей “Компьютер и дошкольник”

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, и изолировать ребенка от него не разумно, т. к. компьютер – источник информации, происходит развитие интеллекта через развивающие игры. Но ограничения должны быть обязательно. Это соблюдение гигиенических норм при взаимодействии ребенка с ПК, строгий отбор содержания игр, ограничения во времени. Исследования ученых и детских врачей показывают: популярные компьютерные игры, в которых преобладает наш ребенок, ведут к утрате способности внутренней речи. Мозг просто не успевает перерабатывать то, что ребенок видит в краткие промежутки времени, и потом с трудом это воспроизводит. Быстрая смена картинок – причина того, что для маленьких компьютерных играманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на занятиях.

Другая опасность чрезвычайного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это даже может привести к психическим расстройствам. Компьютер не должен заменять ребенку реальную жизнь. Бесконтрольный просмотр передач и мультфильмов, участие в различных компьютерных играх оказывает негативное влияние не только на психологическое, нравственное здоровье ребенка, но и на его физическое состояние. Поэтому ограничения вполне разумны. Также наказания в виде лишения компьютерных игр считаю вполне приемлемыми. В принципе любое наказание или ограничение, это своего рода манипуляция или управление поведением, что в определенной мере необходимо ребенку дошкольного возраста. Если правила поведения и меры за их нарушение четко оговорены заранее, и ребенок их знает, то это договор, не шантаж или манипуляция

Чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребенка, необходимо отдавать предпочтение обучающе – развивающим программам, а не развлекательным играм. Они должны состоять из мини – игр, которые он сможет пройти за 10 – 15 мин., чтобы игру можно было прервать, не приводя малыша к раздражению. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере для детей 5 лет – 10 мин., 15 мин. – для детей 6 лет – 2 – 3 раза в неделю. Также очень правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию.

Если вы хотите максимально с пользой для ребенка изучать компьютер, то следует запомнить 5 правил:

  • Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
  • В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
  • Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран тряпочкой.
  • Пусть в комнате, где стоит компьютер, будут комнатные цветы, поставьте рядом кактус.
  • Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.

Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.

Гимнастика для глаз выполняется достаточно просто:

  • Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.
  • Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.
  • Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так где-то несколько раз.

Упражнения просты и скоро ребенок сможет их выполнять самостоятельно.

Рабочее место — так же очень важный момент. Организовать его не трудно, но оно обеспечит вашему ребенку комфортные занятия за компьютером.

Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.

Если вы прислушаетесь к нашим несложным советам и будете их придерживаться, то ваш ребенок будет познавать компьютер только с пользой. Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать родительский контроль за качеством детских «игрушек». Желаю вам превратить компьютер из врага в верного друга для ребенка.

Ребёнок и компьютер. Консультация для родителей в детском саду

Компьютер становится таким же обязательным предметом нашего быта, как холодильник или телевизор. Дети с удовольствием отдают ему своё время. Но родители должны помнить, что психика детей в этом возрасте ещё очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной тяжёлых последствий — развивается повышенная возбудимость, ребёнок становится капризным, перестаёт интересоваться чем-либо, кроме компьютера. В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры дают возможность почувствовать себя участником острых коллизий. Многие из них готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «победить» компьютер. Однако медики и психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребёнка под их воздействием. Наверное, каждый может вспомнить подходящий пример из своего окружения. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребёнка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Из сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Несомненно, утомление во многом зависит не только от продолжительности, но и от характера компьютерных занятий. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные кнопочные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Советуем позаботиться о действительно полезном и развивающем содержании компьютерных занятий и контролировать то, чем занимается ребёнок за экраном монитора.

Установлено, что для детей 5—6 лет безопасная непрерывная продолжительность занятия за экраном компьютера составляет 10—15 минут. Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы, и длительное заворожённое сидение за компьютером может стать
причиной нарушений костно-мышечной системы и зрения. В течение всего дошкольного возраста развитие органа зрения продолжается, устойчивость его к внешним воздействиям недостаточна, поэтому большие зрительные нагрузки и неблагоприятные условия для зрительной работы могут привести к развитию дефектов зрения у вашего малыша.
Очень важна правильная организация рабочего места для ребёнка. Компьютер лучше разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в тёмной, а в хорошо освещённой комнате. Предпочтительно, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Главное — исключение прямого солнечного света, что способствует более равномерному освещению помещения. Это позволяет решить проблему засветки и бликования экрана дисплея. Необходимо позаботиться о том, чтобы изображение на экране было чётким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов, а «картинка», которую рассматривает ребёнок, не содержала излишне мелких деталей.
Расстояние от глаз ребёнка до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. За компьютером может заниматься только один ребёнок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул (обязательно со спинкой) должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше — и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером отличается следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15—20 см выше центра экрана. Хотим предупредить, что ноутбук для занятий дошкольников непригоден. Монитор в нём сопряжён с клавиатурой, и это не позволяет ребёнку выдерживать необходимую зрительную дистанцию, о которой говорилось выше.
Обучая детей азам компьютерной грамоты, необходимо им объяснить и правила безопасного общения с компьютером. Задача и воспитателей, и родителей — не только обучить, но и воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector