Что лучше: ПК или консоль (игровая приставка) в 2022 году?
Появление новых игровых приставок от Sony и Microsoft в конце 2020 г. для многих поклонников консольного гейминга обернулось истинным разочарованием. Дело в том, что новых PlayStation 5 и Xbox Series S/X банально не хватило даже для тех покупателей, которые делали предзаказы. А пока ожидаются поставки следующих партий на рынок, обсудим, есть ли вообще смысл покупать отдельное устройство для игр, или, может быть, лучше собрать деньги на новый хороший ПК (или на его апгрейд)? Ведь, в отличие от PlayStation и Xbox, платформа PC — это рабочая станция и в целом более универсальная техника.
Итак, что лучше — компьютер или консоль, ПК или ПС4 /5 / Xbox? Проведём сравнение лицом к лицу.
Консоль или ПК
Для неопытных игроков выбор между консолью и компьютером в конечном счете сводится не к сравнению характеристик, а к вопросу удобства и бюджета. Но, если вас интересует эта тема именно в таком ключе, то вот вам сравнение PS5 и ПК – https://smartoid.net/chto-luchshe-ps5-ili-kompyuter.
Финансовый вопрос
Что касается бюджета, то хороший игровой компьютер, который будет тянуть все современные игры в течение хотя бы 3-5 лет, обойдется минимум в два раза дороже консоли, а с учетом подорожания видеокарт, может и в три раза.

Но, это не делает выбор столь очевидным, так как владельцу консоли придется серьезно тратиться на игры, готовьтесь выкладывать по 70-80$ за новые хиты и по 20-30$ за более мелкие проекты и подписку. В общем в бюджет нужно закладывать расходы по 50-100$ в месяц на игры.
Не сложно понять, что через год-два сумма стоимости консоли и расходов на игры в общей сложности догонит цену, которую вы могли отдать за игровой компьютер. Это, конечно, с учетом того, что игры на компьютере можно получать не совсем легально. В противном случае консоль выиграет в финансовом плане из-за меньших начальных вложений.
Технический вопрос
Уже прошло то время, когда игровые консоли существенно уступали в качестве графики и частоте кадров мощным компьютерам. С одной стороны, подтянулось железо приставок, с другой – игры хорошо оптимизируются под консоли.

Современные игровые приставки обеспечивают 60 fps в разрешении 4K, что под силу только мощным игровым ПК стоимостью раза в три выше консоли. При этом приставка гарантированно потянет все будущие разработанные для нее игры, в то время как на ПК такой гарантии нет.
Но, если ПК будет достаточно мощный и собран грамотно, с учетом возможного апгрейда в будущем, это не проблема. Ведь консоли сейчас тоже живут не 10 лет как раньше, а всего года 3 и нужно менять, так как появляются новые эксклюзивы для новых консолей. В лучшем случае, у не очень активных игроков, приставка протянет лет 5.
В общем, стоимость замены приставки будет сопоставима со стоимостью замены видеокарты компьютера. Так что в плане технического устаревания у ПК и консолей примерный паритет, но компьютер не будет иметь ограничений на запуск новых игр, ведь сейчас почти все консольные проекты выходят и на ПК. Эксклюзивов становится все меньше, особенно на Xbox, так как это детище Microsoft, царствующей на компьютерах с Windows.
Эргономика и игровой опыт
В плане удобства все индивидуально – кому-то будет лучше работать и играть на компьютере за своим столом, в то время как жена или дети будут смотреть телевизор. Тем, кто не проводит много времени сидя за компом, возможно наоборот – удобнее раскинуться на диване, играя на экране телевизора.

Если у вас или вашего ребенка уже есть компьютер для работы и учебы, возможно будет не целесообразно покупать еще один для игр. В таком случае можно разделить работу и игры, но учтите что для консоли потребуется свободный телевизор. Если кто-то его часто смотрит, возможно придется купить еще один – выделить на это средства, продумать где его поставить, как и где сидеть.
Как вариант можно подключить консоль к монитору – это компромиссное, но в ряде случаев единственное возможное решение. Желательно, чтобы монитор был побольше (минимум 23-24″, лучше 27″), так как игры на консоли рассчитаны на большие экраны. Монитор должен иметь второй свободный разъем (обычно консоли подключаются по HDMI) и нужно продумать куда и как выводить звук. В принципе все эти проблемы имеют несколько вариантов решения.
Отдельный вопрос касается использования геймпада – для тех, кто привык играть с помощью клавиатуры и мыши, придется долгое время учиться играть по-новому. Но после вы уже не захотите возвращаться к старому управлению. Исключение составляют шутеры, так как целиться на геймпаде сможет не каждый, даже спустя годы игры. Поэтому для любителей пострелять я бы рекомендовал выбрать ПК с клавиатурой и мышью.
Во всякие слешеры и файтинги несравнимо приятнее играть на геймпаде, но никто не мешает подключить его к компьютеру. Именно так я и делаю – играю на ПК в шутеры с помощью клавиатуры и мыши, во всякие экшены на геймпаде с выводом изображения на ТВ, а в гонки на руле (но для них также можно использовать геймпад). Если вы хотите получить новые ощущения от игр, то возможно не нужно покупать консоль, а достаточно купить геймпад и при желании вывести изображение на телевизор. Игра в таком случае ничем не будет отличаться от консоли.
Для тех, кто уже прошел все что можно на компьютере и хотел бы попробовать что-то новое – эксклюзивные игры для консолей, ставшие шедеврами игровой индустрии, являются единственным возможным вариантом, осталось только выбрать подходящую вам приставку.
Консоли
Что касается консолей, их выбор гораздо разнообразнее.
Во-первых, есть условно «мейнстримные» консоли – Sony PlayStation и Microsoft Xbox. Они наиболее популярны и предоставляют широкий выбор игр. Также сюда относится PlayStation Vita, которая первоначально была выпущена как отдельная портативная консоль, но затем превратилось в своего рода дополнение к PS4. Сейчас ее поддержка уже прекращена.
Кроме них есть консоли, которые можно назвать «казуальными», нацеленными на более семейные игры, с более креативными концепциями и управлением. Лидер в области этих консолей – Nintendo, с такими моделями как Switch, портативные Switch Lite и 3DS, а также предыдущими поколениями Wii и DS, каждой из которых было продано более 100 миллионов штук.
Учитывая сказанное, должно быть очевидно, на какую целевую аудиторию ориентированы эти типы консолей и к какой относитесь вы. Второй тип консолей, несмотря на выход на Switch целого ряда «мейнстримных» игр, все же представляет собой отдельный мир. С ПК конкурируют в основном PlayStation и Xbox, на которых выходят примерно те же самые игры. Поэтому говоря о «консолях» в данной статье, мы будем иметь в виду именно их.
Подведём итог. Что лучше выбрать для игр? Компьютер или PS4 
Вы должны выбрать ПК, если:
- Вы не против тратить лишние деньги на повышение производительности
- Вы знаете, как обращаться с компьютерами
- Вас не интересуют эксклюзивные игры PlayStation 4
- Вы предпочитаете клавиатуру и мышь нежели контроллер
- Вы хотите наилучшую графику
- Вам нужны бесплатные онлайн игры
- Вы хотите иметь возможность обновить оборудование в любое время
- Вы хотите иметь возможность использовать свой игровой ПК для других целей помимо игр
- Вы хотите использовать моды
Вы должны выбрать PS4, если:
- Вы владеете ограниченным бюджетом
- Вы хотите играть в эксклюзивные игры PS4
- Вы не хотите заниматься поиском и приобретением отдельных частей
- Вам нужен простой в использовании пользовательский интерфейс
- Вы хотите иметь возможность обмена физическими копиями игр
- Вы хотите использовать PlayStation VR
- Вы хотите мобильность своего оборудования
- Вы владеете PS Vita и хотите удаленно играть в PS4
- У вас уже есть библиотека игр PSN
Возможно, вам будет интересно узнать, что лучше икс бокс или сони плейстейшен. Переходите по ссылке и узнайте.
Особенности PC: плюсы, минусы
По целому ряду параметров компьютеры никогда не уступят первенство игровым консолям по своей функциональности, удобству использования, инновационности, гибкости в управлении, комплектации с возможностью улучшения рабочих параметров и поддержкой старых игр.
- Выбирая между компьютером или консолью, для многих важнейшим преимуществом первого варианта становится возможность увеличения производительности.
- Удобство и функциональность устройства. Если, к примеру, нужно на приставке или ПК набирать текст, то выбор уже очевиден. Такая же ситуация с серфингом в Интернете.
- Возможность удаленного доступа к игре. На консоли такой функционал доступен только при помощи специального адаптера.

- Габаритные размеры (взять с собой компьютер, в отличие от консоли, будет непросто).
- Сложность сборки.

Консоль или ПК? Что выбрать в качестве основной игровой платформы в этом году
Апгрейд ПК или новая консоль? На что потратить деньги осенью? Прикупить себе Zen 3 и новую видеокарту на базе RDNA2 или Nvidia Ampere? Или плюнуть на ПК и купить новую консоль? Юмор в том, что выбор между PS5 и Xbox Series X, несмотря на все холивары между поклонниками обоих лагерей, на самом деле прост. А вот брать ли консоль или предпочесть ПК — здесь есть некоторые неочевидные на первый взгляд подводные камни. В общем, я решил поделиться своими размышлениями и буду рад комментариям.
Я прежде всего ПК-геймер и рассуждаю именно с позиции ПК-геймера. На ПК играю с конца девяностых годов, консоль в первый раз купил в 2014 году и она так и не стала моей основной игровой платформой. Сейчас подходит время обновить железо моего домашнего игрового компьютера и я вновь смотрю в сторону консолей. Почему так?
Мне комфортно играть на ПК и возня с ним меня не напрягает, тем более, что по нынешним временам никакой возни и нет. Ведь я знаю, что Microsoft все свои игры выпускает на ПК, причем с недавнего времени вообще в Steam по региональным ценам. И мне, как правило, не заходят топовые эксклюзивы Sony, так что я прекрасно могу без них обойтись, а если и не смогу — у меня есть возможность позаимствовать у друзей плойку на месяц-другой. Зачем казалось бы вообще париться на счет консоли?
Меня смущает архитектура новых консолей, прежде всего организация системы памяти, и то, как она может повлиять на ПК гейминг. Есть предположение, что если разработчики игр в полной мере начнут реализовывать потенциал системы памяти новых консолей, системные требования к ПК могут вырасти очень серьезно. Но вот вопрос — начнут ли и насколько сильно.
Чем же новые консоли отличаются от ПК?
Итак, основные архитектурные особенности, представленные в новых консолях, которых лишены современные игровые ПК и которые, на мой взгляд, могут сыграть важную роль:
- высокоскоростной NVME SSD, чем в наше время может похвастаться не каждый игровой ПК, даже те домашние ПК что имеют SSD, оснащены чаще всего относительно медленными SATA моделями
- аппаратная декомпрессия данных, которая в полтора-два раза в среднем повышает скорость обмена данных с и без того быстрым SSD
- прямая загрузка данных в видеопамять, минуя промежуточный этап в виде оперативной памяти, как это происходит на ПК
- новые технологии сокращения объемов требуемых видеоданных за счет оптимизации алгоритмов рендеринга, такие как Sampler Feedback Streaming, Variable Rate Shading, Primitive Shaders, Mesh Shaders и т.п.
Все эти фишки значительно повышают эффективность использования оперативной памяти, позволяя тем самым обходиться меньшим ее количеством и наполнять сцену гораздо большим количеством деталей, чем было возможно ранее.
Высокоскоростной SSD позволяет быстрее подгружать данные в память, соответственно дает возможность держать меньше данных в памяти.
Аппаратная декомпрессия еще больше ускоряет обмен данными c диском за счет возможности передавать сжатые данные и распаковывать их на лету без задействования центрального процессора. Прежде всего это важно для текстурных данных, которые могут сжиматься вплоть до двух раз, например на Xbox Series X при использовании специально разработанного алгоритма BCPack.

Схема блока обмена данными с SSD на PS5
Прямая загрузка данных в видеопамять это не новая фишка для консолей. И нынешнее и предыдущее поколения консолей построены по такому принципу — в них единый неразделяемый пул памяти, которые одновременно используется как для видео, так и для всех других данных. Тогда как в ПК видеоданные с жесткого диска сначала загружаются в оперативную память и оттуда уже в память видеокарты. Что в свою очередь существенно увеличивает потребность в оперативной памяти, которая в данном случае выступает буфером.
Ну и последнее — всякие хитрые технологии сокращения объема требуемых данных. Они минимизируют использование ресурсов GPU и видеопамяти вхолостую, предотвращая загрузку деталей картинки, которые не будут видны на экране. Перечисленные выше технологии, например Sampler Feedback Streaming, Variable Rate Shading и Mesh Shaders, входят в DirectX 12 Ultimate и будут также доступны на ПК, но смогут ли разработчики задействовать их в ПК версиях игр одновременно с консольными — вопрос. И станут ли, учитывая что далеко не все ПК будут оснащены видеокартами с поддержкой последней версии DirectX.
Как результат, при прочих равных условиях, объем памяти, требуемый игре с использованием перечисленных выше фишек на консолях нового поколения и без их использования на ПК, может различаться в разы. Только одна лишь технология Sampler Feedback Streaming может сократить объем загружаемых в память текстур в 2.5 раза по оценке Microsoft.
В Xbox Series X 16Gb общей неразделяемой памяти, из которых 10Gb имеют пропускную способность в 560Gb/s и позиционируются как прежде всего предназначенные для видеоданных. Остальные 6Gb с пропускной способностью 336Gb/s под систему и прочие данные. В PS5 по сути то же самое, просто там одинаковая пропускная способность 448Gb/s для всех 16 гигабайт.
То есть в новых консолях будет до 10Gb доступной видеопамяти. Получается, что если игра на консоли с учетом всех описанных выше технологий требует 10Gb видеопамяти, то на ПК для того же качества и разрешения картинки может потребоваться в разы больше видеопамяти. В итоге покупка видеокарты сейчас становится интересной задачей со многими неизвестными. С оперативной памятью проще — ее хотя бы можно докупить.
Каков прогноз?
В целом, похоже на то, что новые консоли могут вызвать серьезный скачок системных требований к играм. Можно предположить следующие изменения.
Во-первых, окончательно уйдут в прошлое четырехъядерные процессоры, потому как разработчики будут ориентироваться на более чем восемь потоков высокопроизводительных Zen 2 ядер. Соответственно, здесь разумно будет брать как минимум шестиядерник с расчетом что более высокие частоты и теплопакет обеспечат более высокую производительность на поток и компенсируют нехватку четырех потоков.
Во-вторых, из-за перечисленных выше особенностей, в силу высокой эффективности работы системы памяти на консолях, резко возрастут требования к объему оперативной и видеопамяти. И недавние утечки о том, что новые топовые видеокарты от Nvidia могут получить до 24 гигабайт видеопамяти как раз говорят в пользу этой версии. В целом допускаю, что рекомендованные объемы памяти для игры в 4К на ПК могут вырасти до 32Gb оперативной и 20Gb видеопамяти.
SSD также возможно станет обязательным компонентом минимальных системных требований, а в рекомендованных пропишется PCI Express 4.0 NVME SSD со скоростью обмена данными на уровне 4-5 Gb/s.
Глядя на эти прогнозы и сопоставляя их с актуальными и потенциальными в этом году предложениями на рынке, становится очевидно что сколько-нибудь выгодно проапгрейдить ПК с расчетом на 4К так, чтобы его с гарантией хватило на несколько лет, в этом году может не получиться. Потому как видеокарт с 20 GB на борту пока нет, а когда будут ценник будет скорее всего за тысячу долларов. Ну а первые SSD требуемого класса производительности только начали появляться и пока что стоят как самолет.
Что же делать?
Мне кажется, не стоит в этом году вкладываться в дорогое ПК железо. Есть достаточно обоснованный риск, что оно может быстро устареть и можно не получить за свои деньги все на что рассчитываешь. Думаю, с серьезным апгрейдом ПК или покупкой нового высокопроизводительного ПК стоит подождать хотя бы до конца следующего года, пока не станет более-менее ясно чего ждать от разработчиков — станут ли они поддерживать в полной мере возможности новых консолей и повышать системные требования для ПК или наоборот пойдут по пути наименьшего сопротивления.
А пока рациональный выбор мне видится из следующих вариантов:
- если хотим полноценные 4К недорого — берем Xbox Series X или PlayStation 5
- если достаточно 1080р/1440р, и уже есть комп который как есть или с небольшим апгрейдом потянет новые игры конца этого года в этих разрешениях на высоких настройках и 60 фпс — оставляем его и при необходимости чуть апгрейдим
- если комп старенький или его нет и много денег тратить не хочется, то ждем осени и берем новую консоль, причем возможно будет в качестве недорогой альтернативы Xbox Series S тем, кому 4К не нужно
Как думаете? Или по вашему стоит таки осенью вложится в крутое топовое ПК железо?
Что еще учесть при выборе?
Помимо фактора цены, есть еще и другие факторы, которые нужно учитывать, выбирая между ПК и консолью:
- Стоимость игр — свежие ААА релизы на консолях стоят 4-5 тысяч рублей, на ПК в Steam примерно в два раза дешевле. Поэтому, если вы играете много, не хотите ждать распродаж и не хотите связываться со всякими заморочками типа покупки игр в тройках или через Аргентину, то наверное консоль для вас не лучший вариант с точки зрения затрат.
- Организация домашнего игрового места — для ПК это обычно отдельный стол с отдельным монитором, за который вы сели и никому не мешаете. Консоль же обычно подключается к телевизору, который вам возможно придется делить с другими домочадцами. Это стоит учесть, возможно есть смысл подключить консоль к вашему монитору, а не к телевизору и не занимать телевизор.
- Онлайн игра — на консолях платно, на ПК бесплатно, на консолях читеров мало, на ПК много
- Количество пользователей онлайн — на ПК и PlayStation обычно достаточно, у Xbox в России сообщество поменьше
- Поддержка модификаций — на консолях этого практически нет, на ПК с этим все хорошо и если вам это важно, консоли не для вас
- Техническое качество игр на консолях бывает выше чем на ПК, но при этом патчи на консолях иногда выходят на несколько дней позже, чем для ПК версии
В общем как-то так. Конец года обещает быть очень насыщенным в плане нового железа и гаджетов. Берегите свои деньги и делайте взвешенные и разумные покупки. И пусть они принесут вам много удовольствия
Простота ремонта
Поскольку любое оборудование несовершенное и время от времени может ломаться, может возникнуть потребность в ремонте или замене некоторых компонентов. Здесь также несомненное лидерство за игровым компьютером, поскольку заменить любую деталь не составит никакой сложности. В большинстве своём с практически любой проблемой можно справиться самостоятельно. На худой конец, даже если обратиться в мастерскую, стоимость ремонта будет невысокой.
Если же что-нибудь сломается в консоли PS4, самостоятельно ремонтировать ни в коем случае ничего нельзя. Мало того что без специальных знаний у вас вряд ли что-либо получится, так ещё и конструкция устройства не предусматривает стороннего вмешательства. В 99% случаев вам придётся обратиться в специализированный сервисный центр и с большой долей вероятности потратить значительную сумму на ремонт. Очевидно, что балл в этом компоненте получает ПК.

Ремонт консоли PlayStation 4

