Компьютерная графика как искусство (продолжение)
Эта статья – вторая часть из серии статей про компьютерную графику. В первой статье мы узнали о том, как делаются спецэффекты в киноиндустрии, а также проследили историческое развитие спецэффектов в кино.
Цифровая живопись
Цифровая живопись – это создание электронных изображений за счёт компьютерных имитаций традиционных средств художника (моя вольная трактовка понятия из Википедии). На самом деле, вы почти никогда не встретите компьютерного художника, который бы употреблял термин «цифровая живопись». Во-первых, потому что уже есть иностранная аббревиатура – CG художник (иногда CG-специалист). Во-вторых, те произведения искусства (именно так!), которые создают такие художники, не очень подпадают под определение «живопись». В-третьих, все уже привыкли использовать аббревиатуру CG, так как она общепонятна и русским, и американцам, и китайцам, и т.д.
Понятие «арт» пришло к нам из латинского и итальянского языков: art – искусство, художество, мастерство. Обычно в среде CG-художников работы называют 2d арт (если нарисовано на планшете) и 3d арт (если сделано в трёхмерном редакторе).
2D Art
Процесс работы очень напоминает процесс работы обычного художника. Только вместо мольберта – монитор и планшет.
Так как раньше мониторы были ограничены в цветовой гамме (а ещё раньше они были монохромными), то цифровая живопись появилась только тогда, когда появились svga-мониторы и видеокарты.
Наличие у художника планшета – это обязательный атрибут для процесса рисования. И не путайте планшетные компьютеры с планшетом для рисования. Планшет для цифровой живописи выглядит примерно вот так:
Вы просто рисуете на таком планшете специальным пером (ручкой, кистью, иногда «стиком» — пластмассовой палочкой), а нарисованное отображается на экране монитора, а именно в окне графического редактора.
Каждый пользуется тем графическим редактором, в каком ему удобнее работать. Но чаще всего пользуются «фотошопом» – Adobe Photoshop.
Почему CG-художники рисуют именно на планшетах… А вы попробуйте нарисовать, хотя бы, овал при помощи мышки! Как бы ни были развиты технологии, рисовать вам всё равно придётся руками (а кто-то умеет рисовать и ногами). А это значит, чтобы стать хорошим CG-художником, нужно уметь хорошо рисовать и на бумаге, знать основы перспективы и всего прочего, чему можно обучиться в художественной школе.
У полностью нарисованных на компьютере картин и изображений есть много полезных качеств. Во-первых, такую работу легче переделывать. Если заказчику не понравилась ваша работа (нарисованная на холсте), вы будете вынуждены полностью её перерисовывать с нуля. Конечно, мелкие детали можно исправить, но значительные изменения уже не провести. А вот CG-художник просто откроет в фотошопе файл своей работы, где все изменения у него раскиданы по слоям. Затем он отредактирует нужные слои и получит улучшенную работу. Таким образом, художники могут переделать, например, фон, чего на холсте невозможно добиться.
Во-вторых, если нужно перенести картину на холсте в цифровую форму, то её просто сканируют. Каким бы хорошим и качественным не был сканер, при сканировании всё равно будет утрачена качественная составляющая. А вот полностью созданную на компьютере картину, можно нарисовать в огромном качестве, и тогда её можно будет распечатать хоть размером с картинку в книге, хоть размером с дом (главное – в каком разрешении работал художник).
Вот пошаговый пример создания в Adobe Photoshop работы «На высоких деревьях» художницы Анастасии Кустовой:
Как видите, всё начинается с эскиза, потом прорабатываются детали. В первой части статьи про компьютерную графику я привёл список сайтов, где вы сможете ознакомиться с потрясающими работами. А так как не у всех людей есть время посещать картинные галереи, но у всех есть доступ в интернет, то приобщиться к искусству может каждый. Кто знает, может быть, совсем скоро цифровая живопись вытеснит классический способ рисования…
Вот примеры нескольких работ, выполненных исключительно при помощи компьютера и цифровых средств:
3D Art
Чтобы создать картину, используя трёхмерный редактор, нужно сначала смоделировать все объекты в сцене, потом наложить на них текстуры, настроить освещение. А после настройки сцены – её рендерят. Рендер – это процесс отрисовки трёхмерной сцены в виде двумерного изображения. Т.е. при такой работе нужно уметь не столько рисовать, сколько уметь моделировать (процесс похож на создание скульптуры).
Работы, сделанные в трёхмерных редакторах, обладают несколькими преимуществами.
Во-первых, уже готовую сцену можно отрендерить с разных углов обзора, получив новую композицию. Во-вторых, если нужно будет распечатать изображение на огромном плакате, то в настройках отрисовки можно указать любое разрешение (зависит от мощности компьютера). В-третьих, такую сцену можно использовать для создания анимационного фильма или интерактивной презентации. Т.е. в трёхмерных редакторах можно создавать как спецэффекты к фильмам, так и создавать шедевры в виде картин.
Вот примеры 3D арта:
На этом всё. От себя хочу добавить, что умение хорошо рисовать и умение переносить свои мысленные образы на холст или на монитор компьютера – это положительное качество человека. Учитесь рисовать! Не обязательно рисовать как Ван Гог или Шишкин, не обязательно ходить на специальные курсы. В интернете сейчас есть множество самоучителей, видеоуроков и других полезностей. Умение рисовать – это значит уметь фантазировать, уметь сосредотачиваться и уметь терпеть. В общем, дерзайте! Берите в руку карандаш и начинайте что-нибудь рисовать прямо сейчас! Кто знает, может быть у вас талант, и вы станете новым Пикассо, или же будете создавать спецэффекты для голливудских блокбастеров…
Спасибо за внимание!
Последние статьи раздела «Компьютеры & Интернет»:
Какую компьютерную мышь выбрать
Мониторинг и профилактика компьютера
Одноразовая почта
Что такое IP-адрес и для чего он нужен
Интеллектуальная собственность в сети Интернет
Компьютерная графика как искусство
Зубные щетки и пылесосы в трехмерном пространстве
Wi-Fi или 3G
Раскрутка сайта
Что такое информационная война
Комментариев к этой статье пока нет
Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста — бессмысленно их использовать. Комментарии содержащие мат и оскорбления будут немедленно удалены.
Вам помогла эта статья? Вы тоже можете помочь проекту, пожертвовав любую сумму по своему усмотрению. Например, 50 рублей. Или меньше 🙂
Найдите хороший референс
В наше время легко найти классические картины маслом в большом разрешении, например на Art Renewal Center. Уделите время изучению референса. У каждого художника была своя техника, и вы должны с ней разобраться прежде, чем начать рисовать.
Будьте внимательны к цветам и тонам, не используйте инструмента «пипетка». Смотрите на картину и пытайтесь понять, где какие присутствуют цвета, и почему: почему художник нарисовал тени оливковыми, почему добавил красной краски на кончик носа?
Уроки рисования на компьютере
Рисование на компьютере происходит в специальных программах, которые называются графические редакторы. Самый популярный из них Paint – он входит в состав системы Windows. Здесь Вы найдете бесплатные материалы по работе в этом приложении.
Учимся открывать графический редактор на ПК и рассматриваем основные детали.
Основы рисования на ПК. Поговорим про инструменты и научимся ими пользоваться.
Учимся записывать рисунки в компьютер. Также поговорим про их форматы (bmp, gif, jpg, png, tiff).
В этом уроке мы будем печатать красивые, аккуратные буквы на картинке или фотографии.
Чертим ровные линии и геометрические фигуры. Поговорим о том, как начертить квадрат, круг, многоугольник, линию и заполнять их цветом.
Paint – это стандартная программа для редактирования изображений. Стандартная – это значит, что она изначально в входит в систему Windows и ее не нужно дополнительно устанавливать.
При помощи этого приложения можно нарисовать что-либо, а также отредактировать уже готовое изображение. Например, изменить фотографию или картинку из интернета.
Начинать учиться рисованию следует именно в этой программе, так как она наиболее простая. Затем можно переходит к освоению более сложных приложений: Paint.net, Artweaver, Inkscape, Creature House Expression 3 и других.
Май (aka Перемены Курса)
По советам с нескольких форумов по тематикам типа “С чего начать новичку”, были заказаны несколько книжек по рисованию. Начал проходить главы книги “Искусство Рисунка” за авторством Берт Додсон.
Пробные работы по урокам из книги ниже (ноги автора поста и бутылка алкогольного напитка)
Решил попробовать рисование поз (Figure drawing, gesture drawing). Пробовал по роликам Proko на YouTube. Осознал, насколько я в этом плох, решил что нужно как-то изучить этот вопрос, прокачать этот аспект.
Ужасные попытки в рисование поз прилагаются ниже:
Просматривая ролики по Krita, наткнулся на рекламу курсов обучения рисованию персонажей на Одном Популярном Сайте С Курсами TM, подвергся влиянию рекламы и пошел на сайт. Там открыл для себя много крутых курсов по рисованию от Brent Eviston. Там же был курс по Figure Drawing, где художник посоветовал сперва пройти первые базовые курсы от него по рисованию (ну ещё бы, хорошо продает себя, чертяка!). В это время как раз была какая-то удачная акция на платформе, и поддавшись импульсу, я скупил где-то с штук 5 курсов, включая заветный Figure Drawing, тем самым дав себе обещание, прокачать эти области, пройти курсы.
Начал с курса Basic Skills. Пока что всё нравится. Это отработка совсем базовых, но необходимых навыков: рисование контуров, прямых линий, эллипсов, конструирование произвольных форм, держание карандаша, привычка рисования от плеча, не от кисти и так далее.
Что характерно, проходя курсы по вечерам, ощутил терапевтический успокаивающий эффект от видео роликов и от самого процесса рисования округлых форм и линий — наподобие медитации. После этого как-то тянуло в сон и я хорошо и быстро засыпал (у самого наблюдаются некие проблемы со сном).
Нашел хорошую подборку статей и обучающих роликов по Krita, откуда открыл для себя потрясающий сайт (и соответствующий канал на YouTube) за авторством Nathan Lovato — GDQuest.com. Там есть несколько хороших курсов (серии обучающих и вводных видео на YouTube) по рисованию в Krita.
По итогу по одной идее, которую мне подкинул мой хороший друг я выдал в редакторе Krita вот такого персонажа — это шахтер-работяга. Рисовал техникой позаимствованной из вышеописанных обучающих роликов Nathan Lovato.
Скетч-набросок
Финальная работа
Мысли и наблюдения, которые я зафиксировал в мае:
- Просматривая обучающий ролик Brent Eviston Одном Популярном Сайте С Курсами TM, я подметил некую аналогию в данной фазе рисовки — накидывание сперва легких еле-заметных линий, наметки крупных основных форм, с постепенным их уточнением и корректировкой. У меня в голове сама собой выстроилась аналогия из мира программирования — декомпозиция, накидывание интерфейсов и API. Последующие фазы — это уже имплементации, небольшие подгонки API методов, дополнительные классы и интерфейсы.
- Я отметил у себя легкие (можно сказать скрытие) боязнь и ступор, когда сел за планшет и открыл Krita. Вот вроде бы посмотрел обучающие ролики, все было понятно, был полон решимости. Но как сел сделать что-нибудь сам, повторить технику, создать свою работу — получается полный ступор и страх, некого рода паралич. Похожие чувства были у меня новичка, когда я совершенно не знал информатику, ни одного ЯВУ, не имел никакого опыта в алгоритмах и решении каких-либо алгоритмических задачек.
Продолжаю осваивать азы рисования по курсам от Brent Eviston на Одном Популярном Сайте С Курсами TM. Получается попрактиковать где-то 1-2 “курсовых дня” в неделю из программы курса (курс побит на недели, недели по 5 дней).
Серия изображений с прогрессом по ходу прохождения курса
Смотрю YouTube-ролики Ctrl-Paint, а также пересматриваю классные ролики от GDQuest, стараюсь перенимать оттуда подходы к рисованию ассетов для игр. В целом пытаюсь рисовать с той же техникой и алгоритмом шагов: фаза скетча, фаза обводки и заливки форм (с разбиением частей тела или предмета сразу по слоям), фаза добавления объема путем рисования “обводящих” линий и теней по краям полученных форм.
Мысли и наблюдения, которые я зафиксировал в июне:
-
Просматривая и повторяя за инструктором в видеокурсах по рисованию объема и форм невольно выстраиваю в голове аналогии с слоями и подсистемами в архитектуре разрабатываемого программного обеспечения.
Например, композицию из книги, апельсина и кружки, автор в рамках курса по освоению объемных форм, предлагает раскладывать (по сути декомпозировать!) на простые примитивные формы — цилиндр, шар, стоящие рядышком на палаллелепипеде. Важно соблюсти примерное их расположение относительно друг друга, соотношение сторон и передать базовую форму, отбрасывая кучу аспектов: цвет, свет, детали, тени, снизводя всё до базовых примитивов.
Июль можно считать плодотворным в плане работ и обучения. Кажется, именно в этот месяц я провел больше всего часов за рисованием и за вдумчивым просматриванием роликов с курсов.
В июле я двигался двумя параллельными курсами — это рисование на бумаге при прохождении курсов и рисование на графическом планшете на свободные темы либо реализация каких-то внезапно посетивших меня идей сюжетов и персонажей.
Продолжаю осваивать цикл курсов Art & Science, очень уж он мне по душе.
В этот месяц я ударными темпами проходил курсы “Динамичные штрихи” (техника применения штрихов для передачи глубины, расстояния, детализации рисунка.), “Пропорции и измерения”, а также “Тени”.
Работа с применением динамичных штрихов, кажется одно из финальных заданий курса. Сюжет на свободную тему (сделано на основе реального фото с собственного смартфона; но не срисовано!). Думаю, по рисунку вполне можно угадать город и даже более-менее вычислить обзорную точку.
Лист бумаги лежит на импровизированном самодельном мольберте, сделанном из картонной коробки
Осваиваю очень полезный для меня курс по развитию пропорций и измерений. С горечью осознаю и очередной раз подтверждаю для себя, что это самая слабая моя сторона. А еще я теперь очень сильно ненавижу кружки, чашки и все, что имеет ручку. Это просто ужасно. Совершенно не получается рисовать такие вещи приближенные к реальному предмету. Думаю, над измерениями и пропорциями мне нужно работать сильнее других аспектов, увеличивая практику в этой области сильнее других.
Упражнение по отработке динамичных штрихов — не глядя на холст рисуем по внутренним ощущениям сложный контур, например кисти рук
Неожиданно понравилось рисовать перспективу другим цветом. Поначалу в наличии был только красный карандаш, собственно им и очерчивал линии.
Но скоро мои аппетиты до снаряжения выросли, и я не выдержал и заказал себе простенький недорогой настольный мольберт, так как картонный самодельный начал уже гнуться и в целом мне показалось, что он плохо влияет на процесс, хотя конечно же это скорее мой малый опыт и кривые руки. После нескольких месяцев, могу уверенно сказать, что мольберт это очень полезная и удобная вещь в процессе рисования, можно контролировать руки лучше, выдерживать правильные расстояния взгляда до рисунка и объекта рисования, удобно закрепить и держать бумагу на наклонной доске.
Также я еще дозаказал себе комплект альбомов формата А4 для рисования со спиралью и еще набор цветных карандашей, 18 цветов. Думаю, такого набора цветов мне хватит за глаза. Планирую использовать синий, голубой, бурый, красный.
А ниже работы в Krita, намалёванные в июле в Krita
Это хаотичное скопление клякс почему-то очень радует меня. Я сохранил работу. Как думаете, за сколько такое пойдет на торги на Sotheby’s? 😉
Образ появился еще пару месяцев назад, случайно, когда баловался на бумаге. Теперь наконец-то реализовал его с помощью планшета в графическом редакторе.
Можно углядеть здесь применение инструмента зеркалирования в Krita.
В этом “сюжете” хотелось изобразить что-то воспринимаемое как иллюстрация к детской книжке сказок, наподобие легких иллюстраций куда-нибудь на форзац книжки. Как считаете, получилось справиться с задачей?
Просто почеркушка (хотел повторить мультяшный стиль художника Blackthornprod). Сохранил как черновой проект с возможными планами развить идею. Но может быть просто выкину.
Мысли и наблюдения, которые я зафиксировал в июле:
-
Осмысление своих слабых сторон — пропорции в рисунке — натолкнуло меня на, как мне показалось, смешную аналогию из мира софтостроения — регулярные промахи в оценке задачи.
Я с усмешкой подметил, как я не очень хорош во временных оценках задач — то, сколько та или иная задачка на имплементацию функционала или фикс бага занимает по задумке, и то, сколько она отъела в реальности — порой очень разные числа. У меня она колебалось с перекосом в перерасход часов, от 1.2 до 2-3 раз.
Но я также знаю, что у многих коллег по ремеслу это тоже не редкость и вполне частое явление. Вполне можно понять, что многие просто недолюбливают этот процесс, кто-то даже не видит в нем смысла.
Инструкция, как научиться рисовать мышкой на компьютере
1. Если у вас на данный момент нет возможности приобрести планшет, либо вы пока не уверены, понадобится ли он вам вообще, попробуйте рисовать мышкой. Просто открывайте любой графический редактор (растровый, как Photoshop или векторный, как CorelDraw и Adobe Illustrator), найдите урок рисования для начинающих и начинайте его выполнять. Создать мышкой вполне приличный рисунок очень даже возможно. Другое дело, что времени это займет не мало и потребует усилий. Впрочем, некоторые обходятся мышкой и покупать планшет не собираются. Бывает, человек настолько привыкает рисовать мышью, что потом ему сложно перейти на планшет.
2. Одна из проблем рисования мышью в том, что линии сложно сделать плавными и ровными, они могут сбиваться и превращаться в зигзаги. В какой-то степени это можно компенсировать, многократно увеличивая масштаб документа, так удобнее прорисовывать детали. Время от времени вы можете уменьшать масштаб и оценивать результат. Вместо того, чтобы пытаться провести длинную линию, лучше используйте побольше отдельных штрихов и мазков. Если вам нужна прямая линия, пользуйтесь соответствующим инструментом в редакторе, настраивая нужную толщину и цвет.
3. Рисуя простые изображения вроде снеговика или елки, берите за основу геометрические фигуры — круги, треугольники и т.п., а потом заполняйте их цветом, добавляйте светотени и детали. Чтобы ровно закрасить какую-то область, сначала выделите ее, а потом закрашивайте — так вы не сможете выйти за пределы области, а рисунок будет аккуратным.
4. Есть еще один способ. Набросайте контуры рисунка на обычном листе бумаги карандашом, сфотографируйте или отсканируйте, снимок откройте в графическом редакторе и там уже обрисуйте контуры и раскрасьте. В Photoshop при этом удобно пользоваться слоями, чтобы следы карандашного рисунка не остались в итоговом изображении.
Важные личные качества
Очевидно, что художник компьютерной графики должен обладать определенными способностями к изобразительному искусству и уметь обращаться с современной техникой. Также от него требуется усидчивость и терпеливость, умение привносить долю рационализма в творческие порывы и доводить каждый проект до победного конца без ущерба для качества. Не помешает хорошее зрение, отсутствие хронических заболеваний, не позволяющих долго сохранять одно и то же положение (художник-график может корпеть над планшетом на протяжении многих часов). Также нужны коммуникативные способности, чтобы понять потребности заказчика и найти общий язык с ним.
Наиболее подходящая специальность для овладения этой профессией – «Графика» (код 54.05.03). Чтобы поступить в вуз по этому профилю, необходимо успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и истории. Большинство учебных учреждений также проводят вступительные творческие испытания (по живописи, рисунку или композиции). Обучение длится 6 лет и чаще всего проводится только в очной форме.