Тест по информатике Компьютер — универсальная машина для работы с информацией 5 класс
Почти каждый автомобилист слушает у себя в машине музыку, и все задумывались, что неплохо было бы слушать то, что хочешь (это только в Москве и Питере радиостанции на любой вкус). Естественно сейчас авто-магнитолы читающие просто CD диски уже доживают свой век на барахолках, на смену им пришли CD-MP3 и прочие, которые кстати тоже не писк моды, самые актуальные сейчас на сколько я понимаю это головные устройства с USB или каким-нибудь SD картридером. Но что они могут? Ну допустим одни читают только MP3, другие WMA или еще там хрен знает что, некоторые понимают русские теги и имена файлов, некоторые не понимают, если все это удовольствие еще и с нормальным экраном и показывает видео (опять же не все проигрыватели нормально воспроизводят огромную кучу видео форматов), то стоит не меньше 300 баксов, а если еще и от нормального производителя то все 700. В принципе все это умеет делать компьютер, тогда что мешает его засунуть в машину? Эта тема уже поднималась не однократно, но поскольку сейчас случился век высоких технологий, то думаю будет не лишним обсудить её еще раз. Итак, для сначала подумаем какие препятствия встанут у нас на пути внедрения одного чуда технического прогресса в другое. 1.Монитор с тачскрином 2.Блок питания 3.Корпус 4.проблемы монтажа Кроме этих основных проблем есть еще много нюансов, такие как вывод звука, жесткий диск, монтаж самого системника и проводки, установка дополнительных девайсов.
Теперь поняв, сколько гемора можно огрести, нужна сладкая морковка, подвешенная перед вами на удочке, которая будет вести вас через все трудности, то есть что мы в итоге можем получить (а точнее чего я хотел получить): 1. Воспроизведение всех аудио форматов с поддержкой тегов и прочих плюшек. 2. Тоже самое что и 1ое только с видео (ну раз уж это компьютер то почему бы вместо простого прослушивания аудио не крутить клипы любимой группы, параллельно шокируя подвозимых хомячков, а че, хороший понт дороже денег. 3. Навигация (по скольку мы и так уже в это дело закопаем приличное количество бабла, то надо выжимать с него все что можно, и потратив лишние 1.5к рубасов на gps приёмник, замутить навигацию будет не лишним). 4. Простое управление (тут хотелось бы отметить наличие тачскрина, без которого собственно все это бесполезная затея, он нужен для навигации, для простого управления аудио-видео плеерами ну и почти для всего остального, конечно беспроводные мыши с клавами никто не отменял, но они хоть и нужны иногда, ими все же, не обойтись). 5. Качественный звук, на сколько возможно (ну тут все решается довольно просто, звуковуха покруче, да усилок пободрее, ну и динамики…а как же без них то). 6. Простое подключение перефирии (суть такова, системник скорее всего будет установлен в труднодоступном месте, ну и чтобы не лазить каждый раз туда подключить флешку со свежей музОй, надо организовать что то типа USB хаба, где нибудь под рукой)
Ну вот пожалуй этого пока хватит, и для начала реализовать хотя бы так, а в теории привинтить туда можно много всего, начиная от WiFi и GPRS модулей, заканчивая web-камерами для видео-регистрации и заднего хода, а так же всевозможными мониторингами работы двигателя через OBD2 или типа того.
А сечас перейдем к самому насущному, вопросу про бабло. Его то, как раз было весьма ограниченное количество. Да и все-таки суровые сибирские поцаны не будут раскидываццо честно отработанным баблом на лево, на право.
Для начала, помимо обычной компутерной комплектухи нам понадобится специальный блок питания и моник с тачскрином. Вопросом о монике я озадачился задолго до сборки, это, пожалуй, был один из главных и самых дорогих компонентов системы. Я излазил все форумы посвященные этому вопросу такие как pccar.ru и им подобные, вообще толковых форумов на русском всего штуки 3-4, остальное мусор. В итоге я сделал вывод, что если брать готовый моник то по минимуму он обойдется где-то баксов в 500. Далее на повестке блок питания. Как всем известно, в компьютерных внутренностях не используется напряжение выше 12V, а напряжение бортовой сети автомобиля как раз около того. Если быть точным, то в заведенном состоянии у меня было 14 вольт, а аккумулятор дает в районе 12V. Ну а дальше все просто, можно использовать обычный автомобильный инвертор и к нему подключить комп с обычным 220V блоком питания, а можно специальный, автомобильный блок питания рассчитанный на работу от 8 до 28 вольт. Вообще у разных моделей блоков разные входные напряжения, но это не важно, главное что меня вариант с инвертором не устраивал и по этому надо еще от 70 до 200 вечнозеленых на БП. Короче от заранее запланированных 800 баксов на все это у меня оставалось где то 200 на комплектуху, а так как усилок у меня остался со старой тачки (естессно я его вместе с сабом отковырял при продаже), то по расчетам я почти укладывался в бюджет.
Что получилось у меня
Начнем с лица всей системы, с монитора. Определившись с тем что будет у меня, а именно: 2DIN in-dash монитор, то есть монитор устанавливаемый в панель вместо 2х диновой магнитолы, как раз в моём нисане была именно 2х диновая дырка (полочка и мафан). Вообще мониторы бывают еще выезжающие (я счел их не практичными ибо сибирь…) и отдельно устанавливаемые на панель (правда снимать устанавливать моник меня не втыкает, а оставлять его ночью — это подарок сибирским наркам). По скольку в нашем гОмске в магазинах подобное можно даже и не спрашивать, я начал приставать к гуглу. Ближайшие магазины я нашел только в Москве, и если бы меня устроил ценник то я бы озадачил одного «коренного мАсквича», но там было все печально. Облазив всякие диалэкстримы, добравшись до ебэев, я случайно наткнулся на магазин электронных компонентов, в соседнем Новосибе (как уж я на него наткнулся, не спрашивайте) обнаружил там интересную весч. Бескорпусный монитор и сенсорную панель. И тут моя ручная жаба начала меня тихонько придушивать и склонять меня купить этот комплектик и как нибудь упаковать все это в панель машины, тем более, что все это было размером 7дюймов, что как раз является размером дырки в панели. Созвонившись с этим магазином, я заказал все за 5400р + 300р доставка. Посылка пришла через неделю и я тут же начал эксперименты.
вот те зеленые ворота, это Омский «офис» транспортной компании Энергия, которая мне привезла посылку за неделю, вместо обещанных 3х дней
содержимое посылки, моник и тач
В итоге тач к монитору я приклеил на 2х сторонний скотч (а че ему сделаеццо), а монитор к металлическому корпусу дохлой 2х диновой магнитолы mystery, с оторванной лицевой панелью и выброшенными внутренностями. Внутри корпуса я спрятал контроллеры тачскрина (он кстате USB-шный) и монитора. Получилось так себе на вид, но на месте стояло крепко, никуда не шаталось, показывало хорошо и тач работал тоже не плохо. Главное с наружи, через тонировку, в выключенном состоянии, вообще было не понятно что это за хрень, и вообще есть ли там что-нибудь, по сему нарков особо не привлекало. Короче на мониторе я сэкономил баксов 300.
Что касаемо системника то тут тоже не все просто. По скольку я не хотел его засовывать в багажник то он должен быть не большим, но и в крайности тоже решил не бросаться и монтировать все под панелью. Я установил комп под водительским сиденьем, из за сравнительно не большого размера, он там не мешался да и если что, всегда под рукой. В качестве корпуса я заюзал обычный mini-itix корпус. Блок питания, после долгих раздумий, было решено брать нормальный и не колхозить всякие инверторы и разобранные ИБПшники. Опять же облазив форумы, диалэкстримы на ибэе был найден самый дешманский , модель M2-ITX (вообще это китайская подделка китайской поделки) но в принципе, он оказался весьма рабочим и достаточно функциональным, короче за 2 касаря сойдет. Далее по списку следует системная плата. Я прглядывался к чему то типа этого. По скольку я не хотел ограничиваться в производительности (а её в принципе бы хватило), то решено было – никаких атомов. Да и её все таки пришлось купить за 2400, ибо ничего подобного у меня не было. Процессор Core Duo E6300, отжал я по случаю, по этому стоимость не учитываю, собственно под него то мать я и брал. Его мощности хватит для всего, и при этом он не особо прожорливый, соответственно слабо нагревающийся. Память — 2 планки по гигу, дополненные радиаторами, тоже на халяву, нарезал на работе… и нет, мне не стыдно, ибо пол премии не доплатили за тот месяц… Жесткий диск, вот тут сразу было не все ясно, но потом почитав форумы, купил ноутбучный винт пр-ва seagate на 320 гигов(кстате зимой он стартует не сразу, а мнут через 15, полсе прогрева), и успокоился, конечно в идеале бы ssd, но дорого, да и этот работает. И вот все бы ничего, но последнего штриха не хватает – звуковуха. Вообще говоря я пробовал с интергрированной, работать то конечно работает, но с внешней по кашернее. Под крики, была с марадерствованна из брательниковского компа креативовская звуковуха, я думаю это не самое лучшее, что может быть, но уж точно по веселее встроенной, а то что лучше её намного дороже. На этом пожалуй все, ну разве что сидюк, его я втыкал для установки венды, выковорив из ноута, но он там как то не прижился, да и зачем он там, под сидением…
В самом начале, когда было все собрано, я быстренько поставил XP-шку, и побежал все проверять.
это одна из первых фоток, сделана телефоном
потом на монитор была приклеена черная, пластиковая рамка, скрывавшая края
(кстати, сохранилось всего несколько фоток, случайно снятых телефоном, остальные были сделаны фотоаппаратом, флешка из которого была случайно отформатирована одним моим родственником оставшимся без звуковухи)
Потом поставил 7ку с оболочкой Centrafuse, она специально для этого разработана и продумана, работает отлично. В качестве навигации мне достаточно Дубльгиса, со скриптом отключающим рекламу. Город я и так знаю, разве что найти какой-нибудь адрес или фирму. Также был MS Офис, для просмотра кое каких экселевских табличек, ну и там по мелочи. Были мысли о линуксе, но как то винда роднее, да и потом Centrafuse нету под линукс, а чего то мудрить самому не было желания и времени, эта затея и так его сожрала в достатке. Между прочим, если подобрать мать, то я думаю, не составит никаких проблем засунуть туда Mac OS, для особых извращений.
Навесное оборудование
Из навесного имеется 6ти портовый активный USB хаб (запитанный от компьютера). В него воткнут GPS приёмник, передатчик для мыши с клавой, WiFi модуль(им кстати я пользовался всего 1 раз, как то не понадобился), ir приёмник с пультом с dealextreme’а, ну и все.
Подключение
Для начала комп я подключил к бортовой сети отдельным проводом, который провел из под капота в салон. По скольку сечение у провода было маленькое, он нагревался и все глючило. Тогда я купил толстый кабель, с предохранителем, на нем же установил переключатель вклвыкл. Им я запитал усилитель и комп, причем комп был подключен через фарадный конденсатор, (купленный на барахолке по дешевке). Кабель был подключен к «+» клемме аккумулятора, а «-» просто брошен на массу. Усилитель разместился под пассажирским сидением, потому как он 4х- канальный то на него приходило 2 стерео провода со звуковухи, у которой в свою очередь в драйвере было выставлено «квадро», а с него провода идут на стандартную колодку под панелью. А от туда уже на колонки, которые кстати, достались от предыдущего владельца моего авто (между прочим не плохие колонки, непонятно почему он побрезговал скрутить их, хотя мафон открутил). При таком подключении аудио системы, никаких шумов и наводок замечено не было, у некоторых бывает слышен шум генератора, у меня же все было в норме. А сейчас самое интересное, включение и выключение. Чтобы не тыкать кнопочкой хитрые китайцы на блоке питания замутили управление по ACC (это управляющий сигнал который генерируется при повороте ключа зажигания в нужное положение). Собственно именно так все было и подключено, усилитель и компьютер включаются при повороте ключа зажигания, при чем комп (у блока питания есть несколько режимов) через 5 сек после появления сигнала, чтобы не мешать заводить машину. А выключается все это дело после поворота ключа обратно, при чем не выключается а уходит в спячку на 15 мин, и если в течении 15 мин не подается сигнала ACC то вырубается полностью (по сути это ACC это обычные + 12вольт).
Чего хотелось, но не получилось
Хотел еще GSM модем какой нить прикрутить, но посмотрев тарифы на gsm’овские анлимы и как то передумал (а так хотелось интернет радио). FM-Тюнер тоже был в проекте, но во 1ых хороший тюнер стоит не меньше 100$, во 2ых слушать в нашем радио-эфире нечего, FM диапозон начинается с какого то там радо-алла, заканчивается быдло-шансоном, то есть блатняком. Нет, я даже взял тюнер погонять, попробовал, ну работает в своей программке, а к этой центрифуге которая Centrafuse, прикрутить не смог, короче этот гемор того не стоит. Также было жесткое желание USB сидюк куда-нибудь засунуть, но сколько ездил, он так и не понадобился. А еще камеру заднего вида, и камеру по ходу движения, для видео регистрации (её я кстати пробовал, но с ней как то все залипало иногда, можно было из софта подобрать чего нить другое, но я решил тупо от неё отказаться, не нужна она мне). И самое главное, собственно одно это составляло примерно треть моих ожиданий — ODB2 диагностика. Этот вопрос по началу я изучил меньше всего, глянул, вроде у людей работает, ну и у меня будет. Ан нет. Производители авто, вроде бы и придумали универсальный диагностический разъем, а о протоколах не договорились. Вот поэтому то на что я рассчитывал на за 1000 рэ(у меня знакомый купил эту штуку, я даже брал погонять, но нефига не вышло, он на своём шевике поигрался ей и продал), для меня оказалось в 4раза дороже. И по тому я так и не добрался до этого.
Еще раз про деньги
Если посчитать затраты то: монитор – 6000р(кстати сейчас мониторы сильно подешевели и стали более доступны чем полтора года назад, когда я все планировал, даже появились модели без vga, только usb), системник: (БП-2000р, мать-2400, винт-2000, корпус с обычным блоком питания – 1500, память, проц и звуковуха мне достались на халяву по этому не учитываю)-7900, сюда по идее надо еще добавить усилок, но он у меня уже был…и да, еще конденсатор – 500р. В итоге мои затраты составили около 14,5 тыров, что даже меньше ожидаемого (всякую мишуру типа usb хаба, клавы с мышкой и проводов я не считаю, потому как либо стоили копейки, либо были нагло отжаты). При таком раскладе то что я не учитываю тянет еще тыщ на 5, если усилок брать по проще, а звуковуху оставить интеграшку (кстати тут придумали весьма изящное решение для звука, я бы даже купил если небыло всего этого).
Что в итоге
Сейчас у меня другая машина, ту я продал недавно (предварительно скрутив всю аппаратуру), так сказать, проапгрейдил, и уже как месяц езжу с обычной магнитолой. Сюда установить все это добро не получается, вернее некуда воткнуть монитор. Для этого либо придется менять панель (на что пока нету денег), потому что там всего 1din дырка:
… либо покупать навесной моник (на что опять же нету денег), да и нарков никто не отменял. А сейчас, привыкнув за год к мультимедийному всемогуществу, криво поглядываю на то, что торчит из панели и дальше пребываю в унынии. Вообще я считаю что 15000-20000 для такой затеи, сумма весьма небольшая.
Вот еще несколько 1ых фоток системника, правда я еще дома ставил софт и по этому там обычный блок питания, но я как нибудь достану его из гаража и пофотаю.
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
© 2014 – 2022, Общество с ограниченной ответственностью «КОМПЭДУ»
Свидетельство выдано Администрацией Ленинского района г. Могилева 19.06.2013
212030, РБ, г. Могилев ул. Ленинская д. 63 оф. 503
УНП 790867878, ОКПО 300728017000
Банк: ОАО «Приорбанк» ЦБУ 300 БИК PJCBBY2X г. Могилев ул. Первомайская, д. 63
Время приёма заявок — круглосуточно. Режим работы офиса: 8:00 — 17:00
Служба поддержки proekt@compedu.ru
Телефон: +375 29 225 71 36
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер — универсальная машина для работы с информацией.
В аппаратном обеспечении компьютера различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации. Устройства ввода информации — это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др. Устройство обработки информации — процессор. Устройства хранения информации — оперативная память, внешняя память на жёстких дисках. Устройства вывода информации — монитор, принтер, акустические колонки.
При работе за компьютером необходимо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности, следить за правильной организацией своего рабочего места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_komp-univers.mashina_dlya_rab._s_inf._gorina_vs.docx | 40.88 КБ |
Технологическая карта урока
«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»
УМК : «Информатика. 5 класс. ФГОС» Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой, изд. Бином. Лаборатория знаний, Москва, 2014 г.
Раздел программы : Информационные технологии.
Тема урока: Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Учитель: Горина Виктория Сергеевна.
- содержательная : расширение понятийной базы учащихся за счет включения в неё новых элементов – понятий об основных устройствах компьютера и их функциях.
- деятельностная : формирование у учащихся умения реализации новых способов действия – определения устройств компьютера (основных и подключаемых) и выполняемых ими функций.
Планируемые образовательные результаты:
- знание основных устройств компьютера и их функций.
- основы ИКТ-компетентности.
- представление о роли компьютеров в жизни современного человека;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи:
- расширение представления школьников о сферах применения компьютеров;
- формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютеров;
- актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях;
- закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе и дома;
- закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке :
- универсальный объект;
- компьютер;
- аппаратное обеспечение:
- техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ : персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор с экраном, персональные компьютеры учащихся, презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» ( https://yadi.sk/i/lbwMt9Z33V6cwJ ), компьютерная игра «Пары» ( https://yadi.sk/d/CSDPWTon3V6dCT ).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Компьютер. Его роль в жизни человека» (196591);
2) анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» (196605).
Межпредметные связи : русский язык, литература, обществознание, биология.
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Создание благоприятного климата на уроке.
Мотивация к продуктивной учебной деятельности посредством монолога.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей ( побуждение : На прошлом уроке мы поговорили с вами о том, что такое информация, какая она бывает, и что с ней можно делать. Тема действительно важная, поскольку сегодняшний мир очень насыщен разного рода информацией, она так плотно вошла в нашу жизнь, что умение быстро и качественно организовать процесс работы с ней является одной из важнейших компетентностей современного человека.
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. Внимательно слушают учителя, акцентируя свое внимание на важности изучаемой темы в жизни каждого человека.
Настраиваются на активную деятельность на протяжение всего урока.
Личностные: формирование учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности; формирование потребности в самоопределении и самореализации; выражение положительного отношения к процессу познания.
умение получать необходимую информацию.
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Коммуникативные:
умение слушать, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать цели и способы взаимодействия.
II. Актуализация знаний учащихся (5 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация диалога с учениками.
Учитель задает вопросы ученикам :
1) Что такое информация?
2) Назовите чувства и органы чувств человека, с помощью которых он получает следующие виды информации:
3) (слайд 1) Каждой примете или поговорке поставьте в соответствие органы чувств ( глаза, язык, уши, кожа или нос ), обеспечивающие человека соответствующими данными:
а) утром вороны каркают к дождю;
б) у зайцев шерсть побелела – зима близко;
в) не велик соловей, да голосок золотой;
г) мороз не велик, да стоять не велит;
д) красна ягодка, да на вкус горька.
4) (слайд 2) Определите вид информации ( зрительная, вкусовая, звуковая, осязательная или обонятельная ) в следующих ситуациях:
а) Звонок на урок информатики застал Буратино и Незнайку в столовой.
б) Дожевывая пирожное , они побежали в класс.
в) Буратино и Незнайка открыли дверь и, толкаясь , ворвались на урок.
г) Буратино, облизывая измазанные в креме пальцы , сел за компьютер и включил его.
д) Незнайка решил присоединиться к другу. Вдруг экран монитора погас .
е) Друзья начали стучать по клавиатуре , нажимая на разные клавиши. Ничего не помогало.
ж) Незнайка решил, что все дело в проводах, которые соединяли системный блок с монитором, клавиатурой и мышкой, и начал дергать их.
5) Назовите действия, которые человек может выполнять с информацией.
6) (слайд 3) Подберите к предложенным группам оптимальное действие, совершаемое с информацией:
а) слушаем объяснения учителя,
читаем книги, смотрим кинофильмы, посещаем музеи и выставки;
б) рассказываем о событиях, выступаем на конференции, отвечаем на вопросы учителя, отправляем SMS-сообщения;
в) запоминаем правила, записываем в записную книжку, заучиваем таблицу умножения, коллекционируем модели автомобилей;
г) ищем нужное слово в словаре, переводим тексты, заполняем календарь погоды, вставляем пропущенные буквы.
Вступление в диалог с учителем.
Ответы учащихся на поставленные учителем вопросы с опорой на ранее изученный материал.
Примерные ответы учащихся :
1) Информация – это сведения об окружающем нас мире, полученные посредством органов чувств.
в) осязание (кожа);
5) Информацию можно получать, передавать, хранить и обрабатывать .
а) получаем информацию;
б) передаем информацию;
в) сохраняем информацию;
г) обрабатываем информацию.
Личностные: умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения и делать выводы.
умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение; умение ставить и принимать учебную задачу; умение проговаривать последовательность действий на уроке.
умение формулировать грамотные речевые выражения; владение монологической речью; умение вести диалог: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, слушать собеседника.
III. Формулирование темы, постановка целей и задач урока
Организация совокупности действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.
Подведение учащихся к формулировке основных целей и задач урока посредством организации с ними диалога.
Учитель задает вопросы ученикам , тем самым проводит параллель с ранее изученным материалом:
1) В современном мире человек получает огромное количество информации в виде сигналов, которых значительно больше, нежели в состоянии обработать его мозг. Как помочь человеку справиться с этой проблемой?
2) И имя этому устройству всем вам знакомо.
— Вы правы. Такое устройство не просто изобретено, компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Компьютеры везде – дома, на работе, в школе. Они помогают человеку в работе с информацией, с тем ее огромным объемом, который поступает из окружающего мира.
— Вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?
— Какую цель мы наметим?
Учитель организует внимание детей ( побуждение : как мы уже сказали, сегодняшний мир сложно представить без компьютера, он плотно вошел в нашу жизнь. Поэтому знание, что такое компьютер, из чего он состоит, умение определять входящие в его состав устройства и их функции, и в целом умение работать на компьютере является одним из важнейших требований, предъявляемых современному человеку).
Вступление в диалог с учителем.
Учащиеся дают ответы на поставленные учителем вопросы и тем самым формулируют цели и задачи урока.
Примерные ответы учащихся :
1) Изобрести устройство, которое облегчит умственный труд человека, поможет справиться с гигантскими объемами информации – станет помощником человеку в вопросе обработки информации.
2) Это компьютер – незаменимый помощник человеку в любой сфере деятельности.
— О компьютере как устройстве-помощнике человеку в деле обработки информации.
Тема урока: «Компьютер – универсальная машина для обработки информации» (слайд 4).
Учащиеся фиксируют тему урока в своих тетрадях.
— Узнать как можно больше о компьютере – какие устройства входят в его состав, зачем они нужны.
Учащиеся внимательно слушают учителя, акцентируя
свое внимание на важности практического применения изучаемой темы в жизни, что способствует мотивации учащихся на активную деятельность в продолжении урока.
Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания; умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; формирование учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности; формирование потребности в самоопределении и самореализации.
умение получать необходимую информацию; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения и делать выводы, обобщать факты и понятия.
умение определять цель деятельности на уроке; умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение; умение ставить и принимать учебную задачу; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
умение формулировать грамотные речевые выражения; умение вести диалог: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, слушать собеседника; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать цели и способы взаимодействия.
IV. Изучение нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми понятий урока.
Организация диалога с учениками.
— Необходимо в процессе беседы с ребятами рассмотреть сферы применения компьютера – организовать просмотр и обсуждение анимации «Компьютер. Его роль в жизни
человека» . Главное – подвести ребят к пониманию того, что
компьютер является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.
— (слайд 6) Самую разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером, называют данными . За малое время компьютер способен обработать большое количество данных. Компьютер обрабатывает данные по заданным программам .
В отличие от человека компьютер не может думать. Он – исполнитель команд человека , выполняет только то, что ему предписано. Часто говорят о компьютерных ошибках, но, как правило, это ошибки людей, разработавших неверные программы для компьютера.
— При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать имеющиеся знания школьников в
этой области. Беседу с учениками следует сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» ) (слайд 7).
— Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что в аппаратном обеспечении компьютера различают устройства для ввода информации (клавиатура, мышь, джойстик, микрофон, сканер, веб-камера и др.), устройства для вывода информации (монитор, принтер, графопостроитель, колонки, наушники), устройство для обработки информации (процессор), устройства для хранения информации (оперативная память, жесткий диск, оптический диск, флэш-карта и др.) (слайд 8, 9).
Вступление в диалог с учителем.
— Учащиеся приводят примеры из своей жизни, где и как используется компьютер.
— Как итог обсуждения, ученики приходят к выводу, что компьютер – универсальная машина для работы с информацией, которая может обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию,
и использоваться в самых
разных видах человеческой деятельности (записывают в тетрадях определение понятия « компьютер ») (слайд 5).
— Учащиеся приводят примеры, какие компьютерные программы они используют в своей практике. Делятся примерами ситуаций некорректной работы компьютера вследствие неграмотных команд пользователя на выполнение.
— Учащиеся предлагают свои варианты названий основных устройств компьютера и их назначения.
— Учащиеся фиксируют в своих тетрадях основные устройства компьютера.
— Учащиеся предлагают свои варианты устройств компьютера для ввода/вывода информации. Определяют, какой тип информации вводит/выводит то или иное компьютерное устройство. Фиксируют в своих тетрадях основные устройства для ввода/вывода информации.
— Учащиеся предлагают свои варианты устройств компьютера для хранения информации. Фиксируют в своих тетрадях основные устройства для обработки и хранения информации.
Личностные: развитие индивидуальных познавательных способностей;
использование собственного спонтанного (жизненного) опыта; устойчивая положительная мотивация к самостоятельной учебной деятельности;
устойчивая положительная мотивация к коллективной деятельности;
избирательность в потреблении информации.
умение вести поиск и выделять необходимую информацию; умение структурировать информацию в нужной форме; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения и делать выводы.
умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение; умение ставить и принимать учебную задачу; умение проговаривать последовательность действий на уроке.
умение формулировать грамотные речевые выражения; владение монологической речью; умение вести диалог: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, слушать собеседника; планировать цели и способы взаимодействия; умение оформлять мысли в письменной форме.
V. Динамическая пауза
Учитель включает электронную физкультминутку для глаз
Ученики выполняют физкультминутку для снятия утомления
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления
VI. Закрепление полученных знаний ( компьютерный практикум ), контроль и коррекция
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Организация самостоятельной практической деятельности учащихся.
Подведение учащихся к выполнению практической деятельности – отработать на практике умения определения устройств компьютера (основных и подключаемых) и выполняемых ими функций посредством организации диалога с ребятами.
— В ходе проделанной в первой части урока работы мы с вами смогли узнать какие устройства входят в состав компьютера и зачем они нужны.
Что же теперь нам с вами предстоит?
— Совершенно верно. Предлагаю вашему вниманию следующие задания:
1) (слайд 11) Необходимо заполнить таблицу, соотнеся органы человека с устройствами компьютера по выполняемому информационному процессу:
а) органы чувств – прием (ввод) информации;
б) мозг – хранение информации;
в) мозг – обработка информации;
г) речь и жесты – передача (вывод) информации.
2) (слайд 12) Требуется разгадать предложенные ребусы.
— Предлагаю вам проверить себя, сыграв с компьютером в игру.
— Однако перед тем как вы приступите к практической работе на компьютере, давайте вспомним правила техники безопасности и организации рабочего места (слайд 13).
— Кроме того напомню вам о том, что неправильная посадка за компьютером может стать причиной различных заболеваний!
Учитель предлагает учащимся занять свои места за персональными компьютерами и приступить к выполнению практической работы – сыграть в компьютерную игру «Пары», предварительно объяснив правила игры и продемонстрировав ее ход на экране через мультимедийный проектор.
Компьютерный практикум – игра «Пары» включает в себя задания на поиск среди карточек картинок с определенными компьютерными устройствами и их соотнесение с аналогичными картинками или карточками с названием компьютерного устройства.
На протяжении всего хода работы учитель осуществляет контроль за самостоятельной деятельностью учащихся, корректирует ее при необходимости.
Активное слушание учителя, вступление с ним в диалог.
— Отработать на практике умения определения устройств компьютера.
Учащиеся выполняют предложенные учителем задания:
б) системный блок (оперативная память, жесткий диск);
в) системный блок (процессор);
2) монитор, клавиатура, процессор.
— Ученики предлагают правила техники безопасности при работе на компьютере и организации рабочего места.
Учащиеся занимаю свои места за персональными компьютерами. Перед тем, как приступить к выполнению практической работы – компьютерной игре «Пары», ученики активно слушают и следят на экране проектора за ее ходом, который демонстрирует учитель. Задают вопросы и уточняют при необходимости отдельные шаги в работе.
Каждое рабочее место ученика оснащено кроме персонального компьютера с выходом в интернет подробной печатной инструкцией по технике безопасности.
На протяжении всего хода работы учащиеся получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.
развитие индивидуальных познавательных способностей; понимание значения знаний для человека и принятие его; устойчивая положительная мотивация к самостоятельной учебной деятельности;
устойчивая положительная мотивация к коллективной деятельности.
закрепление умения вести поиск и выделять необходимую информацию; закрепление умения структурировать информацию в нужной форме; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, проводить аналогии и делать выводы.
умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение; умение ставить и принимать учебную задачу; умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
умение формулировать грамотные речевые выражения; владение монологической речью; умение вести диалог: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, слушать собеседника; планировать цели и способы взаимодействия.
VII. Рефлексия, итоги урока
Организация работы учащихся, направленной на самостоятельное оценивание продуктивности урока.
Качественная оценка работы класса и отдельных учеников.
Организация диалога с учениками.
Учитель задает вопросы (слайд 15), побуждая учащихся к высказыванию собственного мнения:
— Можете ли вы назвать тему урока?
— Вам было легко, или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
— Можно ли сказать, что вы достигли поставленных на уроке целей и задач?
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
В завершении урока слайды 16-17 – стихотворение «Компьютер – верный друг».
Вступление в диалог с учителем.
Учащиеся дают ответы на поставленные учителем вопросы и тем самым подводят итоги урока и осуществляют рефлексию.
Учащиеся осуществляют предварительную оценку продуктивности своей работы на уроке.
понимание значения знаний для человека и принятие его; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, проводить аналогии и делать выводы.
Регулятивные : прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала; умение осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки.
умение формулировать грамотные речевые выражения; владение монологической речью; умение вести диалог: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, слушать собеседника.
VIII. Перспективы деятельности
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
1) Выучить основные понятия, изученные на уроке (§2, стр.10-16).
2) Выполнить задания в рабочей тетради: № 12-14, 23 (обязательно к выполнению) и № 24, 32 (по желанию, на дополнительную отметку).
Письменная фиксация заданий на дом.
Ученики записывают задание в дневники.
устойчивая положительная мотивация к самостоятельной учебной деятельности; формирование навыков самоорганизации .
формирование навыков результативного, процессуального и прогностического самоконтроля.
умение формулировать грамотные речевые выражения; владение монологической речью; умение вести диалог: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, убеждать и уступать, слушать собеседника.
- Информатика. 5 – 6 классы: методическое пособие. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика. Программа для основной школы: 5 – 6 классы. 7 – 9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Электронное приложение к учебникам «Информатика. 5 – 9 классы» / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.
- Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой ( http://metodist.lbz.ru/ ).