Компьютер победил Каспарова и сравнял счет

Почему каспаров проиграл компьютеру

Родился 13 апреля 1963 года в Баку
Тринадцатый чемпион мира (1985-2000 г.г.)

Рейтинг ФИДЕ на 1 июля 2004 г. – 2817

Красивых партий у Каспарова немало, причем, многие из них имели большое спортивное значение. В первую очередь, это была игра на результат! Такое совмещение творческих и спортивных установок встречается крайне редко.

Это усложненная версия комбинации Ласкера: 17.d5! exd5 18.cxd5 Bxd5 19.Bxh7+ Kxh7 20.Rxd5 Kg8 21.Bxg7!! (разрушая прикрытие черного короля) 21. Kxg7 22.Ne5! Обратите внимание – здесь и в других примерах почти все фигуры Каспарова идут в матовую атаку через центр. Это очень важно, и говорит о хорошем позиционном фундаменте исполнителя.
22. Rfd8 (не спасали и другие ходы) 23.Qg4+ Kf8 24.Qf5 f6 25.Nd7+ Rxd7 26.Rxd7 Qc5 27.Qh7 (белые продолжают атаку, восстановив материальное равновесие) 27. Rc7.

28.Qh8+! Не попадаясь в расставленные сети. На 28.Rd3? следовало 28. Qxf2+!! 29.Kxf2 (29.Rxf2 Rc1+) 29. Bc5+ и черные отыгрывают ферзя с примерным равенством.
28. Kf7 29.Rd3 Nc4 30.Rfd1! Ne5? (упорнее 30. Bd6) 31.Qh7+ Ke6 32.Qg8+ Kf5 33.g4+! Kf4 34.Rd4+ Kf3 35.Qb3+. Черные сдались.

Яркий момент в карьере Гарри. Он на один тур заменил Карпова на первой доске команды СССР – и в принципиальнейшей встрече с «врагом Отечества» одержал феерическую победу.

16. f5 17.f4 b5! (начало бурных осложнений) 18.axb5 (на 18.fxe5 Гарри задумал 18. Nxg3! 19.Kxg3 Bxe5+ с сильнейшей атакой у черных) 18. axb5 19.Naxb5. Это в стиле Виктора Корчного – взять пешку, разобраться в осложнениях и победить. Тогда он еще просто не ведал, с КЕМ играл! Какой-то мальчик…
19. fxe4 20.Bxe4 Bd7 21.Qe2 (здесь и на следующем ходу сильно смотрелся маневр Nb5-a7-c6) 21. Qb6 22.Na3 Rbe8. Конь черных остается на e5 до последнего!

23.Bd2 (аналитики посчитали сильнейшим здесь 23.Qg2!) 23. Qxb2 24.fxe5? (неуместная уже принципиальность – 24.Ra2!) 24. Bxe5. Теперь черные просто громят армию белых.
25.Nc4 Nxg3 26.Rxf8+ Rxf8 27.Qe1 Nxe4+ 28.Kg2 Qc2 29.Nxe5 Rf2+? (в цейтноте соперники обмениваются ошибками; точнее 29. Nxd2!) 30.Qxf2 Nxf2 31.Ra2 Qf5 32.Nxd7 Nd3.

33.Bh6? К ничьей вело 33.Ra8+ Kg7 34.Ra7! Qf2+ 35.Kh1 Qxd2 36.Ne5+ и черные вынуждены согласиться с вечным шахом, так как даже проигрывает 36. Kh6? 37.Ng4+ Kg5 (37. Kh5 38.Rxh7+) 38.Ne4+.
33. Qxd7 34.Ra8+ Kf7 35.Rh8 Kf6 36.Kf3 Qxh3+. И здесь Корчной сдался.

В столь многофигурных позициях Каспаров особенно силен. Особенно если в зоне огня оказывается вражеский король.

26.Nxh6! (начало эффектной атаки) 26. c3. Не буду перегружать комментарий вариантами. Это море безбрежное! Сильнее 26. Rxh6!
27.Nf5 cxb2 28.Qg4! Bc8 29.Qh4+ (29.Nxg7? Rxe4!) 29. Rh6 30.Nxh6 gxh6 31.Kh2!! Это едва ли не лучший ход в партии! Только шахматист, который умеет в горячке боя делать профилактические ходы, может считаться атакером экстра-класса. Гарри уводит короля, чтобы взятие ладьи e1 произошло без шаха.
31. Qe5 32.Ng5 Qf6 33.Re8! Bf5.

А теперь следует заключительный удар: 34.Qxh6+! Qxh6 35.Nf7+ Kh7 36.Bxf5+ Qg6 37.Bxg6+ Kg7 38.Rxa8 Be7 39.Rb8 a5 40.Be4+ Kxf7 41.Bxd5+. Черные сдались.

Следующая комбинация тринадцатого чемпиона мира поражает своей глубиной и смелостью. Только у Алехина и Таля можно увидеть что-то подобное…

24.Rxd4! cxd4!? Без соавтора творить трудно! Убивало всю красоту 24. Kb6!, после чего белые должны были отступать – 25.Nb3 Bxd5 26.Qxd6+ Rxd6 27.Rd2 с примерным равенством.
25.Re7+!! (изюминка замысла белых; в жертву приносится еще одна ладья!) 25. Kb6 (проигрывало 25. Qxe7 26.Qxd4+ Kb8 27.Qb6+) 26.Qxd4+. Два главных героя драмы – белый ферзь и черный король – вступают в единоборство.
26. Kxa5 (после 26. Qc5 27.Qxf6+ Qd6 выигрывает удивительный ход 28.Be6!! Bxd5 29.b4!, и матовую сеть черным не разорвать) 27.b4+ Ka4 28.Qc3.

Черный монарх попал в комичную ситуацию.
28. Qxd5 (на 28. Bxd5 следовало 29.Kb2 с неотразимой угрозой 30.Qb3+!) 29.Ra7 (29.Kb2? Qd4) 29. Bb7 (29. Rd6 30.Kb2!) 30.Rxb7 Qc4?! Лучший шанс заключался в 30. Rhe8!, после чего аналитики нашли за белых перевес в далеком эндшпиле…
31.Qxf6 Kxa3 (даже размен ферзей не спасал черных от матовой атаки: 31. Rd1+ 32.Kb2 Qd4+ 33.Qxd4 Rxd4 34.Rxf7 Rd6 35.Re7! и затем Bh3-e6-b3) 32.Qxa6+ Kxb4.

33.c3+! (изящный укол, который издалека заметить непросто) 33. Kxc3 (или 33. Kb3 34.Qa2+ Kxc3 35.Qb2+ Kd3 36.Bf1+) 34.Qa1+! Начало красивого маневра по углам доски.
34. Kd2 (34. Kb4 35.Qb2+) 35.Qb2+ Kd1 (черный король своим ходом прибыл в гости к белому – на первый ряд) 36.Bf1! Rd2. К мату вело 36. Qxf1 37.Qc2+ Ke1 38.Re7+.
37.Rd7! (красивый обмен ударами) 37. Rxd7 38.Bxc4 bxc4.

39.Qxh8. Здесь уместно задать вопрос: «А прошла бы комбинация белых, стой ладья черных в начальной позиции не на h8, а на g8?»
39. Rd3 40.Qa8! (третий угол!) 40. c3 41.Qa4+ Ke1 42.f4 f5 43.Kc1 Rd2 44.Qa7! Черные сдались.

Очень силен Великий и Ужасный на выходе из дебюта. Малейшая неточность, самое незначительное несоответствие желаний и возможностей жестоко карается могучим инквизитором.

1.Nf3 Nf6 2.c4 b6 3.Nc3 c5 4.e4 d6 5.d4 cxd4 6.Nxd4 Bb7 7.Qe2 Nbd7 8.g3 Rc8 9.Bg2 a6 10.0–0 Qc7 11.b3 e6. Черные несколько вольно трактовали Ежа, совсем забыв о короле.

12.Nd5! Qb8. После 12. exd5 13.exd5+ Kd8 (13. Be7 14.Nf5 Ne5 15.Nxg7+) у белых много способов продолжить позиционную атаку, например, 14.Re1 Ne5 15.f4 Ng6 16.Bb2 Be7 17.Nf5 и т.д.
13.Rd1 g6 (черные пытаются игнорировать атакующие фигуры белых) 14.Bg5 Bg7 15.Bxf6 Nxf6. Намереваясь откупиться пешкой. Пожалуй, сильнее 15. Bxf6 16.Nxf6+ Nxf6 17.e5!? Bxg2 (17. dxe5? 18.Bxb7 Qxb7 19.Qxe5 Qe7 20.Nc6!+-) 18.exf6 Bh3 и белым не так просто взломать оборону черных.
16.Nxb6 Rd8 17.e5! (ни на секунду не ослабляя натиска; черные так и не успевают рокировать) 17. Bxg2 (варианты после 17. dxe5 18.Nc6 также выгодны белым) 18.exf6 Bxf6.

19.Nxe6! (начало разгрома) 19. fxe6 20.Qxe6+ Be7 21.c5! (что ни ход, то удар!) 21. Bb7 22.Re1 Qc7 23.c6! (еще один!) 23. Bxc6 (23. Bc8 24.Nd5!) 24.Rac1 Rd7 25.Nxd7 Qxd7 26.Qc4 Bb7 27.Qc7! Один из черных слонов должен погибнуть.
27. Rf8 28.Qb8+ Kf7 29.Rc7!

А вот и партия, ставшая переломной в матче на первенство мира. Исход ее на 99 процентов решила домашняя работа Каспарова и его бригады.

Испанская партия C80
Гарри КАСПАРОВ (2795) – Виши АНАНД (2735)
Нью-Йорк / матч на первенство мира, 1995

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0–0 Nxe4 6.d4 b5 7.Bb3 d5 8.dxe5 Be6 9.Nbd2 Nc5 10.c3 d4 11.Ng5 dxc3 (в наши дни предпочитают 11. Qxg5 12.Qf3 0–0–0 и т.д. – именно из-за случившегося в данной партии) 12.Nxe6 fxe6 13.bxc3 Qd3.

И здесь вместо стандартного 14.Nf3 последовало – 14.Bc2!! Идея Таля, который в свое время помогал Карпову в борьбе против Корчного. Но только фирме «Каспаров» удалось найти точное тактическое обоснование последующей жертвы ладьи.
14. Qxc3 15.Nb3 (здесь Ананд впервые серьезно задумался) 15. Nxb3 16.Bxb3 Nd4. Взятие ладьи давало белым сильную атаку – 16. Qxa1 17.Qh5+! g6 18.Qf3 Nd8 (18. 0–0–0 19.Qxc6 Qxe5 20.Qxa6+ Kb8 21.Be3+-) 19.Rd1! и т.д.
17.Qg4! (настаивая на своем!) 17. Qxa1 (17. Nxb3 18.Qxe6+ Be7 19.Bg5+–) 18.Bxe6 Rd8. Защищая поле d7. Не годилось 18. Nxe6 19.Qxe6+ Be7 20.Bg5+–.
19.Bh6! Финальный удар, решающий исход дебюта, партии и матча. И исполнен он был мгновенно!

19. Qc3 (самое упорное; после 19. Qxf1+ 20.Kxf1 gxh6 21.Qh5+ черные получали мат) 20.Bxg7 Qd3 (20. Bxg7 21.Qh5+!) 21.Bxh8 Qg6 22.Bf6 Be7 23.Bxe7 Qxg4 (23. Kxe7 24.Qh4+!) 24.Bxg4 Kxe7 25.Rc1. В окончании с лишней пешкой белые без проблем довели партию до победы.
25. c6 26.f4 a5 27.Kf2 a4 28.Ke3 b4 29.Bd1 a3 30.g4 Rd5 31.Rc4 c5 32.Ke4 Rd8 33.Rxc5 Ne6 34.Rd5 Rc8 35.f5 Rc4+ 36.Ke3 Nc5 37.g5 Rc1 38.Rd6. Черные сдались. Такого шахматного и, главное, психологического удара Виши не выдержал…

И, наконец, лучшая партия Каспарова! Это не только мое субъективное мнение, так считают многие. Именно в 16-й партии чемпионского матча лучше всего проявился многогранный талант бакинца. Здесь – в одном флаконе – и дерзкая идея в дебюте, и отлично проведенная игра на доминацию, и безупречно точная комбинационная концовка.

Сицилианская защита B44
Анатолий КАРПОВ (2720) – Гарри КАСПАРОВ (2700)
Москва / матч на первенство мира, 1985

1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nc6 5.Nb5 d6 6.c4 Nf6 7.N1c3 a6 8.Na3 d5!?

Эта неожиданная позиционная жертва пешка в давно известном положении изрядно шокировала соперника, и вызвала резонанс в шахматном мире. Неужели так можно играть?
9.cxd5 exd5 10.exd5 Nb4 11.Be2 Bc5!? (черные игнорируют лишнюю пешку соперника и просто развиваются) 12.0–0. Годом позже в партии с Ван дер Вилем Карпов усилил игру белых – 12.Be3! Bxe3 13.Qa4+ и получил перевес.
12. 0–0 13.Bf3 Bf5 14.Bg5 (казалось бы, какая здесь может быть компенсация за пешку?) 14. Re8 15.Qd2 b5! Вот она! Взгляните на коня a3 – ему не суждено выйти в свет.
16.Rad1. Здесь можно было избавиться от лишней пешки путем 16.d6!? и освободиться от давления черных. Например, 16. Ra7 17.Rad1 Rd7 18.Qf4 Bg6 19.Bxf6 Qxf6 20.Qxf6 gxf6 21.Naxb5! axb5 22.a3 и белый слон идет на с6.
16. Nd3! (а вот черному коню предстоит большое будущее) 17.Nab1 (17.Be2 Nxf2! 18.Rxf2 b4) 17. h6 18.Bh4 b4 19.Na4 Bd6 (теперь у белых уже два плохих коня!) 20.Bg3. Избавиться от неприятной фигуры соперника в своем лагере не получалось – 20.Be2 Bf4 (к примеру!) 21.Qc2 Rc8 22.Nbc3 Ng4! 23.Bxd8 Bxh2+ 24.Kh1 Ndxf2+ и в конце варианта черные остаются с лишним материалом.
20. Rc8.

При полной доске фигур белым совершенно нечем ходить! Именно такая игра на доминацию является коньком Каспарова. Он любит и умеет властвовать на доске…
21.b3 (попытка ввести в игру коня a4; плохо 21.Be2? Ne4!) 21. g5! (фиксирует белых в партере) 22.Bxd6 (проигрывало 22.Nb2? Nxb2 23.Qxb2 g4 24.Be2 Rc2–+) 22. Qxd6 23.g3 Nd7! 24.Bg2. Сдвинуть черного коня с d3 было невозможно: 24.Nb2 Qf6! 25.Nxd3 Bxd3 26.Qxd3 Ne5 и белые теряют ферзя. Или 24.Be2 Nf4! 25.gxf4 Rc2 и т.д.
24. Qf6 25.a3 (чуть ли не единственный ход; все фигуры белых запатованы) 25. a5! (не давая коню b1 вырваться из плена) 26.axb4 axb4 27.Qa2 Bg6! Опять же удерживая белого коня на b1. Теперь его выход на d2 нехорош ввиду вторжения черной ладьи на e2.
28.d6 (поздно!) 28. g4 29.Qd2 Kg7 30.f3.

Карпов пытается запутать соперника. Стоять на месте и дальше было невыносимо! В этом случае черные могли медленно, очень медленно вести атаку на королевском фланге…
30. Qxd6 31.fxg4 Qd4+ 32.Kh1 Nf6 33.Rf4! Ne4! (начинается финальная атака черных; опять же через центр – а белые кони так и остаются на своих постах) 34.Qxd3 Nf2+ 35.Rxf2 Bxd3 36.Rfd2 Qe3 37.Rxd3 Rc1! 38.Nb2 Qf2! Завершающий удар. Первый ряд незащитим.
39.Nd2 Rxd1+ 40.Nxd1 Re1+.

Каспаров обладатель рекордного рейтинга Эло – 2851
1.07.1989 он побил прежнее достижения Фишера – 2780, а
1.01.1990 – первым превысил отметку в 2800 пунктов Эло!

Во взрослых турнирах с классическим контролем времени
с 1978 по 2004 год Гарри Каспаров сыграл 1152 партии.

«Классика», 1152 партии:
+476-78=598
Рапид и блиц, 369 партий:
+182-51=135

Процент очков при игре белыми – 74%, черными – 61%
коротких ничьих (меньше 20 ходов) – 7%

Компьютер победил Каспарова и сравнял счет

Грубый просчет стоил легендарному гроссмейстеру Гарри Каспарову победы в третьей партии первенства «Man vs Machine» против суперкомпьютера Deep Junior. Теперь счет сравнялся: у обоих соперников по 1,5 очка.

Как отметил Гарри Каспаров после своего проигрыша, суперкомпьютер полностью загнал его в угол. Однако, «несмотря на то, что у Deep Junior превосходная команда и тренеры-гроссмейстеры, у меня прекрасные позиции», заявил российский шахматист.

Лишившись на 32-м ходу ладьи, Каспаров, игравший белыми фигурами, допустил значительный промах; Deep Junior сыграл на ошибке гроссмейстера, исключив любую возможность объявить себе шах или мат. Каспаров почти сразу же понял, что допустил оплошность, однако его электронный противник уже получил преимущество в две пешки. Не видя путей к победе, на 36-м ходу Каспаров признал поражение и вышел из игры, которая длилась 3 часа 45 минут.

Как уже сообщалось, первенство «Man vs Machine» проводится в Нью-Йорке с разрешения Международной шахматной федерации — ФИДЕ. Гарри Каспарову и Deep Junior предстоит сыграть еще 3 партии. На данный момент позиции суперкомпьютера и гроссмейстера равны: первую партию, состоявшуюся 26 января, выиграл Гарри Каспаров; вторую, 28 января, противники закончили вничью.

Как заявил 39-летний Гарри Каспаров, он устает во время состязаний с суперкомпьютером – партии могут длиться часами. Преимущество Deep Blue – то, что усталость ему не грозит. По словам гроссмейстера, ему нужно поработать над этой проблемой. Как считают эксперты, Каспарову будет нелегко провести оставшиеся три партии. Следующая игра состоится 2 февраля, и белыми будет играть Deep Junior. Обычно это считается преимуществом, так как белые ходят первыми. Трансляцию матча в реальном времени можно будет посмотреть в интернете на сайте X3D Technologies.

Напомним, что в 1997 году Каспаров проиграл шахматному компьютеру Deep Blue, который был сконструирован компанией IBM. Deep Blue обрабатывает 200 миллионов ходов в секунду. Как заявил тогда Каспаров, победе компьютера могли способствовать подсказки людей. Нынешний соперник гроссмейстера — Deep Junior — может анализировать лишь 3 миллиона ходов. Deep Junior трижды становился чемпионом мира по шахматам и выиграл последний официальный чемпионат мира по шахматам среди компьютеров в июле прошлого года. Призовой фонд нынешнего первенства «Man vs Machine», половину которого в любом случае получит гроссмейстер, составляет $1 млн. Кроме того, еще $300 тыс. получит победитель и $200 тыс. — проигравший.

Каспаров проиграл компьютеру во 2-й партии

Поражением российского гроссмейстера Гарри Каспарова завершилась вторая партия шахматного матча с компьютером X3D Fritz. Игра продолжалась 3 часа 40 минут и закончилась на 39-м ходу. Несмотря на то, что инициатива была на его стороне, Каспаров сделал грубую ошибку, и его положение сразу стало безнадежным.

Делайте ваши ставки, господа!

Ставлю на компьютер! Каспаров уже не тот.. Да и обстановка необычная (команды отдаются голосом, на голове очки виртуальной реальности, доска и фигуры витают в воздухе). Он будет часто ошибаться, а компьютер — только если по нему стукнуть.
Пока счет 0,5:1,5 в пользу компьютера.
Компьютер должен выиграть!

Каспаров выиграл у X3D Fritz и сравнял счет в матче
http://lenta.ru/sport/2003/11/17/kasparov/

Гарри Каспаров, применив вариант позиции, встречавшийся последний раз 55 лет назад, сумел выиграть третью партию у суперткомпьютера X3D Fritz. Человек поставил машину в затруднительное положение, создав на доске закрытую позицию, в которой вычислительная мощность машины оказалась бессильной.

Интересная статья про Каспарова и этого трехмерного компьютерного фрица!

Человек еще не побежден!
Если сравнить быстродействие, то можно сказать, что человек в миллион раз умнее, если при такой медленной скорости вычислений играет на таком уровне!

Хотя, если повернуть ситуацию наоборот, то это компьютер глупый, если при такой большой скорости вычислений не может уверенно выиграть у какого-то там белкового существа с именем Гарри. 🙂

Я так понимаю ты сова. А я наоборот жаворонок. Я бы с удовольствием ещё посидел в форуме, перетёр бы пару тем, но завтра рано вставать да и футбол во всю идёт. Пока, пока.

ВНИМАНИЕ! Если вы потеряли окно ввода сообщения, нажмите Ctrl-F5 или Ctrl-R или кнопку «Обновить» в браузере.

Ветка сдана в архив. Добавление сообщений невозможно.
Но вы можете создать новую ветку и вам обязательно ответят!
Каждый час на Волшебном форуме бывает более 2000 человек.

Официальные аккаунты НТВ

© AO «Телекомпания НТВ», 1993-2022. Все права защищены.
При любом использовании материалов НТВ ссылка (для сайтов — гиперссылка на www.ntv.ru) обязательна.
Используя настоящий сайт, вы обязуетесь выполнять условия данного соглашения

СМИ сетевое издание «NTV.RU» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-69486 от 25.04.2017 г.

Название: NTV.RU Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «NTV.RU»: Акционерное общество «Телекомпания НТВ». Главный редактор СМИ сетевого издания «NTV.RU»: Демков К. С. Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «NTV.RU»: +7 (495) 287-72-00 Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «NTV.RU»: www@ntv.ru.

КАСПАРОВ ПОПАЛ В ШТАНГУ ИЗ УБОЙНОЙ ПОЗИЦИИ

О том, как это было специально для «Советского спорта» рассказывает чемпион Европы, гроссмейстер Эрнесто Инаркиев.

— Сегодня все три партии Каспарова получились очень интересными. В первой партии с Левоном Ароняном Левон применил так называемую лондонскую систему. Но Гарри использовал редкий вариант, начал борьбу за инициативу в центре и получил очень благоприятную позицию. Довольно быстро партия перешла в чуть лучший эндшпиль для Каспарова. И дальше он поддерживал инициативу, хорошо «подкручивал» и довольно быстро добился выигранной позиции. Однако в самом конце не смог реализовать это преимущество.

Причина? Думаю, времени уже оставалось маловато и плюс очень большой выбор хороших ходов был в распоряжении Гарри. А когда такой широкий выбор, не просто остановиться на самом лучшем, всегда стараешься сделать самый надежный ход. Говоря футбольным языком, Каспаров попал в штангу из убойной позиции.

15 лет назад Г. Каспаров проиграл Deep Blue

15 лет назад, 11 мая 1997-го года, компьютер впервые победил человека (чемпиона мира по шахматам) в матчевом поединке.

Это событие примечательно по нескольким причинам.

Задолго до указанной даты оно предсказывалось некоторыми учеными (математиками, программистами), а также одним выдающимся ученым-шахматистом (доктором технических наук, экс-чемпионом мира Михаилом Моисеевичем Ботвинником). В эти прогнозы, однако, никто серьезно не верил. У Ботвинника вообще была «тяжелая рука», под которую могли попасть кто угодно и что угодно, но в данном случае он замахнулся на, казалось бы, «самое святое»!

15 лет назад, 11 мая 1997-го года, компьютер впервые победил человека (чемпиона мира по шахматам) в матчевом поединке.

Это событие примечательно по нескольким причинам.

Задолго до указанной даты оно предсказывалось некоторыми учеными (математиками, программистами), а также одним выдающимся ученым-шахматистом (доктором технических наук, экс-чемпионом мира Михаилом Моисеевичем Ботвинником). В эти прогнозы, однако, никто серьезно не верил. У Ботвинника вообще была «тяжелая рука», под которую могли попасть кто угодно и что угодно, но в данном случае он замахнулся на, казалось бы, «самое святое»! Вот, к примеру, отрывок из его книги «Алгоритм игры в шахматы», изданной в далеком 1968-м году:

«Иногда мышление шахматиста окружают мистическим ореолом: работу мозга шахматиста представляют как какое-то чудо, волшебное и совершенно необъяснимое явление. Более того, утверждают, что не только мышление шахматных «гениев» является загадкой, но и достижение шахматных выгод на доске происходит по каким-то волшебным законам шахматного искусства. Все это вместе и объявляют «творчеством».

Логики здесь, конечно, ни на грош. Каким образом человек (даже если он гений) может постичь необъяснимые шахматные законы… — поистине непонятно. Почему мышление шахматного гения является загадочным и чудесным, когда гений (что обнаруживается впоследствии) ошибается в сложной борьбе в девяти случаях из десяти и при этом, обдумывая ход, «пыхтит» как паровоз – также поистине необъяснимо.

Если мы хотим составить шахматную программу для машины, то должны решительно отказаться от всего этого мусора с чудесами, гениями, непонятными законами и прочим «творчеством». Мы должны принять, что непознанные пока закономерности шахматной борьбы объективно существуют и что они могут и должны быть познаны так же, как и непознанный метод мышления гроссмейстера. ».

М.М. Ботвинник глубоко продумал и «выстрадал» свои идеи. Он полагал, что решение глобальной проблемы создания «искусственного» шахматного интеллекта может быть достигнуто двумя принципиально разными путями: а) методом тотального перебора всех позиций, возникающих после сделанного конкретного хода, наряду с параллельной оценкой этих позиций по тем или иным критериям; б) методом перевода на тот или иной язык программирования того самого алгоритма, того самого метода позиционной оценки, которым пользуется шахматный мастер при обдумывании хода.

Второй путь казался великому мэтру наиболее правильным, особенно с учетом того, что скорость обработки информации и объем памяти самых современных ЭВМ были в то время (речь идет о 50-60-х годах прошлого века) очень далеки от возможности реализации пути «а», превращая его в раздел научной фантастики.

В конце жизни, однако, Ботвинник все более убеждался в том, что необычайный технический прогресс в развитии компьютерной техники превращает упомянутый путь «а» (называемый также «brutal force» — грубая сила, или атака полным перебором) в реальный метод создания искусственного шахматного интеллекта. Именно по такому пути пошли создатели суперкомпьютера IBM Deep Blue, способного анализировать до четырехсот миллионов шахматных позиций в секунду. Однако, действующему на тот момент чемпиону мира противостояла не одна только «грубая сила». Программисты IBM «очеловечили» свое детище, снабдив его дополнительной картотекой многих дебютных построений, прошедших всестороннюю проверку и обкатку в обычных, «человеческих» шахматах. Что это означало, поясним на примере заключительной, 6-й партии матча Каспаров-Deep Blue, состоявшейся 11 мая 1997-го года и принесшей общую победу компьютеру со счетом 3,5:2,5.

Deep Blue – Каспаров
Защита Каро-Канн
1.е4 с6. 2.d4 d5. 3.Кс3 dе. 4.К:е4 Кd7. 5.Кg5 Кgf6. 6.Сd3 е6. 7.К1f3 h6!?

Статистика этого известного варианта защиты Каро-Канн недвусмысленно свидетельствовала об опасности для черных их последнего хода. Любое отступление коня приводит к полной утрате небольшого позиционного перевеса белых. Значит, черные, по существу, «провоцируют» белых на позиционную жертву фигуры: 8.К:е6! Так вот, согласно упомянутой статистике, более половины всех игранных этим вариантом партий, завершились победой белых. На что рассчитывал Каспаров, играя 7…h6? Он, очевидно, полагал, что даже огромная «грубая сила» машины будет не в состоянии «перебрать» до ясного результата все необозримые последствия жертвы коня. А это значит, что партия, едва начавшись, неминуемо «скатится» к ничейному исходу, что, по-видимому, вполне устраивало чемпиона мира. Но «очеловеченная» машина «осознанно» рискнула! Повторим – на основании собственного статистического анализа, заложенного, разумеется программистами. Исторический поединок завершился уверенной победой белых на 19-м ходу.

Мне, все же, кажется, что настанет время, и, наряду с описанным выше методом достижения шахматной победы над человеком с помощью сколь угодно утонченной и облагороженной «грубой силы», будет формализован и реализован также и метод Ботвинника. Если это когда-нибудь произойдет, человечество совершит огромный прорыв к тайнам мышления одного, «отдельно взятого» человека.

А пока, стремясь отыграться «за все человечество» автор вызвал на поединок доступную ему, вполне добротную, хотя, наверное, и несколько устаревшую программу Chess Psion.

И что вы думаете? Уже не человек (то есть я), а «она» спровоцировала меня на жертву фигуры! (8.С:f7+). Ох уж, эти машины! Итог, правда, оказался в чем-то похожим: «посеявший ветер» «пожал бурю».

Автор – Chess Psion
Гамбит Матуловича
1.e4 c5. 2.d4 cd. 3.c3 dc. 4.K:c3 e5. 5.Kf3 Kc6. 6.Cc4 d6. 7.0-0 Ka5. 8.C:f7+ Kр:f7. 9.Kg5+ Kрg6. 10.Фd5 Kh6. 11.Ke6. C:e6. 12. Ф:e6+ Фf6. 13.Фd5 Kc6. 14.f4 a6. 15.f5+ Kрh5. 16.Фd1+ Kg4. 17.h3 Фh4. 18.hg+ Ф:g4. 19.Лf3. Ce7. 20.Лh3+ Ch4. 21.Ke2 1-0.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector