Действительно ли для работы со звуком нужен мощный компьютер?
Сегодня немножко поговорим о том, действительно ли для того, чтобы записывать музыку нужен супер мощный компьютер?
Очевидно, что логика здесь простая, чем мощнее компьютер, тем лучше во всех смыслах. Но, скажу, что для работы с аудио на самом деле не нужны супер мощности.
Когда-то, ещё в 2005 году, когда я только начинал знакомиться с таким программами, как Cubase и Adobe Audition , в моем распоряжении был процесс 2.1 ГЦ , ОЗУ на 256 мб и жёсткий диск на 80 ГБ.
Тем не менее, я смог записать музыкальный альбом, записывать midi партии в Cubase и свести все это дело.
Чтобы не быть голословным, вот пример той музыки, которую я писал на вышеуказанном оборудовании.
Кончено, мой комп не мог вытянуть все midi треки, приходилось все переводить в wav формат, а потом делать сведение. Но тем не менее, я мог это все делать.
Позже, я купил 1 гб ОЗУ и 500 гб жёсткого диска и и стало куда удобнее все делать. А ещё через пару лет, поставил 2 Гб ОЗУ и, если честно, к тому больше толкал Интернет, чем написание музыки. Интернет требовал много ресурсов.
Конечно, сегодня все эти «параметры» кажутся смешными и можно подумать, неужели, так можно было, писать музыку, имея на борту 256 мб ОЗУ. Можно. НО тогда и размеры библиотек VST инструментов были небольшими. Достаточно было иметь Hypersonic и ты уже был обладателем крутой библиотеки.
Поэтому, если говорить о работе с VST, то сегодня, да, нужно иметь на борту хотя бы 8 гб памяти, потому что Windows 10 скушает 2 гигабайта+ все тот же Интернет, а ещё нужно библиотеки навесить.
И процессор, желательно не меньше I5. А раз так, то тут возникает и другой логичный вопрос, а использовать ноутбук можно для записи, сведения и аранжировки?
Да, конечно. Сегодня, пожалуй, новый ноутбук меньше i5 поколения и не найдёшь. А его уже вполне хватит для работы. Можно купить поддержанный, как вариант, если поначалу нет финансов.
Если же у вас макбук, то тем более, они хорошо себя показывают в работе со звуком. Если вам уж ОЧЕНЬ хочется на маке поработать, можно купить поддержанный с рук, а если нужна замена динамиков у Macbook , то и эту проблему можно решить.
В общем, сегодня начать работать с музыкой — уже не проблема вообще, было бы желание. Уроков, валом, много. В любом редакторе звука научат работать, что Рипер, что Кубейс, что Studio One.
Если вы решили записывать подкасты или аудиокниги, то здесь ещё проще.
Поверьте мне, тут даже самый простой компьютер или ноутбук потянут. Запись, чистка и микс такого аудио не требуют много ресурсов. А если вы для этих целей выберете Adobe Audition 1.5, то эта программа не прожорлива к ресурсам вообще.
Так что нужен ли мощный компьютер для работы со звуком?
Для работы с VST — инструментами, желательно иметь:
- 8-16ГБ ОЗУ,
- процессор не меньше i5, лучше i7,
- 500 гб диска, лучше терабайт или два.
Для работы с аудио, записи, редактирования (подкасты, аудиокниги) любой ноутбук или комп среднего класса и даже менее мощный подойдёт.
Понятно, что я сейчас говорю о стартовых параметрах, потому что в процессе работы и развития, вам захочется иметь больше простора и больше мощности. Но для старта это не обязательно.
Компьютер для Hi-Fi, часть 1: какое «железо» нужно для комфортного воспроизведения звука?
В данном цикле статей мы расскажем о том, каким требованиям должен удовлетворять компьютер для прослушивания музыки высокого качества. В первой части вы узнаете, каким должен быть сам компьютер, чтобы прослушивание музыки через него было максимально приятным и комфортным.
Сохранить и прочитать потом —
Обычно не пишут про минимальные системные требования для кодирования и воспроизведения «аудиофильского» формата FLAC (и родственных), поскольку им соответствует даже Windows-компьютер 15-летней давности: Windows XP, 512 МБ оперативной памяти, процессор Pentium 4/Celeron и т.д. Такие машины сегодня можно приобрести практически даром, но почти никто этого не делает. О причинах этого мы расскажем чуть позже.
…Говоря о компьютере в целом, прежде всего надо понять, что, собирая себе меломанский компьютер, нужно ставить во главу угла не только качественный звуковой тракт, но и минимизацию влияния помех.
Высокочастотные помехи способны быть не только такими, что вы можете их услышать «невооруженным ухом», но и такими, которые ухудшают звук в принципе. Именно поэтому большинство качественных устройств для ввода-вывода звука – внешние. Они не подвержены ВЧ-помехам, которые обычно прекрасно слышны в наушниках, подключённым к встроенной звуковой плате обычного компьютера. Например, негромкие свистящие и шуршащие звуки при движении мышки или при изменении изображения на экране – частые спутники недорогих звуковых плат.
Кроме того, генераторами шума, как в настольном ПК, так и ноутбуках, могут быть разнообразные вентиляторы. Поскольку в среднем по качеству корпусе вентиляторов обычно от 3 до 10, то понятно, какой звуковой фон это создает и насколько это «загрязняет» звук. Также сюда можно отнести и традиционные жесткие диски, и CD/DVD-приводы.
Поэтому первая задача при вдумчивой сборке меломанского ПК – минимизация влияния всех помех. Большие кулеры (от 120 мм в диаметре) на низких оборотах, внешние жесткие диски (чтобы вынести источник явных помех за пределы корпуса) и USB-приводы для хранения информации, качественная периферия уважаемых брендов – в общем, важно абсолютно всё.
Основная начинка: процессор, материнская плата, память.
Что касается сердца любого компьютера – процессора – то сегодня для воспроизведения медийного контента нет никакой разницы в том, брать решения на основе Intel или AMD. Разница здесь заключается только в цене как на сами процессоры, так и на материнские платы: AMD подешевле, Intel подороже. Как и было всегда.
То же касается и оперативной памяти: ее количество зависит только от аппетитов самой операционной системы, и, по-хорошему, воспроизведение FLAC, APE и прочих форматов с современной операционной системой будет проходить без вопросов к производительности, если таковые не возникают у самой ОС.
Видеокарта в идеале должна быть с пассивным охлаждением (потому что источников шумов и наводок внутри корпуса и без нее предостаточно – см. выше), или – как минимум – с кулером большого диаметра, который работает на низких оборотах. Конечно, современные видеокарты управляют скоростью вращения кулера самостоятельно, но скорость оборотов в «неигровом» режиме напрямую зависит в том числе и от размеров вентилятора: чем больше, тем тише.
Что же касается Apple Macintosh (как настольных, так и макбуков), то эти машины изначально сбалансированы наилучшим образом, и единственным советом здесь будет конфигурация не старше 10 лет: поскольку современный софт с его интересными новыми и улучшенными старыми возможностями не будет работать в ранних версиях OS X.
Корпус и блок питания
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество как корпусов, так и блоков питания. Мы дадим несколько общих рекомендаций по выбору наиболее подходящих элементов для хорошего ПК меломана, а более подробно об этом вы сможете прочитать в специализированных медиа, посвященных компьютерной технике.
Почему мы рассматриваем их отдельно? Потому что действительно качественные корпуса и блоки питания (БП) продаются отдельно друг от друга; в сборе можно найти либо самые дешевые и низкокачественные решения, либо самые дорогие геймерские (о которых сегодня речи и не идет).
Хороший блок питания должен быть произведен одним из уважаемых брендов, быть бесшумным (по крайней мере – малошумным), содержать высококачественные комплектующие, которые обеспечат стабильный ток по всем каналам, и обладать мощностью от 450 Ватт и выше. За киловаттными БП гнаться не стоит ни в коем случае (если вы не геймер, конечно), потому что использоваться всё это не будет, а стоимость блока увеличит на порядки – и при этом далеко не факт, что возрастет качество.
Что касается корпуса, то правил здесь несколько. Прежде всего, его стенки должны быть максимально толстыми: чем они толще, чем корпус весит больше – тем надежнее конструкция, и тем меньше посторонних шумов и дребезжаний (особенно в местах стыков, винтов и защелок). Металлические защелки обеспечат надежность креплений, но и старые добрые винты ничуть не хуже.
По возможности докупите специальные резиновые или силиконовые накладки на места крепления жестких дисков или привода CD/DVD-ROM – таким образом, вы снизите уровень вибраций, передающихся от этих устройств на корпус.
А вот что действительно необходимо любому «цифровому меломану» — это вместительный жесткий диск. Если один альбом в формате FLAC занимает минимум 200-500 МБ (в CD-качестве 16 бит/44.1 кГц, а числа побольше могут увеличить пространство одного альбома до 2-3 гигабайт) в зависимости от продолжительности и качества звучания, то даже 500-гигабайтного жесткого диска вам хватит очень ненадолго. Имеет смысл – для долговременного хранения – заглядываться на объемы от 2 терабайт и выше.
Если вы переживаете за сохранность данных, то лучшим выходом (в том числе и с финансовой точки зрения) будет покупка двух одинаковых по объему «хардов», но разных фирм. Жесткие диски, как традиционные «блинные», так и SSD (и последние – особенно) не являются чемпионами в надежности хранения данных, поэтому иметь два винчестера с полным зеркалированием данных – реальная необходимость. Ведь перспектива потерять всю свою музыкальную коллекцию, собиравшуюся долгие годы, не порадует никого.
А вот скорость вращения шпинделя тут не играет роли: даже самые дешевые винчестеры сегодня могут обеспечить достаточную скорость в 5400 оборотов в минуту, что для хранения и воспроизведения медиа-библиотеки хватит с лихвой на долгие годы.
Что же касается брендов, то наиболее отказоустойчивыми называют жесткие диски производства Hitachi, Samsung и Toshiba (именно в таком порядке).
Наконец, стоит сказать пару слов про твердотельные диски (SSD-драйвы). Они хороши в том, что касается быстродействия (которое может быть выше традиционных жестких дисков в 10 раз и более) и отсутствия шумов (так как нет движущихся частей), но по надежности, объемам записанных данных и стоимости за мегабайт данных они пока еще проигрывают традиционным винчестерам вчистую. При ежедневном использовании их время жизни варьируется от 3 до 8 лет на сегодняшний день, в отличие от обычных HDD, у которых это может быть и лет 20 при аккуратном и бережном использовании. С другой стороны, у отказавшего SSD-драйва еще есть шанс хотя бы считать все данные, тогда как в случае традиционного жесткого диска вы можете сразу с ними попрощаться (так как восстановление «посыпавшихся» данных HDD обычно стоит очень дорого).
Помимо собственно компьютера, для меломана имеют ценность и сетевые серверы NAS (Network Attached Storage или просто «сетевое хранилище»).
Они представляют собой отдельное устройство с несколькими жесткими дисками стандартного типоразмера 3.5”: таким образом, можно хранить музыкальную коллекцию без привязки к определенному компьютеру. Нужно всего лишь подключить NAS к роутеру по обычному сетевому кабелю, а управление осуществляется посредством веб-интерфейса.
Продвинутые NAS способны самостоятельно делать резервное копирование данных.
В начале статьи мы упомянули о том, что звуковые файлы даже очень высокого качества можно – теоретически! – воспроизводить даже на компьютере 15-летней давности.
Практически от такого «старичка» смысла не будет. Всё дело в том, что программы, которыми вы что-то воспроизводите, постоянно обновляются, и поддержка старых ОС тает, как весенний снег. Кодеки, которыми кодируются аудиофайлы, тоже модифицируются и улучшаются все время. Прочие современные приложения и сами операционные системы тоже потихоньку перестают обновлять компоненты, поэтому как бы вам, может быть, ни нравилась Windows XP, мир от нее постепенно отказывается, не говоря уже о самой Microsoft. То же постигнет и Vista, и Windows 7 – причем в весьма обозримом будущем.
Поэтому Windows-компьютер должен быть современным или не старше шести-восьми лет: именно такой отрезок на сегодня достаточен для поддержания программной «начинки» в актуальном состоянии (здесь имеется в виду как настольный ПК, так и ноутбук).
Что же касается цены решения, то разброс очень велик. Если вы хотите купить компьютер в сборе целиком (без учёта отдельных звуковых решений, о которых мы расскажем во второй части), то уже долгие годы действует универсальная цена нового ПК в 1200 долларов США (вне зависимости от колебания курса рубля и нефти). За эту сумму в любой момент времени вы сможете купить настольный компьютер или ноутбук целиком (с монитором, принтером, устройствами ввода и т.д.), который не устареет в ближайшие 6-8 лет. Если же такой задачи не стоит, то сумма может быть от «почти ничего» до «очень много».
В следующей части мы поговорим о выборе ЦАП и звуковой карты (аудиоинтерфейса) для компьютера меломана.
Компьютер для музыканта «MusicBox-2»
- Процессор: Intel Core i5 8400
- Охлаждение: AIGO E3 4 Heatpipes CPU
- Материнская плата: ASRock B360M-HDV
- Оперативная память: Kingston HyperX DDR4 16 ГБ
- Жесткий диск: WD BLUE WD20EZRZ 1 ТБ
- Жесткий диск: SSD KingSpec 360 ГБ
- Блок Питания: Aigo GP550 Active Power
Цена: 610$
Статья: Компьютер для создания музыки
Итак, вы решили попробовать себя в создании музыки. С чего начать? Что нужно купить? К чему готовиться морально? В этой статье мы попробуем ответить на ваши вопросы.
Собираем «музыкальный ПК»:
Если вы хотите писать музыку, то ваш компьютер должен обладать определенной мощностью. Музыкальные программы в первую очередь чувствительны к таким ресурсам ПК, как оперативная память и скорость работы процессора. Это не значит, что вам непременно нужно собрать машину, способную управлять полётами космических кораблей, но про нетбуки, «ноутбуки для интернета» и планшеты можно забыть. Если вы разбираетесь в компьютерном железе — ищите что-нибудь с минимум 8 GB оперативки и процессором, сравнимым с Intel I3 и выше. Если не разбираетесь — просто скажите продавцу в магазине такую фразу: «мне нужен компьютер, на котором не будет виснуть фотошоп и видео-редакторы». Он вас поймёт, а дальше отталкивайтесь от своего бюджета. Чем мощнее будет ваш железный друг, тем больше интересных и сложных вещей вы сможете делать со звуком. Если же денег на новый ПК нет, а желание творить распирает душу — попробуйте работать на том, что у вас есть. Вполне возможно, что вашей старой машины хватит на первое время.
Кроме процессора и оперативной памяти стоит обратить внимание на объем жесткого диска и размер монитора. Музыкальный софт и библиотеки звуков занимают много места, поэтому лучше позаботиться об этом заранее и взять диск хотя бы на пол террабайта. Ну а широкий экран может заметно повысить ваш комфорт.
Мы настроили фильтр на сайте магазина Юлмарт, чтоб оставить только подходящие модели:
Есть миф о том, что для музыки лучше всего подходят компьютеры Apple. На самом деле, это не так, хотя маки, конечно, чаще всего достаточно мощные и качественные. Единственный ощутимый плюс для наших задач — встроенные звуковые карты у яблочных ПК чаще всего намного лучше, чем у всех остальных (подробнее об этом написано чуть ниже). Если вы решите покупать Apple для создания музыки — не берите Macbook Air — они слабоваты. Macbook PRO, Mac PRO и IMac вполне подойдут.
2. Звуковая карта
Найдутся советчики, которые скажут вам — «без звуковой карты писать музыку никак нельзя, нужно сразу покупать что-нибудь профессиональное». Скажут и многозначительно посмотрят вам в глаза не моргая. Тут нужно сразу оговориться — количество профессоров и экспертов в музыкальной среде превышает все допустимые нормы приличия, противопожарной безопасности и здравохранения. А про силу веры музыкантов в волшебные железки слагаются легенды. Поэтому не слушайте никого, кто не написал хотя бы пару альбомов. Мы, авторы статьи, написали и издали больше, простите что хвастаемся. 🙂
Так вот, звуковая карта уже есть в вашем компьютере. Её качество скорее всего не супер, но на первый год вашего творческого пути вам точно ее хватит. Другое дело если вы собираетесь петь или записывать, например, гитару. Тогда стоит взять внешнюю звуковую карту — с ней будет удобнее и качество записи будет заметно лучше. Выбор большинства преподавателей Tramplin — карты линейки Focusrite Scarlett. Неплохой экономный вариант — Behringer Uphoria, а если вы хотите подключать сразу много инструментов и писать ансамбль — Roland Studio Capture.
Звук — это не только ваши колонки и наушники. На 70% это еще и комната, в которой вы находитесь. Поэтому логика покупки акустики примерно следующая: если вы готовы пожертвовать одной комнатой своей квартиры ради студии, то можно покупать качественненные мониторы (так мы, музыканты, называем колонки) например Pioneer RM-07 или Adam A8X, делать специальный ремонт и наслаждаться детальным и прозрачным звуком. Средний вариант — купить комплект акустического поролона, обклеить им пару стен, взять мониторы Yamaha HS5 или JBL LSR305 и приличные наушники (о них чуть позже). Ну а если с комнатой вы ничего делать не собираетесь, то нет никакого смысла тратиться на дорогую акустику, вам вполне хватит Microlab Solo 2 и, опять же, вменяемых наушников. Преподаватели школы Tramplin рекомендуют уши Audiotechnica M-50x, Fostex T50RP и Beyerdynamic DT 770. Есть люди, которые умудрялись работать только в наушниках и выпускать свою музыку на весьма неплохих лэйблах. Также мы знаем успешных музыкантов, которые никогда не работают в наушниках. Это вопрос вашего личного комфорта и привычки. А еще, судя по нашему опыту работы с начинающими музыкантами, можно смело заявлять — первые 6-12 месяцев вы вряд ли будете озадачены тонкостями сведения и мастеринга, поэтому вопрос акустики — не первостепенный и лучше потратиться на мощный компьютер.
Многие из наших учеников-новичков приходят в школу с убеждением, что для создания музыки нужна миди-клавиатура. Это не так. Если вы умеете и хотите играть на клавишах — она вам, конечно, пригодится, но если нет — то это просто удобный, но вовсе не необходимый инструмент. При выборе стоит обратить внимание на размеры (поместится ли клавиатура на вашем столе) и наличие modulation wheels. Чем больше в клавиатуре октав, тем удобнее, если возьмёте маленькую, с двумя октавами — скорее всего намучаетесь.
Выбор студийных мониторов
Студийные мониторы — профессиональная акустика для написания музыки. Многие модели продаются поштучно, поэтому при просмотре цен на мониторы и покупке будьте внимательны. При выборе важно учесть три основных момента:
1) Цена. Покупать дорогие мониторы нет смысла. Мало того дорогая акустика не всегда оправдывает свои средства — она предназначена для использования в студиях с отличной звукоизоляцией и не менее дорогим оборудованием. Помимо этого существует разные характеристики профессионального оборудования, из-за которого его стоимость повышается. В нашем случае это не так важно — мы хотим приобрести качественный звук по сравнительно небольшой цене.
2) Размер низкочастотного динамика. В большинстве случаев он варьируется от 4 до 8 дюймов. Чем больше размер, тем лучше вы будете слышать низ и середину трека, а это основа любой электронной композиции. Идеальный размер низкочастотного динамика для комнаты — 5-6 дюймов, в то время как для студийного использования предпочтительнее низкочастотные динамики большего размера. Динамики большего размера добавляют к стоимости порядка 10-20 т.р.
3) Совместимость монитора с вашим слухом. Монитор обязательно нужно послушать, прежде чем его приобрести. Делается это очень просто — загружаете пару любимых треков на плеер, идете в магазин по продаже студийного оборудования и слушайте выбранную вами модель. Не забывайте, что качество звука также зависит от аудиокарты, поэтому лучше слушать весь комплект сразу.
Самыми дорогими и качественными являются мониторы производителей ADAM и KRK. Если у вас действительно есть большие средства, приобретайте мониторы этих производителей, но с небольшим размером низкочастотного динамика. Оптимальный вариант для бюджетного использования — мониторы M-Audio, а именно модель Studiophile SP-BX5a Deluxe. Эти мониторы обойдутся вам в районе 12 т.р. Они продаются парой.
Для более правильного отражения звука, мониторы следует располагать следующим образом (еизкочастотный динамик должен располагаться на уровне ваших ушей, не ниже):