Коллеги — педагогический журнал Казахстана ->

Использование ИКТ на уроках физкультуры

Автор: Эверстова Анна Николаевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ Бестяхская малокомплектная основная общеобразовательная школа им.Р.М.Дмитриева
Населённый пункт: с.Бестях /Жиганского района РС(Я)
Наименование материала: Методичекая разработка
Тема: Использование ИКТ на уроках физкультуры
Раздел: среднее образование

Использование ИКТ на уроках физкультуры

Подготовила учитель физической культуры

МБОУ Бестяхская МООШ Эверстова А.Н.

ко м п ь ю т е р н ы х

и с п о л ь з о в а н и е ИКТ

(информационно-коммуникационных технологий) в школе

Компьютер дома, в школе, в настоящее время, уже не

роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать

средства ИКТ на уроках физической культуры.

ф и з и ч е с к о й

к у л ь т у р ы

— это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя.

Думаю, интересна для творческих педагогов, которые готовы «добывать»

представлять её. Учащиеся лучше воспринимают эту информацию: «Лучше

один раз увидеть, чем 100 раз услышать!». Ведь, согласитесь, навыки,

приобретённые нами в молодости, теряют в качестве исполнения, если ты

созданию презентаций и по заданию учителя делают их быстро. Интерес

(нашего времени), считаю, состоит в том, чтобы от умения создавать нами и

Учительские университеты

Использование информационных технологий в школе есть объективный и естественный процесс, формирующий новый тип культуры – информационный. Считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий, поэтому хочу остановиться на этом подробнее.
Когда в первый раз услышал фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу у меня возник вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так думал я до тех пор, пока сам не освоил информационные технологии, и стал применять их в своей работе.
Как педагоги, мы часто задаем себе вопрос: какова цель современной школы? Отвечая на него? Мы сходимся в одном – подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. В своей профессиональной деятельности главной целью воспитания считаю обучение детей методам сохранения и укрепления своего здоровья. Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни.
К сожалению, в современных условиях школьники стали меньше двигаться. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы – уроки физической культуры и внеклассные секции по разным видам спорта. Чтобы сделать их максимально полезными и интересными, применяю современные педагогические технологии, нестандартные приемы и методы обучения. Учитываю при этом функциональные возможности компьютерных средств обучения.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтерисованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития.
Рассмотрим на конкретном примере.
По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта. Это может быть бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, низкий старт в легкой атлетике и др. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники игры. Эта цель прекрасно реализуется через использование электронных мультимедия-презентаций.
Просмотр школьниками техники двигательных действий спортсменов, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления. Применение цвета, мультипликации позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала.
После демонстрации движений, целесообразно их практически апробировать на техническом этапе урока. Для этого применяю интерактивные методы обучения. С помощью помощников веду видео или фотосъемку выполнения учащимися приемов и действий, затем проецирую на экран и совместно с учениками веду разбор техники выполнения различных приемов по данному виду спорта. Подобный метод способствует развитию у учащихся аналитического мышления, детального изучения техники двигательного действия. При такой технологии построения урока, все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно и ученики приобретают правильные представления о двигательных действиях, вырабатывают правильный стереотип движения. Применение компьютера возможно на всех этапах урока: при изучении нового материала, на стадии закрепления материала (тестовой компьютерный контроль). Уроки, основанные на использовании информационных технологий, всегда увлекательны, содержательны и интересны ученикам.
Физическая культура – это один из тех предметов, где связь обучения с жизнью используется как стимул самообразования, активизируется физический потенциал, прививается интерес к заботе о своем здоровье и его сбережению. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, техники безопасности при выполнении разного видов упражнений , что немало важно при проведении урока физкультуры, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов и все это требуют различных видов наглядностей. Применение компьютерных технологий дает богатые возможности для работы в данном направлении. Применение мультимедийных форм представления информации в сочетании со звуком, графическими иллюстрациями, дает хороший учебный эффект: формируются навыки заботы о своем здоровье, навыки самоконтроля, вырабатывается адекватная самооценка.
Нам педагогам, важно не только физическое , но и душевное здоровье детей. Использование аудиоматериала считаю одним из важных электронных средств поддержки обучения. Например, огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия, которая является интереснейшим и перспективным направлением, используемым во многих странах мира в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут воостановительные процессы, и человек выздоравливает. На отдельных уроках можно использовать метод музыкатерапии, который дает лечебный и успокаивающий эффект.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач:
— повышение эффективности и качества процесса обучения;
— повышение активности познавательной деятельности;
— углубление межпредметных связей;
— увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальное решение
— эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
— формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации;
— формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
— подготовка информационно грамотной личности;
— подготовка пользователя компьютерными средствами;
— осуществление профориентационной работы в области физической культуры.
Таким образом, решаются три основные задачи:
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий;
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества;
Работа на выполнение социального заказа общества.
Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективно организовать контроль и учет знаний учащихся.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что использование информационных технологий на уроках физической культуры позволяет реализовать сразу несколько функций: мотивационную, информационно-обучающую и контролирующую.
Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Поэтому содержание учебного материала и организация форм деятельности учеников на уроке должны быть хорошо продуманы. Они должны способствовать успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывать положительные эмоции, поддерживать высокую работоспособность учащихся. Использование информационных технологий позволяет решать данные задачи и добиваться высокого дидактического качества урока.
За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.
Таким образом, при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Использованная литература:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.1999г.
Лехтина Л.П. Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий (электронный ресурс)
«ИТО – Ростов -2010» — Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры

Использование ИКТ на уроках физической культуры: примеры и преимущества

В настоящее время педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой, управленческими способностями, навыками организации воспитательной работы, уметь активизировать учащихся к работе. Как ни странно, многим учителям физической культуры может помочь ИКТ. Уроки, проведенные с использованием ИКТ, позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс у учащихся, повысить мотивацию обучения.

Современный этап образования диктует новые условия работы. Многие столетия процесс передачи знаний и опыта происходил с помощью личного общения. Со временем основной объем знаний мы стали получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог и дает возможности наглядно представить, увидеть и понять написанное в ней. Сейчас век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационно-коммуникационных технологий в школе — процесс объективный и вполне закономерный.

Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств, среди которых — активизация аналитической деятельности обучаемых.

Специфика каждого предмета своя, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не причиняло вреда здоровью. Важная роль при этом отводится здоровьесберегающим технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы это уроки физической культуры, секции по разным видам спорта, а также подвижные игры.

Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта. Это может быть бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, финиширование в легкой атлетике и др. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента. Эта цель прекрасно реализуется через использование при показе различных презентаций. Просмотр школьниками техники двигательных действий, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления. А применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала.

На уроках физической культуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Как результат — возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:

  • абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
  • заинтересованность учащихся в изучении техники приемов;
  • применение этих знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.

Наблюдается влияние частоты использования информационно-коммуникационных технологий на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что информационно-коммуникационные технологии влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним.

Оптимальная частота и длительность применения ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.

  • I этап — визуальный (5–7-й классы) — предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание целостного двигательного действия из элементов.

Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

  • II этап — технический (8–9-й классы) — предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку подетально.

У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

  • III этап — аналитический (10–11-й классы) — старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, активности сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.

Применение информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока.

При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеозаписи, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, выявляет ошибки и самостоятельно устраняет их, что делает урок более содержательным и увлекательным.

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока — индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность совершенствования двигательного действия включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

  • используется индивидуальный подход;
  • учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися;
  • упражнения дифференцируются по степени трудности;
  • повышается объективность оценивания;
  • фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются: самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.

Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по физическому воспитанию является олимпиада по предмету «Физическая культура». Основной особенностью олимпиады является тесная связь с учебным материалом школьной программы и одновременная проверка качества его освоения школьниками в жестких условиях конкурсных испытаний. Поэтому в настоящее время возрастает роль использования ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура».

Количество технических новинок и программных разработок постоянно растет. Знания и опыт учителя регулярно дополняются. На уроках для решения своих задач, учитель может использовать различные виды компьютерных программ, электронные ресурсы учебного назначения:

  • информационно-справочный материал: для доступа к необходимой образовательной информации с помощью Интернета.
  • программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и навыки, а также применяются для самоподготовки учащихся. Эти программы используются, когда теоретический материал уже усвоен.
  • учебные программы: используются в основном для объяснения нового материала.
  • демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, плакаты). Демонстрационные программы помогают учителю наглядно показать в статике то или иное исходное положение. Т.к. зачастую неудобно и показывать на себе и рассказывать одновременно. Физическая культура охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые не совсем характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология. Здесь представлены схемы построения и перестроения учащихся в строю. Наглядные пособия помогают ученикам лучше ориентироваться.
  • контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений. Эти программы представляют собой разнообразные проверочные задания в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фиксируют детальную картину успехов и ошибок учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке физической культуры позволяет решать одну из важных задач обучения — повысить уровень знаний учеников. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.

Методически оправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический климат на уроках, формирует у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

Об авторе: Филимонов Александр Александрович, учитель физической культуры и спорта, НРМОБУ «Салымская СОШ №2».

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector