Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Паралич или парез? в чем отличия?

Верхние моторные нейроны соединяются с моторной корой, которая связана с контролем мышечного тонуса и выполнением активных движений. Если верхние двигательные нейроны повреждены, это приводит к частичной слабости мышц, что называется парезом. Когда у человека инсульт, тоже возможен парез. Как правило, это состояние временное и может быть устранено после надлежащего медицинского лечения. Нижние двигательные нейроны связаны с промежуточными центрами в спинном мозге, которые связаны с сокращением мышц. Если нижние двигательные нейроны повреждены, это приводит к абсолютному параличу мышц. Происходит дегенерация нижних моторных нейронов. Это состояние делает мышцу вялой и, следовательно, сокращения теряются, а мышечный тонус значительно снижается.

  • парапарез означает, что обе конечности (чаще руки) страдают от слабости и нарушения произвольного движения;
  • гемипарез относится к парезу на одной стороне тела (рука и нога);
  • тетрапарез – утрата движений в обеих руках и ногах.
  • Парез не ограничивается конечностями, он также может поражать голосовые связки, желудок, глаза и другие части тела.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Показания и противопоказания к применению терапии

Данная методика разработана для лечения большого количества врожденных или приобретенных заболеваний, в число которых входят:

  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • патологии развития позвоночного столба;
  • врожденные дефекты бедра;
  • двигательная дисфункция у детей с пороками развития;
  • задержка развития;
  • перенесенный энцефалит, инсульт, инфаркт, полиомиелит;
  • нарушение опорно-двигательной функции вследствие механического или электрического воздействия;
  • синдром мышечной гипотонии;
  • пирамидная недостаточность;
  • дискинетический синдром.

Несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Использование данной методики при условии наличия следующих патологий должно быть предварительно оговорено с лечащим врачом. Противопоказаниями к проведению Bobath терапии являются:

  • инфекционные и вирусные заболевания, сопровождающиеся лихорадкой;
  • психоэмоциональные расстройства, негативно влияющие на поведение пациента;
  • острые воспалительные процессы;
  • недавнее оперативное вмешательство;
  • эпилепсия.

Методы реабилитации*

Какие именно способы реабилитации будут использованы для лечения пациента, зависит от формы ДЦП и уровня поражения моторных функций. Свою эффективность на данный момент доказали следующие методики, применяемые в специализированных стационарах Москвы:

ДЦП: методы реабилитации

Массаж

Используется для нормализации мышечного тонуса. Имеет свою специфику: воздействует на триггерные точки, весь организм или на рефлекторно-сегментарные зоны. Поэтому проводить массаж должны квалифицированные специалисты, имеющие опыт по реабилитации пациентов с ДЦП.

Войта-терапия

Названа по имени основателя — профессора медицины В. Войта из Чехии, предложившего в середине прошлого века закреплять движения у больных ДЦП на уровне рефлексов. Войта-терапия наиболее эффективна в младенческом возрасте, когда рефлексы еще не сформированы до конца.

Для выполнения ряда упражнений используют специальные тренажеры — вертикализаторы. Они позволяют постепенно приучить организм находиться в правильном вертикальном положении в пространстве. Для отработки отдельных поз и дозации нагрузки на опорно-двигательный аппарат используют специальные костюмы, созданные по принципу экзоскелета.

Водная гимнастика

Проводится в бассейне, температура воды в котором должна быть 36-38 °С. Для улучшения подвижности суставов и расслабления мускулатуры пациенты под контролем инструктора выполняют упражнения с элементами подныривания и ныряния.

Подводное вытяжение

Выполняется в ванне особой конструкции: в ней установлен механизм, фиксирующий ноги пациента и постепенно выполняющий тракцию плечевого пояса. Подводное вытяжение при ДЦП эффективно при нарушениях осанки и выраженном болевом синдроме.

Парафинотерапия

Разновидность теплолечения, для которого используют продукт нефтеочистки (парафин), подогретый до 50 °С. Может быть в виде ванночек для ног, рук, а также аппликаций на триггерные зоны. Парафинотерапия при ДЦП усиливает кровообращение, снимает спазмы в мышцах и способствует улучшению проводящей функции периферических нервов.

Ботулинотерапия

Инъекции живого ботулотоксина применяются для снижения спастичности в конечностях. Сами по себе они не влияют на освоение пациентом новых движений, но после них другие методы реабилитации проходят быстрее и эффективнее.

В отдельных случаях используются и хирургические методы коррекции. Так, при большом объеме поражений головного мозга с целью восстановления в полном объеме функций дыхания и глотания проводят операции по установке трахео или гастростомы, что значительно улучшает в дальнейшем качество жизни пациента и облегчает родственникам уход за ним.

В чем отличие зарубежных методик реабилитации ДЦП?

В настоящее время во всем мире применяют одни и те же методики, чья клиническая эффективность доказана на протяжении многих лет. В этом отношении реабилитационный комплекс, который сегодня предлагает наш Центр, ничем не отличается от того, что используют за рубежом. Другой вопрос — количество специализированных реабилитационных центров. В настоящее время в России их пока меньше, чем в Европе, США, Израиле или Китае.

Кстати, недавно у нас проходил курс реабилитации ребенок с тяжелой формой ДЦП, постоянно проживающий в Израиле. При этом родители настаивали на его госпитализации именно к нам, потому что были не удовлетворены результатом лечения на родине. А ведь для иностранных граждан, в отличие от россиян, она проводится только на платной основе!

Концепция и в России, и за рубежом одна, она называется SMART-терапия. Аббревиатура составлена из первых букв английских слов: «конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, ограниченная во времени». Поэтому при оказании помощи ребенку с ДЦП мы практикуем мультидисциплинарный подход, подразумевающий участие в процессе различных специалистов — неврологов, нейрохирургов, офтальмологов, ЛОР-врачей, гастроэнтерологов, ортопедов, психологов, эрготерапевтов. Это помогает достигать в кратчайшие сроки конкретных целей в каждом отдельном случае. Например, чтобы ребенок, который не ходит, начал передвигаться сам.

 Наталья Павловна Прокопьева, зав. психоневрологическим отделением №2 НПЦ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Сенсорная зона

Обучение должно чередоваться с отдыхом, поэтому ребенку с ДЦП нужна сенсорная зона — место, где можно стимулировать органы чувств. Ее наполнение и выбор сенсорных стимуляторов зависят от особенностей и предпочтений ребенка. Например, можно установить сухой бассейн с шариками, аквариум, мольберт, музыкальный проигрыватель, лавовую лампу или стол для рисования песком.

Чтобы делать ремонт в квартире, сначала придется купить квартиру. Или купить квартиру с отделкой и сразу жить. И то и другое есть в Самолете.

Осложнения детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич осложняется в первую очередь формированием ортопедических деформаций в виде контрактур суставов, подвывихов и вывихов тазобедренных суставов и деформациями позвоночника [10] .

У детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и часто находятся в лежачем состоянии, сохраняется высокий риск развития пневмонии, инфекций мочевыделительной системы, нейрогенных запоров, аспирации верхних дыхательных путей слюной и пищей. Эти особенности развиваются из-за низкой подвижности. Дыхание ослаблено, грудная клетка не работает так, как у здоровых детей, которые постоянно активны.

При недостаточном уходе и подвижности ребенка от сильной мышечной спастичности могут возникать пролежни — повреждение целостности кожи. Когда ребенок долго лежит в одном положении, кости под действием силы тяжести давят на мягкие ткани (мышцы, жир, кожа). Их питание (кровообращение) нарушается, и они отмирают. Профилактикой пролежней является частая смена положения, использование различных валиков и подушек, которые подкладывают под опасные места — крестец, пятки и коленные суставы.

Пролежни

Стадии заболевания

В зависимости от возраста ребенка и возникающих у него симптомов ДЦП, принято выделять следующие стадии развития этой патологии¹:

  • Ранняя. Включает в себя период с рождения до 4-5 месяцев. Проявляется скованностью или вялостью, периодическими вздрагиваниями, судорожными припадками, угнетением врожденных рефлексов. Эти явления часто сочетаются с выраженными нарушениями дыхания, сердцебиения, повышенным внутричерепным давлением.
  • Начальная резидуальная. Охватывает возраст с 6 месяцев до 3 лет. В этой стадии начинают проявляться задержки в умственном и моторном развитии, из-за чего поздно формируются навыки сидения, ползания, ходьбы и речи.
  • Поздняя резидуальная. Наступает после 3 лет. При ней окончательно формируются признаки ранее упомянутых форм ДЦП, а также стойкие изменения – мышечные контрактуры и деформации. Становятся явными нарушения речи и интеллекта.

Симптомы детского церебрального паралича

Признаки и симптомы ДЦП сильно отличаются в зависимости от формы заболевания и особенностей поражения ЦНС. Наиболее типичные проявления³:

  • Изменение мышечного тонуса – его повышенность (гипертонус) или слабость скелетных мышц (гипотонус).
  • Скованность движений – спастичность.
  • Отсутствие баланса и мышечной координации.
  • Тремор или непроизвольные движения.
  • Задержка в развитии моторных навыков: сидения, ползания, ходьбы.
  • Боли при движении.
  • Деформации конечностей, их различная длина или размер в целом.
  • Деформации грудной клетки и позвоночного столба.
  • Аномалии ходьбы, в том числе: ходьба на пальцах (видео 2), приседающая походка, чрезмерно широкие шаги, асимметричность шагов.
  • Чрезмерное слюноотделение, проблемы с глотанием, слабость сосательных рефлексов.
  • Задержки в развитии речи, неправильное произношение слов.
  • Трудности в обучении.
  • Невозможность выполнять точные движения, например застегнуть пуговицу.
  • Эндокринные заболевания: ожирение, задержка роста, гипотиреоз.

При детском церебральном параличе патологический процесс может затрагивать все тело, а может ограничиваться одной конечностью или стороной туловища. При этом поражения ЦНС не изменяются со временем, поэтому симптомы обычно не ухудшаются с возрастом.

Видео 2. Прыгающая походка, хождение на пальцах при ДЦП.

Самые ранние признаки ДЦП

Первые признаки заболевания в раннем периоде (от 3 до 6 месяцев) включают в себя:

  • Отставание головы от туловища при поднятии малыша с кроватки.
  • Движения ручек и ножек происходят рывками, с усилием или практически полностью отсутствуют.
  • При пребывании на руках младенец выгибает спину и шею так, будто пытается оттолкнуть от себя.
  • При поднятии с кроватки ножки становятся излишне напряженными, часто пересекаются между собой «ножницами».
  • У ребенка к 3-4 месяцам жизни не исчезают рефлексы, мешающие ему развиваться и ходить.

В возрасте 6-10 месяцев признаками ДЦП могут быть:

  • Отсутствие поворотов на бок при лежании ребенка на спине.
  • Невозможность соединить руки, видимые сложности при поднесении пальцев ко рту.
  • Протягивание за игрушкой только одной руки, в то время как другая сжата в кулак.
  • При ползании – отталкивание ребенка только одной рукой и ногой, подволакивание конечностей.

Некоторые симптомы родителям непросто заметить, но явные маркеры должны вызывать настороженность и стать поводом для обращения к неврологу. Проконсультироваться с врачом следует, если ребенок не может поднять и и не держит голову к 3-м месяцам жизни, к 6-ти месяцам не может перевернуться, не ползает и не сидит в 10 месяцев

Рефлексы новорожденных, которые должны исчезнуть, если ребенок здоров. Фото: Samuel Finlayson / Wikipedia (CC BY-SA 4.0)

А – Асимметричный шейный тонический рефлекс.

B – Хватательный рефлекс. Фото: Wikipedia (Public Domain)

C – Рефлекс опоры. Фото: daihocyduoc / YouTube

D – Рефлекс Галанта. Фото: betapicts / YouTube

Аномалии мозга, связанные с церебральным параличом, могут также способствовать другим неврологическим проблемам, в том числе:

  • Косоглазию, нарушениям зрения и слуха из-за патологии черепных нервов.
  • Ограниченным интеллектуальным возможностям.
  • Судорожным припадкам, эпилепсии.
  • Нарушениям тактильного восприятия и чувства боли.
  • Недержанию мочи.

Ic important@2x

Далеко не все дети с ДЦП имеют нарушения интеллекта. Зачастую сложно оценить умственные способности ребенка, которому сложно говорить и выполнять даже простые действия. Но это не означает наличие интеллектуального дефицита.

Метод PADOVAN

Также этот метод называется нейрофункциональной реорганизацией головного мозга. Он основывается на неврологической системе человека, на невралгии развития речи, ходьбы, мыслительных процессов, на нейропластике головного мозга и развития с помощью образования новых синапсов.

Во время сеанса PADOVAN комбинируются несколько методов: эрготерапию, физиотерапию и логотерапию. Используются упражнения для верхних и нижних конечностей, способствующие обучению речи, координации движений тела, глотанию и дыханию.

Метод эффективен в лечении детей:

  • с задержками в развитии;
  • с дислексией;
  • с проблемами в обучении (чтением, в умении считать и писать;
  • с нарушениями внимания;
  • с наличием гиперактивности.

Механические приспособления для развития утраченной мелкой моторики рук

Медицинская промышленность предлагает много вариантов устройств, помогающих лежачим больным в период реабилитации для улучшения качества жизни. Самые простые из них – вкладыши из шерсти или поролона, сжимая которые в руке, больной уменьшает спазм мышц и проводит самостоятельный массаж ладони и пальцев. Большой популярность также пользуются пирамидки наподобие детских, они не только стимулируют работу мелких суставов руки, но и восстанавливают обычно нарушенное цветовосприятие. Существуют комбинированные приспособления, включающие в себя элементы пирамидки, эспандеров для сжатия, емкостей с мелкими шариками для перебирания и массажа.

Отлично себя зарекомендовали и игольчатые аппликаторы, которые воздействуют на чувствительные точки на ладони больного и улучшают кровообращение в конечностях, что тоже важно для нормального функционирования суставов и мышц руки.

** Размещенная на сайте информация и прейскуранты не являются публичной офертой
2014 — 2022 © Все права защищены

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector