Перспективный план по обучению детей 5–6 лет навыкам работы на компьютере
1. Формирование навыков работы с персональным компьютером: дать необходимые знания, обеспечивающие возможность работы на компьютере; сформировать основные умения, необходимые в работе с компьютером; научить детей компьютерной грамотности и выработать навык работы с «мышью» и клавиатурой; показать ребенку его собственные возможности в управлении с компьютером и научить оценивать результат собственной деятельности формировать навыки самоконтроля. Расширение кругозора, устранения психологического барьера «человек — компьютер».
2. Обучение ребенка освоению модели коммуникации с вымышленными героями компьютерных программ, как основные для развития межличностных коммуникаций.
3. Развитие психических процессов, абстрактно – образных видов мышления и типы памяти, качественное и на доступное для ребенка уровне развитие всех компонентов мыслительной деятельности (сравнение, классификацию, обобщение, а также восприятие и память).
4. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Старшая группа 5-6 лет
Компьютер до школы
Итак, дошколятам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. Интернет предлагает огромное количество разных занимательных упражнений для развития ребенка. Например, пресловутые раскраски. Однако согласитесь, гораздо больше принесет пользы раскрашивание на бумаге, когда ребенок будет стараться не выйти за контур, увидит, что нельзя отменить выполненное действие, научится терпению и вниманию.
Мы не советуем сажать малыша младше 5 лет за компьютер.
Для детей постарше есть множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Мы не можем исключить положительное влияние развивающих приложений, они играют особую роль в формировании таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Дошколёнку получаса за компьютером в день при правильной мотивировке вполне достаточно.
Поэтому мы советуем ограничиться развивающими программами либо занятиями, удовлетворяющими интересы ребенка. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Развивающие игры помогут детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие — замечательно рисовать.
Компьютерная грамотность с Надеждой
В наш цифровой век компьютер входит в жизнь человека все раньше и раньше и уже весьма актуальна такая проблема, как обучение детей компьютеру. Двух- трехлетние дети не могут оставить без внимания такую часть мира, как работающий компьютер.
Взрослые стараются оградить их от общения с ним (часто исходя из соображений безопасности техники, а не здоровья ребенка), а запретный плод все слаще.
Вот и я, устав отбиваться от шаловливых ручек, задался вопросом: как подружить моего трехлетку с компьютером, чтобы при этом оба не пострадали, а мои нервы успокоились?
Обучение детей компьютеру: DoudouLinux
Покопавшись в недрах Интернета, я остановил свой выбор на дистрибутиве DoudouLinux (http://www.doudoulinux.org/web/russkij/) французского разработчика Jean-Michel Philippe. Проект поддерживается Томским государственным педагогическим университетом и русифицирован.
Результаты тестирования изложены в данной статье. Впрочем, это скорее впечатления родителя, допустившего ребенка до самостоятельной работы на компьютере.
Для работы существуют варианты загрузки с CD-ROM или USB-носителя. Запуск с последнего отличается только возможностью сохранять измененные данные. При работе с DoudouLinux доступ к жесткому диску отсутствует, что не дает возможности маленькому хакеру нарушить нашу систему или удалить данные.
Итак, записываем образ на CD, запускаем компьютер, в BIOS выставляем загрузку с CD-ROMа, вставляем диск, и через некоторое время появляется главное окно с двумя вариантами работы: с возможностью сохранения и без оной. Выбираем второй вариант.
И вот мы в системе. Перед нами меню выбора сессий. Каждая сессия дает доступ к различным видам деятельности, расположенным по возрастанию сложности.
Слово «деятельность» подразумевает игры различного содержания, главной задачей которых является обучение ребенка и выработка у него различных навыков. Например, программы для знакомства с мышью Pysycache и Gamine помогут ребенку понять, что простое передвижение мыши по столу приводит к изменениям на экране, а щелчок кнопкой мыши запускает какое-либо действие.
Кроме выработки навыков общения с компьютером, игры тренируют память, позволяют изучать алфавит ( и расположение букв на клавиатуре), знакомят с основами математики, логики, дают возможность рисовать, проводить опыты и многое другое.
Действия пользователя сопровождаются эмоциональной оценкой. Например, в игре с мячом при промахе маленький пингвин плачет, а когда мяч летит точно к нему, смеется.
Возможности системы не ограничены только игровыми приложениями. Присутствует также калькулятор, текстовый редактор и веб-браузер, который оснащен фильтром, не позволяющим ребенку попасть на сайты со взрослым контентом.
Всего игр и программ около пятидесяти и только на простое знакомство с ними мне пришлось потратить весь вечер. Писать о проекте можно также долго и все равно всех возможностей не охватить.
В целом, это огромная бочка меда, в которой, правда, не обошлось без капель дегтя. Первая проблема, с которой пришлось столкнуться: это как оторвать ребенка от игры?
Кроме того, все-таки мой малыш нашел способы заставить систему зависнуть. Как? Не знаю.
Несколько огорчают небольшие недоразумения при выходе из некоторых игр, а также иногда разочаровывает графика. Впрочем, проект развивается, и разработчики, надеюсь, все исправят. Одним из авторов можете стать и Вы.
Пришлось задуматься и о покупке старенького ноутбука, т.к. ребенку не совсем удобно работать за большим столом.
Начните использовать программу
Еще один из первых шагов, на котором должен доминировать тот, кто начинает с информатики, — это концепция программы или приложения, а также факт, чтобы научиться открывать и закрывать его. В этом смысле сначала Нам нужно будет определить концепцию и научить ребенка искать ее на компьютере. .
Позже мы должны дать ему понять, что эти программы можно открывать и закрывать, а также что их действия можно сохранить. Понемногу мы собираемся показать вам эти операции и помочь им сделать их самим.
Инструменты для начала обучения программированию
Scratch
Наиболее популярная среда для обучения как совсем маленьких, так и детей 10+. Программы создаются с помощью блоков с понятными для детей описаниями действий. Детям нравится смотреть на результаты своего труда, здесь они увидят или интересную игру, которую сами сделали, или какую-нибудь анимацию. Ещё существует аналог Scratch для iOS — Hopscrotch. Кроме того, есть версия для совсем малышей и называется она Scratchjr, однако разрабатывается не командой MIT.
Alice
В этой среде для разработки программ, анимаций и видео ребёнок сможет освоить базу объектно-ориентированного программирования. Всё полностью бесплатно и с открытым исходным кодом, так что можете даже внести свой вклад в проект.
StarLogo TNG
Программное обеспечение для моделирования и симуляторов. Позволяет создавать обучающие игры, на основе которых можно объяснять доступным языком функционирование сложных систем.
Более продвинутый вариант Scratch. И выглядит, и работает сложнее, но ребёнок тоже растёт, верно? В Snap реализована возможность создания своих собственных блоков.
Gamefroot
Очередной блоковый редактор кода, позволяющий строить уже более масштабные алгоритмы, чем в Scratch.
Code.org
Отличный сайт, в том числе с русскоязычным контентом. Он сочетает в себе множество игр с разными уровнями. Игры построены таким образом, что приучают ребёнка искать самый короткий, но при этом выгодный путь для достижения цели. Более того, материал разбит на возрастные группы, что упрощает навигацию.
ПиктоМир
Полностью русскоязычная и российская разработка для обучения детей основам программирования. Отличается от предыдущих ресурсов тем, что программирование строится не путём использования блоков, а с помощью пиктограмм. Кроме того, ресурс, благодаря своей кроссплатформенности, позволяет использовать очень старые версии Android и iOS.
HTML и CSS
Что такое HTML? Это специальный язык, используемый для гипертекстовой разметки. Специалисты по всему миру используют его для работы со страницами на разных сайтах. С HTML «взаимодействуют» разные браузеры, они преобразуют гипертекст и выводят на экраны устройств пользователей со всего мира информацию в удобоваримом и структурированном виде.
CSS – это специальный язык описания. Он описывает разные стили и тесно связан с первым указанным языком. Благодаря CSS можно буквально разработать стиль для того или иного элемента, представленного на конкретной странице.
Указанные языки применяются для верстки и создания страниц разного рода сайтов.
Надеемся, что наша статья была полезна вам, желаем удачи в освоении программирования.