Какими должны быть размеры компьютерного стола

Высота рабочей поверхности стола оборудованного персональным компьютером. Правила работы за компьютером: нормы работы. Требования к организации и оборудованию рабочих мест

Вероятность негативных последствий от использования персонального компьютера такая же, как и при эксплуатации другой бытовой техники. Ведь общеизвестно, что важно соблюдать меры безопасности с микроволновой печью, утюгом или электрочайником.

Непрямой вред, который незаметен сразу, это ущерб здоровью:

Опасность ПК как электроприбора заключается в возникновении сбоев в электрическом питании и воспламенении всей системы.

Особенности

В наше время без компьютерного стола не обойтись. Эти предметы мебели особенны тем, что использовать их можно в самой разной обстановке. Это может быть как городская квартира или частный дом, так и небольшой или крупный офис, а также государственное или развлекательное учреждение. Благодаря многозадачности такую мебель можно смело назвать универсальной.

Более того, такие конструкции нередко располагают как во взрослых, так и детских спальнях, ведь сегодня соответствующую технику играючи осваивают даже самые юные пользователи. Правильно подобранный компьютерный стол прекрасно подойдет как для работы, так и для игр и отдыха. Эти предметы интерьера относятся к многофункциональным, так как использовать их можно не только для работы за ноутбуком или стационарным ПК.

Зачастую модели с большими и вместительными столешницами разделены на две половины. Одна из них отводится непосредственно под компьютер, а вторая становится письменной зоной. Как правило, такие столы имеют внушительные размеры, зато пользоваться ими очень удобно.

Такая распространенная и востребованная мебель находит свое место практически в любой комнате жилища. Это может быть не только серьезный рабочий кабинет или спальня школьника, но и гостиная, библиотека и даже кухня (если речь идет о квартире-студии).

Работать и учиться за таким столом должно быть максимально удобно, поэтому современные мебельные фабрики выпускают множество вариантов, имеющих самое разное строение, а также различные показатели длины, высоты и ширины.

Данные параметры играют одну из важнейших ролей в выборе подходящей модели компьютерного стола.

Дело в том, что, работая за конструкцией неподходящих размеров, пользователю будет очень некомфортно и неуютно. Более того, постоянная эксплуатация подобных столов может нанести ощутимый вред здоровью человека. Так, трудясь за слишком низкой моделью, вам придется постоянно наклоняться и подавать корпус вперед, что со временем может привести к серьезному искривлению позвоночника и сутулости, что уж говорить о ноющих болевых ощущениях, которые могут стать вашими постоянными спутниками.

Не менее серьезно нужно подходить к габаритам компьютерного стола, который вы планируете купить для ребенка. Здесь очень важно обращать внимание не только на ширину и длину столешницы, но и высоту конструкции в целом. Если не хотите навредить растущему организму, то компьютерный стол для него должен быть подобран правильно.

Конечно, выбор мебели тех или иных габаритов во многом зависит и от того, как много предметов вы планируете на ней расположить. Если таковых не так много, то вполне можно обойтись компактной моделью с небольшой столешницей.

Если же вы разыскиваете более вместительный и просторный вариант, то и его размеры должны быть соответствующими.

Здоровье

Офисный, школьный, кухонный или компьютерный стол должен соответствовать росту сидящего за ним человека. От высоты изделия зависит состояние позвоночника. Неправильное распределение нагрузки на мышечный корсет приводит к деформации суставов в шейном, грудном и поясничном отделах.

На даче

Высота стола снижает или повышает нагрузку на зрительный нерв в зависимости от расположения монитора.

Изменение угла просмотра неравномерно нагружает мышцы, отвечающие за аккомодацию зрачка, что приводит к снижению качества зрения.

К выбору следует подходить не только как к эстетической составляющей дизайна помещения. Чем комфортней человек себя чувствует, тем продуктивней его деятельность, ниже утомляемость и риск развития хронических заболеваний.

На участке

Рабочее место с компьютером

Как правильно держать осанку, работая за клавиатурой?

  • Высота стула должна обеспечивать прямой угол, между бедром и голенью; сидушка при этом не должна быть слишком мягкой.
  • Площадь поверхности стула занята не менее чем на 2/3.
  • Пусть спинка стула станет мерилом для вашей спины. Работая, старайтесь прижиматься к ней.
  • В идеале, лопатки сведены, мышцы живота расслаблены, одно плечо не выше и не ниже другого.
  • Не закидывайте ногу на ногу. При длительности такого положения ног существенно нарушается кровоснабжение.
  • Добивайтесь от своей позы распределения веса только на бедра; монитор компьютера, может быть на уровне глаз или чуть выше.

Но как добиться такого положения?

Ощущение комфортности от пребывания в такой правильной позе приходит не сразу, но небольшие усилия и настойчивость, в конце концов, сделают свое благое дело.

Вот смотрите, если ваш рост составляет 182 см, тогда расчётная высота стола должна быть: 78 см.

Разновидности размеров

Характеристики стула зависит от цели использования. Требования к офисному креслу, в котором сотруднику нужно проводить восемь часов безвылазно, отличаются от характеристик кухонной или детской разновидности.

Для людей среднего роста (от 162 до 168 см) рекомендуется размер стула в 42-43 см, высокого (от 168 см) – 45 см, низкого (менее 162 см) – 40 см.

Для ребенка

Правильно подобранная мебель – обязательное условие развития здоровой осанки ребенка. Если малыш будет сидеть слишком низко, у него может нарушиться кровообращение. Слишком высоко расположенное сиденье вызовет необходимость наклоняться над столом или напрягать зрение.

Выбор правильного стульчика для ребенка особенно важен, так как с детства надо позаботиться о формировании правильной осанки.

Чтобы понять, правильно ли подобрано место для учебы и игр, усадите ребенка за стол. Ноги должны ровно стоять на полу, а угол в коленях быть прямым. Если угол больше 90 градусов – малыш сидит слишком высоко. Если меньше – чрезмерно низко.

От слишком маленького предмета мебели у чада может ухудшиться кровообращение, а от большого – зрение.

Когда ребенок находится за столом, расстояние от его колен до столешницы должно равняться 15 сантиметрам.

Высоту можно определить по такой классификации:

  1. Для детей ростом менее 80 см подходит стул на уровне 17 см.
  2. От 80 до 90 см – 24 см.
  3. Рост от 100 до 115 см – сиденье должно располагаться на 28 см от пола.
  4. 110 – 120 см соответствуют изделию 32 см.
  5. От 120 до 130 см – ножки в диапазоне 32-25 см.
  6. При росте ребенка до 140 см изделие должно иметь высоту 36-38 сантиметров.

Удобный вариант для ребенка – изделие с возможностью изменения длины ножек.

Для кухни

Параметры стульев для кухни также зависит от габаритов стола в первую очередь. Для стандартного подбирают изделие с расстоянием 80-90 см от пола до верхней точки. От пола до сиденья должно быть около 42 см, а спинка – не меньше 45 см. Ширина обычно – от 35 см, глубина – около 50-55 см.

Высота кухонных стульев должна соотноситься с высотой стола. Это важный показатель комфортности.

Если в кухне установлена барная стойка, параметры места для сидения будут отличаться. Расстояние от пола до сиденья в таком случае составляет не менее 75 см. Стандартные модели имеют радиус наклона 45 см, а поясничный тип – 22 см.

Для барных стоек высота стула будет отличаться. Здесь также нужно учитывать уровень поверхности, за которой вы будете сидеть.

Обратите внимание на удобство подножки: она должна располагаться на таком уровне, чтобы ноги можно было с комфортом разместить на ней, не напрягая

Для офиса

Параметры стульев для работы существенно отличаются от сидений для кухни. Рабочая мебель должна приносить комфорт даже при длительном пребывании в сидячем положении, не нарушать осанку и обеспечивать оптимальное положение тела.

Выбирая рабочий стул, необходимо знать, что нужная высота стула для еды и работы различаются.

При выборе кресла для работы нужно учитывать множество индивидуальных особенностей: кому-то нужно сильнее откинуться назад, а кто-то, наоборот, предпочитает смотреть в монитор с жесткой поверхности и зафиксированной в вертикальном положении спинки.

Рекомендуемые габариты офисной мебели: ширина от 40 см, такая же глубина, регулируемая в пределах 40-45 см высота, возможность наклона на 15 градусов вперед и на 5 назад. Наклон задней поверхности должен составлять приблизительно 30 градусов, подлокотники – быть минимум 25 см длиной и не уже 6 см.

Чтобы создать максимально комфортные условия труда, подбирайте офисные кресла из натуральных материалов. Желательно наличие подголовника.

Проявив заботу о подопечных, выбирайте модели из натуральных тканей и с подголовниками, чтобы была возможность время от времени расслабить мышцы шеи.

Куда ставить?

При выборе обеденных стульев нельзя забывать о месте, где вы планируете их разместить. Так, для кухни подойдут стулья с легко моющимися и водоотталкивающими спинкой и сидением. Объясняется это тем, что кухонная мебель чаще всего загрязняется и намокает. В отдельную обеденную комнату можно выбрать стулья с тканевой обивкой. Стулья для гостиной обычно имеют более дорогую обивку: обтянуты натуральной или искусственной кожей, которая подбирается в тон остальной мебели. Стулья для кафе, бара должны быть максимально прочными и износостойкими. В таких случаях выбирают мебель с металлическим каркасом и обивкой, стойкой к истиранию, загрязнению, влаге, воздействию солнечных лучей.

Эргономика занимается изучением движения человека в конкретных условиях и помещениях, а также организация пространства. Поэтому чтобы хозяйкам был удобнее пользоваться кухней, был разработан стандарт расстояний от одной рабочей зоны к другой, ширины и глубины рабочей поверхности, высота используемого предмета. На кухне работа производится стоя, поэтому следует учитывать правильную высоту гарнитуров для людей с разным ростом, чтобы снизить нагрузку на суставы и позвоночник во время процесса приготовления пищи. Стандартный размер кухонной мебели был разработан в 50-х годах прошлого века. Показатели высоты размещения ящиков и столешницы зависят от роста женщины. Средней рост женщин составлял 165 см, по нормам высота стола от пола при таком росте должна быть 88 см.

Для индивидуального подбора высоты столешницы руководствуются следующими параметрами:

  • высота и площадь столешницы;
  • освещенность рабочей зоны.

Стоит ознакомиться со следующей таблицей, в которой представлены значения высоты столешницы для людей разного роста:

Расстояние от пола

от 160 до 180 см

Последствия неправильного выбора

Специалисты знают, что работа за неправильно выбранным столом приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Люди быстро устают, появляются головные боли и застойные явления в органах кровообращения.

Поэтому важно с детства сформировать у ребёнка правильную осанку. Если стол выбран неверно, то уже не может быть речи о здоровом позвоночнике и нормальном развитии растущего детского организма.

СанПиН 2.2.2.542-96

СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» действовали с 01.01.1997 по 30.06.2003. В этот период они были основным нормативным документом по безопасной работе на компьютере. В настоящее время вместо них действуют СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

СанПиН 2.2.2.542-96 были разработаны на основе стандартов: ГОСТ Р 50948-96 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности» и ГОСТ Р 50949-96 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности».

СанПиН 2.2.2.542-96 содержали санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.

Полный текст этого документа вы без труда найдете в интернете, набрав в любом поисковике «СанПиН 2.2.2.542-96». Предлагаем вашему вниманию наиболее важные, на наш взгляд, положения этого документа с нашими комментариями (выделены курсивом).

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (далее — ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (далее — ПЭВМ) и определяют санитарно-гигиенические требования к:
— проектированию и изготовлению отечественных, и эксплуатации отечественных и импортных ВДТ на базе электронно-лучевых трубок (далее — ЭЛТ), используемых во всех типах электронно-вычислительных машин, в производственном оборудовании и игровых комплексах на базе ПЭВМ;
— проектированию, изготовлению отечественных и эксплуатации отечественных и импортных ВДТ и ПЭВМ;
— проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ЭВМ, ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов на базе ПЭВМ.
— обеспечению безопасных условий труда пользователей ВДТ и ПЭВМ.

1.7. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности … обязаны привести рабочие места пользователей ВДТ и ПЭВМ в соответствие с требованиями настоящих Санитарных правил.
Обратите на это внимание! Руководители всех предприятий, в том числе частники, обязаны обеспечить вам надлежащие условия труда.

1.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль — органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.
То есть, если ваш начальник не хочет обеспечить вам надлежащие условия труда, жалуйтесь в местную (районную, городскую) СЭС. Они вправе оштрафовать вашего директора на весьма приличную сумму. Обычно этого бывает достаточно — мало какой руководитель захочет довести дело до жалоб в более высокие инстанции, а тем более до судебного разбирательства.

3. Требование к видеодисплейным терминалам
и персональным электронно-вычислительным машинам

3.1. … Все ВДТ должны иметь гигиенический сертификат …

3.3. … Дизайн ВДТ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ВДТ и ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность одного цвета … и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики …

3.6. Конструкция ВДТ должна предусматривать наличие ручек регулировки яркости и контраста, обеспечивающие возможность регулировки этих параметров от минимальных до максимальных значений.

3.9. Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м. от экрана и корпуса ВДТ при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74х10 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/час (100 мкР/час).

4. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ

4.1. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.

4.3. Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.
В случаях производственной необходимости, эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4.4. Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 кв.м, а объем не менее 20,0 куб.м.
Этот и следующий пункт нарушаются очень часто — компьютеры ставятся буквально вплотную друг к другу.

4.5. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6,0 кв.м, а объем — не менее 24,0 куб.м.

4.9. Звукоизоляция ограждающих конструкций помещений с ВДТ и ПЭВМ должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума согласно требованиям раздела 6 настоящих Санитарных правил.

4.16. Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

5. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ

5.5. Помещения с ВДТ и ПЭВМ перед началом и после каждого академического часа учебных занятий, до и после каждого занятия в дошкольном учреждении должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

5.6. Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать нормам, приведенным в приложении 6.

5.7. Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать «Предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны» .

5.8. Содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, работа на ВДТ и ПЭВМ в которых является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), не должно превышать «Предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» .

5.9. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений использования ВДТ и ПЭВМ в дошкольных и всех учебных заведениях, включая вузы, не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

5.10. Запрещается проводить ремонт ВДТ и ПЭВМ непосредственно в рабочих, учебных и дошкольных помещениях.

6. Требования к шуму и вибрации

6.1. В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, уровни шума на рабочих местах не должны превышать значений, установленных для данных видов работ «Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах» .

6.2. При выполнении основной работы на ВДТ и ПЭВМ (диспетчерские, операторские, расчетные кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), во всех учебных и дошкольных помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА .
В помещениях, где работают инженерно-технические работники, осуществляющие лабораторный, аналитический или измерительный контроль, уровень шума не должен превышать 60 дБА.
В помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) уровень шума не должен превышать 65 дБА.
На рабочих местах в помещениях для размещения шумных агрегатов вычислительных машин (АЦПУ, принтеры и т.п.) уровень шума не должен превышать 75 дБА.

6.4. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ВДТ и ПЭВМ.

6.5. Снизить уровень шума в помещениях с ВДТ и ПЭВМ можно использованием звукопоглощающих материалов…

7. Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ

7.2. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

7.3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 — 500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

7.8. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

7.9. Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализованно над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

7.15. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

8. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ

8.1. Общие требования

8.1.1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

8.1.2. … расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2м.
А очень часто компьютеры стоят буквально вплотную друг к другу…

8.1.4. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

8.1.5. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 — 2,0 м.

8.1.11. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

8.1.12. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

8.1.13. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 — 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

8.1.14. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.

8.1.15. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.

8.2. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей

8.2.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 — 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

8.2.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм.

8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же — расстоянию спинки от переднего края сиденья. Конструкция его должна обеспечивать:
— ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
— поверхность сиденья с закругленным передним краем;
— регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 — 550 мм и углам наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;
— высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости — 400 мм;
— угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30 градусов;
— регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 — 400 мм;
— стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной — 50 — 70 мм;
— регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 — 500 мм.

8.2.5. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

8.2.6. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.

8.2.8. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 — 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

8.3. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений

8.3.1. Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.

8.3.5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту учащихся или студентов в обуви.

8.3.6. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног (см. п. 8.2.5).

8.3.7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов.

8.3.8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви (приложение 13).

8.4. Требования к оборудованию и организации помещений с игровыми комплексами на базе ПЭВМ для детей дошкольного возраста

8.4.1. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, должны оборудоваться одноместными столами.

8.4.5. Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины.

9. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ

9.1. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ

9.1.1. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

9.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:
группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;
группа Б — работа по вводу информации;
группа В — творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

9.1.3. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ (приложение 15), которые определяются: для группы А — по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

9.1.4. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.

9.1.5. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

9.1.7. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

9.1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

9.1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

9.1.11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
— для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
— для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 — 2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
— для III категории работ через 1.5 — 2.0 часа от начала рабочей смены и через 1.5 — 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

9.1.12. При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

9.1.14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).

9.2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений

9.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов — 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 — 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

9.3 Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений.

9.3.1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:
— для учащихся первого курса не более 30 минут в день;
— для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.
— для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.

9.3.2. После каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15 — 20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания.

9.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

9.4.1. Для учащихся X — XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов — 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

9.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
— для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;
— для учащихся II — V классов — 15 минут;
— для учащихся VI — VII классов — 20 минут;
— для учащихся VIII — IX классов -25 минут;
— для учащихся X — XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором — 20 минут;

9.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

9.4.15. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут.

9.4.16. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.

9.4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

10. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ

10.1. Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке и в сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России.

10.2. К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

10.3. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с «Гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных женщин».

10.4. Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста проводится в порядке и в сроки, установленные соответственно Минздравмедпромом России, Госкомсанэпиднадзором России, Госкомвузом России и Минобразования России.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector