Дочь плачет и просится в туалет, как только ложится спать
Моей дочери 2,5 года. С рождения спит в кроватке. Проблем с засыпанием не было — ребёнок всегда с удовольствием бежал в кроватку к своим игрушкам, целовал нас с мужем перед сном и выгонял из комнаты со словами: «Все, пока, спокойной ночи». Пять дней назад будто подменили, дневной и ночной сон стали адом. Ребенок живет по режиму: дневной и ночной сон в одно и то же время +- полчаса-час редко. Последние пять дней плачет, постоянно просится в туалет!! Сидит на горшке, ничего не делает и плачет, если беру на ручки. Только голова касается подушки, плачет и просится в туалет. Просится на горшок буквально каждые 2 минуты. Утешение/совместное засыпание — ничего не помогает.
В течение дня со стулом вообще проблем нет — ходит сама на горшок или приглашает, чтобы помочь с туалетной бумажкой в конце. Ребенок самостоятельный. От памперсов днем и во время прогулок отучили в 2,2 года, в 2,3 уже спала в трусиках, в час ночи ежедневно высаживаем на горшок, чтобы ночью не описалась и не переживала (расстраивается, если описается). На позапрошлой неделе описалась во время дневного сна у свекрови — она перестала надевать памперс только недели 3-4 назад. Реакция нормальная была, и никаких нюансов после. И тут внезапно начались ночные истерики и похождения в туалет. Видно, что хочет спать, засыпает на горшке, но в кровать ни в какую. Помогите понять, как помочь ребенку. Чем может быть вызвано такое поведение?
Без детального изучения ситуации невозможно однозначно сказать, чем вызвано подобное поведение.
Потому что это могут быть и проблемы со здоровьем, о которых девочка не может сказать. И тогда стоит на всякий случай проконсультироваться с врачом, чтобы точно быть уверенной, что нет никакой физиологической патологии.
Это могут быть сложности после того, как девочка описалась во время дневного сна у бабушки. Вероятно, ребёнок переживает, когда у него не получается сдержаться и проконтролировать себя. Возможно, в тот момент она это не показала, но тревога внутри осталась, со временем накопилась и «выстрелила» вот таким способом.
Могут быть и причины, о которых нам вовсе не известно. Ребёнку могло что-то показаться в одну из ночей, она могла испугаться. Особенно это касается вещей, которые для нас являются пустяками. Детская психика работает немного иначе, и она очень нежная, иногда даже неожиданная встреча с муравьём из-за испуга и отсутствия поддержки взрослого может стать травмой (и ключевое здесь – «без поддержки взрослого», потому что именно забота и понимание родителей могут легко нивелировать появление и развитие травмы).
Из-за того, что спектр причин очень широкий, а ситуация на данный момент острая, рекомендую вам проконсультироваться со специалистом очно. Потому что вживую психолог сможет оценить состояние девочки и быстро и качественно помочь справиться с возникшими трудностями.
Адреса бесплатных психологических служб в вашем городе вы можете найти на нашем Портале: https://www.ya-roditel.ru/map/.
Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы помочь ребёнку и попробовать сгладить ситуацию:
1. Не ругать дочку за то, что происходит.
Она не специально не хочет спать и не специально плачет. Её что-то очень сильно тревожит, и она над этим не властна.
Однако, чтобы выдерживать ситуацию, вам важно обратить внимание не только на ребёнка, но и на саму себя. Потому что, если вы перестанете высыпаться, это скажется на всей семье и может послужить причиной уже вашего перенапряжения.
Очень часто мы ругаем детей, не потому что не понимаем, что происходит, а потому что сами устали, измотаны и держимся из последних сил. Вам важно не довести себя до такого состояния. Просить помощи, чтобы к малышке вставал кто-то ещё.
2. Не ругать дочку за то, что она может описаться.
Одна из причин, которая потенциально могла спровоцировать такую ситуацию – слишком большое давление на ребёнка при приучении к горшку. Причём из лучших побуждений. Просто иногда мы не задумываемся, к каким последствиям могут привести те или иные слова.
Постарайтесь избегать сравнений ребёнка с другими детьми, которые спокойно спят по ночам, не плачут и не писают в кроватку. Не делайте акцент на том, что все хорошие девочки умеют терпеть и контролировать себя.
Попробуйте вообще немного уйти от этой темы. Возможно, ваша дочка не может уснуть, потому что боится описаться (и это тоже лишь гипотеза, а не точная причина), чем расстроит маму и из-за чего будет чувствовать себя плохой.
Давайте ребёнку максимум своего тепла, понимания, заботы и терпения. Эта ситуация обязательно разрешится. И если вы останетесь сейчас сердцем рядом с ребёнком, поймёте её тревоги и будете стабильной (то есть выдерживать детские слёзы и оставаться на позиции заботливого взрослого), то вероятность того, что всё пройдёт быстро и благополучно, увеличится.
3. Придерживайтесь намеченного режима дня.
Подъём и уход ко сну в одно и то же время, полноценное питание, прогулки, чередование активностей и спокойных занятий – всё это так называемые правила ЗОЖ, которых стараются придерживаться взрослые люди и которые крайне важны детям для нормального развития. Именно такие условия обеспечивают «неврологическое здоровье» ребёнка.
Важно, чтобы ребёнок знал своё расписание. Хорошо, если вы нарисуете или сделаете коллаж из разных картинок, которые отражают режим дня дочки, и повесите его, чтобы она могла видеть, что её ждёт в будущем.
Во-первых, такая техника хорошо снижает тревожность, потому что тревога часто возникает по поводу неизвестности в будущем. Во-вторых, она развивает самоконтроль и самостоятельность. А в-третьих, на графике обязательно должен быть пункт с пробуждением в час ночи для туалета.
Попробуйте «зацепиться» за него. Он может быть гарантом того, что девочка не описается, а для неё это важно.
Проговорите распорядок дня и сделайте акцент на ночном подъёме, чтобы малышка увидела его картинку.
Не забывайте про ритуалы отхода ко сну, которыми вы пользовались раньше и которые хорошо работали. Они сейчас очень помогут вернуться к прежнему режиму. Даже если от чего-то вы сейчас отказались, потому что девочка выросла, можно вновь к этому обратиться.
Например, читать перед сном, обняться, почесать спинку, сделать массажик.
4. Не будьте слишком строги.
В моменты стресса многие дети возвращаются на шаг назад, к прежним формам поведения. Это не страшно и не значит, что вся линия развития сломалась.
Если вашей дочке сейчас так тревожно, имеет смысл предложить вернуть подгузник, например, на дневной сон. И ни в коем случае не упоминать, что «так ходят только малыши, а она уже большая» (как минимум, потому что это не так, она совсем не большая).
Другой вариант: предложить спать на пелёночке. Тогда, если вдруг произойдёт ЧП, оно будет совсем не страшно.
Ещё вариант: договориться (днём, а не перед сном, потому что ближе к ночи, вероятно, у девочки сильно растёт напряжение), например, что вы будете будить дочку каждые 2 часа и сажать на горшок. Учитывая критичность ситуации сейчас, и что и у ребёнка, и у вас полностью нарушен сон, это будет меньшее из зол.
Но помните, что всё это – временные решения, которые не заменят очные консультации у специалистов.
Сейчас ребёнку нужна максимально спокойная и доброжелательная атмосфера с не такими большими требованиями, какие они могли быть раньше. Иначе они ещё больше увеличат тревогу.
5. Введите элементы игры.
Во-первых, часто в играх дети проигрывают ситуации, которые их беспокоят. Поэтому вы можете посмотреть, как и во что сейчас играет девочка, что переживают её персонажи.
А во-вторых, вы можете подключиться сама к этим играм и опосредованно помочь ребёнку справиться с ситуацией.
Например, вы можете быть доброй волшебницей, которая поддерживает зверёнка-героя вашей дочки и говорит, какой он сильный, смелый, добрый и т.д. Или деликатно обратить сюжет игры так, чтобы персонаж вашей дочки смог справиться с трудностями и выйти победителем.
Самое главное сейчас – это ваши силы и терпение. Потому что утешения и совместное засыпание кажется, что не помогают. Но это не так.
Они могут не срабатывать сразу, потому что девочка находится в диком напряжении и просто не может сама себя отрегулировать.
Однако они, как капли — море, наполняют её спокойствием. Если вы рядом, если вы не срываетесь, не кричите, не уходите, говорите ребёнку, что с ней происходит («Ты хочешь спать, но, похоже, боишься описаться. Я права? Давай я помогу тебе, и всё будет хорошо. Я рядом.»), то девочка потихоньку будет отходить от тревоги.
Это очень важный момент. Родительское тепло и устойчивость в отношениях с ребёнка иногда как будто не приносят никаких плодов. Но, на самом деле, детей, которые в раннем детстве получали любовь и понимание, даже когда истерили и капризничали, очень легко отличить. Они более уверены в себе, более стрессоустойчивы, больше доверяют родителям и своим собственным чувствам.
Поэтому не думайте, что ваши утешения сейчас не работают. Это очень важная часть помощи. Но на разрешение ситуации нужно время.
Какие ещё есть подковырки? (наподобе: скажи клей: выпей баночку соплей)!
Скажи клей: выпей баночку соплей. и ответ : с удовольствием-отлей
Скажи барабан: у тебя в ухе таракан
Смотри, таракан! -Где? -У тебя на бороде!
или когда спрашивают Кто-конь в пальто, Где-у тебя в попе на гвозде, Как — Жопой об косяк!
Если говортя Эй, ты! — Жопой нюхаешь цветы!
(И пускаешь аромат через задний аппарат!
или:
— Пошли!
— Куда?
— Жопой резать провода!
Скажи «двести» .
— Двести.
— Снимай трусы, иди к невесте!
Скажи: «Самолёт» .
— Самолёт.
— Снимай трусы — иди в полёт!
— Скажи «Аврора», снимай трусы без разговора boro.da33.ru
— Скажи «арбуз», твой папа карапуз
— Скажи «банка», твоя бабушка цыганка
— Скажи «баранка», твоя мать цыганка
— Скажи «ваза», поживи пока без газа
— Скажи «воровка», тебя мама свяжет ловко
— Скажи «газ», тебе цыганка титьку даст
— Скажи «гараж», снимай трусы, иди на пляж
— Скажи «двести», снимай трусы-иди к невесте
— Скажи «дура», у тебя красивая фигура
— Скажи «ЗИЛ», твой папа попой тормозил
— Скажи «карета», тебе (Имя друга) шлёт привета
— Скажи «кирпич», твоя папа бич
— Скажи «клей», выпей баночку соплей
— Скажи «кружка», твоя мать болтушка
— Скажи «кукуруза», поцелуй цыганке пузо
— Скажи «лук», по лбу стук, Скажи «чеснок», по спине лопатой НА-А-А!
— Скажи «май», я пукну, ты поймай
— Скажи «маяк», по башке тебя фигак
— Скажи «муха» — хвать тебя за ухо; скажи «оса «- хвать тебя за волоса; Скажи «птичка «- хвать тебя за яичко
— Скажи «машина», выпей баночку бензина
— Скажи «ну», баранки гну, когда согну, дам одну
— Скажи «палка», у тебя на носу галка
— Скажи «пароль», на горшке сидел король
— Скажи «паровоз», я насрал, а ты повёз
— Скажи «печка», твоя мать узбечка
— Скажи «подвал», тебя скелет поцеловал
— Скажи «подушка», твоя мать лягушка
— Скажи «полотенце», твоя мама любит немца
— Скажи «помидор», твоя бабушка боксёр
— Скажи «рак», ты дурак
— Скажи «ракета», ты директор туалета/твой папа директор туалета
— Скажи «самолёт», снимай трусы — иди в полёт
— Скажи «Скорая», твоя мама голая
— Скажи «сотка», твоя мама красотка
— Скажи «три», сопли подотри
— Скажи «унитаз», твой папаша водолаз
— Скажи «фонтан», твои трусы во-о-о-он там
— Скажи «чайник», твой отец начальник
Как приучить ребенка к горшку?
В наше время очень удобно ухаживать за маленьким ребенком. Масса всяких приспособлений, например, подгузники, облегчают уход за малышом. Младенец крепко спит ночью и его ничего не беспокоит. Как и его маму, у которой появляется шанс немного выспаться. Однако урологи бьют тревогу, потому что родители слишком привыкают к хорошему и удобному и не торопятся посадить своих детей на горшок. Они ждут осознанности в этом вопросе со стороны своего младшего поколения, не думая, что долгое ношение подгузника приводит к тому, что у ребенка затормаживаются регуляторные центры в мозгу, и он ощущает себя меньше по возрасту, чем есть на самом деле. Врачи советуют мамам и папам взять процесс управляемого акта мочеиспускания и дефекации в свои руки. В каком возрасте ребенка необходимо приучать к горшку?
– В 8-10 месяцев, когда малыш начинает устойчиво сидеть без поддержки, — говорит д.м.н., профессор, врач-уролог высшей квалификационной категории, руководитель клинического центра урологии-андрологии и патологии тазовых органов Наталья Борисовна Гусева. – Я не призываю отказываться от подгузников совсем. Но уже пора формировать привычку у ребенка к отправлению естественных надобностей в определенное место и в определенное время. Не время от времени, а изо дня в день нужно ребенка аккуратно усаживать на горшок: после еды, перед и после прогулки, перед сном. Можно сформировать эту привычку, но, к сожалению, как и упустить этот момент, что приведет к развитию различных урологических заболеваний в раннем возрасте.
Девочкам опасно писать стоя
– В абсорбирующем одноразовом или многоразовом белье зачастую маленькая девочка писает стоя и малым объемом, как только у нее возникнет позыв. Стремительное мочеиспускание приводит к дисфункции мочевого пузыря. А наличие мочи и кала в подгузнике раздражает слизистую, и у ребенка возникают генитальные инфекции: вульвиты, вульвовагиниты. Воспалительные изменения на половых органах вызывают цистит, уретрит. В больницу №9 им. Г.Н. Сперанского с такими заболеваниями поступают девочки 2-3 лет, — предупреждает родителей профессор Наталья Борисовна Гусева.
Мальчикам вредно писать сидя
После года, обычно в это время мальчики начинают ходить, они должны мочиться уже стоя. У мужчин мочевой пузырь не должен оказывать давления на предстательную железу, чтобы не было застоев крови и мочи. Если же мальчик мочится сидя, то предстательная железа перерастягивается, меняется ее структура и возможно развитие такого заболевания как простатит, — объясняет врач-уролог высшей квалификационной категории Наталья Борисовна Гусева. – В больницу им. Сперанского с такой проблемой обращаются подростки 12-15 лет. Еще одна проблема: если мальчик справляет малую нужду сидя, он дополнительно напрягается, как следствие – идет давление на предстательную железу, происходит искривление тазового дна и постоянно образуется остаточная моча. Это приводит к тому, что любая инфекция, которая есть в нашем организме, получает благодатную почву для размножения в мочевом пузыре.
Гаджеты не дают пищу для детского ума
Порой урологи-андрологи не сразу могут понять: у юного пациента дисфункция мочевого пузыря или проблема в поведенческих нарушениях. Подсказку дают сами родители, которые уже на знают, как отучить ребенка от зависимости к различным гаджетам: смартфонам, планшетам. При этом мамы и папы чуть ли не годовалых детей знакомят с этими «игрушками». Заканчивается это тем, что родители уже не могут оторвать еще неразумное дитя от продукции современных технологий. Мальчики обманом уединяются в туалете, садятся на унитаз и не встают с него час-два, увлекшись игрой на смартфоне. Между делом они справляют малую нужду в неправильном положении, нарушая функции мочевого пузыря и предстательной железы.
– Здесь еще важно сказать про негативное влияние видеоряда на созревание коры головного мозга, — говорит д.м.н., руководитель клинического центра урологии-андрологии и патологии тазовых органов Наталья Борисовна Гусева. – Она созревает только тогда, когда ребенок читает, слушает, разговаривает. Он получает информацию, которая у него в коре головного мозга стимулирует выработку зрительных образов, ассоциативного ряда. А если смотреть на готовую картинку в телевизоре, в смартфоне, на компьютере, то в этот момент кора совсем не трудится. Для детей очень хорошее сочетание – это развитие мелкой моторики (рисование, лепка, конструирование) и чтение вслух взрослыми или прослушивание аудиокниг.
Готовность малыша сесть на горшок
Малыш готов осваивать горшок, если он:
- Может нагибаться, присаживаться на корточки и вставать;
- Понимает речь взрослого, ему можно что-либо объяснить и договориться с ним;
- Произносит некоторые слова, может сообщить о своих потребностях;
- Остается сухим порядка 2 часов во время бодрствования;
- Ощущает дискомфорт от запачканных или мокрых «штанишек» и демонстрирует это.
Как происходит процесс мочеиспускания?
По физиологическим нормам мочеиспускание контролируют спинной мозг, ствол, средний мозг и участки коры. У новорожденных детей в этом участвуют только спинной мозг и отдельные участки головного мозга. Именно поэтому у младенцев мочеиспускание является эффективным, но неконтролируемым. Спустя некоторое время ребенок начинает приобретать контроль над мочеиспусканием. Сперва он осознает, что мочевой пузырь может наполняться, затем начинает ощущать детрузор и сфинктер, после чего, наконец, может их координировать.
Процесс координации функций органов мочевыделительной системы завершается примерно к 3-4-летнему возрасту.
Нет сомнений в том, что родители могут «приучить к горшку» раньше указанного срока. Однако в таком случае это будет не реально приобретенный навык, а выработанный условный рефлекс, который легко может давать сбой до тех пор, пока не созреют все необходимые центры координации.
Когда мамы и папы пытаются приучить годовалого ребенка к горшку, выделяются обычно два момента: время и поощрение. В большинстве случаев родители высаживают ребенка примерно в одно и то же время на горшок, и опорожнение мочевого пузыря происходит при любом его наполнении. Затем обычно следует похвала, и ребенок достаточно быстро улавливает эту связь. В некоторых случаях малыш даже может сам проявлять инициативу, например, садиться на горшок после сна. Но при всем этом он еще не контролирует сам процесс. И периодических промашек здесь не избежать.
Приучение к горшку с раннего возраста – право и выбор каждой семьи. Но хотелось бы, чтобы все родители понимали реальное положение вещей, не ругали своих детей за промашки и не переживали о том, что их ребенок какой-то не такой, раз в свои 2,5 года еще не просится на горшок. Ведь это вполне физиологично и нормально лет до 3-4 (как минимум!). Врачи допускают единичные промахи на фоне стресса и усталости и в более старшем возрасте.
Информация
Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.
«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.
- Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
- Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
- Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
- Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
- Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
- Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
- В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
- Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
- Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
- Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.
Врач – педиатр Шабельникова Я.И.
Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Суджанская центральная районная больница» Комитета здравоохранения Курской области
307800 Курская область Суджанский район с. Гончаровка ул. Больничная д.1
8 (47143) 2-29-66 (приемная главного врача)
Телефоны отделений и справочных служб
E-mail: sudzhachrb@yandex.ru
Показать на карте