Разрешение экрана монитора или дисплея телефона
Из этой статьи вы узнаете, что такое разрешение экрана, как этот параметр влияет на размер устройства и качество изображения. Разберетесь в таких понятиях, как пиксель, пиксель на дюйм (PPI), соотношение сторон экрана (диагональ). Поймете, какими параметрами должно обладать устройство, которое вы собираетесь приобрести, чтобы оно идеально вам подошло. Будь-то смартфон, планшет, ноутбук, телевизор или монитор для ПК.
Под разрешением понимается количество точек (пикселей) изображения на экране по горизонтали и вертикали. Максимальное разрешение монитора определяется физическим разрешением его матрицы. Чем оно выше, тем больше можно вывести информации на экран без прокрутки при одной и той же диагонали, и тем она детальнее.
Разрешение экрана обычно записывается как 1024 x 768, 1366 x 768, 1920 x 1080, 3440×1440.
Это означает, что отображаемая поверхность экрана телевизора или монитора имеет например, 3840 пикселей по горизонтали и 2160 пикселей по вертикали.
С разрешением дисплеев телефонов все абсолютно точно также. Например, смартфон Apple iPhone 13 имеет разрешение 1170х2532. Я считаю ошибкой, что многие магазины по продаже электроники указывает наоборот. Это вводит в заблуждение покупателя. Первым ставиться число пикселей, которое имеется по горизонтали, вторым по вертикали. Телефон ведь чаще используется в стандартном положении, а не перевернутом.
Если вы не знаете, какое разрешение экрана у вашего устройства, вы можете определить его при помощи этого бесплатного инструмента.
Что такое разрешение экрана?
Сперва, немного о теории. Разрешение экрана может быть разным, в зависимости от используемого вами устройства. Некоторые пользователи ошибочно считают, что размер экрана и разрешение экрана монитора — одно и то же. Например, размер экрана и его максимальное разрешение равняется 1600 х 1200, а пользователь может установить разрешение, например, 800 х 600. Естественно, что изображение на экране будет формироваться по тому принципу, который был установлен самим пользователем. В итоге получается, что размер экрана и его разрешение — немного разные понятия. Для того чтобы добиться идеальной картинки, требуется устанавливать максимальное разрешение, которое поддерживает ваш монитор и тогда изображение будет максимально качественным.
Сегодня существует огромное количество мониторов и такое же количество разрешений. Следует отметить, что все эти устройства обладают различным соотношением сторон, например: 4:3, 5:4, 16:9, 16:10 и множество других. Огромным спросом пользуются широкоэкранные устройства, соотношение сторон которых равно 21:9. Использовать подобные устройства сегодня просто не целосообразно, так как они лучше всего подходят для просмотра фильмов, снятых по стандарту CinemaScope. Это напрямую связано с тем, что если установить на таком мониторе другое разрешение, например, FullHD (1920 х 1080p), то по краям монитора будут оставаться широкие черные полосы.
Что касается непосредственно разрешения мониторов, то они разделяются между собой, как можно догадаться, по соотношению сторон. Выделяются следующие: Для соотношения сторон 4:3 -1024×768, 1280×1024, 1600×1200, 1920×1440, 2048×1536. Для соотношения сторон 16:9: 1366×768, 1600×900, 1920×1080, 2048×1152, 2560×1440, 3840×2160. Для соотношения сторон 16:10: 1280×800, 1440×900, 1600×1024, 1680×1050, 1920×1200, 2560×1600, 3840×2400. Самыми популярными сегодня являются разрешения: 1920х1080, 1280х1024, 1366×768.
Стоит отметить, что чем больше будет разрешение экрана, тем лучше будет само изображение, но при этом оно может быть очень маленьким и некоторым владельцам таких устройств придется его изменить на меньшее, чтобы хоть что-нибудь увидеть на мониторе. В итоге, конечно, каждый может посмотреть непосредственно перед покупкой устройства в магазине, какое изображение будет на нем, и подходит ли оно ему.
Как узнать и поменять разрешение экрана
Как изменить разрешение экрана в Windows 10
Кликните по рабочему столу правой кнопкой мыши и выберите пункт «Параметры экрана». Прокрутите немного страницу вниз до масштаба с разметкой, там увидите желаемый пункт. Если кликнуть по нему — отроется выбор различных вариантов. Измените на свое усмотрение, или оставьте значение по умолчанию.
Как изменить разрешение экрана в Windows 10
По свободному месту рабочего стола кликните правой кнопкой мышки и выберите соответствующий пункт. Можете также поменять настройки вручную, если они выставлены неправильно. Но не в остальных случаях, т.к. четкость потеряется.
Разрешения формата 4:3
Еще лет 5-6 назад являлся самым популярным форматом, однако в последнее время уступил первенство новым форматам таким как 16:9 и 16:10.
QVGA — 320 x 240 (4:3) — 76,8 кпикс.
VGA 640 x 480 (4:3) — 307,2 кпикс.
SVGA 800 x 600 (4:3) — 480 кпикс.
XGA 1024 x 768 (4:3) — 786,432 кпикс.
XGA+ 1152 x 864 (4:3) — 995,3 кпикс.
SXGA+ 1400 x 1050 (4:3) — 1,47 Мпикс.
HDV 1080i (Анаморфный Full HD с неквадратным пикселем) 1440 x 1080 (4:3) — 1,55 Мпикс.
UXGA 1600 x 1200 (4:3) — 1,92 Мпикс.
QXGA 2048 x 1536 (4:3) — 3,15 Мпикс.
QUXGA 3200 x 2400 (4:3) — 7,68 Мпикс.
HUXGA 6400 x 4800 (4:3) — 30,72 Мпикс.
Разрешение экрана и скорость видеокарты
Классный монитор с высоким разрешением определенно улучшит впечатления от игр, однако только если ваш компьютер сможет ему соответствовать. В данном разделе мы принимаем как факт, что желаемой скоростью при любом разрешении является частота кадров в 60 FPS и более. Да, играть при более низкой скорости можно, но игровой процесс будет все менее комфортным.
Получается, что лучший монитор (с оптимальным разрешением) не гарантирует комфортную игру. Более того, если ваш компьютер не обладает достаточной вычислительной и графической мощностью, то уровень вашего комфорта может оказаться ниже, чем у другого пользователя, который имеет такой же компьютер, но подключенный к монитору с более низким разрешением.
В любом случае надо помнить следующее: чтобы воспользоваться всеми преимуществами мониторов с частотой обновления экрана в 144 Гц, нужен компьютер, способный выдавать в ваших любимых играх частоту кадров, близкую к 144 FPS.
▼ Результаты теста производительности видеокарт в игре Apex Legends при разрешении 1440p.
Выпуск модели NVIDIA GTX 1660 Ti внес свежую струю на рынок видеокарт. Некоторые из наиболее выгодных ранее предложений стали неактуальными. Тем не менее, на данный момент, если вы хотите получить стабильные 60 FPS и более в разрешении 1440p при максимальных настройках качества графики, мы все равно рекомендуем одну из моделей серии RTX (RTX 2060 или лучше).
Разумеется, многое зависит от индивидуальных потребностей геймера. Вы можете предпочесть более бюджетное решение (GTX 1660 Ti /GTX 1060 или даже RX 580 / RX 570), если не против снизить графические настройки, чтобы добиться комфортной частоты кадров. Кроме того, если большую часть времени вы проводите за соревновательными играми, такими как CS:GO, Dota 2, Overwatch, League of Legends или World of Tanks, то сможете получить достаточно высокую скорость даже с видеокартой среднего класса.
Что такое разрешение экрана монитора?
Разрешение экрана — это размер изображения, которое вы видите на своем мониторе, исчисляемый в точках (пикселях). Проще говоря, разрешение — это плотность этих точек на вашем экране в данный момент времени. Эта плотность измеряется по ширине и высоте экрана. Соответственно, чуть выше вы можете видеть результаты автоматического определения разршения вашего экрана. Первая цифра говорит о том, сколько пикселей сейчас отображается от левой до правой границы дисплея, а вторая цифра — от верхней до нижней границы. Узнать текущее разрешение вашего монитора и поменять его можно в настройках операционной системы. Чем оно больше — тем выше четкость и тем большее количество объектов можно отобразить на мониторе одновременно.
Как вы уже успели заметить, наш сервис также определяет два дополнительных параметра: полезное и цветовое разрешение вашего монитора.
Полезное разрешение — это размер экрана в пикселях минус элементы интерфейса операционной системы ( например, в Windows внизу есть синяя панель задач — вот она является ярким примером элемента ОС ). Проще говоря, полезное разрешение — это часть экрана, которая полностью доступна для динамического использования пользователем в любых целях.
Цветовое разрешение — это количество бит, отведенных на описание цвета одного пикселя. Проще говоря, это количество битов, используемых для представления цвета одного пикселя на экране. То есть, че выше показатель, тем более «цветастая» картинка на вашем экране.
Частота обновления и время отклика
В идеале вам нужен монитор с частотой не менее 75 Гц в сочетании с наиболее низким временем отклика. Частота обновления особенно важна для геймеров, поэтому у большинства игровых мониторов данный показатель равняется не менее 120 Гц (самый высокий — 360 Гц), а максимальное время отклика составляет 5 мс.
Тем не менее, есть несколько достойных игровых мониторов и с частотой 60 Гц. Кроме того, многие 4K мониторы ограниченны именно этим показателем. Если вы выберете дисплей с частотой 60 Гц и планируете играть, обязательно наличие G-Sync либо FreeSync (подробнее об этом ниже).
Стоит также упомянуть об одном важном уравнении: более низкое разрешение + хорошая видеокарта = более высокая частота обновления. Возьмем Acer Predator Z35 в качестве примера. Разрешение данной модели достаточно низкое, из-за чего мощная видеокарта может достигать частоты обновления 200 Гц с включенной G-Sync.
А что по поводу задержки ввода? Задержка ввода – количество времени, необходимое для показа действия на экране. Пользователь нажимает клавишу или кнопку на клавиатуре или контроллере, а затем ожидает соответствующего действия на игровом мониторе или телевизоре. Проще говоря, время, необходимое, чтобы показать картинку на экране, которая соответствует проделанному действию и есть задержка ввода.
Высокая частота обновления обычно указывает на меньшую задержку ввода, однако данный показатель обычно не указывается в технических характеристиках устройств. Сайты, подобные Displaylag, указывают задержку ввода многих мониторов.
Другие параметры
Рассмотрим ряд характеристик, которые играют второстепенную роль при выборе.
Частота экрана
Частота обновления экрана указывается для максимально возможного разрешения и измеряется в герцах. У современных мониторов значение может быть от 60 до 240 Гц. Чем выше частота, тем плавнее будет картинка в динамических сценах. Также считается что при более высоких значениях меньше устают глаза.
При повседневном использовании 60 Гц будет достаточно и даже в играх какого-то дискомфорта не ощущается.
Ориентироваться на модели с большей частотой экрана рекомендуется если позволяет бюджет или компьютер предназначен для игр.
Время отклика
Время отклика измеряется в миллисекундах и обозначает минимальное время, которое необходимо пикселю для изменения яркости свечения. Хорошим показателем является 8 мс и ниже. Современные матрицы не имеют проблем с этой характеристикой.
В большинстве случаев разница отклика в 1 мс и 8 мс не заметна.
Яркость
Яркость у мониторов измеряется в канделах на м². Оптимальным значением является 250 Кд/м². Ориентироваться на этот показатель при выборе не стоит, так как на практике два монитора с одинаковой характеристикой могут отличаться по яркости из-за разного типа матриц или качества изготовления подсветки.
На более высокий показатель стоит обращать внимание если экран расположен напротив окна без штор и жалюзи. Тогда запас яркости может пригодиться в солнечную погоду.
Контрастность
Контрастность определяет соотношение яркости максимально светлой и тёмной точки на экране. Чем выше этот показатель, тем более насыщенное изображение. На данный момент стандартом для VA матриц является контрастность 3000:1, а для остальных типов — 1000:1.
Часто производители указывают маркетинговые значения параметра, которые далеки от реальных. Ориентироваться на показатель не рекомендую.
Матовое или глянцевое покрытие
Предпочтение в выборе матового или глянцевого покрытия зависит от личных предпочтений. Несмотря на то, что матовое покрытие делает изображение немного зернистым и блеклым по сравнению с глянцевым, есть явные преимущества:
- меньше бликов и отражений;
- не заметна пыль и отпечатки;
- уменьшает утомляемость глаз.
Компьютер (ПК)
В качестве второго варианта, я решил взять типовой монитор для компьютера (на примере бюджетной модели HP 24es). Скрин с его характеристиками приведен ниже. Аналогичные параметры, рассмотренные выше, сейчас не описываю.
Технические характеристики монитора HP 24es
Производитель
В начале статьи я ничего не сказал про производителя. а ведь это очень важный момент. Мониторы с одинаковыми характеристиками, но разных производителей — могут показывать разную по качеству картинку. Здесь не выделю самого лучшего производителя, но скажу так, выбирайте того, кто уже зарекомендовал себя на рынке.
Каких производителей рекомендую я: Dell, NEC, HP, Acer, Hitachi, Samsung, LG.
Если уж даже возникнет какой-то вопрос по гарантии с магазином, в котором купили, можно будет хотя бы написать производителю вашего монитора.
Некоторые фирмы (например, Dell, Samsung), бывало, и так, что меняли старые мониторы на новые, в случае каких-то проблем, даже если и случай «не совсем» гарантийный (просто фирма дорожит репутацией ).
Соотношение сторон
Наверное, почти все замечали, что мониторы бывают как напоминающие «квадрат» по своим габаритам, так и вытянутые в длину в форме прямоугольника. Вот, как раз сей параметр и отвечает за габариты экрана (см. показательный пример на фото ниже).
Пример на двух мониторах — 4:3 и 16:9 соотношения сторон
Вообще, здесь дело вкуса — за каким удобнее работать вам, то соотношение и выбирайте.
Сейчас очень популярны мониторы 16:9 — на них удобно и фильмы смотреть, и заниматься работой. Табличка с соотношениями сторон и разрешениями экрана представлена ниже (выделенные разрешения одни из самых популярных на сегодняшний день).
Соотношение сторон | 4:3 | 5:4 | 16:9 | 16:10 |
---|---|---|---|---|
Разрешения для данного типа соотношения | 640×480 800×600 1024×768 1152×864 1280×960 1400×1050 1600×1200 |
1280×1024 | 1280×720 1360×768 1366×768 1600×900 1920×1080 |
1280×768 1280×800 1440×900 1600×1024 1680×1050 |
Время отклика
Очень важный параметр для IPS мониторов, особенно для тех пользователей, кто любит динамичные игры, фильмы (дело в том, что если брать TN матрицу — то у них, как правило, время отклика менее 5 мс — и на сей параметр можно не обращать внимание. За счет другой технологии — удается без проблем выдерживать это время). А вот у IPS, с временем отклика на недорогих мониторах, может быть «беда».
Если вы любите динамичные сцены: разные игры в виде стрелялок, фильмы-боевики, спортивные трансляции и пр. — то выбирайте монитор с временем отклика не более 5 мс!
7 мс, которые представлены в характеристиках на скрине выше — может явно не хватить, и картинка начнет «плыть» при быстрой смене изображения на экране.
Время отклика на примере спортивной трансляции (12 мс против 5 мс).
Если вы не любите динамичных сцен (да и вообще не будете смотреть фильмы за этим монитором или играть) — то на этом параметре можно не зацикливаться.
Угол обзора по вертикали/горизонтали
Этот параметр отвечает за качество картинке, которую вы будете видеть, если посмотрите на монитор под определенным углом.
Например, на мониторах с TN матрицей есть такой недостаток — если вы посмотрите на монитор сбоку, сверху или снизу — качество картинки станет хуже (цвета меняются, блекнут, сложно различить, что он показывает).
На мониторах с ISP матрицей — подобного, как правило, не наблюдается (см. разницу на фото ниже). Т.е. чем выше параметр углов обзора — тем, как правило, лучше.
Однако, не всегда и не всем нужны большие углы обзора. Если, к примеру, вы работаете часто на улице (или в общественных местах) — то люди, сидящие сбоку — могут видеть, что вы делаете. А если угол обзора будет небольшим — то видеть будете только вы. Т.е. здесь, еще как посмотреть на эту характеристику.
IPS против TN (обратите внимание на угол обзора: на одном экране все видно, на втором — все расплылось)
Изогнутый экран
Изогнутый экран — новая фишка на больших мониторах (от 27 дюймов и выше). За счет того, что при просмотре картинки на таком мониторе начинает работать периферическое зрение — получаем эффект погружения! Подогнутые края, как бы делают картинку ближе к пользователю, окружая его со всех сторон.
Однако, если вы смотрите на экран не по центру, а сбоку (например, при просмотре фильма вдвоем или втроем) — то картинка становиться даже хуже, чем на обычном плоском экране. Так, что я бы рекомендовал очень внимательно отнестись к выбору такого монитора (кстати, цена на них несколько выше).
Частота обновления экрана
Этот параметр отвечает за то, сколько кадров в секунду покажет вам ваш монитор. Измеряется параметр в ГЦ (Герцах, или на английский манер — HZ).
Естественно, чем выше эта характеристика — тем лучше! Картинка будет идти более плавно, меньше наблюдается размытость, лучше сможете рассмотреть различные детали (см. показательный пример ниже).
Частота обновления экрана — на примере двух экранов 144 ГЦ и 60 ГЦ
Сразу хочу сказать, что если раньше на старых ЭЛТ-мониторах (это такие толстые, по полметра шириной) — 60 ГЦ было очень вредно для глаз (Если вы работаете за таким — то на них рекомендуется не менее 85 ГЦ, а лучше 100 ГЦ!) , то на современных ЖК-мониторах — 60 ГЦ это оптимально, и достаточно для нормальной работы.
Есть мониторы подороже, поддерживающие и 100 ГЦ, и 144 ГЦ, и выше. Они обеспечивают более плавную и качественную картинку в различных динамичных сценах фильмов, игр и пр.: гонках, стрелялках, боевиках и т.д.
Чаще всего, кстати, такие мониторы на TN матрице (отклик 1-2 мс), на IPS тоже встречаются, но цена выше 1000$ (и по отзывам, картинка все равно не так динамично меняется, как на TN).
Кстати, важное замечание: помимо монитора в 100 ГЦ — у вас должна быть соответствующего уровня видеокарта. Если вы запустите на таком мониторе игру, а видеокарта у вас будет выдавать всего лишь 60 FPS (кадров в секунду) — то разница в картинке между монитором на 60 ГЦ и монитором на 100 ГЦ — не будет заметна!
Более подробно о FPS (что это, как его измерить, и увеличить) см. в этой статье: https://ocomp.info/kak-uznat-fps-v-igre-i-povyisit-fps.html
Динамическое изменение частоты (FreeSync и G-Sync)
Сейчас в продаже есть мониторы с поддержкой технологии динамического изменения частоты обновления экрана: FreeSync (AMD) или G-Sync (nVidia).
Чтобы было проще понять, о чем речь — посмотрите на фото ниже: приведены два экрана, только на одном технология FreeSync включена, на другом выключена.
Сравнение картинки на мониторе — при включенной динамической регулировке частоты, и при выключенной
Суть в том, что эта технология позволяет достигать плавности движения изображения на экране при скорости рендеринга 30-60 FPS (кадров в секунду), что часто бывает в играх. К тому же, данная штука позволяет избавиться от разрывов на экране при отключенной вертикальной синхронизации.
G-Sync — технология закрытая, и совместима только с видеокартами от nVidia (минимальная частота кадров — от 30 FPS).
FreeSync — открытый стандарт VESA Adaptive-Sync под брендом AMD (будет поддерживаться любыми видеокартами). Минимальная частота кадров для FreeSync — 9 кадров/сек. В общем-то, технологии по своей работе — похожи, пока сказать, какая из них лучше, затруднительно.
Конструкция крепления и установки монитора
Обратите внимание на подставку монитора: она должна позволять поворачивать монитор влево/вправо, делать наклоны вниз/вверх, и регулировать высоту. Обычно, все современные поставки от проверенных брендов — это позволяют делать (это требование больше относится к китайским дешевым малоизвестным производителям).
Я бы еще рекомендовал проверить устойчивость подставки (аккуратно ). Некоторые подставки словно не держат монитор: легкое прикосновение и он может упасть.
Различные конструкции крепления и установки монитора
Видео-разъемы
Чтобы вывести изображение от вашей видеокарты на монитор, используются специальные разъемы и кабели. Их довольно много, на сегодняшний день самые популярные эти:
-
VGA (D-SUB) — старый аналоговый разъем, постепенно теряет популярность. Тем не менее, встречается еще на достаточно многих мониторах;