APU против GPU: сравнительный обзор
Интегрированная графика в процессорах AMD претендует на замену не самых младших дискретных GPU. Представляем масштабное сравнение APU с несколькими бюджетными видеоадаптерами в большом наборе игр: от категории ААА с мощной графикой до нетребовательных онлайн-проектов
- Страница 1 — Участники и методика тестирования. Производительность
- § Участники тестирования
- § Тестовый стенд, методика тестирования
- § Дискретные GPU на платформе AMD vs Intel
- § Синтетические тесты
- § Игровые тесты
- § DDR3-1600 vs DDR3-2400 на платформе AMD
- § Тестирование AMD Radeon Dual Graphics
- § Выводы
Давненько мы не посещали сектор бюджетных графических процессоров. Внимание тестовых лабораторий приковано к мощным высокопроизводительным GPU, ведь именно в них наиболее ярко проявляется движение прогресса. Изредка в поле зрения попадает видеокарта средней ценовой категории, ну а все, что ниже, — для энтузиастов попросту мышиная возня. Однако нужно спуститься с небес на землю. Младшие GPU продаются так, как и не снилось флагманам, ведь не все геймеры стремятся играть с бескомпромиссными настройками графики и готовы тратить немаленькие суммы на соответствующее железо. Это во-первых. Во-вторых, в бюджетном секторе сейчас происходят не столь яркие, как на самом верху, но по сути столь же значительные преобразования.
Ряд технологий, которые некогда дебютировали в дорогостоящих продуктах, продержались на рынке достаточно долго, чтобы у обоих основных производителей GPU сформировались модельные линейки, унифицированные по функциям и дифференцированные лишь по производительности. Везде поддерживается DirectX 11 с эффектами, соответствующими по меньшей мере feature level 11_0, из которых наиболее заметный — аппаратная тесселяция. Присутствует аппаратное декодирование видео стандарта H.264 и — за редкими исключениями — порт HDMI 1.2a, обеспечивающий совместимость с 4К-дисплеями и стереоскопическим 3D.
Переход AMD и NVIDIA на технологическую норму 28 нм также позволил бюджетным GPU сделать большой шаг вперед в тактовых частотах и производительности, оставаясь в рамках скромного энергетического бюджета. Не менее важный эффект оказало распространение памяти GDDR5: GDDR3 осталась признаком уж откровенно дешевых видеоадаптеров. Как результат, недорогие GPU демонстрируют в бенчмарках уровень производительности, которого трудно ожидать от невзрачных на вид видеокарточек, зачастую даже без дополнительного питания. В серии групповых тестов, которые мы периодически проводим в известных играх, бюджетные GPU раз за разом пробиваются в диаграммы наряду с более крупными чипами, преодолевая порог в 30 FPS при разрешении 1920х1080, пусть и с минимальными настройками графики.
Разумеется, присутствуют встречные усилия и со стороны производителей игр. Даже проекты класса ААА, которые на максимальных настройках создают существенные трудности для топовых GPU (Crysis 3, Battlefield 4, Metro: Last Light и пр.), хорошо масштабируются с тем, чтобы соответствовать возможностям бюджетного железа, сохраняя при этом большую долю визуальной привлекательности. Другая категория игр изначально лишена тяжелой графической оболочки, что не мешает им пользоваться бешеной популярностью, недоступной хитам одного сезона, которые обычно используются в качестве бенчмарков GPU. Это MMO-игры: классические RPG во главе с непреходящим лидером — World of Warcraft, равно как и всенародно любимые «Танки» с их последователями. Все эти проекты мало выигрывают от железа среднего уровня производительности, а на консервативных настройках вполне сносно работают не то что на бюджетных, а на ультрабюджетных GPU.
Наконец, наиболее важный тренд, побудивший нас обратиться к теме графики начального уровня, — это подъем APU (Accelerated Processing Unit) — процессоров с интегрированным графическим ядром, в терминологии AMD. Чисто технически любой CPU с встроенной графикой квалифицируется как APU, и само по себе это не новое явление. Текущая ситуация интересна тем, что интегрированные графические процессоры в составе APU по вычислительной мощи уже не только превосходят самые слабые из дискретных GPU, выпускаемых сегодня, но и вполне подпадают под определение «игровая графика».
Собственно, только чипы AMD среди десктопных процессоров в полной мере достойны введенного ею термина APU, поскольку относительно мощное ядро Iris Pro с внешним кешем четвертого уровня остается прерогативой ноутбучных моделей Intel, а настольные довольствуются примитивным вариантом в лице Intel HD Graphics. В последней итерации — ядро Kaveri — APU сделали крупный шаг вперед, соединив обновленные ядра x86 и GPU на архитектуре GCN. В результате получился процессор с беспрецедентно большой долей графического компонента — 47% площади кристалла. В наиболее полной конфигурации встроенный GPU Kaveri превышает по числу вычислительных блоков отнюдь не самые дешевые модели дискретных видеоадаптеров AMD уровня Radeon R7 250. И это не предел, ведь в консоли PlayStation 4 и Xbox One поставляются APU с еще более мощной графикой.
Все это побуждает взглянуть на сегмент бюджетной графики непредвзято и определить место APU в этой картине. Ранее мы уже делали подробный обзор архитектуры и тесты производительности двух представителей линейки Kaveri: A10-7850K и A8-7600. Задача этого обзора — более широко раскрыть тему игровой производительности, сравнив APU с набором конкурентов из числа дискретных видеоадаптеров.
Что такое центральный процессор (CPU)
Процессор можно считать мозгом вашего ПК. Он обрабатывает все задачи и расчеты, выполняемые другим оборудованием, что делает его важным звеном производительности вашего устройства. Большинство современных процессоров ПК используют несколько ядер для обработки нескольких задач одновременно, а общая производительность измеряется в гигагерцах (ГГц). Например, если процессор имеет базовую тактовую частоту 2,4 ГГц, он способен обрабатывать до 2,4 миллиарда инструкций в секунду.
Когда дело доходит до производителей процессоров, вы, вероятно, услышите об Intel и Advanced Micro Devices (AMD). Оба создают продукты, которые могут запускать Windows. Теперь, когда AMD имеет Ryzen, между двумя компаниями сокращается разрыв, особенно в плане цены и производительности.
Производительность варьируется довольно широко во всех процессорах от обоих производителей, предлагая множество вариантов, если говорить о цене и энергопотреблении. Вы можете найти низкоэффективный процессор, который отлично подходит для обработки текстов, просмотра веб-страниц и автономной работы, вы также можете найти высокопроизводительный процессор, который будет абсолютно «кромсать» всё, что вы подбросите ему, но также будет высасывать энергию, как пылесос.
Графический процессор (GPU)
Графический процессор (GPU) — это процессор, который генерирует видео и графическое содержимое, отображаемое на вашем экране. Компьютер может работать без графического процессора, как в случае со многими серверами удаленного доступа. Графический процессор часто встречается на видеокарте вашего компьютера. Кроме того, он может быть встроен непосредственно в материнскую плату компьютера.
Хотя было бы технически возможно выполнить графические операции на CPU, GPU специально адаптирован для этой цели. Их параллельная структура означает, что они могут выполнять потенциальные миллиарды вычислений в секунду, необходимые для некоторой графической обработки. Графические процессоры также имеют несколько ядер, таких как процессоры. Тем не менее, графический процессор может иметь сотни или даже тысячи ядер.
APU и новая веха в интеграции. Обзор платформы AMD Lynx и материнской платы MSI A75
Скромная по размерам коробка намекает на форм-фактор материнской платы – mATX. На лицевой части можно обнаружить упоминание о принадлежности к серии MSI Military Class II.
С обратной стороны на пользователя обрушивается лавина информации об применяемых технологиях.
- 2 кабеля SATA SATA 6Gb/s;
- переходник для подачи питания на SATA;
- заглушка на заднюю панель;
- Панель с двумя разъемами USB 3.0;
- комплект переходников Quick connectors;
Из литературы можно найти следующее.
Внешний вид
Компоновка платы MSI A75MA-G55 вполне стандартна и не выделяется чем-то сверхординарным. В основе продукта лежит набор системной логики AMD A75, который подразумевает использование процессоров в исполнении Socket FM1.
На плате нашлось место для двух слотов PCI Express 2.0 x16, одного PCI и одного PCIE x1. Вполне приличный набор для формата microATX. Стоит напомнить, что если не хватит одного слота PCIE x1, то можно воспользоваться услугами второго слота PCI Express 2.0 x16 и установить в него ту же звуковую карту. Если же купить графический адаптер исходя из этих рекомендаций AMD, то можно получить мощный тандем из встроенной и дискретной графики – Dual Graphics.
Подсистема питания процессора четырехфазная. Подключается плата MSI A75MA-G55 к блоку питания при помощи двух разъемов — ATX 24-pin и ATX-12V 4-pin. Для стабильной работы системы этого вполне достаточно, впрочем, как и для разгона. Учитывая, что процессоры Llano не блещут оверклокерскими талантами.
Качественная поддержка памяти – это основной залог успеха AMD APU при работе с игровыми приложениями. Встроенная графика опирается на возможности локальной памяти. Чем быстрее работает эта память, тем больше FPS увидит пользователь на экране монитора. С поддержкой ОЗУ стандарта DDR3 у A75MA-G55 все в порядке. Четыре слота обеспечат работу памяти DDR3 в режимах 1066/1333/1600/1866 при двухканальном доступе.
Дисковая подсистема представлена комплексом из шести разъемов SATA 6 Гбит/с, которые поддерживает чипсет AMD Hudson D3. Искать на плате разъемы eSATA и ATA бесполезно, их нет.
Система охлаждения силовых элементов и чипсета выполнена довольно неплохо. Не более того. Скорее правильнее будет сказать, что это разумная достаточность. Опять же, разгоном чипы Llano не блещут, а значит отводить тепло от основных элементов платы в экстремальном режиме, уже не придется.
Используется UEFI с поддержкой мышки.
В меню «Overclocking» находится все самое интересное, что можно найти в BIOS платы A75MA-G55. Если без фанатизма рассматривать настройки BIOS, то сразу следует сказать о самом главном, о настройках режима работы памяти.
Если есть возможность, то необходимо выставить максимально возможное значение – 1866 МГц. В этом случае встроенное графическое ядро в процессор сможет показать все, на что способно.
Разогнать процессор в исполнение Socket FM1 можно только путем повышения опорной частоты. Базовая частота составляет 100 МГц. При этом растут рабочие частоты и других шин. Например, при значении 115-120 МГц может отказать в работе жесткий диск, работающий на шине SATA. При определенном везении процессор может заработать на частотах опорного генератора свыше 133 МГц (есть делитель при этом значении для других шин).
Основные контроллеры
На рассматриваемой плате дополнительные контроллеры можно пересчитать по пальцам.
Сетевой контроллер на базе чипа Realtek Rtl8111E с поддержкой 10Мб/с, 100Мб/с и 1000Мб/с. Данный контроллер соответствует спецификации PCI-Express Bus v1.0a.За звук отвечает контроллер Realtek ALC887 с поддержкой 8 каналов и совместимостью со спецификацией Azalia 1.0.
Микросхема Fintek F71869AD отвечает за системный мониторинг.
Задняя панель
На задней панели упор сделан на видеовыходы. Тут можно найти не только VGA и DVI, но и HDMI. Помимо этого для организации подключения периферийных устройств присутствует шесть разъемов USB – четыре USB 2.0 и два USB 3.0. Клавиатуру или мышку с разъемом PS/2 получится подключить к гибридному разъему PS/2. Колодка с аудиовыходами имеет шесть разъемов типа миниджек. Завершает описание задней панели стандартный порт RJ-45.
Тестирование
В тестировании принял участие трехъядерный APU A6-3500, который работает на частоте 2100 МГц с разгоном до 2400 МГц в режиме турбо. Графика в процессоре несколько уступает более старшим APU, но и она имеет достаточное количество потоковых процессоров для обеспечения высоких FPS.
Если пользователь запустит систему по умолчанию, то он получит следующую частотную формулу.
На какой частоте работает локальная память, на такой трудится и графика Radeon HD 6530D. В случае выполнения рекомендаций AMD относительно режима работы памяти, картина в корне изменится.
А теперь сравним производительность встроенной графики флагмана A8-3850 (Radeon HD 6550D) с графикой Radeon HD 6530D чипа A6-3500 в трех тестах серии 3DMark. Для полноты картины прогоним тесты с памятью в режимах DDR3-1333 и DDR3-1866.
Заслуга ли это платы A75MA-G55? Да. В этом она не подвела и позволила запустить память в режиме DDR3-1866. Благодаря такому маневру появилась возможность приблизиться к производительности графики Radeon HD 6550D, работающей с памятью DDR3-1333. Можно с уверенностью сказать, что многие владельцы процессоров A8-3850 никогда не «посещали» меню BIOS и не выставляли память в рекомендованный компанией AMD режим.
Если говорить о графике Radeon HD 6530D, то она всегда быстрее GeForce GT 520 и по скорости примерно равна видеокарте GeForce 8600 GTS. Другими словами пользователь получает уровень производительности дискретной графики по цене $50. Модель Radeon HD 6550D способна уже соперничать с GeForce GT430, которая стоит $60.
Вывод
Ускоренные процессоры настольной платформы Lynx в реальных боевых условиях доказали свою состоятельность. Если рассматривать APU как процессор, то мы имеем производительность уровня Athlon II, правда, с некоторым ограничением по разгону. Если же говорить о встроенной графике, то мы получаем ранее недоступную скорость в играх, как для встроенного графического ядра. Плюс ко всему, в рамках технологии AMD Radeon Dual Graphics можно совершенно спокойно увеличить производительность в играх просто добавив дискретный адаптер Radeon HD 6000.
Что касается основы платформы, то MSI A75MA-G55 представляется этакой рабочей лошадкой. Хорошей, не доставляющей лишних хлопот. У нее есть практически все для удовлетворения запросов пользователя в рамках платформы Socket FM1. Разгонный потенциал упирается исключительно в возможности процессора APU. Возможностей расширения достаточно как для формата mATX. Придраться можно к отсутствию цифрового аудиовыхода S/PDIF, который позволит передать качественный сигнал не внешнюю аудиосистему. В остальном же, рассматриваемый продукт оставил хорошее впечатление. Сильной стороной ускоренных процессоров Socket FM1 является встроенная графика и как показало тестирование, ядра Radeon HD 6530D и Radeon HD 6550D способны справится с играми даже при настройках на среднее качество графики.
AMD A10-9700
Модель A10-9700 основана на архитектуре Excavator, которая предшествовала Zen и использует устаревшую графику Radeon R7, хотя и совместима с сокетом AM4.
В целом A10-9700 вряд ли можно назвать предпочтительным вариантом, так как он серьезно уступает более новым и совершенным процессорам на архитектуре Zen с графикой Vega. Действительно, это четырехъядерный процессор с частотой 3,5 ГГц, разблокированным множителем и не очень высоким энергопотреблением, хотя архитектура 28 нм и относительно высокая цена могут представлять определенную проблему. Он не в состоянии конкурировать с новыми процессорами архитектуры Zen в плане производительности, а в данном ценовом диапазоне хватает моделей с интегрированной графикой и без, которые существенно его превосходят.
В целом, это была достойная модель для своего времени, но сейчас ее вряд ли можно рекомендовать к покупке. Разве что купить подержанный или со скидкой при сильно ограниченном бюджете.
Плюсы
- Достойная производительность
Минусы
- Устаревшая архитектура
- Плохое соотношение цена-качество
Итак, кто же вы мои 80 подписчиков?
любители компьютерной дичи? Её есть у меня)
в своем посте про Франкенштейна обещал сделать переходник для подключения десктопной видеокарты в ноутбук с мхм разъемом (в Китае они чёт капец какие дорогие). До него тоже как нибудь доберусь, но сегодня будет обратная ситуация. Будем подключать мхм видеокарту из ноутбука в десктоп. Вечер рисуем тестовую плату, затем заказываем у тех же Китайцев) осталось припаять разъем и напаять кучу соплей. И тестовая плата готова:Распаял только питание и разъем pcie. Видеовыходы на очереди. К слову сказать тут их очень много — vga, 4xDP совместимые с hdmi/dvi, 2 канала lvds совместимые с hdmi/dvi/dp. Но это сейчас не обязательно. Вставляем сей бутерброд в материнку со встроенным видео и проверяем:
И да! Оно работает. Не на полной мощности (где то с сигналом pwr_level намудрил наверное), но оно работает). В финальной версии платы думаю сделать видеовыходы и колодку доп питания. Для чего оно? В первую очередь для 100% проверки мхм видеокарт. Во вторую — мхм видеокарты намного дешевле (ага, сарказм. Сейчас вообще ничего не купить)
На ваш суд ребята)Продлеваем жизнь
Итак, вы не уследили за своим процессором. Он начал перегреваться и перезагружать компьютер. Существует несколько возможных причин:
-
Пыль. Если не чистить системный блок регулярно от пыли, то не только процессор,
Надеемся, что знания о том, что такое cpu, пригодятся вам в жизни и помогут с выбором и уходом за вашим новым центральным процессором.