Нормы амортизации основных средств
Норма амортизации по группам основных средств — это часть стоимости объекта, которая учитывается организацией в расходах в определенный промежуток времени. Она выражается, как правило, в процентах. Для ее расчета используется группировка основных средств по амортизационным группам, утвержденная правительством Российской Федерации.
По российскому законодательству, амортизации подлежит имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности хозяйствующего субъекта. Такие объекты должны находиться в собственности компании, использоваться для извлечения дохода и эксплуатироваться не менее 12 месяцев.
Различают два вида такого имущества:
- основные средства;
- нематериальные активы.
Остановимся на том, как определяются нормы амортизации основных средств. Для бухгалтерского и для налогового учетов в РФ установлены разные правила.
Содержание статьи
Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются на новые, более технологичные. А если вы, например, захотите продать свой станок или здание, то возникает вопрос — а какова же его реальная стоимость с учетом активного использования? Не может же 3-летняя «Газель» стоить по цене новой. Так мы приходим к необходимости учитывать износ основного средства (нематериального актива) или его обесценивание со временем. С учетом нам поможет амортизация.
Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.
Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.
Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.
Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний
Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.
На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).
Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:
- «Оприходование материалов после демонтажа основных средств – проводки»;
- «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».
Нелинейный метод
Можно использовать в налоговом учете, а в бухгалтерском — нет. Не применяется к объектам 8-10 групп из классификатора, например, недвижимости. Стоимость объектов ОС одной группы суммируется, и амортизация начисляется сразу на всю группу:
Отчисления = Стоимость группы ОС х Норма амортизации
Вибропресс относится к пятой группе, в компании только один станок, поэтому расчет проводится только для него. Норма амортизации для вибропресса 2,7. Амортизация рассчитывается каждый месяц, и ежемесячно снижает стоимость ОС. В первый год отчисления составят 139 982,11 рубля, что почти в два раза больше, чем при первом методе. В месяце, следующим за тем, когда суммарная стоимость группы ОС становится меньше 20 000 рублей, фирма может списать ее единоразово.
Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита
Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.
По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.
Относится ли компьютерная техника к основным средствам?
Компьютер можно либо учесть как основное средство с последующим начислением амортизации, либо принять в виде материальных ценностей и сразу списать без длительных амортизационных отчислений.
Прежде всего, на принятие решения влияет стоимость, признаваемая для компьютерной техники первоначальной.
Компьютер нельзя принять в виде отдельных его частей, его необходимо учитывать как единую сборную технику с учетом установленных на него компьютерных программ.
Таким образом, первоначальная стоимость компьютера складывается из суммы затрат на:
- приобретение всех составных частей;
- минимальный набор устанавливаемых на него компьютерных программ, без которых компьютер работать не сможет;
- консультационные услуги;
- услуги по доставке, настройке и доведение компьютера до состояния, пригодного к использованию.
Лимит по стоимости для признания техники в качестве основного средства в целях бухгалтерского и налогового учета отличается.
В бухучете компания устанавливает лимит самостоятельно в пределах 40000 руб., в налоговом — лимит определяется п.1 ст.257 НК РФ – 100000 руб.
Для бухучета
Чтобы поступивший актив был принят в бухгалтерском учете в качестве основного средства, для него должны выполняться пять условий из п.4 ПБУ 6/01:
- Цель применения имущества – производство, передача в пользование, управленческие нужды;
- Срок эксплуатации – от 1 года;
- Предназначение объекта – приносить прибыль владельцу;
- Отсутствие желания и намерения у организации перепродать имущество.
- Стоимость такого объекта должна превышать установленный лимит в пределах 40 000 руб.
Компьютерная техника приобретается предприятием для дальнейшего ее использования длительное время с целью получения экономической выгоды.
Таким образом, в бухучете компьютер, ноутбук и прочую компьютерную технику можно отнести к основным средствам и принять их к учету на счет 01 с последующим постепенным списанием стоимости в расходы с помощью амортизации.
Если приобретенный компьютер стоит меньше установленного лимита, то даже при соблюдении указанных выше четырех условий, можно технику учесть в составе материалов, перенеся его стоимость сразу в расходы.
Однако в этом случае нужно контролировать сохранность и правильное использование компьютерной техники. Например, можно организовать учет сразу списываемых компьютеров на забалансовом счете (например, 013) или вести специальную ведомость по нему.
Для налогообложения
Критерии отнесения к основным средствам в налоговом учете несколько иные и прописаны в п. 1 ст.257 Налогового кодекса РФ:
- Цель приобретения – управленческие и производственные нужды.
- Отсутствие намерения перепродажи.
- Первоначальная стоимость от 100 тыс.руб.
Если условия выполняются, компьютер нужно включать в состав основных средств и начислять по нему амортизацию.
Как установить период для амортизации в бухгалтерском учете?
Если в бухучете компьютер признан основным средством, то для него нужно правильно определить срок полезного использования – тот период, на протяжении которого бухгалтер будет проводить списание амортизационных отчислений в расходы.
Правила установления данного срока с точки зрения бухгалтерского учета прописаны в п.20 ПБУ 6/01, где указаны 3 главных момента, которыми нужно руководствоваться:
- временем, в течение которого планируется использовать актив с необходимой отдачей;
- планируемым физическим износом с учетом совокупности влияющих факторов;
- предусмотренными для данного актива ограничениями нормативно-правового или иного характера.
Такой установленный порядок определения срока полезного использования позволяет компании установить наиболее удобный для себя период начисления амортизации.
Если компьютер будет также признан основным средством и для налогового учета, то нужно продумать возможность установления СПИ в бухучете, равным установленному для налоговых целей.
Одинаковый срок амортизации компьютера в бухгалтерских и налоговых целях позволит избежать дополнительных расхождений в учетной деятельности.
Именно этот путь выбирается подавляющим большинством владельцев компьютерной техники, если она признается основным средством и в налоговом учете.
Как определяется амортизационная группа и СПИ в налоговом учете?
Порядок установления срока полезного использования для налоговых целей не имеет такой вольности, как в бухгалтерском учете.
Налоговый кодекс четко требует от владельцев основных средств правильно распределять их по амортизационным группам в соответствии с утвержденным Классификатором, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002.
При получении компьютерной техники определяется ее первоначальная стоимость с учетом всех понесенных затрат – на составные детали, части компьютера, минимально необходимое программное обеспечение, услуги программистов, устанавливающих программы и настраивающих технику, услуги по транспортировке и сборке.
Если общая сумма всех расходов превышает 100 тыс. руб., то компьютер нужно включать в основные средства и определять для него амортизационную группу.
По утвержденной Классификации компьютер можно отнести ко 2 амортизационной группе, для которой определен полезный срок использования от 2 до 3 лет включительно.
Компьютерная техника по ОКОФ имеет код 330.28.23.23 и именуется «Машины офисные прочие».
Срок определяется в месяцах и может принимать любое значение от 25 до 36 месяцев.
Особенности определения для ноутбука
Ноутбук также относится к компьютерной техники и является переносным компактным устройством, выполняющим те же функции, что и обычный персональный компьютер.
Если для компьютера составные части выбираются по отдельности, после чего проводится его сборка, то ноутбук уже имеет определенную комплектацию.
Приобретается как целостная техника с минимальными возможностями по замене внутренних составляющих.
1500 249 руб.
Правила отнесения ноутбука к основным средствам и установления для него срока полезного использования аналогичны прописанным для компьютеров.
Если ноутбук будет использоваться в производственных, управленческих целях, будет приносить прибыль компании и перепродавать его фирма не будет, то его можно признать основным средством.
При этом в бухучете он будет таковым, если общая первоначальная стоимость составит не менее установленного лимита (в пределах 40 тыс. руб.), а в налоговом учете – не менее 100 тыс. руб.
По Классификации основных средств ноутбук можно отнести также ко второй амортизационной группе, включив его в состав прочих офисных машин.
В налоговом учете для него допускается установить срок полезного использования от 25 до 36 месяцев включительно.
В бухгалтерском учете можно установить аналогичное значение.
Однако при желании предприятие может определить другой срок использования.
Однако нужно понимать, что амортизационные отчисления в этом случае будут отличаться, что вызовет появление расхождений.
Списание основных средств
Новый стандарт устанавливает следующие причины для списания объекта ОС в бухучёте ( п. 40 ФСБУ 6/2020 ):
1. Фактическое выбытие: передача другому лицу по любым основаниям или физическая утрата, например, из-за стихийного бедствия.
2. Невозможность дальнейшего использования, например, из-за истечения предельного срока эксплуатации.
3. Утрата способности приносить экономические выгоды в будущем. Например, объект физически изношен, морально устарел или больше не нужен компании из-за того, что соответствующая деятельность прекращена. При этом продать объект невозможно. В этом случае основное средство нужно демонтировать или утилизировать иным способом.
Накопленные амортизацию и обесценение нужно отнести на уменьшение первоначальной (переоценённой) стоимости объекта ( п. 42 ФСБУ 6/2020 ):
Если в процессе выбытия организация получила материальные ценности, то их стоимость тоже уменьшает первоначальную стоимость объекта:
Оставшуюся балансовую стоимость следует отнести на расходы периода ( п. 44 ФСБУ 6/2020 ):
Затраты на выбытие также в общем случае списывают за счёт текущих расходов периода ( п. 43 ФСБУ 6/2020 ):
Дт 91.2 Кт 60 (70, 69, 71…).
Если под выбытие объекта основных средств было создано оценочное обязательство, то затраты на выбытие нужно списать за счёт этого обязательства:
Дт 96 Кт 60 (70, 69, 71…).
Пример 2.
Организации принадлежит грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость — 800 тыс. руб., накопленная амортизация — 120 тыс. руб. После аварии руководитель компании решил не восстанавливать автомобиль, а разобрать его на запчасти. Демонтажом занималась сторонняя организация, стоимость услуги — 50 тыс. руб. Стоимость запчастей, пригодных для дальнейшей эксплуатации — 140 тыс. руб.
Дт 02 Кт 01 120 тыс. руб. — первоначальная стоимость уменьшена на накопленную амортизацию.
Дт 10 Кт 01 140 тыс. руб. — учтена стоимость полученных запчастей.
Дт 91.2 Кт 01 540 тыс. руб. — остаточная стоимость автомобиля списана на затраты.
Дт 91.2 Кт 60 50 тыс. руб. — учтены затраты на демонтаж.
Заключение
Какой метод амортизации выбрать — каждая компания решает самостоятельно исходя из номенклатуры основных средств, их технического состояния, а также с учетом своего финансового состояния.
Выбор в пользу ускоренной амортизацией обычно делают компании, заинтересованные в скорейшем обновлении основных средств путем замены полностью самортизированных на новые, усовершенствованные объекты.
Амортизационную премию, как правило, используют компании, которые хотят снизить свои затраты при производстве продукции, чтобы повысить ее конкурентоспособность.
[1] Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016).
[2][2] Пункт 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (в ред. от 24.12.2010, с изм. от 23.01.2020; далее — Методические указания).
А. Н. Дубоносова,
заместитель управляющего директора по экономике и финансам