Как правильно установить и настроить велокомпьютер

Как правильно установить и настроить велокомпьютер

велокомпьютер

На рынке доступны несколько типов устройств. Основная классификация компьютеров – по типам подключения к сенсору:

  • Проводные – просты, удобны, дёшевы. Проблемой может стать установка, но и она не особо сложна.
  • Беспроводные – беспроводная связь позволяет устанавливать велокомпьютер где угодно, в том числе выпускать его в виде часов или вовсе приложения для смартфона. Минусом такого типа будет необходимость в отдельном питании на сенсоре.

Далее разделение идёт по функциональным возможностям. Например, кроме спидометра могут появляться модули контроля режима тренировки, запоминания сервисных расстояний, GPS координат. Топовые модели велокомпьютеров уже ближе к КПК и смартфонам, а иногда граница между ними вовсе стирается. Основной выбор по функциональным типам – в стоимости и дизайне устройства.

Мотор-колесо

Один из самый продвинутых вариантов конверсии в электровелосипед — это установка мотор-колеса с сопутствующей электрификацией. Рекомендую обратить внимание на полный конверсионный комплект мотор-колеса на 1500 Вт от Bafang. В комплекте есть все необходимое, за исключением аккумулятора (ссылки на аккумуляторы ниже). В лоте на выбор варианты на 500W/750W/1000W/1500W, соответственно подбираем аккумулятор на 36V/48V.

Приступаем к сборке электровелосипеда

Особенностью данных велосипедов является отсутствие заднего ножного тормоза. В них предусмотрено ручное торможение заднего колеса посредством резиновых колодок, и двух разнонаправленных рычагов в форме дуги. Сжатие их происходит от натягивания стального тросика, подведенного к рукоятке на руле. Принцип движущего модуля основан на передаче крутящего момента от двигателя колесу велосипеда через вспомогательное колесо с резиновым покрытием.

Двигатель имеет правильную цилиндрическую форму, к корпусу которой приварены два металлических крепежных уголка. На вал двигателя необходимо закрепить колесо, которое и будет передавать крутящий момент при соприкосновении с покрышкой велика.
По размеру оно не должно превышать диаметр корпуса движка, чтобы не нагружать его чрезмерно при работе. Это может быть прорезиненное колесо для грузовых тележек, оборудования или даже мебели.

Простейший электровелосипед своими руками

Установка велокомпьютера на велосипед

Прежде чем начинать самостоятельную установку, нужно предварительно ознакомиться со всеми этапами монтажа. Так как если нарушить порядок монтажа, то измерения могут оказаться неточными. Монтаж осуществляется в три этапа:

  • монтаж крепежа для компьютера;
  • установка датчика и магнита;
  • крепление провода.

Постарайтесь четко следовать инструкциям, чтобы не повредить прибор.

Монтаж крепежа для компьютера

В 90% случаев микрокомпьютеры для велосипедов съемные. Лучше всего размещать этот гаджет в правой части руля, если вы правша. Соответственно, если вы владеете левой рукой лучше – то на левую часть.

Можно установить микрокомпьютер в другое место. Например, в центр или на выносе руля. Однако у таких мест есть существенный недостаток – во время движения взаимодействовать с прибором будет непросто.

Сама площадка для установки должна быть ровной и соответствовать размеру велокомпьютера. Можно использовать самую простую резиновую подложку под прибор. Благодаря ей он не будет скользить, а сама поверхность станет более ровной. Для крепления крепежа лучше использовать одноразовые жгуты.

Установка датчика и магнита

Магнит и датчик, который по-другому иногда называют геркон, являются одними из самых важных элементов компьютера. Вообще, геркон – это сенсор, который позволяет менять состояние электрической цепи. В инструкции, прилагаемой к прибору, он еще часто называется герметичный контакт.

Так как магнит и геркон обеспечивают правильность работы микрокомпьютера, то в процессе монтажа важно как можно точнее присоединить их. Эти детали крепятся только перпендикулярно к колесу. Устанавливать их лучше на расстоянии 9-12 см от колеса. Если прикрепить их на другом расстоянии, то они сломаются из-за центробежной силы.

Датчик крепиться при помощи жгутов и одного хомута. Монтировать его нужно на амортизационную вилку таким образом, чтобы геркон не мешал тормозам. Магнит крепится на спицы колеса. Постарайтесь установить датчик и магнит как можно ближе к друг другу.

Монтаж провода

Сложнее всего соединить компьютер с датчиком и магнитом при помощи провода. Провести его нужно так, чтобы он не мешал другим деталям. Сначала лучше замерить необходимую длину, учитывая погрешность в 5-6 см. Важно, чтобы после монтажа провод не был натянут, но при этом не болтался. Монтаж можно проводить только после закрепления контактов. Прокладывать шнур лучше одним из двух способов:

  • через рулевую колонку;
  • по тормозному тросу.

Проводить через рулевую колонку лучше, если велосипед стандартного типа. В этом случае шнур закрепляется жгутом. Однако в таком положении нельзя перекручивать руль, иначе провод сломается.

Если вы решили прикрепить провод к тормозному тросу, то лучше делать это при помощи черной изоленты, соединяя как можно плотнее с рамой велосипеда. Преимущество такого способа заключается в том, что провод не будет видно, и случайно задеть его не получится.

Как выбрать велокомпьютер на свой велосипед

Виды велокомпьютеров

  • Проводные — подключаются к сенсору с помощью провода, его протягивают вдоль рамы и фиксируют на руле. Такой вид компьютера считается более бюджетным. Минус его в том, что провод может мешаться водителю и цепляться за одежду и если он будет поврежден, то компьютер перестанет работать. Функционирует он от батареек, а зарядка сенсора осуществляется от компьютера.
  • Беспроводные — передача информации происходит по радиосигналу или GPS-связи. Такие компьютеры значительно дороже проводных, да и функционал их шире. Но у них тоже есть недостаток — сенсор беспроводного велокомпьютера требует отдельной подзарядки или смены источника питания.

Принцип работы велокомпьютера

  • Базы — это основная часть компьютера. По сути, это монитор, на который передаются все данные;
  • Геркона — сенсор, который “считает” обороты колеса. Устанавливается на вилку колеса;
  • Магнита — замыкает контакты геркона, размещается на спицу.

Принцип работы заключается в том, что при каждом обороте колеса, магнит замыкает контакты, которые спрятаны в герметичном корпусе геркона. Как только магнит отдаляется от геркона — контакты размыкаются, а при приближении — опять замыкаются. Сколько раз контакты замкнулись, столько оборотов сделало колесо.

База обрабатывает данные, переданные ей герконом, и высчитывает километраж и скорость, с которой двигается велосипед. Кроме этих основных данных, в зависимости от модели, он может отображать информацию о пульсе, давлении, температуре воздуха, количестве сожженных калорий и о многом другом.

Интересно! Компьютеры, в которые встроен GPS могут загружать на свой монитор карты.

Некоторые компьютеры считают еще и частоту вращения педалей (каденс), тогда в их комплектацию входит два магнита, а вот герконы могут быть и в одном корпусе.

Как сделать электромотор для велосипеда?

Конечно, проще и надежнее купить готовый электромотор и установить его на велосипед. Но если вы увлекаетесь электросамоделками, можете соорудить мотор-колесо прямого привода своими руками. Для этого подойдет инверторный двигатель от стиральной машины-автомат LG с прямым приводом. Найти его на вторичном рынке – простая задача, но гораздо сложнее адаптировать приобретенный движок под мотор-колесо.

Мощность такого двигателя зависит от вместимости стиральной машины. Компания LG производит модели с вместимостью бака от 3 до 12 кг, с мощностью электромотора от 300 до 1000 Вт. Но выбрать электрический мотор подходящей мощности – это только первый и самый простой шаг. Далее предстоит его превращение в мотор-колесо с использованием ступенчатого подшипника и крепежного диска.

Что потребуется для переделки

Если вы хотите сделать свой велосипед электрическим, вам потребуется изучить все досконально.

Во-первых, потребуется подробная инструкция, как собрать электровелосипед собственными руками. Нужно точно понимать, насколько это не просто и довольно долго.

Во-вторых, необходимо определить, что нужно для сборки электровелосипеда. Разберем набор деталей, которые помогут воссоздать желаемый агрегат:

Электродвигатель. Он обязательно должен быть подходящим под эту цель. Если взять самый дешевый из них, то вы получите не емкий двигатель, который постоянно требуется часто заряжать.

Взяв модель с небольшой мощностью, скорость радовать вас вовсе не будет. Поэтому экономить на такой детали не стоит.

Электроаккумулятор. Его емкость тоже должна быть достаточно большой для того, чтобы не остаться без транспорта из-за скорой разрядки батареи.

Контроллер. Эта деталь так же важна, ведь она обеспечивает взаимодействие аккумулятора и двигателя.
Конечно, вы можете купить двигатель-колесо или полный электропривод, которые помогут не тратить время на сборку.

Прошивка МК велокомпьютера

Прошивка для велокомпьютера находится в файлах к статье и называется t2313veloC.HEX, прошивку писал в среде BASCOM-AVR (исходник прилагается).
Пример установки фьюз-битов на внешний кварц 4МГц:

Пример установки фьюз-битов на внутренний тактовый генератор 4 МГц:

В файлах к статье есть проект данного девайса в симуляторе Proteus. Но предупреждаю, что в симуляторе прибор работает очень медленно! В протеусе разве что светодиодами мигать можно (без глюков).

Видео работы велоспидометра:

Инструкция по эксплуатации

Основной режим

В основном режиме работы на экране отображается текущая скорость и пройденое растояние (полное и промежуточное). В зависимости от количества строк изменяется расположение параметров на индикаторе. Если индикатор двухстрочный, скорость показана в первой строке, а оба растояния во второй.

Если однострочный, скорость показана в начале строки, а за ней идет счетчик растояния, причем поочередно показываются полное и промежуточное значение растрояния.

Полное пройденое растояние сохраняется в энергонизависимой памяти микроконтроллера в момент остановки. В отличии от полного, промежуточный счетчик не сохраняется и при отключении питания будет потерян.

Кнопками + и — плавно регулируется яркость фары. Для регулировки исползуется ШИМ, поэтому дополнительных потерь мощности не происходит, в отличии от более простых схем.

Настройка

Настройка длины колеса

При нажатой кнопке CLEAR кнопки +, — изменяют калибровочный коэффициент для подбора длины колеса. По умолчанию длина колеса примерно 2 метра.

Так как пройденый путь получается умножением скорости на время (интегрированием скорости по времени), то для контроля правильности коэффициента скорости можно сравнить показания счетчика пройденого пути после поездки на точно известное растояние. Если показания верные, то и скорость показывается правильно.

Для сброса коэффициента в значение по умолчанию и обнуления счетчика пройденого пути, одноверменно нажмите все три кнопки. Чтобы случайно не произошло сброса, можно сделать кнопки + и — на одном переключателе.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector