Как подключить вентилятор от компьютера к 220 вольтам

Как выбрать кулер
для процессора
и вентилятор для ПК

Решили собрать компьютер самостоятельно и сразу же покрылись потом от обилия деталей и непонятной информации? Что ж, давайте уясним кое-что важное. Перегреться от информации можете не только вы, но и детали вашего компьютера. Чтобы этого не произошло, важно знать как правильно выбрать вентилятор для корпуса пк и кулер для процессора. Разбираемся с «Эльдоблогом».

Как выбрать вентилятор для корпуса

Как выбрать кулер для компьютера

Итоги. Какой вентилятор для корпуса выбрать? Какой кулер для процессора выбрать?

Как подключить вентилятор от компьютера к 220 вольтам (пример расчета)

Скажем у нас есть вентилятор на 120 мА и с напряжением питания 12 вольт. Считаем.

С= (3200*0,12)/√(220*220-12*12)
С = 384/219= 1,75 мкФ.

Как раз получилось так, что емкость нашего конденсатора совпадает с типорядом конденсаторов. То есть такой конденсатор есть в природе, его нам не надо будет собирать из нескольких конденсаторов. Ну и для верности, дабы вентилятор не накрылся точно, параллельно ему ставим стабилитрон на 12 вольт. Здесь если будут какие-то скачки, он будет брать это на себя, пропуская ток и напряжение.
В итоге схема будет следующая.

Вот собственно и все. Теперь следуя алгоритму, приведенному здесь, сможете подключить вентилятор, лампочку, светодиод…

Что проверить перед покупкой корпусного вентилятора

При покупке лучших вентиляторов для ПК необходимо учитывать следующее, чтобы они не только соответствовали вашей системе, но и эффективно охлаждали её.

Вентиляторы статического давления или воздушного потока?

Первое, что вам нужно рассмотреть, это то, лучше ли вам использовать вентилятор с высоким статическим давлением или вентилятор с высоким воздушным потоком. Это определяется фактической формой лопастей вентилятора, поэтому встречаются вентиляторы, которые идентичны по марке и модели, за исключением того, что они имеют разные лопасти.

Вам не нужно просматривать спецификацию, чтобы определить, генерирует ли вентилятор статическое давление или воздушный поток.

Отличия лопастей вентилятора с воздушным потоком и воздушным давлением

Просто взгляните на вентилятор и оцените расстояние между лопастями вентилятора. Если расстояние между лопастями небольшое, это статическое давление. Если расстояние достаточно большое, чтобы прошел ваш указательный палец, это воздушный поток.

Графическое сравнение воздушного потока и воздушного давления

Вентиляторы воздушного потока

Они работают лучше всего, если нет ограничений перед и за вентилятором. Например, если у вас корпус, в котором много открытого пространства, это должно повысить эффективность воздушного потока.

Вентиляторы статического давления

Вентиляторы статического давления распределяют воздух более равномерно. Это означает, что они не такие мощные, но они могут хорошо выполнять работу, когда есть препятствия, такие как компоненты и радиаторы.

Воздушный поток (CFM)

Воздушный поток вентилятора определяет объем воздуха, через который вентилятор может проходить через минуту.

Как правило, чем выше рейтинг CFM, тем лучше. Однако, при работе с препятствиям статическое давление может быть более эффективным при меньшем воздушном потоке.

Идеальный CFM для системы – это уникальное значение в каждом конкретном случае, поскольку необходимо учитывать множество факторов, таких как размер корпуса, конструкция, количество тепла, которое выкачивает ваш процессор, тип используемого вами процессора, вентиляторы графического процессора и количество корпусных вентиляторов, которые вы можете установить.

Размер (мм) вентилятора

Зачем вам большой вентилятор? Это довольно просто: они двигают больше воздуха.

Если вы не уверены, какой размер подходит для вашего случая, просто проверьте технические характеристики вашего корпуса. Вы также можете посетить веб-сайт производителя, чтобы увидеть размеры и характеристики вашего кейса. А если ничего не помогает, просто возьмите измерительную ленту и измерьте вентилятор внутри корпуса.

Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных размеров вентиляторов, а также расстояние между их резьбовыми отверстиями:

Размер вентилятора Расстояние между резьбовыми отверстиями
80 мм 72 мм
92 мм 83 мм
120 мм 105 мм
140 мм 124.5 мм
200 мм 154 мм

Скорость вентилятора (об/мин)

Скорость вращения вентилятора измеряется в об/мин (оборотах в минуту). Чем выше число оборотов, тем больше воздуха втягивается в систему. Обороты напрямую влияют на уровень шума вентилятора, потому что чем быстрее он вращается, тем больше шума он производит.

Это также может повлиять на размер вентилятора. Хотя вы можете использовать небольшой вентилятор на высокой скорости, он, вероятно, будет громче. Таким образом, вместо этого вы можете использовать больший вентилятор на более медленной скорости.

Чтобы получить подходящие обороты для вашей установки, просто установите вентиляторы на максимальные скорости с помощью стороннего программного обеспечения, такого как SpeedFan: увеличивайте скорость на 25%, пока вентилятор не станет слишком громким и температура не станет приемлемо низкой.

Тип подшипника вентилятора

На сегодняшний день в большинстве вентиляторов используются три основных типа подшипников:

  • Подшипник скольжения
  • Двойной шарикоподшипник
  • Гидравлический и гидродинамический подшипник

Подшипник скольжения

Этот тип подшипника является самым дешевым и рассчитан на 40000 часов работы при температуре 60°C. Такой подшипник не требует технического обслуживания и имеет низкий уровень шума при работе. Эти типы вентиляторов рекомендуется устанавливать вертикально.

Однако, следует отметить, что они имеют тенденцию выходить из строя без какого-либо предупреждения, несмотря на низкий уровень шума при работе.

Двойной шарикоподшипник

Двойной шариковый подшипник стоит дороже, чем подшипники скольжения, но они служат дольше до 60000-75000 часов при 60°C.

В отличие от подшипников скольжения, их можно устанавливать в любом положении, а также они громче. Вот почему они не рекомендуются для домашнего использования, но идеально подходят для серверных ферм.

Гидравлический и гидродинамический подшипник

Это подшипники премиум-класса. Они способны работать до 100000-300000 часов использования при температуре 60°C.

Как и двойной шариковый подшипник, они могут быть установлены в любом положении. Они также имеют самый низкий уровень шума и подходят как для использования на сервере, так и в домашних условиях, хотя они предназначены для домашнего использования, поскольку они немного дороже.

Уровень шума (дБА)

Шум вентилятора измеряется в A-взвешенных децибелах (дБА). A-взвешенные децибелы – это громкость звуков в воздухе, воспринимаемых человеческим ухом. Практически все производители корпусных вентиляторов указывают уровень шума.

Некоторые факторы, которые способствуют появлению шума вентилятора, включают:

  • Тип используемого подшипника
  • Расстояние между лопастями и внешним кольцом
  • Как спроектированы лопасти
  • Как быстро вращаются лопасти

Как правило, уровень шума колеблется от 10 до 36 дБА. В любом случае, вам понадобится вентилятор с минимальным уровнем шума по очевидным причинам. Вот шкала громкости этих шумов по сравнению с обычными звуками:

Уровень звука Шум на этом уровне звука
10 дБ Дыхание
20 дБ Шуршание листьев/Шепот
30 дБ Спальня ночью
40 дБ Журчащий ручеек
50 дБ Нормальный разговор

Разъемы питания вентилятора

Существует 3 типа разъёмов питания вентиляторов:

  • 4-контактные разъемы позволяют управлять вентилятором на лету с помощью стороннего программного обеспечения, такого как SpeedFan.
  • 3-контактные разъемы можно отрегулировать только путем изменения напряжения в BIOS. Но не все материнские платы поддерживают эту функцию.

Работа 3-контактных разъемов при низком напряжении может привести к проблемам или вентилятор вообще не запустится. Поэтому убедитесь, что вы точно знаете, что делаете.

Типы разъемов влияют на совместимость, поэтому перед покупкой проверьте тип разъема на материнской плате.

Эстетика вентилятора

Корпусные вентиляторы можно использовать для улучшения внешнего вида вашего ПК с помощью цветных колец или подсветки RGB. Однако, когда дело доходит до вентиляторов, мы склонны уделять больше внимания функциональности, поскольку это поможет продлить срок службы всей системы.

Направление воздушного потока

При установке вентиляторов в ваш корпус вам нужно будет выбрать, будет ли вентилятор приточным или вытяжным. В идеале, вы должны убедиться, что у вас есть хотя бы один «вход» и один «выход», но не слишком беспокойтесь о соотношении.

Некоторые термины, с которыми необходимо ознакомиться:

  • Нейтральное давление воздуха – когда количество входящего и исходящего воздуха равно. Технически, вы никогда не достигнете идеального баланса, но можете приблизиться.
  • Положительное давление воздуха – вентиляторы втягивают больше воздуха, чем выводят наружу. Это может привести к выходу воздуха через меньшие отверстия, что ведёт к отложению пыли в непредсказуемых местах.
  • Отрицательное давление воздуха – вентиляторы выталкивают больше воздуха из корпуса, что понижает эффективность охлаждения.

Очевидно, что нужно стремиться к нейтральному давлению воздуха, и хороший способ оценить это – измерить общий CFM всех впускных вентиляторов и CFM всех вытяжных вентиляторов.

Вы получаете положительное давление воздуха, если CFM на впуске больше, и отрицательное, если выхлоп больше. Равное значение CFM указывает, что у вас примерно нейтральное давление воздуха. Имейте в виду, что, если вентилятор заблокирован, он не сможет достичь максимального CFM.

Устройство электрического вентилятора

Устройство электрического вентилятора достаточно простое: лопасти (крыльчатка) вентилятора закреплены на валу электродвигателя. Все эти детали расположены в пластиковом, или металлическом корпусе со специальными отверстиями для крепления. Питание на двигатель этого механизма подается за счет соединительных проводов.

Чтобы вентилятор качественно охлаждал систему, при выборе этого прибора следует обращать на такие важные характеристики продукции, как:

1. Диаметр лопастей;

2. Число оборотов двигателя;

3. Количества лопастей.

Мощные вентиляторы способны обеспечить качественную работу техники при большой нагрузке, к примеру, для нормальной работы игровых компьютеров, серверов и прочих систем.

В случае, когда система охлаждения вышла из строя либо некачественно охлаждает, не стоит искать замену оборудования, возможно требуется профилактика некоторых составных частей устройства. К примеру, можно просто очистить крыльчатку вентилятора от пыли, которая время от времени оседает на этой части оборудования. Также к основным проблемам неисправности устройства относятся:

1. Выход из строя электродвигателя;

2. Требуется замена подшипника;

3. Недостаточно смазки в подшипнике.

С этими проблемами можно без особых усилий справиться, приобретя в интернет-магазине «Радиодетали» сопутствующие товары.

Доступный «умный» вентилятор: AEROCOOL Frost 12 PWM

Как следует выбирать вентилятор для корпуса и какие достойны вашего внимания

Конечно, далеко не всем нравится, когда вертушки постоянно работают на приблизительно одинаковых скоростях, ведь из-за этого изнашиваются подшипники и повышается уровень шума. Специально для людей, которые не хотят много тратиться, но при этом желают более «умный» вентилятор для охлаждения своего ПК, стоит посоветовать AEROCOOL Frost 12 PWM. Хоть диаметр данного вентилятора составляет 120 мм, отличительной особенностью этого варианта является «динамическая» скорость работы. В зависимости от температуры, данный вентилятор способен самостоятельно выбирать наиболее оптимальную скорость работы от 500 до 1 500 об/мин.

Этот факт очень радует, ведь если вы, например, будете пользоваться лишь условным браузером, то практически не будете слышать никакого шума, в то время как при работе с тяжёлыми программами или играми вентилятор будет работать на полную мощность. Ну и, естественно, то, что в зависимости от интенсивности работы вентилятора, он будет по-разному шуметь — от 18 до 28 дБ (и да, помните что на практике данные цифры всегда немного меньше). Огорчить вас в этой модели может разве что объём воздушного потока, который в зависимости от ситуации может составлять либо 17.3, либо 28.2 cfm.

Конечно, это не очень хорошо, но данный недостаток довольно хорошо компенсирует переменная скорость работы с максимальным значением в 1 500 об/мин., благодаря чему в любом случае охлаждение будет очень хорошим. Подключается AEROCOOL Frost 12 PWM, кстати, при помощи разъёма 4-pin, что не является откровением. Приятным моментом для вас может стать наличие многоцветной (не RGB) подсветки, которая выглядит неплохо. Так что если вы ищете, красивый и тихий вентилятор, который будет самостоятельно адаптироваться к температуре вашей системы и эффективно её охлаждать, то Frost 12 PWM по средней цене в 460 рублей, возможно, станет для вас максимально правильным приобретением.

Рейтинг лучших вентиляторов для компьютера

Категория Место Наименование Рейтинг
Лучшие корпусные вентиляторы для ПК 1 Noctua NF-S12A PWM 10 / 10
2 Noctua NF-S12B redux-1200 9.9 / 10
3 be quiet! Pure Wings 2 (BL046) 9.4 / 10
4 NOISEBLOCKER eLoop B12-PS 9.3 / 10
5 be quiet! Shadow Wings 2 120mm PWM 9.2 / 10
6 AeroCool Orbit 9.1 / 10
Лучшие вентиляторы для радиаторов 1 Noctua NF-A12x25 PWM 9.9 / 10
2 ASUS ROG STRIX XF 120 9.8 / 10
3 be quiet! SilentWings 3 (BL066) 9.6 / 10
Лучшие по производительности вентиляторы для компьютеров 1 Noctua NF-F12 industrialPPC-3000 PWM 9.8 / 10
2 NOISEBLOCKER Multiframe S-Series M12-3 9.4 / 10

Noctua NF-S12A PWM

Ну что ж – и в версии нашего рейтинга начала 2022 года по-прежнему лавры победителя достаются австрийской компании, а полновесные 10 баллов рейтинга получает вентилятор для ПК, перечень наград которого уже давно стал длиннее титула Дейенерис Бурерожденной (их более сотни). В их числе самая говорящая – «Kicks Ass» от The Streaming Blog, и вентилятор действительно способен это сделать. Посудите сами: благодаря прекрасной акустической оптимизации рамки и лопастей он, раскручиваясь до 1200 об/мин, выдает всего 17,8 дБ шума при том, что воздушный поток достигает 63,27 CFM – или, проще говоря, 107,5 кубометра воздуха в час. И ко всему этому прилагаются великолепный подшипник SSO2 и шестилетняя гарантия от производителя: Noctua как всегда на высоте, и, будучи установленными в корпусе на вдув и выдув, эти вентиляторы смогут «усмирить» тепловой режим даже горячей игровой сборки.

Производитель особо упирает на то, что, в отличие от предыдущих серий корпусных вентиляторов, у которых низкий уровень шума и высокая производительность обратной стороной медали имели неспособность создавать хоть какое-то статическое давление, здесь срыв потока возникает позже. Не настолько, чтобы ставить эти вентиляторы на процессорные кулеры или тем более плотные радиаторы «водянки», но и корпусному вентилятору это может быть полезно – например, если непосредственно за «вдувом» в конкретном корпусе установлены корзины накопителей с перфорированной стенкой, которая тоже неизбежно создаст сопротивление.

Вентилятор поставляется в традиционной для Noctua коробочке-книжке с точно так же традиционной комплектацией: удлинитель, раздвоитель, понижающий максимальные обороты адаптер, установочный комплект силиконовых гвоздей и саморезов, в отличие от «бедных» серий Redux.

Тип подшипника

Вентилятор, помимо всего прочего — это один из немногих элементов компьютера, выполняющих чисто механическую работу. А следовательно, огромное значение при выборе вертушки имеют тип и характеристики ее основного узла — подшипника, обеспечивающего вращение.

В компьютерных вентиляторах наиболее распространены следующие типы подшипников:

Подшипник скольжения или втулка — это простейший и самый дешевый вариант, в котором происходит трение двух поверхностей в среде смазки. Такая конструкция является самой дешевой, поэтому и вентиляторы на подшипнике скольжения, как правило, стоят недорого.

Парадоксально, но втулка — это еще и один из самых тихих подшипников, механические призвуки в работе такого вентилятора фактически отсутствуют.

Обратная сторона медали — крайне ограниченный срок службы. Втулка, из какого бы материала она ни была сделана, со временем разрушается от трения, и вентилятор начинает издавать посторонние шумы, вибрировать при работе, а со временем и вовсе выходит из строя. Зачастую срок службы подшипников скольжения составляет год-полтора, а менее качественные модели могут проработать и меньше.

Кроме того, ввиду особенностей своей конструкции, втулка крайне плохо переносит высокие температуры, а также не может использоваться в горизонтальном положении — смазка в таком случае быстро вытекает, и износ подшипника резко ускоряется.

Подшипник качения или шарикоподшипник использует иной принцип работы: подшипник представляет собой два кольца, между которыми находятся металлические шарики, обеспечивающие вращение.

Этот тип подшипника — фактически полная противоположность втулки. Шарики крайне долговечны и могут работать едва ли не десятилетиями. Им абсолютно все равно, в каком положении и при каких температурах предстоит вращаться… но обратной стороной является повышенный уровень механического шума.

Избавиться от шума позволяют керамические подшипники качения — они еще более долговечны и еще более индифферентны к температурам, однако стоят такие подшипники дороже всех прочих типов (даже дороже качественного гидродинамика!), а встречаются крайне редко.

Гидродинамический подшипник — по сути дальнейшее развитие идей втулки. Камера такого подшипника герметична, а трение происходит в слое смазки, постоянном и исключающем прямой контакт трущихся деталей.

Качественный гидродинамик может даже превосходить шарикоподшипник по сроку службы, и однозначно выигрывать у него по уровню шума, поскольку здесь он не отличается от втулки. Минус же здесь очевиден: высокая цена гидродинамического подшипника, сохраняющаяся и по сей день. Дешевые же вентиляторы, заявляющие о наличии гидродинамика — как правило, основаны на все той же втулке.

Разновидность гидродинамического подшипника — подшипник масляного давления (SSO). Отличается увеличенной толщиной гидродинамического слоя, а для исключения возможности смещения вал центрируется магнитом в основании вентилятора. Стоят такие подшипники чуть дешевле керамических подшипников качения, а встречаются столь же редко, и разумеется — преимущественно в вентиляторах топовых брендов.

В подшипниках с магнитным центрированием ось вентилятора «подвешивается» в магнитном поле, вследствие чего исключается механический контакт трущихся поверхностей. Подшипник закономерно оказывается самым долговечным, самым тихим и самым дорогостоящим вариантом, а распространенность его даже ниже, чем у керамических и SSO.

На «счётчике» у производителя. Немного об электронике и АКПП⁠ ⁠

На

В 90-е годы, когда трава была зеленее, а принтеры были матричными, отец мой работал электромонтёром высшего (8-го) разряда с 1980-го по 2000 г. на большом госпредприятии (Курчатовский институт). Многое сверхсложное и сверхновое электрооборудование и автоматику давали обслуживать в-основном ему. Шарил хорошо, увлекался электротехникой, был без вредных привычек, делал хорошо и быстро, за что и ценили.

Рассказывал такую историю.

Начали в 90-ых завозить технику известного «Xerox».

Накрывается как-то копировальный аппарат. Зовут его, он садится, вскрывает копир, открывает бумажные электро-схемы, смотрит, ищет, меряет, попивая чаёк. Находит место, где вроде бы должна быть проблема. Но в аппарате в этом месте стоит небольшая плата с кучкой микросхем, а на бумаге в этом месте ничего нет.

Когда он это рассказывал, говорил мне, мелкому, — «Такого не может быть — схема для того и делается, чтобы можно было понять, иначе смысла в ней нет»..

После нескольких попыток разобраться, чтобы убедиться, что схема не соответствует реальности на 100%, идёт к начальнику, описывает ситуацию. Ну тот говорит «Хорошо, давай вызовем официального ремонтника». Конечно, за деньги, ибо гарантия кончилась.

Приезжает молодой паренёк.
(А папа мой был человеком житейским, любил пообщаться, разговорить, а особенно разобраться в том, что его очень сильно интересует.)
В общем, сидят они в мастерской, общаются о том-о-сём, что да как. А паренёк был, видимо, ещё совсем «зелёный», язык за зубами не умел держать, и папа его-таки практически разговорил.

Оказалось — в аппарате стоит, в некоей цепи, небольшая плата со счётчиком, которая отсчитывает количество сделанных аппаратом копий и после нескольких десятков или сотен тысяч штук одна из микросхем пережигает на плате другую и аппарат «встаёт».

— Я — рассказывал папа — его уже почти разговорил на то, какая конкретно микросхема за что отвечает, но в этот момент заходит начальник и: «Ну как у вас тут дела?», разговор прервался, а паренёк заткнулся.)) Эх-эх.

В общем, по плану производителя накрывается аппарат, вызывается официальный ремонтник (естественно за деньги, так как гарантия закончена), имитирует бурную работу по ремонту а на самом деле меняет небольшую мёртвую плату со «счётчиком» и вуаля!

Я, по роду своей деятельности (ремонт АКПП), когда пошли коробки с собственным ЭБУ внутри, как-то сошлись у меня голове эти два факта. Ну вот до сих пор не понятно зачем ставить ЭБУ внутрь агрегата, который работает с перепадами температур, да еще и рабочей — в 90 градусов, да ещё и прописывать в неё VIN-номер данного авто.

На

В-основном платы вылетают у коробок Mercedes, модели 722.9 (7-ступенчатая). А натолкнуло меня на мысль о «скрытой программе» то, что эти коробки никогда не сгорают в хлам, то есть фрикционы, работающие на основных «городских» передачах (2-3-4) лишь слегка темнеют. Ни одной 722.9 за мою карьеру не видел сгоревшей, хотя коллеги встречали единичные случаи.

Однако, платы там летят только в путь, 50% из которых на выброс (они не разборные, залитые в пластик), а 50% «ремонтирует» всего один человек в Московской области. После него плата приезжает с заплавленной на корпусе ЭБУ дырочкой.

Ну, когда эти две истории у меня сошлись, есть подозрение, что, к примеру, система может считать количество кратковременных перегревов коробки выше 110-120 градусов, а после выработки лимита коробка начинает пинаться и человек едет в ремонт. А так как датчик температуры и плата стоит в поддоне АКПП, то всё горячее масло сливается аккурат на неё.

И этот «косяк» вот уже 15 лет производитель не исправляет. 😉

Редко платы накрываются в 6-ступенчатых GM 6T30/40/45, но там только замена. А редко — возможно потому, что плата стоит в боковой крышке, а не в общем корпусе, плескаясь в горячем масле.

На

Постоянной замены так же требует ЭБУ с блоком соленоидов в сборе у GM 6L80/90, не ремонтируется. Считается, что причина выхода из строя — износ соленоидов, но в блоке с ними есть так же свой ЭБУ, он же TCM (Transmission Conrol Module).

На

Что касается электроники большинства АКПП, там производители выходят из положения проектированием соленоидов, которые со временем изнашиваются и создают проблемы в работе агрегата своими подклиниваниями при переключении передач.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector