Влияет ли оперативная память на показатели производительности в играх?
ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) или RAM — часть системы компонентов компьютера, предназначенная для временного (в отличие от ПЗУ – постоянного запоминающего устройства) хранения разного рода данных.
Оперативная память энергозависима. Это означает, что после прекращения питания (отключения устройства от электросети) вся информация из ОЗУ исчезает. Оперативная память используется центральным процессором компьютера для обработки входящих, исходящих и промежуточных данных.
Проще говоря, все программы (в том числе системные), что работают на ПК (ноутбуке, планшете) в данный момент времени тем или иным образом задействуют оперативную память.
ОЗУ позволяет значительно увеличить скорость работы компьютера за счет возможности выгрузки части данных в кэш. То есть, та или иная программа работает с информацией, которая храниться на жестком диске (постоянная энергонезависимая память), процесс считывания данных с механического устройства довольно медленный, поэтому данные выгружаются в «оперативку».
Внешне оперативная память представляет собой небольшую плоскую планочку, которая устанавливается в специальные слоты на материнской плате компьютера.
Серийный номер оперативной памяти
Влияние оперативной памяти на игры странная делема — это крайность и разочарование. Если в системе недостаточно оперативной памяти, скажем, 4 ГБ, например, ОЗУ окажет значительное ощутимое влияние на игру, т.е. В игре будет меньше памяти для загрузки наборов данных (игровой движок, текстуры, уровни, освещение, и так далее. Меньше памяти приравнивается к более быстрой загрузке игровой графики и низким показаниям кадров в секунду.
Простое решение заключается в том, чтобы добавить больше оперативной памяти, но есть только столько оперативной памяти, которую вы можете добавить, прежде чем она достигнет порогового значения и будет эффективно использована. Два фактора определяют, к чему относится этот порог и как он может колебаться.
Во-первых, сколько оперативной памяти запрограммировано для конкретной игры. Если в игре используется максимум 4 ГБ, то наличие 8 ГБ ОЗУ означает, что фактически есть 4 ГБ, которые никак не исползуются.
Второй фактор заключается в том, запускаются ли приложения вместе с игрой, если таковые имеются. Мы говорим о потоковом программном обеспечении, таком как OBS, веб-браузеры, программное обеспечение для записи и любые другие программы, которые открыты одновременно с игрой.
Если никакие вторичные приложения не запущены, то требование к базовой оперативке для запущенной игры, представляет собой максимальный порог для ОЗУ, который считается стабильным.
Когда геймер запускает множество приложений в фоновом режиме (музыка, чат, потоковое программное обеспечение и т.д.), То чем больше оперативной памяти в дополнение к базовым требованиям игры, тем лучше.
Этот пункт особенно актуален для стримеров, которые запускают несколько программ для длительных сеансов трансляций, хотя другие бенефициары включают графических дизайнеров или видеоредакторов, которые хотят оставить программы, требующие ОЗУ, открытыми во время игры.
В современной игровой среде от 8 до 16 ГБ более чем достаточно для комфортного запуска подавляющего большинства игр. По мере того, как разработчики используют возможности увеличения объема ОЗУ, эта тенденция направлена увеличение в соответствии со стандартными объемами оперативки, обнаруживаемыми в ПК, которые постепенно увеличиваются с течением времени. Тесты указывают, что переход с 8 ГБ до 16 ГБ в лучшем случае незначителен, но есть много смысла в проверке вашей системы в будущем, особенно если ОЗУ дешевеет.
Также существует множество типов модулей ОЗУ, такие как DRAM, SRAM, DRAM и другие. Все они отличаются друг от друга не только размером контактной части но и специализацией.
Объем ОЗУ и файл подкачки
Не всегда в оперативку помещается вся требуемая информация, поэтому задействуется файл подкачки – часть места на жестком диске. Как мы уже знаем, скорость записи данных хардом существенно ниже, чем у оперативки. По этой причине использование для игры объема ОЗУ меньше рекомендуемого, почти всегда приводит ко всяким глюкам и лагам – например, приходится ждать, пока загрузится локация.
Еще один неприятный момент – тормоза во время важных игровых моментов, когда компьютер не успевает за стремительно меняющейся ситуацией.
В сингл-играх без кооперативного прохождения это не критично: например, сложный участок или босса игрок все-таки пройдет – если не с первой попытки, то со сто первой.В онлайн-играх лаги на стороне одного игрока могут привести к фейлу всей группы – например, сливу рейда в РПГ, особенно если игра тормозит у танка или хила, проигранной катке в Доте или «Танках» и так далее. И даже если юзер играет соло, такие моменты могут стать причиной прогорания стула: например, когда во время фарма на него напал ПК, а отбиться не получилось из-за проклятых лагов.
Кстати, небольшой лайфхак: если вы не в лучшей киберспортивной форме, лаги – отличная отмазка на случай, когда что-то не получается (конечно, если вам не все равно, что по этому поводу думают остальные).
Я-то в игрули почти не играю, но один мой знакомый, большой специалист по онлайн-играм, утверждает, что лаги периодически возникают в ЛЮБОЙ игре независимо от того, насколько мощный у вас компьютер. Конечно же, это заговор разработчиков игр и производителей комплектующих, чтобы заставить пользователей постоянно апгрейдить компы. А вы как думали?
Разница между ОЗУ и ПЗУ
Жесткий диск (ПЗУ) это постоянное хранилище данных, но скорости управления этими данными мало для нормальной работы машины. Представьте себя поваром, который готовит определённое блюдо. У вас есть огромный склад с различными продуктами. Но чтобы не бегать далеко и не искать во всей этой куче нужные продукты, вы отобрали их и положили на свой стол. Получается стол – это ваша оперативка, а склад – жесткий диск.
По этому подобию строится работа компьютера. Процессор загружает всё необходимое во временную память ОЗУ, которая гораздо быстрее, чем HDD. За счёт этого работоспособность компьютера увеличивается.
Роль CPU, GPU и RAM в играх
1. Процессор
Мозговой центр и важная часть любого компьютера, который обрабатывает все виды программ, выполняет операции и обращается к оперативной памяти. Можно сказать, что все проходит через процессор, который отвечает за предоставление работы другим компонентам. Таким образом, если вы собираетесь использовать ПК для игр, необходимо позаботиться о выборе совместимой материнской платы для подходящей модели процессора.
Стоит ли вкладывать деньги в хороший процессор? Да, потому что это центральный блок, от которого зависят остальные компоненты системы. Видеокарта высшего класса на дорогой материнской плате будет работать не лучшим образом с недорогим процессором, так же как оперативная память с частотой 3 ГГц не будет использоваться должным образом с процессором низкого класса.
2. Видеокарта
Когда мы говорим о ПК для запуска игр, основным устройством среди всех остальных является и всегда будет видеокарта. Это важный компонент в играх. Достичь желанного количества кадров в любимой игре можно только с помощью видеокарты.
GPU в значительной степени отвечает за обеспечение удовлетворительного игрового процесса: вычисление выходного изображения, обработку команд, текстур и пикселей 3D-графики на вашем мониторе, способных формировать красивые и реалистичные пейзажи и персонажей.
Это уже отвечает на вопрос, который дает название этой статье, но я могу раскрыть эту тему немного глубже. Важно отметить, что хороший процессор всегда облегчает задачу достижения хорошей производительности в игре. Однако, когда ресурсы ограничены, ЦП может подождать.
3. Оперативная память
Оперативная память, более известная как RAM, также выполняет жизненно важную функцию. В отличие от жесткого диска, в ней хранятся самые последние промежуточные данные, обрабатываемые процессором. Объем оперативной памяти зависит от количества задач, одновременно выполняемых компьютером под управлением операционной системы.
Это компонент, который оказывает огромное влияние на уровень производительности и, следовательно, жизненно важен. Поэтому нельзя пренебрегать оптимальным минимумом. Кроме того, ОЗУ имеет более длительный срок службы, чем процессор или видеокарта.
Стоит ли много вкладывать в оперативную память? Нет, необязательно вкладывать много денег, но, как я уже сказал, всегда есть минимум, который нельзя снижать. Этот минимум всегда зависит от того, как вы собираетесь использовать оборудование, которое хотите установить.
Кадровая частота
Одним из наиболее важных для геймера параметров оперативной памяти является FPS или кадровая частота — количество меняющихся кадров в течение 1 секунды. Человеческий глаз способен воспринимать разное количество кадров за один и тот же промежуток времени:
- в спокойном состоянии мы видим 25 кадров/секунду, а скорость реакции нервной системы на картинку составляет около 40 миллисекунд;
- при возбуждении скорость повышается до 10-15 миллисекунд, что позволяет распознавать до 100 картинок в секунду.
Для большинства компьютерных игр оптимальными параметрами FPS являются 60-80 кадров в секунду. Низкие показатели, на уровне тех же 25 кадров в секунду, заметно отражаются на уровне комфорта во время игры: смена кадров напоминает замедленное слайд-шоу, игрок видит техническую сторону процесса и не может полностью наслаждаться игрой.
Для повышения кадровой частоты пользователи увеличивают ОЗУ компьютера. В отличие от других показателей, рост FPS в результате добавления дополнительных гигабайтов менее заметен. Для большинства компьютеров увеличение кадровой частоты происходит всего на 2-5 пунктов, в случае с двухканальным режимом — до 10 единиц. Таким образом, добавления объемов ОЗУ отражается на параметрах FPS, однако заметного улучшения от 2-кратного увеличения оперативной памяти ждать не стоит.
реклама
Память я использую Geil Super Luce, которую подробно рассмотрел в предыдущей статье. Не самая лучшая память и не самый лучший выбор для тестов, но в свое оправдание могу сказать, что если взять более хорошую память, которая заведется на 2666 с меньшими таймингами, то само соотношение между памятью на разных частотах не изменится. Тем более, результаты явно покажут, что основные тайминги не есть самое главное для игровой производительности. Единственное, о чем жалею – невозможность проверить масштабируемость производительности при бОльших частотах памяти – выше 3400 моя память прыгнуть неспособна.
Перед проведением подробных тестов с замерами были проведены тесты записью видео и смонтированы в 2 ролика. В первом сравнивается производительность в следующих режимах 2133, 2666 XMP, 2666 optimized, 3200 optimized в разрешении 1080p в 9 играх.
Во втором сравниваются 2666 optimized и 3200 default в 720p
Резюме
Экономить на оперативной памяти, если вы хотите комфортно играть в игры, или если ПК планируется использовать в работе с емкими приложениями, точно не стоит — даже если прирост производительности не будет заметен со старым железом, он обязательно появится после модернизации остальных компонентов системы (но при условии, что изначально используется последнее поколение оперативной памяти и её объема достаточно для ваших задач). Если же при апгрейде обновляется и тип памяти, то, тем более, её нужно брать с запасом.
RAM не хватает абсолютно всегда — играете ли вы в новые игры, пользуетесь тяжелым ПО или разгоняете видеокарту/процессор. Во всех этих случаях оперативной памяти будет не хватать. Покупать RAM с прицелом на будущее полезно всегда, ведь устаревает она очень быстро, особенно — в играх. Память — это вклад в будущее и устанавливая её с запасом, вы точно не прогадаете, особенно — если планируете использовать свой ПК в течение следующих лет.
Вот такой интересный ответ на проблему на что влияет оперативная память в играх.