Чем смазать кулер компьютера? Как выбрать масло для смазки для кулера
Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.
Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.
Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.
Как выбрать смазку для кулера?
Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.
Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.
Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.
Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:
- Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
- Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
- Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
- Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
- Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.
Изложенные требования в основном применимы и для подшипников качения. С одной поправкой — смазка для них должна быть намного более пластичной.
Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.
Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.
И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.
Графитовая смазка
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:
- графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
- графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.
Разборка кулера перед смазкой
Вентиляторы, которые устанавливают для охлаждения ЦПУ, блока питания, графического адаптера, имеют одинаковую конструкцию. Однако у них разные габаритные размеры и, соответственно, производительность. Поэтому разбирают и смазывают все компьютерные кулеры, придерживаясь одной и той же схемы.
Чтобы произвести смазку охладителя, его необходимо отсоединить от радиатора, а затем уже разобрать. Если кулер не снять, то смазать его не представляется возможным, ведь сторона доступа к области смазки, как правило, прижимается к радиатору.
К радиатору центрального процессорного устройства кулер нередко крепят на едва заметные защелки. Со стороны, к которой подведена проводка, осторожно отклеивают этикетку, держащуюся на липком слое. Отдирают ее плавно, не совершая резких движений.
Некоторые модели кулеров оснащены резиновой пробкой. Чтобы ее извлечь, аккуратно поддевают пробку за край ножом. Ничего сложного в этом нет, поскольку пробку вставляют не закрепляя.
Пластмассовые крылья в корпусе охладителя удерживаются посредством плоской разрезной шайбы, которая фиксируется в осевой проточке. Если шайбу не снять, не получится вынуть крыльчатку, а это, в свою очередь, затруднит смазку подшипника. Для извлечения шайбы используют сразу два инструмента. Разрез заметить практически невозможно, поэтому, слегка надавив иглой, провести по кругу шайбы, пока та не зацепится за место разреза.
Теперь понадобится маленькая отвертка. Ею прижимают шайбочку рядом с областью разреза с одной стороны, а при помощи иголки или шила поддевают другую сторону, после извлекают по кругу шайбочку из паза. Все манипуляции нужно совершать аккуратно, чтобы не сломать шайбу. Бывает, что она выскакивает, и приходится тратить время на поиски. Без шайбы работа кулера невозможна, так как крыльчатка будет болтаться. После того как крыльчатка будет отсоединена, снимают еще одно резиновое кольцо.
У старого охладителя резиновое колечко может быть значительно изношено, а на месте его фиксации остаются частицы истертой резины. Найти в продаже такое колечко нереально, а без него даже смазанные подшипники кулера во время работы издают шум, потому что появляется продольное смещение оси крыльчатки. В таком случае могут пригодиться резиновые кольца от старых кулеров, если такие имеются.
Как смазать кулер в компьютере
Прежде чем приступать к каким-либо работам с компьютером, необходимо проверить, что все его компоненты выключены и не подсоединены к электросети.
Совет
Также стоит убедиться в отсутствии гарантийных пломб на корпусе: в случае их нарушения гарантийные обязательства аннулируются.
- Снять заднюю крышку системного блока и отсоединить кулер. Он обычно зафиксирован винтами или специальным быстросъёмным креплением.
- Поддев канцелярским ножом, снять наклейку с обратной стороны.
- Из центра кулера аккуратно вынуть защитную заглушку и смазать ось.
- Собрать вентилятор и установить его обратно в корпус.
Если под наклейкой нет отверстия, то, скорее всего, это неразборный гидродинамический кулер, он позиционируется как необслуживаемый. В этом случае попробуйте аккуратно, по центру просверлить или сделать раскалённой иглой маленькое отверстие и залейте туда смазку.
Чем грозит несвоевременная смазка кулеров?
Прежде всего это неприятный шум, который перерастает в вибрации. Если вас это не смущает, то следующим этапом придет заклинивание вентилятора. Элемент, на котором заклинил вентилятор начнет греться и в конце концов перегреется.
Вот так выглядят вздувшиеся конденсаторы
Довольно распространенными последствиями перегрева являются вздувшиеся конденсаторы (особенно на блоке питания) и как следствие выход из строя устройства.
Как часто смазывать кулер компьютера?
Частота зависит от того, насколько пыльное и грязное помещение. Если в доме проживают животные, то лучше проводить очистку один раз в полгода. Если пыли и грязи немного, то можно чистить ПК раз в год. Также профилактика проводится, когда кулер издает характерный шум.
Чтобы вентилятор не издавал шумов, а элементы компьютера не нагревались, нужно периодически проводить профилактическое обслуживание. Для очистки и смазки компьютерных вентиляторов используется специальная эффективная схема.
Первым делом нужно разобрать системный блок компьютера – это нужно, чтобы обеспечить доступ к вентиляторам. Чаще всего начинают с процессорного вентилятора – его снять проще всего. Он находится на самом видном месте. Для того чтобы его снять, нужна отвертка.
Вместе с кулером снимают и радиатор. Каждый элемент отсоединяется друг от друга, затем тщательно очищается от пыли и грязи. Удобнее и быстрее применить для очистки пылесос. Затем с помощью ватной палочки, которая предварительно смочена в спиртосодержащем растворе, следует еще раз очистить кулер и радиатор. В последнем очищают все ребра.
Места, где вентилятор соприкасается с процессором, рекомендуется тщательно и равномерно обработать термопастой. Лучше приобрести состав подороже. Старая сухая термопаста легко убирается при помощи ацетона или спиртосодержащих средств.
Далее все собирают в обратном порядке, но не стоит спешить устанавливать кулер на его законное место. Нужно еще смазать прибор. Ниже мы рассмотрим, как правильно смазывать кулеры на компьютере. Это легко произвести своими руками.
Как выбрать масло
Неправильный выбор масла для вентилятора может привести к его полной поломке. Многие люди пользуются WD-40, специальной смазкой, разработанной американской компанией для смазывания всякого рода шумных и скрипучих поверхностей. Но не стоит использовать это средство для вентилятора компьютера.
Оно помогает лишь в том случае, если смазывают предмет, редко находящийся в движении, например, дверную петлю. Но вентилятор находится в постоянном движении, и крутится на большой скорости.
Лучше воспользоваться бытовым смазочным маслом, предназначенным для швейных машин, электроинструментов, дверных замков, петель.
Есть специальное масло для швейных машин. Оно легкое и вязкое, выдерживает высокую температуру и специально разработано для смазки деталей, работающих на высокой скорости.
Полезная информация
Что делать, если кулер блока питания издает шумы даже после того, как была выполнена смазка? Такой шум означает, что есть какая-то более серьезная поломка. В такой ситуации можно предпринять попытку заняться ремонтом кулера. Возможно также, что придется приобрести новый кулер.
Есть среди нас такие умельцы, которые принимают смелое решение полностью разобрать вентилятор. Они снимают катушку с обмоткой и магнит. Нужно ли это делать лично вам? Решение в каждом случае принимает сам пользователь. Однако имейте в виду, что после этого может получиться так, что вентилятор будет работать гораздо хуже.
Бывает так, что кулер не крутится или шумит. При этом пользователь, когда выполнит разборку, видит, что никакой наклейки нет. И он не знает, как ему добраться до оси. Такое получается частенько с видеокартами GeForce.
Подобные вентиляторы заслуженно получили название неразборных. Нет ни одного варианта, который бы предусматривал смазку. Что делать? Просто призвести замену.
Однако народные умельцы все-таки нашли метод, как справиться с данной проблемой. В месте, где предположительно находиться ось, а это обычно в центре вентилятора, нужно просверлить маленькую дырочку. А потом в нее закапывают масло. Затем отверстие заклеивают скотчем. Но насколько эффективен данный способ, судить трудно.