Итоговая контрольная работа 5 класс Босова

Передача, хранение и обработка информации

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Теперь остановимся на основных информационных процессах.

1. Поиск. Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; другие методы. Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска — вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.

2. Сбор и хранение. Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить. Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом). ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информационная система — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

3. Передача. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи. Канал связи — совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Кодирующее устройство — устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство — устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное. Деятельность людей всегда связана с передачей информации. В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации — криптология.

Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью. Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах. Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала. Для повышения помехозащищенности канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов. Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении. С точки зрения теории информации все то, что делает литературный язык красочным, гибким, богатым оттенками, многоплановым, многозначным,- избыточность. Например, как избыточно с таких позиций письмо Татьяны к Онегину. Сколько в нем информационных излишеств для краткого и всем понятного сообщения «Я Вас люблю!»

4. Обработка. Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. Примеры обработки информации

Примеры Входная информация Выходная информация Правило
Таблица умножения Множители Произведение Правила арифметики
Определение времени полета рейса «Москва-Ялта» Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту Время в пути Математическая формула
Отгадывание слова в игре «Поле чудес» Количество букв в слове и тема Отгаданное слово Формально не определено
Получение секретных сведений Шифровка от резидента Дешифрованный текст Свое в каждом конкретном случае
Постановка диагноза болезни Жалобы пациента + результаты анализов Диагноз Знание + опыт врача

Обработка информации по принципу «черного ящика» — процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание. «Черный ящик» — это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

5. Использование. Информация используется при принятии решений. Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение. Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими. Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире. Компьютерная грамотность предполагает: знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера; Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов; умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения. Информационная культура пользователя включает в себя: понимание закономерностей информационных процессов; знание основ компьютерной грамотности; технические навыки взаимодействия с компьютером; эффективное применение компьютера как инструмента; привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями; применение полученной информации в практической деятельности.

6. Защита. Защитой информации называется предотвращение: доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ); непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Итоговая контрольная работа 5 класс Босова

Задание 1) Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Ответ:
— работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
— прослушивание музыкального диска;
— чтение книги;
— заучивание правила;
— выполнение домашнего задания по истории. Задание 2) Устройства, которые предназначены для вывода информации:
Ответ:
— принтер;
— монитор;
— графопостроитель;
— акустические колонки. Задание 3) Запишите несколько современных носителей информации:
Ответ: Жесткий диск, флеш-ка́рта и microSD, лазерные диски и бумага. Задание 4) Элементы окна приложения MS Paint:
Ответ:
— название приложения;
— строка меню;
— кнопка Закрыть;
— кнопка Свернуть;
— панель инструментов;
— палитра;
— рабочая область;
— полосы прокрутки. Задание 5) Операции при форматировании документов:
Ответ:
— изменение шрифта;
— изменение начертания;
— изменение цвета;
— выравнивание. Задание 6) Отметьте верное:
Ответ:
1) При форматировании текстового документа происходит обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания.
2) При разработке плана действий происходит обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

Задание 1) Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Ответ:
— разговор по телефону;
— выполнение контрольной работы;
— разгадывание кроссворда;
— просмотр телепередачи. Задание 2) Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер.
Ответ:
— cканер;
— джойстик;
— клавиатура;
— мышь;
— микрофон. Задание 3) Запишите несколько древних носителей информации:
Ответ: Глиняные таблички, берёста, пергамент, папирус. Задание 4) Отметьте элементы окна приложения WordPad.
Ответ:
— название приложения;
— строка меню;
— кнопка Закрыть;
— кнопка Свернуть;
— панель инструментов;
— панель Форматирование;
— рабочая область;
— полосы прокрутки. Задание 5) Отметьте операции при редактировании документов.
Ответ: Вставка, удаление, замена, поиск и замена. Задание 6) Отметьте верное:
1) При упорядочении информации в хронологической последовательности происходит обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания.
2) При вычислениях по известным формулам происходит обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.


Свойства информации

  1. Достоверность. Человек принимает решение на основании некой информации. Если она достоверна (соответствует действительности), решение, скорее всего, будет правильным. Если ложна, то — ошибочным.

Недостоверная информация возникает в результате преднамеренного искажения действительности — дезинформации.

Дезинформация

Пример дезинформации содержится в известном анекдоте.

Мать пишет сыну в тюрьму: «Тебя посадили, некому даже огород вскопать. А у меня совсем нет сил». Сын отвечает: «Мама, ничего не трогай! Раскопаешь такое, что мне срок добавят». Следующее письмо от матери: «Приезжали полицейские, все перерыли. Ничего не нашли, уехали очень злые». Сын пишет: «Дорогая мама, чем мог — помог. Картошку сажай сама».

Другая причина недостоверности — случайное искажение. Многие в детстве играли в испорченный телефон: Вася сказал Пете, Петя — Сереже, Сережа — Мише. В итоге изначальное сообщение изменилось на прямо противоположное.

Для жителя Крайнего Севера температура -10 градусов — очень даже жарко. А для студента из Африки — страшный мороз. В таком сообщении содержится субъективная оценка. А вот извещение «ночью будет 15 градусов тепла» — объективно.

§2. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией — Ответы рабочая тетрадь Босов 5 класс

а) Машина для работы с информацией, которая может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.

б) Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером.

в) Наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.

13. Название каждой профессии (левый стобик) соедините линией с описанием возможностей компьютера в соответствующей сфере деятельности (правый столбик).

14. Подпишите основные части компьютера.

15. Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведенное в правой колонке.

16. Найдите ошибки: обведите изображения, размещенные не там, где нужно.

17. Найдите и зачеркните «лишнее» устройство в каждой группе.

18. Впишите в рамки названия всех известных вам устойств, которые могут быть подключены к компьютеру. Обратите внимание на направление стрелок. Подумайте, что они обозначают.

19. Каждому устройству поставьте в соответствие виды информации, с которыми оно работает.

Клавиатура (числовая и текстовая информация) — Можно печатать как текст, так и числа.
Монитор (текстовая, графическая, числовая информация) — На экране монитора мы можем увидеть картинки, текст или числа.
Принтер (текстовая, графическая, числовая информация) — Принтер может распечатать текстовую, графическую или числовую информацию.
Микрофон (звуковая информация)
Акустические колонки (звуковая информация)
Сканер (текстовая, графическая, числовая информация) — Сканер может отсканировать текстовую, графическую или числовую информацию.
Веб-камера (видеоинформация)

20. Впишите в клеточки названия подходящих устройств.

Я включил компьютер и набрал на клавиатуре сочинение про свою семью. Затем я переписал с фотоаппарата последние фотографии, добавил их к тексту и вывел их на монитор . После этого я прибавил громкость звука колонок и стал играть в любимую игру, быстро двигая мышкой . Получив рекордный результат, я ввел с клавиатуры свое имя и распечатал на принтере список рекордсменов.

21. Идеи каких из изображенных приборов были использованы при создании персональных компьютеров? Обведите эти приборы.

22. Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.

23. Разгадайте кроссворд «Устройства компьютера».

По горизонтали:1. Основное устройство ввода информации (Клавиатура). 2. «Мозг» компьютера (Процессор). 3. Устройство вывода информации (Монитор). 4. Устройство хранения программ и данных (Память). 5. Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора информации (Мышь). 6. Устройство ввода, используемое для управления компьютером во время игры (Джойстик). 7. Другое название жёсткого диска (Винчестер). 8. Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки (Принтер).

По вертикали: 1. Основной инструмент сбора, хранения и переработки информации (Компьютер).

24. В каждом из четырех углов комнаты стоит компьютер. Напротив каждого из этих компьютеров также стоит компьютер. Сколько всего в этой комнате компьютеров?

В комнате 4 компьютера. Потому что рассуждая логически, то компьютеры, которые находятся в противоположных углах, итак стоят друг напротив друга.

Информационные процессы

Информационные процессы — это процессы, которые связаны с поиском, хранением, обработкой, передачей и использованием информации.

  • поиск;
  • сбор и хранение;
  • обработка;
  • передача.

1. Поиск информации может быть осуществлён с помощью различных методов: наблюдения, общения с экспертами по интересующей предметной области, чтением определённой литературы, просмотра видео и других.

2. Сбор и хранение информации . Хранить информацию можно на аналоговых (бумаге, холсте, ткани) и цифровых носителях (CD, DVD, флешке, в памяти компьютера).

4. Передача информации — двусторонний процесс, поскольку есть источник и приёмник информации, а также канал связи. Каналом связи может быть набор технических устройств, который обеспечивает передачу сигнала от источника к приёмнику.

Любая информация передаётся сигналами, из которых состоит информационное сообщение. При передаче информации могут возникнуть помехи, из-за которых информация искажается. Чтобы информация сохранялась без помех, нужны устойчивые каналы связи.

Возможность несанкционированного доступа к информации привела к необходимости её кодирования и шифрования.

Шифр — это засекреченный код, с помощью которого преобразовывают информацию для её защиты. Существует отдельная наука, занимающаяся использованием и разработкой шифров — криптография .

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector