Игры, в которые играют машины: о шахматных программах
В чем сходство компьютера и дрозофилы, что сложнее: го или шахматы, как Каспаров готовился к матчу с компьютером, в преддверии решающей партии между Сергеем Карякиным и Магнусом Карлсеном за звание чемпиона мира по шахматам выяснял Indicator.Ru.
Последние несколько недель большинство россиян с ажиотажем следит за событиями в мире спорта. Столь сильная волна спортивного азарта накрывает обычно либо в период проведения Олимпийских игр, либо Чемпионатов мира и Европы по футболу или Кубка мира по биатлону. На этот раз всеобщее внимание заслужило мировое первенство по шахматам. В поединке сошлись россиянин Сергей Карякин — претендент на звание чемпиона мира — и норвежец Магнус Карлсен, защищающий свой титул. Пока у игроков равное количество очков. Сегодня в 22 часа по московскому времени (игра состоится в Нью-Йорке) в тай-брейке определится лучший среди шахматистов.
Дрозофилы и С++
Современные любители игры в шахматы находят себе противников не только в лице человека. И если внутри первых машинных шахмат, созданных еще в середине XVIII века, все же прятался гроссмейстер, то сейчас развитие электронных систем позволило людям напрямую сойтись в схватке против компьютеров. Иногда машинам-шахматистам даже не требуется человек: они научились прекрасно играть между собой. Партии между человеческими и машинным интеллектом либо игры двух компьютеров принято обозначать «компьютерные шахматы». Так же именуется область изучения искусственного интеллекта, направленная на создание программ и вычислительных машин для игры в шахматы.
В Советском Союзе в начале 1960-х годов первую работу по созданию шахматной программы возглавлял математик Александр Кронрод. Позже он назвал компьютерные шахматы «дрозофилой искусственного интеллекта», подразумевая то, что эта игра как нельзя лучше походит для исследования машинного разума. Разработчикам компьютерных шахмат необходимо расписать все возможные «узлы», или, иначе, построить «деревья» шахматных ходов. Также требуется отдельно оценить позиции разных фигур, учесть дебюты и эндшпили, для которых создаются специальные базы данных. По мнению Сергея Маркова, разработчика программы SmartThink, самое сложное для шахматного программиста кроется в «отладке кода, так как современный шахматный движок – это десятки тысяч строк (в случае SmartThink чуть больше 40000), при этом в большинстве случаев при разработке используются такие языки как C и C++, часто со вставками на Assembler в борьбе за скорость работы».
Более совершенные, лучше прописанные шахматные программы запросили других компьютерных мощностей и методов хранения данных, что потребовало от ученых и инженеров новых усилий.
Я хочу сыграть с тобой в игру
Немного освоившись в игре, ученик стал стремительно превосходить учителя, творенье – своего творца. Тогда человека охватил настоящий азарт: в 1968 году британский шахматист Дэвид Леви решил поспорить, что ни один компьютер не сможет его обыграть. Долгое время Леви действительно удавалось выходить победителем, но только до тех пор, пока в конце 1989 году он не проиграл DeepThought. Одолеть компьютер не всегда могли и всемирно известные гроссмейстеры. В начале 1990-х годов прошла серия блицев между человеком и компьютером. Тогда машинный интеллект по очереди выиграл у Гарри Каспарова, Бориса Гельфанда, Владимира Крамника. Позднее, в 1996 году, Каспарову ненадолго удалось взять реванш на турнире с мощнейшим суперкомпьютером DeepBlue (потомка того самого DeepThought), чтобы уже в следующем году уступить машине победу. Кстати, ради той игры компания IBM пошла на создание нового многопроцессорного компьютера. Проигрыш машине под конец тысячелетия тогда стал одним из символов наступления новой эры. В XXI веке практически все известные шахматные схватки между человеческим разумом и машинным, например, Крамник – DeepFritz, Каспаров – Junior, заканчиваются в лучшем случае ничьей.
Шай Бушинский из Хайфского университета, один из создателей шахматной программы Junior, рассказал корреспонденту Indicator.Ru, почему в 2003 году компьютер не смог победить Каспарова. «В самом начале матча у Каспарова были серьезные преимущества. После того самого случая с DeepBlue он долго и хорошо готовился, изучал игры Junior против гроссмейстеров и, что, возможно, самое важное, у него была предыдущая версия нашей программы и он мог играть, когда хотел. Он отлично усвоил, как начинать игру белыми. Я помню, как он мне рассказывал после матча, что знает Junior даже лучше, чем мы», – сообщил Бушинский.
ГОнка продолжается
В наши дни внимание многих исследователей переключила на себя игра в го, разработка машинной версии которой требует более сложных операций, нежели шахматы. «Много лет считалось, что го – это очень трудная и почти неразрешимая задача для искусственного интеллекта», — рассказывает Сергей Марков. «Дело в том, что программы для игры в го на протяжении многих лет были на довольно слабом уровне и не могли составить конкуренцию даже достаточно среднему любителю.
Часто в качестве причины долгого отставания искусственного интеллекта от человека при игре в го называют то, что игра обладает большей комбинаторной сложностью (число возможных ходов в среднестатистической позиции в го больше, чем в шахматах). В го примерно 10 170 позиций и примерно 3 361 возможных партий (для стандартной доски 19х19 — прим. Indicator.Ru). В шахматах эти показатели, согласно американскому математику Клоду Шеннону, составляют примерно 10 43 и 10 120 соответственно. Но ведь эта сложность встает перед любым игроком в го, и перед человеком, в том числе. Почему же люди играли в го лучше? Думаю, что дело здесь в том, что для го сложнее придумать функцию для промежуточной оценки положения на доске – для правильной оценки позиции здесь нужно находить на доске сложные паттерны, в то время как в шахматах оценки материала, мобильности фигур, элементов пешечной структуры и атаки на короля обычно достаточно для того, чтобы оценить положение на доске. Неслучайно прогресс искусственного интеллекта при игре в го был связан с развитием сверхточных нейронных сетей, использование которых позволило значительно улучшить качество распознавания визуальных образов», – заключает Марков.
В марте этого года стало известно, что программа AlphaGo смогла обойти корейца Ли Седоля (9 профессиональный дан) со счетом по партиям 1-4.
Сможет или нет машина подтвердить свое преимущество перед человеком в интеллектуальных играх, покажет время. Так или иначе, но матчи все равно разыгрываются между людьми. Разработчики компьютерных шахмат не намерены сдаваться. «После игры 2003 года с Каспаровым мы решили немного улучшить программу, однако в следующем году Junior проиграла Сергею Карякину. Но с того момента наша программа всегда одерживала победы, и я думаю, она способна выиграть у любого человека», – считает Шай Бушинский.
«Механический турок»
История машин, играющих в шахматы, намного старше истории компьютеров. Она датируется восемнадцатым веком.
К 1769 году относится появление шахматного автомата «Механический турок». Его создал венгерский барон Вольфганг Кемпелен.
Автомат восторженно встретила публика, он обыгрывал сильнейших шахматистов. Но «Механический турок» был мистификацией. Внутри ящика прятался человек. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.
Непобедимого механического игрока поместили в 1836 году в филадельфийский музей, где он и сгорел через пару десятилетий.
20 лет назад компьютер впервые выиграл шахматную партию у чемпиона мира
10 февраля 1996 года шахматный суперкомпьютер «Deep Blue», разработанный IBM и способный вычислять 100 миллионов позиций в секунду, впервые выиграл шахматную партию у чемпиона мира Гарри Каспарова.
Это была первая игра в матче из шести партий. Турнир проходил в Филадельфии. Чемпионом в итоге стал Гарри Каспаров. 32-летний российский гроссмейстер, который впервые получил звание чемпиона мира в возрасте 22 лет, восстановил свои позиции в следующих пяти играх с компьютером: две ничьи и три победы гроссмейстера.
10 февраля 1996 год. Гарри Каспаров забирает пешку в матче из шести игр против компьютера Deep Blue, оператором которого был Фэн Сюн Сю.
16 февраля 1996 год. Deep Blue в штаб-квартире IBM в Армонке, штат Нью-Йорк.
16 февраля 1996 год. Вид экрана Deep Blue.
16 февраля 1996 год. Программист в штаб-квартире IBM в Армонке, штат Нью-Йорк.
17 февраля 1996 год. Разработчик Deep Blue доктор Чанг-Джен Тан аплодирует Гарри Каспарову, победившему суперкомпьютер в матче из шести игр.
Компания IBM приступила к модернизации компьютера Deep Blue, удвоив его вычислительную мощь к матчу-реваншу, который запланировали на май 1997 года. В ходе матча 1997 года общая средняя скорость системы уже составляла 126 миллионов позиций в секунду. Максимальная установившаяся скорость, наблюдавшаяся в матче, составляла 330 миллионов позиций в секунду.
Февраль 1997 года. Каспаров позирует для фото во время тренировки к матчу-реваншу против Deep Blue.
1 мая 1997 года. Каспаров достаёт белую бейсболку, которая означает, что он будет делать первый ход в матче-реванше против Deep Blue.
Два противника встретились в телестудии Нью-Йорка на широко разрекламированном матче.
3 мая 1997 год. Фэн Сюн Сю подготавливает Deep Blue перед началом первой из шести игр.
3 мая 1997 год. Каспаров обдумывает первый ход в первой игре матча-реванша.
3 мая 1997 год. Каспаров делает ход конём.
3 мая 1997 год. Зрители первой игры.
Каспаров в первой игре победил Deep Blue за 45 ходов.
Тем не менее, гроссмейстер не смог понять причину одного из нелогичных ходов компьютера, что возможно, было результатом программного сбоя. Он растолковал его как признак превосходящего интеллекта и забеспокоился.
4 мая 1997 год. Учёный IBM Мюррей Кэмпбелл делает ход за Deep Blue во второй игре.
4 мая 1997 год. Каспаров делает ход во второй игре.
Вторая игра завершилась победой компьютера.
6 мая 1997 год. Каспаров обдумывает ход в третьей игре после победы в первой и поражения во второй.
6 мая 1997 год. Зрители в прямом эфире третьей игры.
8 мая 1997 год. Команда IBM Deep Blue позирует для фото после четвёртой игры, которая завершилась вничью.
7 мая 1997 год.
11 мая 1997 год.
Третья игра закончилась вничью.Четвёртая игра завершилась вничью.Пятая игра завершилась вничью.
10 мая 1997 год. Фото: Bernie Nunez/Allsport/Getty Images
7 мая 1997 год.
10 мая 1997 год. Каспаров обдумывает следующий ход в начале пятой игры.
11 мая прошла финальная решающая игра. Зрители напряжённо наблюдали за партией Каспарова и шахматного суперкомпьютера Deep Blue.
11 мая 1997 год. Зрители смотрят трансляцию последней, решающей игры в матче-реванше между Каспаровым и компьютером IBM Deep Blue.
11 мая 1997 год. Каспаров держится за голову, учёный IBM Джозеф Хоэн делает ход за Deep Blue в начале заключительной игры.
Всего за 19 ходов Deep Blue победил гроссмейстера.В IBM ликовали. Каспаров расстроился. Он обвинял команду Deep Blue в нечестной игре и требовал провести новый матч, в чём ему отказали, команду Deep Blue распустили и компьютер больше никогда не играл в шахматы публично.
11 мая 1997 год. Каспаров после поражения в финальном матче.
11 мая 1997 год. Каспаров размышляет над поражением в финальном матче с Deep Blue..
Минусы использования шахматного компьютера
При всем спектре полезных свойств компьютера определенные недостатки этих устройств все же имеются:
- Ограниченное количество дебютов, заложенных в память компьютера, в то время как, например, онлайн-игроки имеют доступ к открытым шахматным базам, которые будут на порядок шире.
- Невозможность обновления программы. Если игрок исчерпал возможности своего устройства, то ему придется приобрести новый, более мощный компьютер, так как обновление программы не предусмотрено.
- Игра против искусственного интеллекта. Стиль игры компьютера зависит от той базы, которая в него вложена разработчиками, и не отличается гибкостью. Это нужно учитывать при выборе устройства.
- Неспособность компьютера к риску. Машина ведет математические расчеты по заданным схемам и не способна к позиционным жертвам.
- Высокая цена при ограниченной функциональности. Устройство для игры в шахматы – удовольствие не из дешевых. Можно с меньшими затратами или бесплатно получить все те же опции, воспользовавшись специальными интернет-приложениями.
Компьютер против человека: стоит ли играть в шахматы на ПК
Шахматы, которые, как считается, изначально появились в Индии, являются одной из самых старых игр на нашей планете. В Х веке они попали на территорию Европы, а после этого распространились и по всему миру, став одной из наиболее популярных игр.
На сегодняшний момент в плане популярности шахмат мало что изменились. Разве что количество людей, которые умеют играть в данную игру и не прочь сразиться с кем бы то ни было на шахматной доске, заметно увеличилось. В связи с этим появилось огромное количество различных программ, позволяющих вам сыграть на компьютере в классические шахматы.
Правила шахмат достаточно простые, поэтому программистам быстро удалось их алгоритмизировать и выпустить на свет первые компьютерные шахматы.
При этом не стоит считать, что обыграть компьютерные шахматы просто. Даже самые опытные игроки проигрывали компьютеру. Так, самой известной победой машины над человеком считается матч 1997 года, в котором Гари Каспаров, являющийся на тот момент чемпионом мира по шахматам, проиграл специально разработанному суперкомпьютеру от компании IBM.
С тех пор на компьютерные шахматы обратили свое внимание не только любители, но и профессиональные спортсмены. С их помощью найти нужную комбинацию можно за считанные секунды, а ведь раньше на это уходили часы, а то и дни. Установленные на компьютерах шахматные программы стали использоваться не только в качестве развлечения, но и в качестве тренировок либо же для подготовки спортсменов к серьезным соревнованиям.
Так, на сайте oldshelf.ru вы сможете сыграть в шахматы вдвоем или же против ПК, либо же зайти на игровой сервер с помощью своего браузера и сразиться с другими игроками со всего мира. Кроме того, здесь вы найдете и другие логические игры для DOS и Windows.
Сергей Карякин:
Как современные компьютеры изменили шахматы? Почему уже сейчас у человека нет ни единого шанса против машины? Поговорили с известным российским гроссмейстером, Сергеем Карякиным.
В чем отличие игры в шахматы, скажем, сто лет назад и сейчас?
Отличие огромное! Шахматы, как и вся наша жизнь, меняются. Сто лет назад шахматы были в самом начале своего развития: практиковались открытые дебюты, игра в принципе была достаточно открытой. Побеждал тот, кто лучше играл в шахматы, лучше видел тактику, просчитывал больше вариантов.
Шахматисты не боялись жертвовать фигурами, импровизировали в комбинациях. А сейчас стало много прагматизма. Позиционная тактика, стратегия. Большую роль играет дебютная подготовка. Есть множество всевозможных дебютов, шахматы – поистине неисчерпаемая игра. Каждый серьезный гроссмейстер обладает мощнейшим компьютером. С его помощью и с помощью тренеров он ищет такие ходы в самом начале партии, которые позволили бы получить преимущество над соперником. Зачастую – эта работа впустую, поскольку никто не знает заранее, сработает ли она. Но другого пути нет – если встречаются два близких по уровню соперника – их дуэль в большинстве случаев закончится вничью. Единственный вариант – получить преимущество в дебюте, добиться изначального преимущества и довести партию до победы.
Сейчас появилось много разносторонних шахматистов. Уже мало быть талантливым, выносливым, разбираться в тактике и стратегии – нужна просто нереальная память. Ты анализируешь действия соперника и пытаешься просчитать его возможные ходы. Раньше все записывалось в тетрадку, и уследить за ходом действия соперника было проще — как он играл раньше, что предпринимал в той или иной ситуации. На основании этого ты пытался выработать контрстратегию. Но в последнее время игра стала сильно компьютеризирована, это уже не просто тетрадка с записанными ходами – там целое многообразие вариантов, которое просто невозможно удержать в памяти. Если соперник начинает партию неожиданным дебютом, вся твоя подготовка по сути сводится к нулю. Тебе приходится включать память, вспоминать, где ты уже видел нечто подобное, и что этому можно противопоставить. Нужно обладать поистине нечеловеческой памятью.
Современным гроссмейстерам трудно одолеть соперника, который ниже его рейтингом на 100-200 пунктов, хотя раньше это было в порядке вещей.
Откуда такие перемены?
Раньше была ярко выраженная шахматная элита. Когда Фишер отказался играть с Карповым, последний так хотел доказать, что нет шахматиста сильнее него, что выиграл несколько десятков турниров подряд. Выносил абсолютно всех! Сейчас нечто подобное практически невозможно представить. Современные компьютеры позволяют настолько хорошо подготовиться к турниру, что разница в уровне шахматистов стремительно стирается, особенно, если твой соперник начинает белыми.
Да и подготовка раньше давалась куда как сложнее. Гроссмейстеров было мало, и чтобы подготовиться к турниру, тебе зачастую приходилось их искать, выезжать в другие города или даже страны. А сейчас ты можешь заниматься по скайпу практически с любым тренером мира. Ну и опять же – компьютерные технологии.
Давайте поговорим о компьютерах. В одном интервью, отвечая на вопрос о своей подготовке, вы сказали, цитирую: «Мощные машины персонализированы и стоят недешево. Мой, например, — больше миллиона рублей». Что значит «персонализированы»? Что умеют делать программы, которые помогают вам готовиться?
Как я уже говорил, абсолютно все современные гроссмейстеры используют компьютер. Программы для подготовки умеют быстро просчитывать варианты, сейчас даже программа в смартфоне способна обыграть самого выдающегося гроссмейстера. Это мощнейший процессор, который очень быстро просчитывает все возможные варианты событий. Чем мощнее компьютер – тем быстрее он выдает результат. Отсюда и складывается его стоимость.
Допустим, гроссмейстер перед сном ставит перед компьютером задачу – просчитать определенную позицию и увидеть все варианты, на которых белые фигуры могут получить преимущество. Слабенький компьютер сделает это за неделю, более мощный – за день. А самый прогрессивный – часа за три. Ты просыпаешь, подходишь к компьютеру и видишь решение.
Тебе важно понять: если соперник использует тот или иной ход, то как он может действовать дальше. Компьютер позволяет это увидеть, ты запоминаешь эти варианты – в этом и заключается подготовка. Бывает, что во время партии ты вспоминаешь: ага, лет пять назад я уже видел нечто подобное и тогда белые добились победы. Значит, мне надо действовать в таком-то ключе. Память. Очень многое решает память.
Как можно ее тренировать?
С помощью игры вслепую. Методом решения сложных комбинаций, запоминать партии чемпионов мира.
Многие, и вы в том числе, считают, что сегодня у человека практически нет шансов против компьютера. Неужели нет ни одного способа перехитрить машину?
Нет, конечно, нет. Компьютер обмануть невозможно. Он побеждает во всех сферах, даже в покер научился блефовать лучше людей. Он за секунду просчитывает миллион возможных вариантов и не допускает ошибок. Битва между компьютером и человеком уже бессмысленна. Только между компьютерами, кто из них просчитает максимальное количество вариантов. Если раньше Каспаров, Крамник и другие шахматисты ещё сражались с машиной на равных, то сейчас это невозможно.
На сколько ходов вперед вы можете просчитать партию?
Всё зависит от позиции. Если идет форсированный вариант, то можно просчитать на пятнадцать ходов, а бывают настолько трудные разветвления, что трудно найти и пять-шесть ходов.
Каким дебютом вы предпочитаете играть за белых и каким за чёрных?
Каких-то особых предпочтений нет, но в основном белыми играю е4, а один из любимых дебютов черных — это новоиндийская защита.
Чем женская игра в шахматы отличается от игры мужчин и почему женщины в целом играют значительно хуже?
В любом спорте так. Женщина — существо слабое. А шахматы — это спорт, это характер, это умение принимать решения. Мужчина всегда шел убивать мамонта, а женщина хранила очаг. Как в жизни женщина слабее, так она слабее и в шахматах. Но есть исключения. Например, есть такая шахматистка Хоу Ифань, чемпионка мира по шахматам среди женщин, но и она близко не подобралась к десятке лучших гроссмейстеров мира.
Какой вы можете дать совет, чтобы не отвлекаться во время игры на посторонние звуки?
У нас, как правило, посторонних звуков нет, в основном на турнирах тихо. Хороший шахматист, как правило, вообще не слышит, что происходит. Даже есть такое поверье, когда в детских шахматных школах на занятии или во время турнира кто-то сильно хлопнул дверью, ученики, поднявшие голову, считаются не талантливыми и не усидчивыми.
Как нужно настраиваться на игру?
Каждый делает это по-своему. Я, например, до игры не отвлекаюсь, не общаюсь ни с кем, кроме своей супруги. Полностью изолируюсь. А когда идёт турнир, мы даже не здороваемся, чтобы и такие мелочи не отвлекали.
Как вы считаете, у кого из когда-либо живших или ныне живущих шахматистов самая красивая игра? И есть ли вообще романтика в мире шахмат?
Как по мне, самой красивой игрой обладал Михаил Таль. Когда он играл в шахматы, все были в него влюблены. Еще, конечно, Фишер отличался красивой игрой, но Михаил Таль по этому показателю – номер один, тут сомнений нет. Сейчас, конечно, преобладает прагматизм. Шахматы — это, в первую очередь, жесткий спорт, профессия, бизнес. Но и романтика есть, потому что игра сама по себе очень интересная.
Какие существуют нелегальные способы получить преимущество над соперником?
Используют компьютерную подсказку. Но на серьезных соревнованиях применяются металлоискатели и такое практически исключено. Вообще, если можно было бы вшить в человека чип, который невозможно засечь, любой человек мог бы стать чемпионом мира. Когда ты получаешь подсказки компьютера – никто тебя не одолеет. Это невозможно. Если техника дойдет до такого уровня, что устройство нельзя будет засечь – это моментально убьет шахматы. Игра живет, пока существует фактор человеческой ошибки.
Сейчас подобные технологии используются на турнирах не слишком высокого уровня. Допустим, выходит человек в туалет, а в бачке лежит телефон. Когда люди часто бегают в туалет – это всегда вызывает подозрения. Но на крупных турнирах все достаточно строго – запрещено проносить с собой ручки, часы и другие предметы. Организаторы стараются исключить любую возможность нечестной игры.
Можно ли еще как-то вычислить, что против тебя играют нечестно?
Магнуса Карлсена часто обвиняют в жульничестве из-за того, что он играет очень классно, почти по первой линии компьютера. То есть, делает ходы, которые компьютер считает наилучшими. Хотя я в это не верю и убежден, что Магнус играет честно. Однако если на протяжении долгого времени человек играет по первой линии, то само собой это вызывает подозрения и его обязательно проверят.
Шахматная партия – это колоссальное нервное напряжение. У вас возникало когда-нибудь желание после партии пойти и дать кому-нибудь в морду или что-нибудь разгромить?
Да, у меня было желание разнести все вокруг и вообще бросить шахматы. В последний раз – когда проиграл Карлсену в Ставангрере-2013. На том турнире мне удалось победить четырех очень сильных гроссмейстеров и выйти в финал на Магнуса. В пятой партии я стоял как минимум не хуже и можно даже сказать, что с хорошим перевесом. Но не только не выиграл, а по глупости проиграл. Понимал, что упустил преимущество, упустил шанс победить норвежца и добиться победы. Было такое ощущение, что меня как будто кипятком облили. Я был очень зол, настроение было отвратительное. Хотелось все крушить, а потом я в бессилии рухнул на диван и подумал, что, наверное, никогда не смогу победить Карлсена… Хорошо, что рядом была моя жена. Мы вышли погулять, поговорили, и это очень меня успокоило.
Ну, а чтобы дать кому-нибудь в морду — это вряд ли, потому что я очень миролюбивый человек и считаю, что надо иметь огромное основание для того, чтобы кого-нибудь ударить. Если кого и винить, так только себя. Если бы была возможность, я хорошенько врезал бы самому себе.
В фильме «Жертвуя пешкой» шестую партию между Борисом Спасским и Фишером назвали величайшей игрой в истории шахмат. Как вы считаете, действительно ли эта партия величайшая?
Ну нет, это просто так сказали, потому что партия действительно была сыграна шикарно. Шестую партию назвали величайшей для создания образа, мы же знаем, что кинематограф часто преувеличивает. Но фильм мне понравился, отлично, что Голливуд обратился к шахматной теме, это популяризирует наш спорт.
Могут ли шахматы научить чему-то в плане жизненной стратегии?
Они не только могут, они учат. Шахматы помогают человеку в жизни. Говорят, какой человек в жизни, такой он и за доской, и даже есть такая мудрость, что шахматы — это зеркало жизни, где проявляются все слабые и сильные стороны. Шахматы учат ребенка расчету, помогают по жизни принимать правильные решения. При этом не обязательно делать ребенка гроссмейстером, но научить его шахматам на какой-то элементарной основе — это бесценно.
Играли ли вы в шахматы с кем-то из известных людей?
Играл много с кем, сейчас трудно припомнить. Я играл с чемпионом мира по пятиборью, с футболистами «Спартака», играл с олимпийской чемпионкой по легкой атлетике Марией Савиной. Я даже сейчас не припомню, с кем мне приходилось играть, но, конечно, такого прям суперсильного противника у меня не было. Попадаются и крепкие любители, с которыми мы сводили партию в ничью, но тут надо понимать одну вещь. Когда Майкл Джордан выходит на площадку – какой любитель сможет зацепиться хотя бы за одно очко? Каким бы крепким этот любитель не был. Надо же объективно смотреть на вещи. Когда ты на расслабоне, за чашечкой кофе, играешь с определенной форой – ну, наверное. Но это все очень несерьезно. Любитель ничего не сможет противопоставить профессионалу. Вот как-то раз Карлсен играл с Биллом Гейтсом – довольно знаменитая история. У Карлсена было 30 секунд на всю партию, если он выходил за эти рамки – он проигрывал. У Гейтса – неограниченное количество времени. Кажется, на 24 секунде норвежец поставил Гейтсу мат.
Что вам помогло добиться успеха и пробиться на самый верх?
Это очень сложный вопрос. А какой университет способен сделать из человек Марадонну? Нужно найти свое призвание, свое дело, а затем – очень много работать и не лениться. Обстоятельства тоже играют роль. Где-то с родителями повезло, где-то с хорошими тренерами. Послушайте, ну кто знал, что в стране биатлона и лыж родится такой шахматный гений как Магнус Карлсен? Бал в шахматах всегда правили представили СССР, США, Индии, в последнее время очень хорошо проявляет себя Китай. Но чтобы Норвегия… Да никто этого и представить не мог! Как стать Карлсеном? – наверное, найти свое нишу. Плюс талант, трудолюбие и определенное везение.
Как встать на ноги после тяжелых поражений?
Я всегда был очень устойчив к поражениям. Крепкая нервная система. Все игроки элиты сейчас умеют держать удар. Держать удар и собираться на самые важные турниры. Если я выступаю на коммерческих стартах, я могу занять там 5-6 место и не особенно этому огорчиться. Хотя меня за это многие ругают. Там можно потренироваться, поэкспериментировать, но я не буду там убиваться – как карта ляжет. Совсем другое дело серьезный турнир. Вот ради этого я отдам все свои силы. В марте грядет турнир претендентов, он состоится в Берлине. Там я рассчитываю показать все, на что способен.