История развития информационных технологий
Человеческая речь была первым носителем знаний о совместно выполняемых людьми действиях. Знания постепенно накапливались и устно передавались от поколения к поколению. Процесс устных рассказов получил первую технологическую поддержку с созданием письменности на разных носителях. Сначала для письма использовались камень, кость, глина, папирус, шелк, затем — бумага. Возникновение книгопечатания ускорило темпы накопления и распространения знаний, стимулировало развитие наук.
Первый этап развития ИТ — «ручная» информационная технология (до второй половины XIX в.). Инструментарий: перо, чернильница, бухгалтерская книга. Форма передачи информации — почта. Но уже в XVII в. начали разрабатываться инструментальные средства, позволившие в дальнейшем создавать механизированные, а затем автоматизированные ИТ.
В этот период английский ученый Ч. Бэббидж теоретически исследовал процесс выполнения вычислений и обосновал основы архитектуры вычислительной машины (1830г.); математик А. Лавлейс разработала первую программу для машины Бэббиджа (1843г.)
Второй этап развития ИТ — «механическая» информационная технология (с конца XIX в.). Инструментарий: пишущая машинка, телефон, фонограф. Передается информация с помощью усовершенствованной почтовой связи, идет поиск удобных средств представления и передачи информации. В конце XIX в. открыт эффект электричества, что способствовало изобретению телеграфа, телефона, радио, позволяющим оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации, благодаря чему передача информации могла осуществляться на большие расстояния.
В этот период английский математик Джордж Буль опубликовал книгу «Законы мышления», которая явилась инструментом разработки и анализа сложных схем, из многих тысяч которых состоит современная ЭВМ (1854г.);первые телефонные переговоры по телеграфным проводам (1876г); выпуск вычислительных перфорационных машин и перфокарт (1896г).
Третий этап развития ИТ начался с конца 40-х гг. XX в. — с создания первых ЭВМ.
В этот период начинается развитие автоматизированных информационных технологий; используются магнитные и оптические носители информации, кремний; применяется «электрическая» информационная технология (40—60-е гг. XX в.). До конца 1950-х гг. в ЭВМ основным элементом конструкции были электронные лампы (I поколение), развитие идеологии и техники программирования шло за счет достижений американских ученых.
Инструментарий: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрическая пишущая машинка, портативный магнитофон, копировальные аппараты.
В этот период: вниманию научной общественности представлена Z3 — программируемая вычислительная электромеханическая машина, обладающая всеми свойствами современного компьютера, созданная немецким инженером К. Цузе в 1941 г.; запущен Марк I — первый американский программируемый компьютер (1944 г.); в США создана первая электронная машина — «ЭНИАК» (калькулятор) (1946 г.); в СССР под руководством С.А. Лебедева создана МЭСМ — малая электронная счетная машина (1951 г.); в Советском Союзе начался серийный выпуск машин, первыми их которых были «БЭСМ-1» и «Стрела» (1953 г.); компания IBM представила первый накопитель на жестких магнитных дисках («винчестер») RAMAC объемом 5 Мбайт (1956 г).
Четвертый этап развития ИТ — «электронная» информационная технология (с начала 1970-х гг). Ее инструментарием становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ, оснащенные широким программным обеспечением. Цель — формирование содержательной части информации.
Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.) позволило окончательно перейти от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех приборов и устройств. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.
В 1970—1980-е гг. созданы и распространяются мини-ЭВМ, осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.
Пятый этап развития ИТ — компьютерная («новая») информационная технология (с середины 80-х гг.). Инструментарий — персональный компьютер (ПК) с большим количеством программных продуктов различного назначения. Развивается система поддержки принятия решений, искусственный интеллект реализуется на ПК, используется телекоммуникационная связь. Применяются микропроцессоры. Цель — содержание и доступность для широкого потребителя миниатюризированных технических средств бытового, культурного и прочего назначения.
В 1980— 1990-е гг. происходит качественный скачок технологии разработки программного обеспечения: центр тяжести технологических решений переносится на создание средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Важное место в ИТ занимает представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широко распространяются персональные ЭВМ.
Развитие ИТ в 1990—2000-е гг.: Intel представляет новый процессор — 32-разрядный 80486SX, скорость которого составляет 27 млн операций в секунду (1990 г.); Apple создает первый монохромный ручной сканер (1991 г); NECвыпускает первый привод CD-ROM с удвоенной скоростью (1992 г); М. Андриссен представил публике свой новый веб-браузер, получивший название Mosaic Netscape (1994 г); к 1995 г. программное обеспечение, выпускаемое фирмой Microsoft, использовали 85 % персональных компьютеров. ОС Windows совершенствуется год от года, обладая уже и средствами доступа в глобальную сеть Интернет;
На современном этапе развиваются инструментальные среды и системы визуального программирования для создания программ на языках высокого уровня: TurboPascal, Delphi, Visual Bask, С++Builder и др. Поэтому находит применение массовая распределенная обработка данных. Уникальные возможности дает Internet, потенциально позволяя создать самый большой параллельный компьютер, чтобы эффективно использовать имеющийся потенциал сети. Его также можно рассматривать, как метакомпьютер — самый большой параллельный компьютер, состоящий из множества компьютеров.
Интересные факты программирования
На данной странице для читателей сайта iProger.ru мы собрали самые интересные факты о программистах и от программистов.
- Знаете ли Вы, что кроме официального праздника программиста (13 сентября – «день программиста») существуют другие праздники, отмечаемые ими, а именно – день сисадмина (последняя пятница июля), день компьютерщика (14 февраля), день веб-программиста (4 апреля) и даже день тестировщика (9 сентября). Не забывайте в эти день поздравлять тех, кто посвятил себя этим нелёгким профессиям.
- В мире существует около 8 500 языков программирования (да-да, именно так), но при этом число языков, которые используют чаще всего, чуть больше десятка. Это связано с малой востребованностью, а, следовательно, плохой продажей продукта, с невозможностью найти компромисс создателям языка, и с различного рода недоделками. Вот как думают и комментируют читатели: Pascal и DELPHI — рулят! И вообще — лучший язык тот, на котором можешь написать что-то более весомое, чем Hello World.
- А вы знаете, что первым IT-специалистом была женщина — британка Ада Лавлейс? Именно она в 19 веке написала алгоритм для аналитического агрегатора, — так сказать, предка современного компьютера. Эта машина была инновацией в свое время и могла решить уравнение Бернулли, то есть высчитать закон сохранения энергии, находящейся в движении жидкости. Ада, не зная в то время, что начинает огромное it-движение, разработала последовательность операций для решения задачи, что, по сути, и является написанием программы. Это говорит о том, что программирование подвластно любому человеку вне зависимости от пола, было бы желание.
- Чаще люди предполагают, что если ты программист, то можешь почти всё, и начинают обращаться с разными просьбами от ремонта компьютера, написания программы, до самых невероятных вещей, которые к специализации программиста не относятся. Всё, что угодно — то инет в телефоне настроить, то тарелку перепрошить или планшет починить, а то и пылесос отремонтировать, и телевизор. Помните, уважаемые, что у каждого человека, в том числе и у программиста, существует свои различия специализации.
- Сейчас на просторах Интернета часто мелькают такие заголовки: «Создайте свой неповторимый сайт за 15 минут без программистов и дизайнеров!» Многие начинающие вебмастера ведутся на это, да к тому же страдают прямо навязчивой идеей удивить всех и вся. На сайте начинают появляться различные заковыристые скрипты с множеством эффектов типа «а тебе так слабо?», информеры, плееры, громоздится видео и прочая мишура. Ну, удивили, а дальше что? И тут без программистов не обойтись: то скрипт слетел, то информер глючит, то программа криво установлена. Оказывается, рано ещё списывать программистов со счетов.
- Мы выяснили, что профессия программиста будет востребована всегда, не зависимо от того, какие изменения будут происходить в мире. Но как отличить хорошего программиста? Перечислим некоторые положительные критерии, которые отличают хорошего программиста от просто программиста:
- Следит за новинками технологий
- Работа в радость и напоминает хобби
- Умеет создать идею, но и заразить других
- Имеет собственный проект, и даже не один
- Идёт в ногу со временем, продолжает учиться
- Настойчив, упорен, и даже упрям в достижении задуманного
- Всегда ищет свой новый путь к решению задач
- Умеет правильно выразить свою мысль, а также слушать. Показывает пример грамотного специалиста, способного убеждать.
- Имеет хороший опыт в сфере программирования, а, следовательно, достойное резюме.
- Имеет широкий кругозор знаний в различных областях.
- Умеет работать в коллективе
- Самые известные программисты мира: Джон фон Нейман, венгеро-американский математик, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров, подразумевающую совместное хранение программ и данных для них в памяти вычислительной машины. Бьёрн Страуструп — автор языка программирования C++ — одного из самых широко используемых языков программирования. Линус Торвальдс создал Linux — ядро операционной системы GNU/Linux, являющейся на данный момент самой распространённой из свободных операционных систем. Билл Гейтс навсегда вошел в историю компьютерных технологий как основатель и крупнейший акционер компании Microsoft. Евгений Касперский — российский программист, специалист по информационной безопасности, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО Лаборатория Касперского. Илья Сегалович — один из сооснователей поисковой компании Яндекс. Марк Цукерберг — создатель всемирно известной и крайне популярной социальной сети Facebook. Павел Дуров — сооснователь социальной сети Вконтакте. Игорь Данилов — российский программист, автор популярного антивируса Dr.Web, технический директор и основатель компании Доктор Веб. Братья Нуралиевы, Борис и Сергей, создали бухгалтерскую программу 1С в 1992 г.
Мы собираемся в дальнейшем пополнять коллекцию интересных фактов о программистах и от программистов. А вам, наши уважаемые читатели, хотим сказать вдогонку: любой из вас в чём-то гениален. Главное, чтобы вы не зарывали свой дар и всегда стремились твёрдо идти к цели!
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.
История информатики
С разработкой первых ЭВМ принято связывать начало истории информатики как науки. Для такой привязки имеется несколько причин.
Во-первых, сам термин «информатика» появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под информатикой понималась наука об автоматизации вычислений, ведь первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов.
Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме.
Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этой универсальности состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки.
На сегодняшний день информатика и компьютерная наука представляют собой комплексные научно-технические дисциплины. Они объединяет ряд направлений, таких как теория информации, кибернетика, программирование, моделирование, аппаратное обеспечение и многое другое.
Рассказ о компьютере
Почти в каждом доме есть компьютер. Некоторым он нужен для работы, а другим для общения и проведения досуга. Хотя еще 100 лет назад люди и слова такого как «компьютер» не знали.
Только в 1946 году в США собрали первый в мире компьютер, который предназначался для нужд армии и был огромным.
На его строительство ушло около полумиллиона долларов. Над ним работали примерно три года. Он весил 28 тонн. А охлаждался первый компьютер авиационными двигателями.
1950 — группой Лебедева в Киеве создана первая советская электронная вычислительная машина.
Создание первых персональных компьютеров стало возможно только в 1970-х годах.
Во второй половине 1970-х годов появляются удачные образцы микрокомпьютеров американской фирмы Apple, но широкое распространение персональные компьютеры получили с созданием в августе 1981 фирмой Ай-Би-Эм (IBM) модели микрокомпьютера IBM PC .
Персональный компьютер имеет следующие части:
- материнская плата,
- блок питания,
- оперативная память,
- процессор,
- видеоадаптер,
- жесткий диск,
- дисковод,
- платы расширения.
Процесс взаимодействия человека с ПК насчитывает уже более 40 лет. До недавнего времени в этом процессе могли участвовать только специалисты-инженер, математики — программисты, операторы. Сейчас ситуация изменилась, в роли пользователя может быть не только специалист, но и любой человек, будь то школьник или домохозяйка, врач или учитель, рабочий или инженер.
Бытовые персональные компьютеры используют в домашних условиях. Их основное назначение:
- обеспечение несложных расчетов,
- выполнение функции записной книжки,
- ведение личной картотеки,
- средство обучения,
- инструмент доступа к интернету.
- Сейчас чаще компютер используют как средство развлечения — для игр, для просмотра видео, для общения в социальных сетях.
Профессиональные персональные ЭВМ используют в конкретной профессиональной сфере, все программные и технические средства ориентированы на конкретную профессию.
Компьютер занял важное место в нашей жизни. Без него уже не может обходиться ни один человек. Компьютер стал верным помощником, который помогает облегчить работу, разнообразить досуг, стал незаменимым источником информации и ее хранителем!
Но нужно помнить и о вредном влиянии компьютера на организм человека. Необходимо правильно организовать свое рабочее место, помнить о продолжительности работы за компьютером, выполнять профилактические упражнения для снятия напряжения.
Надеемся, изложенная информация о компьютере помогла Вам. А свой рассказ о компьютере Вы можете оставлять через форму комментариев.
Программирование не нужно, не все хотят быть программистами
Это можно сказать про каждый предмет: не все хотят быть историками или биологами, но это не значит, что эти предметы не нужно изучать в школе.
Программирование учит думать, тренирует абстрактное мышление и заставляет искать творческие подходы к непонятным задачам. Без него можно обойтись, но люди с сильными навыками информатики чувствуют себя увереннее и в институте, и на работе, и в предпринимательстве.
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Информатика как наука стала развиваться в 1950-х гг. Это связано с появлением ЭВМ, после этого и началась научно-техническая революция. Но, конечно, люди умели работать с информацией уже с древних времён. Свидетельством этого могут служить наскальные рисунки каменного века. Затем и абак (счетная доска), которая появилась в Древнем Вавилоне, глиняные дощечки, появившееся на территории Месопотамии, берестяные грамоты Древней Руси.
Информация бывает текстовая, графическая, звуковая и символьная. Для переработки и хранения информации придумывали разные способы и устройства. Пример хранения информации — каталоги в библиотеках. Это карточки, которые систематизированы по какому-либо признаку. Но бумажные носители информации имеют очень много минусов. Например, бумага желтеет, рвётся, так же на бумажных носителях отсутствует возможность редактирования текста. Бумага занимает много места, а большие объемы трудно перемещать. Именно поэтому бумажная картотека вытесняется электронным каталогом. В итоге, компьютер объединяет все виды информации. Так, с появлением компьютера появилась и новая наука.
Понятие информатики. Информация
Информатика — это наука, изучающая общие свойства информации, закономерности и способы её создания, хранения, поиска, преобразования и использования с помощью компьютерных систем.
Этот термин в нашей стране был введен не сразу. Сначала так называли кибернетику, то есть информатика и кибернетика были аналогами. Разберемся с этими терминами. Термин «кибернетика» был введен в 1950-х гг., Н. Винером. Кибернетика — это наука, связанная с процессами управления. А Термин «информатика» был введен в 1960-х годах во Франции. То есть кибернетика это предшественница информатики. Кибернетика — это обособленное научное течение, лишь часть самой информатики.
У каждой науки есть свой предмет изучения. Например, предметом изучений математической статистики являются случайные величины. Предмет изучения геометрии – это пространственные фигуры, а предметом изучения информатики является информация. Понятие «информации» — это базис курса информатики.
Ещё с самого детства мы начали обмениваться информацией. Читая литературу, книги, журналы, газеты, смотря телевизор и следя за СМИ, мы получаем информацию. Непосредственно, общаясь друг с другом, мы получаем, храним и обмениваемся информацией. Любая наша повседневная деятельность связана с информацией.Важность информации можно увидеть на примере. Достаточно представить, что мы ничего не видим, ничего не слышим, не чувствуем ни тепла, ни холода, ни вкуса, ни запаха. Информация затрагивает все аспекты нашей жизни.
Определение, дающееся в учебниках из курса школы. Информация – это сведения об окружающем нас мире, переданное с помощью сигналов и знаков.
В широком смысле, информация – это отражение реального мира.
С точки зрения кибернетики, информация – это содержание передаваемых последовательностей с помощью сигналов.
Основные свойства информации:
Объективность – такое свойство информации, которое не зависит от человеческого знания
Достоверность – информация, которая не вызывает сомнения
Полнота – наличие в достаточной степени
Актуальность – современность информации
Ценность — свойство, отличающееся важностью
Понятность – информация понятна, если она выражена на языке, которая понятна получателю.
Этапы предыстории информатики
В истории информатики выделяют приблизительно четыре этапа развития:
Начальный этап – характеризуется освоением человеком речи. Она стала способом хранения и передачи информации. Нет однозначного ответа на вопрос «Когда человек начал говорить». Одни ученые утверждают, что это произошло 50 000 лет назад, другие называет цифру в миллионы лет.
Второй этап – это появление письменности. На втором этапе возросли возможности хранения информации. Также появление письменности повлияло на развитие наук. Народы, которые владели письменностью, использовали ту или иную систему счисления. Считается, что письменность возникла в конце IV тысячелетия до н.э. в Двуречье. Позже, письменностью стали пользоваться в Египте, затем и в Китае в 2000 г. до н. э. Сначала, смысл передавался с помощью рисунков и символов, затем появились иероглифы, а в I тысячелетии до н.э. появился финикийский алфавит.
Третий этап – характеризуется появлением книгопечатания. Учёные разных эпох предавали развитию книгопечатания большое значение. Теперь оно имело промышленную основу. С появлением книгопечатания возросли такие свойства информации, как доступность и точность.
Четвертыйэтап – связан с научно-технической революцией. Появляются новые техническо-научные дисциплины. Возникают такие отрасли, как –радио- и –макро- электроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ. Одним из главных значений этого этапа можно назвать повышение значения информации в жизни общества.
Этапы развития информатики
История развития информатики
После окончания войны 1945 г. и начала формироваться кибернетика. В конце 40-х годов Н.Виннер опубликовал книги “Кибернетика или управление и связь в животном и машине”, которые стали пользоваться популярностью. Постепенно кибернетика становилась общей наукой, связанная с обработкой и преобразованием информационных процессов.
В нашей стране развитие становления такой науки, как кибернетики проходила не беспрепятственно из-за идеологий того периода. Тоталитарная идеология того времени боролась против инакомослящих. Идеология не признавала даже некоторые науки, такие как генетика и кибернетика, они считались «лженауками» .А.И. Берг, говорил, что в стране было заблуждение в оценке значения и возможностей кибернетики. Это вызвало большие потери в развитии этой науки, а также задержал процесс разработки ЭВМ. Так же вызывало трудности то, что прогресс науки «кибернетика» в этот период сталкивалась с большими препятствиями в осуществлении обширных гос. проектов. Один из этих проектов было создание автоматизированных систем управления (АСУ).
Рассмотрим происхождение терминов. После появления «кибернетики», стал использоваться англоязычный термин «Computer Science», а затем во второй половине 20 века во Франции был введён термин «информатика». Раньше, в нашей стране этот термин употреблялся как узко- направленная область изучения общих свойств научной информации. Академик А.П. Ершов говорил, что в современном мире термин информатика “имеет более обширное значение, чем просто как фундаментальная наука, которая изучает процессы передачи и обработки информации.
В конце 70-х годов 20 века МКпИ (Международный конгресс по информатике) дал определение термина информатики в современном мире. «Информатика – это наука, охватывающая все аспекты, взаимосвязанные с разработкой, формированием, использованием и техническо-материальным обслуживанием систем обработки информации, а также совокупность производственного, потребительского, административного и соц. воздействия”.
После окончания научно-технической революции появились области, ранее не известные, обеспечивающих приращение новых познаний. Информатика – является примером такого познания. Информатика в современном мире имеет не такое узкое значение, которое связано именно с успехами компьютерной, а взаимосвязана уже с глобальными средствами хранения и обработки информации. Основная функция информатики состоит в исследовании способов работы с информацией. Следовательно, её цели это:
•исследование всех процессов, связанных с информацией;
•разработка современных информационных технологий и методик;
•решение трудностей с созданием и введением программно-аппаратного оснащения компьютеров.
Информатика рассматривает проблемы не только те, которые касаются с компьютеризацией, а ещё она вникает в различные другие научные дисциплины, такие как химия, биология и т.п. Это означает, что информатика представляет такой спектр знаний, охватывающая и другие. Благодаря тому, что информационные технологии замешаны во многих научных областях, можно сказать, что без информатики не будут существовать эти дисциплины.
Нет такой науки, которая росла так же быстро, как и информатика. Эта наука играет большую роль в современном мире, и эта роль постоянно растет. Внедрение компьютерных технологий повлияли на такой процесс, который называется «информатизация» общества. В наши дни, все сферы нашей жизни нуждаются в информационных процессах. Можно сказать, что без технологий, связанных с информацией, не будет существовать современное общество. Например, трудно представить нашу жизнь без компьютеров, Интернета, вычислительных машин и других современных технологий. Ведь всё это достижение информатики, Можно сказать без преувеличения, что информатика гораздо упрощает нашу жизнь.
Грошев А.С., Закляков П. В, Информатика: учеб. для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ДМК Пресс, 2015 — 588 с . цв. Ил
Цветкова М. С. — Информатика и ИКТ : учебник для нач. и сред проф. образования / М. С. Цветкова, Л.С.Великович. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с., [8] л. цв. ил.
Онков Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. — М.: ИД. «Форум» : ИНФРА — М. 2012-224с
Макарова Н.В., Волков В.Б. — Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 576 с.