Виды информации
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.
· Глазами люди воспринимают зрительную информацию;
· Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;
· Органы обоняния позволяют ощущать запахи;
· Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;
· Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией.
С помощью своих органов чувств человек воспринимает символьную и образную информацию.
Символьная информация воспринимается человеком главным образом через зрение и слух, а передается – в речевой и письменной формах. Она сохраняется человеком в своей памяти и на внешних носителях, передается между людьми, подвергается обработке.
Символьная (знаковая) информация представляется по правилам какого-либо языка.
Образнаяинформация – это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником (вкусы, запахи, осязательные ощущения, зрительные и звуковые образы).
Внимание!
· около 80-90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуально),
· примерно 8-15% – при помощи органов слуха (аудиально),
· только 1-5% – при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
А вот лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние.
Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
По степени значимости информация может быть:
· личной: это знания, опыт, интуиция, умения, планы, прогнозы, эмоции, чувства, наследственная память конкретного человека;
· специальной, значимой для определенной группы людей; это такие виды информации, как:
научная; производственная; техническая; управленческая;
· общественной, значимой для большинства членов общества; это такие виды информации, как:
o общественно-политическая (то, что мы получаем в основном из средств массовой информации);
o научно-популярная (научно осмысленный опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.);
o обыденная (которой мы обмениваемся в процессе повседневного общения);
o эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).
По форме представления, способам кодирования и хранения информация бывает:
· Текстовая информация: текст в книге, сочинение в тетради.
· Числовая информация: таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда, статистические данные о населении страны и др.
В «чистом» виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
Пример. Вы получили телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они выражены словами.
· Графическая информация: рисунки, картинки, схемы, чертежи, фотографии и т.д.
Такая форма представления информации наиболее наглядна и доступна для восприятия и осознания, так как сразу передает необходимый образ, а словесная и числовая требует мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления часто не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемых данных.
Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, чисел и графических изображений.
Пример. При решении задач по геометрии мы одновременно используем
o чертёж (графика),
o пояснительный текст (текст),
o численные расчёты (числа и операции над ними).
· Звуковая (музыкальная) информация:речь, музыка, звуковые сигналы и т.д.
Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемену, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальные произведения), создают определенный настрой (тембр голоса собеседника).
· Комбинированная (мультимедийная) информация, которая объединяет несколько видов информации. Например, цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
Информация в компьютере по форме представления подразделяется на
©Reshak.ru — сборник решебников для учеников старших классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — авторский с подробными пояснениями профильными специалистами. Вы сможете скачать гдз, решебники, улучшить школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.
Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.
Виды и формы представления информации
Выделяют различные виды информации. При этом для ее классификации по видам разработано много подходов, использующих разнообразные признаки, свойства и особенности информации. Так, в зависимости от того, какими органами чувств воспринимается информация, ее делят на: визуальную, аудиальную, аудиовизуальную, тактильную.
По сфере возникновения существует следующая классификация. Информацию, возникшую в неживой природе называют элементарной, в мире животных и растений – биологической, в человеческом обществе – социальной. В природе, живой и неживой, информацию несут: цвет, свет, тень, звуки и запахи. В результате сочетания цвета, света и тени, звуков и запахов возникает эстетическая информация.
Под биологической информацией понимают такую информацию, которая обеспечивает существование отдельно взятого живого организма. К разновидности биологической информации относится генетическая информация, обеспечивающая сохранение вида. Материальными носителями биологической информации являются высокомолекулярные химические соединения, сигналы химической и электрохимической природы.
Социальная информация неразрывно связана с практической деятельностью человека, поэтому можно выделить столько типов и разновидностей, сколько имеется видов деятельности человека.
Можно выделить два основных класса социальной информации: массовая (общая) и специальная информация.
Массовая информация – социальная информация, адресованная всем членам общества независимо от их положения и рода занятий.
Массовая информация в свою очередь подразделяется на:
— общественно-политическую (получаемую из средств массовой информации);
— обыденную (информация процесса повседневного общения);
— научно-популярную (научно-осмысленный опыт человечества, исторические, культурные и национальные традиции).
Специальная информация адресована определенным социальным группам (ученым данной специальности, учителям и др.). Для восприятия этой информации необходим первоначальный запас специальных знаний и владение профессиональным языком.
Наиболее важные разновидности специальной социальной информации:
1. Научная информация получается в результате научно-исследовательской деятельности. Ее можно определить как передаваемое в информационном процессе научное знание. Является результатом абстрактно-логического мышления и должна быть получена научными методами.
2. Техническая информация создается в сфере техники; и предназначена для решения технических задач (разработка новых технических изделий, материалов, технологических процессов и т.п.).
3. Технологическая информация непосредственно используется в сфере материального производства для создания материальных благ (пищи, одежды, машин и т.д.).
4. Планово-экономическая информация дает сведения о состоянии и перспективах развития предприятия, отрасли; используется для планирования и управления.
В системе социальной информации в качестве основополагающей выделяют функцию управления. В управлении социальными процессами (в частности, развитием личности) большую роль играют все виды информации.
По стадии обработки информация подразделяется на первичную, вторичную, промежуточную и результатную.
Первичная информация – это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.
Вторичнаяинформация – это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.
Промежуточнаяинформация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.
Результатнаяинформация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческого решения.
По форме представления информация подразделяется на:
— числовую (информация представленная цифрами и отражающая результаты вычислений);
— текстовую (информация, представленная текстами в виде слов, символов и т.п.);
— кодовую (информация, представленная кодами, например, зашифрованная, азбука слепых и т.п.).
— графическую (информация, представляющая графические объекты);
— акустическую, информация, представленная звуковыми сигналами;
Также, информация, воспринимаемая оргтехникой и компьютерами называется машинно-ориентированной информацией. Количество машинно-ориентированной информации постоянно увеличивается в связи с непрерывно возрастающим использованием новых информационных технологий в различных сферах человеческой жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
© cyberpedia.su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Информация в компьютере по форме представления подразделяется на
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
- Получить информацию
- Содержать много полезной информации
- Не содержать информации
- Информация к размышлению
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
- Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы владеете.
- Любая ли информация является знанием и любое ли знание является информацией?
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Формы представления информации
Информация никогда не появляется в «чистом виде», она всегда как-то представлена. Одна и та же информация может быть выражена разными способами. К различным формам представления информации относятся разговорные языки (русский, английский, французский и другие), языки жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык математики (научный язык), язык искусства (музыка, кино, живопись), специальные языки (например: азбука Морзе). Выбор способа представления зависит от цели, ради которой он осуществляется.
Информация по форме представления бывает:
- Текстовая;
- Числовая;
- Графическая;
- Музыкальная;
- Комбинированная.
Представление сведений в той или иной стандартной форме называется кодированием информации. При кодировании происходит преобразование информации из одной формы в другую с сохранением прежнего смысла. Грандиозные достижения человечества — письменность и арифметика — есть не что иное, как системы кодирования речи и числовой информации.
Дарвин считал, что труд сделал обезьяну человеком. Другие ученые считают, что человек стал Человеком благодаря своим успехам в кодировании информации, благодаря изобретению языка, письменности и способов кодирования и записи числовой информации.
Только представив информацию наиболее удобным способом, её можно передавать, хранить, обрабатывать.