Информатика без компьютера для дошкольников
На сегодняшней день, большинство родителей и воспитателей детских садов считают, что информaтика это сложный предмет, овладение которым требует наличие какой-либо вычислительной техники, то есть компьютера. Однако, основные понятия информaтики вполне доступны детям дошкольного возраста, познакомиться с принципами составления программ и основными конструкциями алгоритмических языков, можно не имея под руками ни какой вычислительной техники.
На начальных этапах она преподносится в неразрывной связи с логикой, которую у малышей развивают традиционно. Непосредственно информатика переплетается также с мaтематикой, частично с русским языком (в части упорядочивания предметов, выявления их свойств).
Мы предлагаем детям играть в игры и решать задачи, требующие приемов и навыков, аналогичных применяемым при работе с информационными технологиями. Главное, для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Понятно, что для развития мышления компьютеры использовать не обязательно.
Поэтому, была разработана Программа подготовки дошкольников по информатике «Всё по полочкам» ( авторы: А. В. Горячев, Н. В. Ключ). Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы «Информaтика в играх и задачах», рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы «Школа 2100» под руководством А. В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендaции к курсу информaтики для дошкольников”, “Все по полочкам” рабочая тетрадь. “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера. Я с удовольствием использую эту программу в своей работе. И по этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров.
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования и для творчества.
В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе и в быту.
Дыхательная гимнастика для дошкольников Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно — оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме.
Фотоотчет о научном шоу для дошкольников Сегодня двенадцатого июля в нашем детском саду прошло удивительное мероприятие для дошкольников опыты на основе заморозки. Очень интересное.
Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без компьютера или телефона» Несомненно, компьютер/телефон с выходом в интернет – чрезвычайно полезное достижение человечества. Это и справочник, и энциклопедия, и клуб.
Мирилки для дошкольников. Картотека К Международному дню дружбы. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Невозможно обойтись без ссор.
Опыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.
Патриотические стихи для дошкольников Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем! Что мы Родиной зовем?.
Презентация «Пасха» для дошкольников» Презентация «Пасха» для дошкольников» Слайд 1 Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям.
Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.
Стихи к 8 марта для дошкольников Весна шагает по дворам в лучах тепла и света, Сегодня праздник наших мам, и нам приятно это. Стоит мимоза на столе в хороший день весенний.
Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.
Информатика без компьютера задания
Вариант методических указаний в виде doc-файла:
Знакомство с учителем и кабинетом информатики
Начало школьного курса, так называемый «организационный момент», обычно не описывается в методических рекомендациях. Однако каждый учитель в начале учебного года старательно составляет список требований и различной информации, которые необходимо сообщить детям для будущей успешной учебной работы.
Картинки, расположенные в левой колонке, соответствуют, как правило, кадрам презентации.
Предполагается, что в текущий момент урока этот кадр отображается на большом экране класса.
Для «первашей» это весьма прозаические моменты: определить расположение за партами и компьютерами, объяснить, что потребуется для урока (тетради, учебники, письменные принадлежности), познакомить с устройствами компьютерного класса и обозначить порядок работы на уроке (за партами и за компьютерами).
Техника безопасности
Правила техники безопасности направлены на сохранение здоровья человека и сохранность оборудования. Правил много, но не стоит поддаваться соблазну свести их к двум абстрактным инструкциям: «соблюдай дисциплину» и «будь чистоплотен» , ибо нигде так не важна конкретика, как в правилах техники безопасности.
Начать стоит с важных и совершенно понятных требований:
- не трогать провода,
- работать на компьютере чистыми и сухими руками.
Эти правила позволяют детям начать работу на компьютере.
На следующих уроках знакомство с правилами ТБ будет продолжено.
Информатика
Дети впервые придут на урок в компьютерный класс, на урок информатики.
Чему мы будем учиться на уроках информатики?
Краткий и доступный для малышей ответ: работать на компьютере . Так, если совсем коротко.
Конечно, информатика, это не только (и не столько!) компьютер, но об этом пока умолчим!
Предметом науки «информатика» является информация (передача, обработка и хранение информации), а вовсе не компьютер. Компьютер — это инструмент информатики , как микроскоп — инструмент биологии, компас — инструмент географии, телескоп — инструмент астрономии.
Однако достижения современной информатики базируются исключительно на возможностях компьютерной техники (невозможны без неё), поэтому информатика однозначно ассоциируется с компьютером.
Первоклассникам нужно объяснить, чем они будут заниматься на том или ином предмете.
- На математике учимся считать (хотя математика это не счет).
- На русском учимся писать (хотя русский язык это не письмо).
- На литературе учимся читать (хотя чтение — это не литература).
А на уроках информатики? На информатике учимся работать на компьютере (хотя компьютер — это не информатика).
Эти формулы (математика — счет, русский — письмо, информатика — компьютер) относятся к первым шагам в том или ином учении: учимся считать, писать, работать на компьютере.
Авторам очень хотелось заменить в учебнике фразу «информатика учит работать на компьютере» на «информатика учит работать с информацией» или «информатика учит работать с алгоритмами» (ибо алгоритмы — основа информатики, а развитие алгоритмического мышления та основная цель, которую мы ставим перед собой в этом курсе). Но информация и алгоритмы — абстракции, недоступные пока нашим ученикам, а компьютер, это конкретно, вот он, красавец, стоит на виду, и дети, действительно, будут осваивать на нём компьютерную грамоту. Так что наши высокие цели придётся оставить пока неозвученными. Настанет время, и мы с этим разберемся основательно.
Отметим, что под компьютерной грамотностью мы понимаем такие навыки, умения и знания, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить нынешних первоклашек к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления. В частности, в ходе обучения мы будем стараться давать не кнопочные инструкции (щёлкни на иконке домика), а идейные алгоритмы (вернись на начальную страницу). Ибо кнопки меняются, или вообще пропадают (управление жестами), а идеи остаются.
Подведем детей к предмету информатики, используя ассоциативную цепочку утверждений.
На уроках математики учатся считать .
На уроках русского языка учатся писать .
На уроках родной речи учатся читать и правильно говорить .
А на уроках информатики?
А на уроках информатики учатся работать на компьютере .
(Отметим ещё раз в скобках, что самым важным понятием информатики авторы считают вовсе не компьютер, а алгоритм . Поэтому в этом учебнике развитию алгоритмического мышления будет уделяться особое внимание.)
Роботы
В современном обществе компьютер используют практически всюду, он помогает человеку (или может помочь) в любом деле.
Но компьютер не всегда стоит на столе, лежит в портфеле или кармане.
Гораздо чаще компьютер находится внутри машин и механизмов, управляя их работой.
Робот — наиболее яркий объект для разговора с детьми о компьютерах, встроенных внутрь механизма.
Здесь масса возможностей продемонстрировать достижения современного роботостроения. Можно обратиться и к героям кинематографа, и к детским игрушкам.
Подборка интересных фотографий о самом разнообразном использовании роботов приведена на этом сайте.
«Свежие» картинки и (или) видео с роботами можно поискать в Интернете перед уроком.
Роботландия
Вася Кук и карта Роботландии.
Буквоед и Хролик.
После разговора о роботах естественным будет переход к описанию Роботландии — сказочной страны, в которой живут совершенно особые существа — учебные роботы, помогающие школьникам осваивать премудрости информатики.
Здесь можно опереться на текст учебника о происхождении слова Роботландия ( страна роботов ), о Васе, приглашающем нас в эту страну.
Первые представители Роботландии — Буквоед и Хролик , помогали нам переходить от слайда к слайду (вы заметили это?)
Буквоед — любит считать буквы, а Хролик знает всё про Роботландию (друзья-роботы зовут его «Справочное бюро»).
Роботландия — это информатика для младших школьников. Огромное количество взрослых людей занимаются важными и сложными проблемами информатики, которые детям пока не под силу.
Роботландия помогает малышам освоить азы этого предмета. Отметим ещё раз: фундаментальные азы , те, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить детей к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления, кроме того факта, что оно будет революционно отличаться от нынешнего.
Краткая история Роботландии
Курс с названием «Роботландия» вошёл в историю школьной информатики как образец комплексного педагогического продукта, удачно соединяющего в себе идейный фундамент, учебник для школьника, программное обеспечение и рекомендации для учителя.
Несмотря на солидный возраст этой системы и устаревший досовский интерфейс, «Роботландию» до сих пор используют в школах, что говорит о высоком качестве этого педагогического продукта, ориентированного не на изучение быстротечного программного обеспечения, а на изучение фундаментальных основ информатики, инвариантных по отношению к смене компьютерных поколений.
День рождения предприятия «Роботландия» — 31 января 1991 года.
Однако работы по созданию курса информатики для младших школьников группа сотрудников будущей Роботландии начала 3 сентября 1986 года в недрах лаборатории школьной информатики Института программных систем Академии наук СССР (Переславль-Залесский, Ярославской области).
Лабораторией руководил Первин Юрий Абрамович. В рамках лаборатории работало несколько групп, среди которых была группа, возглавляемая Александром Дувановым, она и стала центром будущей Роботландии.
Первая версия системы была готова к лету 1987 года.
Успех Роботландии в большой степени определился тем, что курс рождался на реальных школьных уроках, а не в стенах академической лаборатории. Даже рабочие места сотрудников располагались в школьном компьютерном классе. То, что вечером обсуждалось разработчиками, на следующий день опробовалось с детьми в классе и корректировалось по ходу дела. Обсуждались и уточнялись как общие методические линии, так и конкретные компьютерные программы, оттачивалась их функциональность, тщательно продумывался интерфейс и дизайн.
В состав основной группы разработчиков входили:
- Гольцман Михаил Александрович
- Дроздов Николай Борисович
- Дуванов Александр Александрович
- Зайдельман Яков Наумович
- Первин Юрий Абрамович
- Русс Александр Артурович (художник)
Что мы узнали
Закончена «объяснительная» часть урока. Повторим, что узнали.
- Нельзя трогать провода компьютера.
- Руки должны быть чистыми и сухими.
- Информатика учит работать на компьютере.
- Робот — устройство, которое выполняет работу автоматически под управлением компьютера.
Домашнее задание
Сейчас самое время предъявить домашнее задание! Остаток урока посвящён практике, и детей будет нелегко потом от неё отвлечь.
Задание РОБОТ
Задание РОБОТ. В рабочей тетради нарисовать робота на первой странице и подписать имя робота. Рисунок можно вырезать и наклеить.
Подготовить краткий рассказ по примерному плану:
- Как зовут робота?
- Что он умеет делать?
В конце урока каждому ученику вручается листочек с описанием домашней работы. Кроме задания РОБОТ в него входит работа с уроком 1 по электронному учебнику. Их можно распечатать из файла home/01/home.doc
Первый рисунок в рабочей тетради в совокупности со сданным зачетом по ТБ послужит «пропуском» в страну Роботландию. Этот факт можно будет отметить, например, буквой R на обложке тетради ребенка.
Физминутка
Примерный сценарий разминки приводится справа.
А теперь пришла пора —
Поиграем, детвора!
Встали рядышком со стулом.
Приготовились? Начнём.
Слушайте внимательно,
Делайте старательно!
Игра называется «Да — Нет» . Я говорю фразу, а вы, если она верная, отвечаете «да» и приседаете, если же не верная, то говорите «нет» и подпрыгиваете.
Если верно — все присядем,
А не верно — прыгнем вверх.
На дворе растет трава, да?
У собаки есть рога, да?
Рыба по небу летит, да?
Заяц по полю бежит, да?
Ночью солнышко сияет, да?
Нам компьютер — помогает! Да?
Молодцы! Теперь садимся тихонько на место. Продолжаем урок…
Практикум (п) : соберём ли мы слово РОБОТ?
Практикум выполняется без компьютера (за партой): собираем слово РОБОТ.
Цель: закрепление правописания ключевых слов информатики.
Для проверки слово выводится на экран.
На столах для детей подготовлен раздаточный материал: буквы Р, О, Б, О, Т на карточках.
Задание . Собрать слово РОБОТ.
Можно попросить проверить работу соседа по парте.
Если в классе есть интерактивная доска, то прекрасным упражнением будет сборка слова из букв на доске.
Дополнительное задание: какие ещё слова можно собрать из этих букв?
Отбор, борт, бот, бор, тор, рот.
Картинки с буквами можно распечатать из папки work/01/robot .
Практикум (к) : работа мышью (щелчки, переходы, флажки)
Цель: отработка мышиных операций.
Сначала покажем детям, как правильно держать мышь: обхватываем её рукой и оставляем указательный палец свободным для щелчков и прокрутки колёсиком.
Лучше взять настоящую компьютерную мышь (не картинку) и наглядно показать правильное положение руки.
Возможно, среди детей будут левши. В таком случае полезно посоветоваться с родителями: надо ли перенастраивать мышь для такого ребёнка под левую руку.
Объясняем алгоритм щелчка на этом слайде, затем показываем переходы и работу с флажками на странице урока в электронном учебнике.
Выполняем задания практикума в электронном учебнике.
Первые задания для выполнения за компьютером даются на отработку мышиного щелчка. Многие ребята смогут без труда выполнить подобное задание. Однако для некоторых детей это может оказаться сложным. Важно не упустить из виду ни одного ребёнка, чтобы не возникла боязнь неумения, страх перед работой за компьютером. Такое не часто, но случается.
Поэтому задача первых компьютерных практик — выявление и устранение проблем при работе с мышью. Возможно, вы пойдете по пути формирования группы помощников — тех ребят, которые с лёгкостью выполняют предложенные упражнения, и будут помогать другим.
На детских компьютерах загружена страничка Практикума первого урока. Учителю необходимо сначала объяснить ребятам, какая задача перед ними ставится и как выполняется практикум.
При работе с Практикумом и Зачётом детям придется прокручивать страничку.
Если дети испытывают трудности при работе с колёсиком мыши, предложите им перемещать страницу с помощью клавиш-стрелок. Это самый простой вариант.
Зачёт
Выполняем задания зачёта в электронном учебнике.
Профессор
Первый зачёт учебника продолжает серию упражнений с мышью: отвечая на задания, дети используют приёмы, с которыми познакомились в практикуме (щелчки, флажки).
Полученная в результате выполнения зачёта оценка ( Профессор , Студент , Торопыжка или Незнайка ) — один из самых ярких эмоциональных моментов урока. Роботландские оценки помнят все!
Информатика без компьютера задания
В разделе «Занимательная информатика» Вы найдете все, что нужно учителю (преподавателю) информатики, чтобы организовать эффективный урок информатики или развлечься с пользой.
Большая подборка кроссвордов, ребусов и интересные задания на развитие мышления, интеллекта, сообразительности и логики, задания на аналогии и ассоциации, занимательные задачи.
Внеклассные мероприятия по информатике
© 2007 — 2022 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
«Веселая информатика» для учащихся 7-8 классов
Укажите группу, в которой содержатся расширения только графических файлов.
bmp, jpg, gif, tif, png
bmp, jpg, gif, swf, png
bmp, htm, jpg, gif, swf
bmp, jpg, gif, com, flx
Кто сформулировал основные принципы работы ЭВМ?
Готфрид Вильгельм Лейбниц;
Джон фон Нейман.
Задано полное имя файла C:DOCMYDOCPROBA.TXT Путь к файлу — это:
C:DOCMYDOC
Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
болт – чертеж болта
мелодия – нотная запись мелодии
Укажите истинное высказывание
1. Самая высокая работоспособность в понедельник;
2. Работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
3. Работоспособность во вторник выше, чем в четверг ;
4. Самый продуктивный день — суббота;
5. Работоспособность заметно снижается в пятницу;
6. Самая низкая работоспособность в среду;
7. Пик работоспособности – в пятницу;
8. Всю неделю работоспособность одинаковая.
Какова логическая модель сложного высказывания «Либо шляпа, либо грязные ботинки, но не то и другое вместе»?
(А ИЛИ В) И НЕ (А И В)
2 задание – «ЛОГИКА НАСТОЯЩЕГО ПРОГРАММИСТА»
По данным условиям определите правильное решение и дайте ответ.
В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш? (3)
Я моложе своего деда во столько же раз, во сколько старше своей сестры. Сколько мне лет, если моей сестре нет ещё семи лет, а мне вместе с дедом уже 84 года. (12)
Петя, Катя и Саша пошли на бал-маскарад. Во время раздачи призов королева бала попросила каждого из них сказать, мальчик он или девочка. В ответ дважды прозвучало: «Я — мальчик» и один раз: «Я — девочка». Потом оказалось, что два из этих ответов верны, а один — нет. Назовите полное имя Саши. (Александра)
Каждый ученик в классе изучает либо английский язык, либо французский, либо оба этих языка. Английский язык изучают 25 человек, французский – 27 человек, а тот и другой – 18 человек. Сколько всего учеников в классе? (34)
3 задание – «КОМПЬЮТЕРНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
В словосочетаниях, связанных с компьютерами и информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п. Определите исходные словосочетания.
Беззвучный микрофон. (Звуковая колонка)
Долговременный склероз. (Оперативная память)
Локальный компьютер (Глобальная сеть)
Одеяло для кошки (Коврик для мышки)
Отцовский блок (Материнская плата)
Гибкая плата (Жесткий диск)
4 задание – «КОМПЬЮТЕРНЫЕ АНАГРАММЫ»
Необходимо составить слово, соответствующее заданному процессу или определению.
Процесс рождения компьютера из комплектующих. СОК + РАБ (Сборка)
Схема физического объекта. ДОМ + ЕЛЬ (Модель)
Часть дорожки магнитного диска. РОК + СЕТ (Сектор)
Посредник между компьютером и внешним устройством. АД + РЕ + ПАТ (Адаптер)
Характеристика особенностей файла. ТРИ + ТАБУ (Атрибут)
Молодая наука, рожденная компьютерами. МИФ + НОТА + ИКРА (Информатика)
Средства взаимодействия программы и пользователя. СЕЙФ + РЕ + НИТ (Интерфейс)
Электронный заменитель чертежника. ПОТ + ФОРА + СИ + ТОРГ + ЕЛЬ (Графопостроитель)
Системный блок. РОК + СУП (Корпус)
Внешнее устройство компьютера. МИ + ОН + РОТ (Монитор)
Несколько проводов в оболочке. БАК + ЕЛЬ (Кабель)
Устройство связи. ФЕН + ТЕЛО (Телефон)
Буквенная семья. ТИФ + ЛАВА (Алфавит)
Подведение итогов.
Друзья мои!
Поверьте: год за годом
Не отпадёт нам
В информатике нужда,
Компьютер перестанет
Быть нам Богом –
Мы подчиним его себе, и – НАВСЕГДА!
Источники информации
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М., Сфера, 2006г.
Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Лукьянов С.Э. Персональный компьютер для всех. – М., Высшая школы, 1991г.