Игровые рули и джойстики – технологии XXI века в игровых устройствах
XX век был веком аналоговых технологий. Радио, телевидение, телефония – все было построено на создании в месте передачи электрических аналогов звуковой и видео информации и воссоздании ее на месте приема. Это был век ламп, реле и потенциометров.
Рождение транзистора дало начало веку полупроводников, а полупроводники дали миру цифровые технологии и к веку XXI цифровые технологии все быстрее вытесняют аналоговые из нашей жизни. Не так уж долго осталось жить аналоговому телевидению, аналоговая телефония быстро сдает позиции перед цифровой сотовой связью. Нет ни малейшего сомнения в том, что XXI век будет веком цифровых технологий и полупроводников.
Давайте посмотрим, как отразилась всемирная эволюция технологий на устройствах для управления компьютерными играми.
Рассмотрим 2 больших класса игровых устройств – джойстики и игровые рули. Мы не будем рассматривать внешний вид и эргономику устройств – об этом предостаточно сказано в огромном количестве статей в журналах и сети, а заглянем внутрь и попробуем понять, куда движутся технологии в устройствах лидеров рынка.
По-видимому, джойстики были первыми устройствами для управления компьютерными играми. Первые джойстики были весьма примитивны – фактически это были просто 4 кнопки, собранные в одном корпусе, которые нажимались при отклонении ручки джойстика в ту или иную сторону. Зачастую для подключения таких джойстиков не было даже предусмотрено никакого интерфейса, и контакты устройства просто напрямую подпаивались к кнопкам клавиатуры.
Думаю, многие еще помнят такие джойстики для ZX Spectrum:
Их принято называть «дискретными», т.к. они способны выдавать только значения 0 или 1, вкл/выкл.
С появлением IBM PC появились и первые серьезные авиасимуляторы. К примеру, игра F-19 Stealth Fighter дала «путевку в небо» многим виртуальным пилотам.
Конечно, всплеск интереса к виртуальным полетам не мог пройти мимо производителей игровых устройств.
И вот начали появляться джойстики для IBM PC.
Типичный представитель джойстиков тех лет:
Что интересно – эти модели продаются до сих пор!
В отличие от джойстиков дискретных, эти джойстики были АНАЛОГОВЫМИ. Теперь, отклоняя ручку, пользователь получал на выходе не 0 и 1, а диапазон значений от 0 до 255, а внутри обосновались аналоговые датчики – потенциометры. Диапазон значений, которые выдавал датчик игре, был связан с разрядностью контроллера – 8 bit.
Аналоговые оси дали игрокам возможность намного точнее управлять играми, приблизили управление виртуальным самолетом к самолету реальному.
Однако сразу же выявились и первые проблемы. Угол отклонения ручки определяется при помощи потенциометра, закрепленного на оси вращения. Вспоминаем школьный курс физики – потенциометр построен на трении движка о резистивный слой:
По изменению сопротивления между крайними и центральным выводом и определяется угол, на который отклонена ручка джойстика.
Т.к. движок скользит по резистивному слою, то срок службы потенциометра ограничен временем, за которое сотрется резистивное вещество. Производители потенциометров честно предупреждают об этом, указывая в характеристиках такой параметр, как «количество циклов», которое прослужит датчик, грубо говоря – сколько раз можно его повернуть до того момента, когда он перестанет нормально работать. Для большинства потенциометров, которые применяются в игровых устройствах эта цифра составляет от 500 тыс до миллиона циклов. Кажется, что это немало, однако давайте посчитаем. В среднем игрок совершает 1 движение в секунду, а значит, через 500 тыс секунд игры устройство перестанет нормально работать. А 500 тыс секунд – это всего 138 часов. Т.е. если играть по 1 часу в день, то меньше чем через полгода такой джойстик гарантированно, по всем законам физики должен выйти из строя.
Но производители джойстиков об этой особенности конструкции деликатно умалчивают, ни на одном джойстике вы не увидите надписи «Рассчитан на 500 тыс циклов». Зато есть цифры гарантийного срока – от 6 до 12 месяцев. Гарантийный срок в данном случае четко привязан к ресурсу потенциометра, поэтому в случае с джойстиком он же является и сроком жизни устройства.
Открытие для пользователей оказалось неприятным – играть, так уж играть, и не по часу в день, менять же джойстики раз в полгода накладно. Что делать? Умелые руки наших граждан быстро освоили разборку джойстиков и смазку потенциометров специальными смазками типа WD-40, что позволило сильно продлить ресурс потенциометров.
Со своей стороны производители стали решать проблему, применяя более дорогие потенциометры с большим ресурсом, но было понятно, что это полумеры.
Нужно было искать бесконтактное решение, и оно было предложено в виде оптических датчиков.
Первыми такое решение предложил Microsoft в джойстике Microsoft SideWinder Precision Pro. С появлением оптических сенсоров для мышей, Microsoft попытался применить ту же технологию внутри джойстика, однако решение оказалось не удачным и больше джойстиков с такими датчиками не выпускалось.
Более простым и надежным оказался простой оптический энкодер (как в обычной мышке с шариком):
На таком принципе построен, к примеру, джойстик Cyborg 3D Force Stick:
Применение таких датчиков позволило поднять ресурс джойстиков на новый уровень.
Но такой датчик имеет и недостатки. Минимальный угол поворота оси джойстика равен ширине прорези энкодера, а требования к точности джойстика росли вместе с появлением новых авиасимуляторов, и многим игрокам в «Ил-2 Штурмовик», к примеру, такой точности оказалось совершенно недостаточно. Множество игроков отказались от вечного датчика на оптическом энкодере в пользу более точного на потенциометрах.
Требовался датчик не просто бесконтактный и долговечный, но и точный.
Решение было найдено в магнитных датчиках. С этого момента цифровые полупроводниковые технологии XXI века пришли и в игровые устройства. Со всей уверенностью можно сказать, что магнитные технологии – это будущее датчиков игровых устройств.
Первым массовым устройством на магнитных датчиках Холла стал джойстик Saitek X52
Датчики Холла придуманы для измерения напряженности магнитного поля. Грубо говоря, датчик может точно определять расстояние до постоянного магнита. Таким образом, разместив магниты на ручке джойстика, приближая или удаляя магнит от датчика, можно определить, насколько сместилась ручка. При этом расстояние измеряется с высокой точностью, которая определяется разрядностью контроллера. Контроллер на 10bit позволяет позиционировать джойстик с точностью 1024 отсчета на ось.
Казалось, что решение найдено – получен джойстик на вечных бесконтактных датчиках с высокой точностью позиционирования. Однако уже первые пользователи выяснили неприятную особенность датчиков Холла – данные на выходе изменяются нелинейно, а это приводит к неверному измерению угла отклонения ручки джойстика в средних положениях ручки.
Следующим этапом развития данной технологии стало применение 3D датчиков Холла. Эти датчики определяют не напряженность поля, а направление на источник магнитного поля. Впервые такой датчик был применен в джойстике Thrustmaster T.16000:
Новый датчик бесконтактный и абсолютно линейный. Точность 16 394 отсчета на ось оставляет далеко позади все джойстики, которые выпускались до этого.
К сожалению, разработчики Thrustmaster T.16000 не учли один важный момент – 3D Холл крайне чувствителен к точности перемещения магнита. Т.к. они закрепили его на пластиковой полусфере, то неизбежный износ пластика приводит к тому, что магнит начинает двигаться не по идеальной полусфере, а со «скачками», что приводит к проблемам с точностью позиционирования.
Данную проблему попытался решить Logitech, установивший оси джойстика Logitech Flight System G940 на подшипники.
Теперь магнит гарантированно перемещается по абсолютно правильной траектории, без люфтов и скачков, но непродуманная система обратной связи, реализованная на этой модели отпугнула многих пользователей (не говоря уже о цене в 13 000 рублей).
Радикально решить вопрос точности и долговечности датчиков, а также ресурса механических деталей джойстика решила компания Saitek в модели X65F:
В этом джойстике ручка закреплена совершенно неподвижно, движения игрока снимаются с ручки при помощи тензодатчиков – сенсоров, измеряющих давление. Игрок прикладывает усилия к ручке, тензодатчики фиксируют давление и передают его в игру. Таким образом решается проблема долговечности механики (ручка неподвижна, а значит, никакого износа у нее не будет), долговечности датчиков – тензодатчики имеют громадный ресурс, а точность будет обеспечивать высокопроизводительный контроллер. Однако, насколько удобно будет играть, не отклоняя ручку, пока не понятно. Джойстик еще не продается и потестировать его возможности пока нет. Скорее всего данный джойстик останется нишевым устройством для небольшого круга любителей современной боевой авиации, т.к. управление самолетами Первой и Второй Мировых войн требует, чтобы ручка отклонялась. Но поживем – увидим.
Подведем промежуточный итог.
За последние 20 лет джойстики превратились из примитивных дискретных переключателей в высокотехнологичные устройства, использующие самые современные технологии XXI века. В новых джойстиках применяются самые передовые датчики для измерения углов – магнитные, что позволяет делать устройства с очень большим ресурсом и высочайшей точностью позиционирования.
Сегодня покупателю доступны джойстики со всеми типами датчиков – на потенциометрах, оптических энкодерах, датчиках Холла и 3D Холлах. Возьму на себя смелость утверждать, что достаточно скоро потенциометры и оптика уйдут в прошлое – как только магнитные датчики станут дешевле, а производители учтут ошибки первых устройств на новой технологии.
Что такое игровой руль?
Мы имеем дело с функциональным устройством, созданным для максимальной имитации управления автомобилем. Данный игровой контроллер повсеместно используется в автосимуляторах, а во многих современных игрушках просто не получится пройти этап без такого совершенного аксессуара. Существуют рули разной степени сложности. Для профессионалов киберспорта, например, выпускаются полноразмерные комплекты с коробкой, педалями и «обратной связью» для реалистичного отображения поведения авто на сложных участках.
Как выглядит игровой руль?
Автосимуляторы являются особенной разновидностью виртуальных развлечений, даже с брендовым джойстиком управлять гоночным авто на виражах крайне сложно. Устройство игрового руля разрешает лучше реализовать потенциал игры и комфортнее проходить самые сложные этапы. Даже внешне он максимально напоминает систему управления реального болида. В полноценный набор сейчас входит помимо колеса еще несколько элементов:
Работает такой манипулятор с помощью специальных датчиков, которые при повороте колеса изменяют показания потенциометра. Первые игровые рули шли с переменными резисторами, новые модели виртуальных «баранок» работают на оптических или магнитных датчиках. Бесконтактные комплектующие дороже, но они отличаются большей точностью и не страдают от механического износа.
Thrustmaster TX Racing Wheel: Leather Edition
Совместимость: Xbox One/PC | Тип подключения: USB | Вес: 9 кг | Силовая отдача: есть | Вибрация: есть | Максимальный угол вращений: 900 градусов | Педали: есть | Педаль сцепления: есть | Расширяемый: да
- Полный контроль управления
- Идет с более качественными педалями, чем базовая версия
- Ручная коробка передач не включена в стоимость
- Рулевое колесо от другого производителя
Это эквивалент предыдущей модели, на для Xbox One, и он ничуть не уступает своему аналогу в легкости управления и мощности отдачи. Комплект обойдется в большую сумму, чем стандартная версия RX, но модель все же достойна приобретения благодаря набору из трех педалей (включая педаль сцепления) и снимаемому рулевому колесу из натуральной кожи.
Универсальное рулевое колесо можно снимать и устанавливать на основание рулей для PS4, но это ничуть не сказывается на его качестве. Единственный минус колеса – это шов на внутренней стороне, который при длительном использовании руля может натереть пальцы.
Набор из трех педателей значительно расширяет возможности управления. Они имеют вес и размеры настоящих педалей и дают игроку полный контроль над ситуацией на дороге. В идеале, в паре с этим рулем нужно докупать специальное гоночное кресло – обычно у них бывает специальная подставка для педалей, что обеспечит максимальное погружение в роль пилота скоростного болида.
Лучше всего подойдет… Для серьезных трековых гонок и не менее серьезного фаната гоночных симуляторов.
Аксессуары от 20000 до 60000 рублей
На первом месте среди профессиональных моделей устройство, которое удовлетворит все критерии выбора продвинутого геймера, желающего погрузиться в виртуальный мир целиком. От настоящего гоночного руля игрушка отличается наличием дополнительных кнопок. В комплектацию входит стационарный модуль с тремя педалями (педаль газа, тормоза и сцепления), что позволяет пользователю комфортно переключать скорости. Устройства подобного уровня выбирают для своих тренировок киберспортсмены, так как они обеспечивают максимальное погружение в виртуальную реальность и имеют весь необходимый функционал. Также популярность моделей данного производителя объясняется высоким качеством сборки, что позволяет пользоваться аксессуарами длительное время. Руль совместим с внешним рычагом переключения передач driving force.
- Тип контроллера: проводной;
- Обратная связь: есть;
- Устройство совместимо с ПК, PS3/4;
- Материал оплетки руля: кожа;
- Угол поворота руля: 900°.
- Комфортное управление (ощущение управления реальным автомобилем);
- Простое подключение;
- Хорошее качество обратной связи;
- Качественная сборка;
- Профессиональная езда в автосимуляторах Euro Truck Simulator 2 и American Truck Simulator.
- Неудобное крепление;
- Высокая цена.
Цены на Logitech G G29 Driving Force колеблются в диапазоне 22900-28990 руб.
На втором месте высокоточный гоночный симулятор, угол поворота которого настраивается в диапазоне 270° — 1080°. Модель отличается эргономичным дизайном Совместимость с ПК достигается за счет драйверов Thrustmaster, самую свежую версию которых всегда пользователь имеет возможность скачать с сайта: ts.thrustmaster.com. Официальная прошивка позволяет автоматически распознавать устройство системой PS4™. Также устройство оснащено переключателем PS4™/PS3™, что обеспечивает совместимость с обеими системами. Силовая обратная связь достигается при помощи технологии Immersion TouchSense®. Педали имею широкий упор для ног и механизм регулирования угла наклона. Модель совместима с блоками педалей T3PA, T3PA-PRO и КПП Thrustmaster TH8A. Плавность и мягкость работы всей конструкции обеспечивается при помощи механизма со шкивом ременной передачи и шестернями. Прочность рулевого колеса повышается за счет метал. оси на шарикоподшипниках. Отзывы пользователей позволили выявить плюсы и минусы симулятора.
- Отличная обратная силовая связь;
- Удобный руль, не выскальзывает даже при сложных маневрах;
- Красивый дизайн;
- Высокое качество сборки.
- Непрочное крепление.
Информация о подробных характеристиках, возможностях Thrustmaster T150 Force Feedback, о том, какие еще бывают модификации, и какие новинки данного производителя вышли на рынок, представлена на сайтах интернет-магазинов, где можно купить модель T150 по цене 21500-23500 руб.
Третье место занимает аксессуар от известного бренда. Лучшие производители, к которым относится компания «Logitech», делают самые хорошие предложения в соотношении цена/качество. Швейцарская компания разрабатывает и производит не только геймерские устройства, но также весь спектр аксессуаров в сфере компьютерной периферии. Какой гоночный симулятор от фирмы «Logitech» лучше? Профессиональным геймерам, несомненно подойдут модели премиум класса, изготовленные с использованием технологии TrueForce. Модификация G G923 TRUEFORCE PS4 значительно улучшает тактильные ощущения во время игры. Интеллектуальная система выдает мгновенную силовую обратную связь в режиме реального времени. Уровень напряжения виброотклика изменяется в зависимости от изменения рельефа, вида транспортного средства или типа трассы. Руль выполнен из прочного металла с покрытием из кожи. Тормозная педаль оснащена пружиной, которая максимально реалистично имитирует систему торможения настоящего автомобиля.
- Отличная имитация гоночного руля;
- Комфортное управление;
- Простые подключение и настройка.
- Шумно работает;
- В комплекте отсутствует коробка передач, необходимо докупать отдельно.
Приобрести Logitech G G923 TRUEFORCE PS4 в интернет-магазине можно по цене 28500-31990 руб.
Замыкает рейтинг лучших рулей премиум-класса разработка американского бренда Thrustmaster. Столкнувшись с вопросом, какой гоночный симулятор лучше купить, геймеру стоить обратить внимание именно на этого производителя. Ведь основная цель компании – удовлетворить потребности любого почитателя виртуальных игр. Более 30-ти лет Thrustmaster разрабатывает все виды периферийных игровых аксессуаров, стремясь обеспечить уникальную реалистичность и абсолютное погружение пользователя в игровую реальность. Поддержка профилей пользователей оборудования осуществляет через веб-сайт корпорации support.thrustmaster.com 24 часа в сутки. Система T300 RS GT оборудована обратной связью 1080 °, бесщёточным мотором промышленного уровня, который обеспечивает максимальную плавность хода, и технологией HEART. Металлические педали регулируются по расстоянию друг от друга и высоте. Устройство совместимо с КПП TH8A и TH8RS и педальным модулем T3PA-PRO. Рулевое колесо имеет прорезиненное покрытие с кожаной текстурой. Жизненный цикл тактовой кнопки составляет более 10 млн активаций. Крепление осуществляется при помощи системы Thrustmaster Quick Release, в которой предусмотрена возможность снятия рулевого колеса.
- Хорошее качество сборки;
- Сильная обратная связь;
- Идеальная система настройки.
- Слабый механизм крепления;
- Неотсоединяемый USB-кабель.
Примерная стоимость Thrustmaster T300 RS GT Edition составляет 35700-42200 руб.
Если у Вас есть опыт использования игровых рулей, описанных в рейтинге, или Вы хотите поделиться информацией о другой модели, расскажите нам об этом в комментариях.
Logitech Farm Sim Controller
Logitech Farm Sim Controller — не просто руль, а полноценный игровой набор для фермерских симуляторов типа Farming Simulator и прочих подобных игр. В комплект входят само рулевое колесо, педали коробка передач с различными дополнительными элементами управления.
Logitech Farm Sim Controller подключается только к ПК, у него пластиковые элементы, 25 кнопок, крестовина D-pad, два аналоговых рычага, а также рычаг КПП. Поворот рулевого колеса составляет 900 градусов, а значит с этим рулем можно играть и более быстрые автосимуляторы и тем более аркадные гонки. Весь набор Logitech Farm Sim Controller продается по минимальной цене $277.
Руль: главная деталь
Впервые автомобильный руль с коробкой передач появился еще в 1974 году на игровом автомате. Через восемь лет руль «прикрепили» к забытой сегодня приставке «ColecoVision», а еще через двенадцать лет его впервые получил компьютер. Сегодня этот аксессуар можно найти и для любых игровых платформ.
Чем больше угол наклона руля, тем лучше
При выборе необходимо обратить внимание на следующие особенности руля:
- Угол поворота: он может варьироваться от 180 до 1080 градусов – чем больше, тем лучше ощущается игра. На первых порах хватит поворота до 270 градусов, для ралли потребуется угол в 570 градусов, для обычных гонок лучше брать не меньше 900 градусов;
Внимание! Угол поворота в 180 градусов позволит имитировать езду в реальности, но для игры его будет мало.
- Обратная отдача (Force Feedback): сюда входит обратная связь и вибрация. Первая представляет собой усиление при повороте, что позволяет лучше чувствовать управление. Вибрация обычно включается на опасных участках, при тряске и других важных ситуациях;
- Эргономичность или удобство: выбирая руль, важно подержать его в руках и опробовать в деле. Только так можно убедиться, что управлять им будет удобно. Руль и педали должны подходить по размерам и не вызывать дискомфорта;
- Крепление: в дешевых моделях крепление к столу может производиться при помощи присосок или липучек – при резких поворотах он будет соскальзывать со стола. Лучше выбрать крепления, которые захватывают стол, привинчиваются к нему – примером могут служить мясорубки времен СССР;
Руль для компьютера Dialog GW-14VR
Руль для компьютера Defender Forsage Drift GT