Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Причины
Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:
- Разнообразные психические нарушения (психопатия).
- Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
- Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
- Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
- Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
- Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.
Сколько времени можно играть в ПК детям разных возрастов?
Для каждого возраста существуют свои ограничения по игре в компьютер. Выглядят они следующим образом:
- Детям в возрасте пяти лет рекомендуется сидеть за компьютером не более двадцати минут в сутки.
- Детям в возрасте шести лет нужно сидеть за компьютером не более тридцати минут в сутки.
- Школьникам в возрасте семь-девять лет можно использовать ПК не более, чем один час в день.
- Более старшим детям в возрасте от десяти до двенадцати лет рекомендуется использовать ПК не более одного часа двадцати минут в сутки.
- Школьникам в возрасте от тринадцати до четырнадцати лет рекомендуем использовать ПК не больше, чем один час сорок минут в сутки.
- Для детей от пятнадцати до восемнадцати лет ПК можно использовать не более двух часов в сутки.
Рекомендуем следовать этим ограничениям. И не давать ребенку сидеть за компьютером дольше, чем нужно.
Если придерживаться этих ограничений, ребенок будет здоровым.
Как снизить негативное влияние компьютера на зрение детей?
Только лишь бесед с ребенком недостаточно, вам также следует убедиться в том, что он комфортно чувствует себя в “нейтральной” позе при работе с компьютером.
Голова не должна быть наклонена назад или вперед, а экран компьютера должен располагаться примерно на 15 градусов ниже уровня глаз. Спина прямая, плечи назад, но при этом расслаблены. Нельзя допускать того, чтобы ребенок наклонялся перед клавиатурой. Предплечья должны лежать плашмя на столе и образовывать по крайней мере 90 градусов с плечами. Руки почти на одном уровне с предплечьем, но с небольшим изгибом запястья. Ноги на полу или подножке, а относительно коленей они также должны находиться в положении примерно 90 градусов.
Многие эксперты также рекомендуют отлучаться от компьютера каждые 20-30 минут. Во время этой паузы следует встать и сделать небольшую зарядку. Это помогает снять напряжение мышц.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях и Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать новые материалы!
Уязвимой аудиторией становятся подростки, которые:
- слабо вписываются в социальную среду, не имеют друзей, считаются неудачниками среди сверстников;
- лишены внимания родителей, занятых работой, другими детьми,
- проводят все свободное время за монитором или с телефоном в руках;
- имеют избыток свободного времени, которое нечем занять, они не посещают секции и мало уделяют времени учёбе.
- Дополнительно сказываются личные особенности ребенка – неуверенность в себе, неумение общаться, склонность к однообразному времяпровождению, азартность, наличие комплексов и страхов.
Дополнительно сказываются личные особенности ребенка – неуверенность в себе, неумение общаться, склонность к однообразному времяпровождению, азартность, наличие комплексов и страхов.
Признаки компьютерной зависимости у детей
Зависимость от компьютерных игр у детей – относительно частное явление в современном обществе. Мама с папой обязаны знать признаки зависимости, её симптомы, чтобы уберечь ребёнка:
- дети очень возбуждены после сидения за монитором;
- ребёнок постоянно хочет играть в компьютер, не может сконцентрироваться на чём-то другом;
- у сына или дочери появились плохие оценки, потому что снизилась внимательность;
- ребёнок все свободное и несвободное время проводит за монитором;
- нарушился распорядок дня;
- дети готовы отдать всё самое ценное, что у них есть, лишь бы их не отвлекали от игр;
- ребёнок обсуждает только те темы, которые связаны с компьютером;
- подросток перестал увлекаться чем-то ещё, перестал читать, смотреть фильмы, гулять с друзьями;
- появляется агрессия, раздражительность, грубость, если ребёнка отвлекают от игр.
Признаки игровой зависимости
Не все дети, увлекающиеся компьютером, имеют игровую зависимость. Однако на ее наличие могут указывать следующие признаки:
- увеличивается время, которое ребенок проводит за игрой;
- меняется круг интересов, прежние увлечения вытесняются компьютером;
- наличие постоянных мыслей об игре, преобладание в воображении сюжетов, связанных с игровой тематикой;
- ребенок теряет контроль над ситуацией и становится неспособным прекратить играть ни после выигрыша, ни после проигрышей;
- при отсутствии возможности поиграть возникает эмоциональный дискомфорт, раздражительность, депрессия, ощущение пустоты;
- снижается способность сопротивляться соблазну провести время за компьютером;
- при вынужденном отвлечении от компьютера ребенок демонстрирует сильное раздражение и даже вспышки ярости;
- он пренебрегает общением с друзьями и семьей;
- начинает врать родителям о том, чем занимается;
- забывает о личной гигиене;
- изменяется режима сна;
- возникают проблемы с учебой;
- нерегулярность питания, когда ребенок пропускает приемы пищи, будучи слишком вовлеченным в игру.
О зависимости можно говорить лишь в тех случаях, когда увлечение играми становится для ребенка как бы «заменой» реальной жизни и ведет к появлению проблем в различных сферах, например, таких как учеба, здоровье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, эмоциональная сфера.
Что такое компьютерная зависимость, как она проявляется
Термин «компьютерная зависимость» появился в психиатрии в 90-е годы с началом стремительного развития информационных технологий. Он означает чрезмерную увлеченность компьютером и интернетом, проведение за компьютером большей части своего свободного времени. Особенно опасна интернет-зависимость для подростков, чья психика в 14-16 лет еще формируется и уязвима.
Компьютерная зависимость у подростков – это психическое заболевание, которое нельзя оставлять без внимания. Засиживаясь в компьютерных играх, просиживая в социальных сетях максимум времени, ребенок не успевает подготовить домашнее задание в школу, в результате чего у него снижается успеваемость, он перестает общаться в реальной жизни со сверстниками, становится угрюмым и агрессивным.
Если родители заметили, что их ребенок болезненно воспринимает «расставание» с электронными гаджетами, значит настало время заняться профилактикой компьютерной зависимости. Ребенка нужно увлечь другими занятиями, записать в спортивные секции, кружки по интересам, строго регламентировать время на компьютерные игры. Если же с этим возникают проблемы, значит пора лечить ребенка.
С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?
Мария: Все-таки родитель не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.
Анна: Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему — например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.
Жесткие попытки контроля подростка выглядят как насилие, и по сути им и являются. Эти попытки, как правило, встречают жесткий отпор со стороны подростка, но если у него недостаточно сил, чтобы бороться, он просто тихо саботирует. Например, родитель говорит: «Садись, делай уроки». Подросток как бы садится за стол, открывает учебник и ковыряет в носу оставшийся вечер.
Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «Я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.