Храм Хатшепсут — несостоявшаяся гробница женщины-фараона

Женщина-Фараон Хатшепсут | 5 главных достижений

Хатшепсут была самой долгоправящей женщиной-фараоном из местной династии Древнего Египта. Дочь Тутмоса I и жена Тутмоса II, Хатшепсут взяла на себя роль регента после ранней кончины мужа. По не совсем понятным причинам она затем взяла на себя полную власть, став фактической правительницей древнего Египта. Она была пятым фараоном Восемнадцатой династии Египта, правившей в течение 20 лет примерно с 1479 г. до н.э. по 1458 г. до н.э. Хатшепсут считается одним из самых успешных фараонов, поскольку при ее правлении царил мир и процветание, были восстановлены торговые отношения, к тому же она руководила завершением некоторых из лучших строительных проектов в истории Древнего Египта. Благодаря своим достижениям ее назвали «первой великой женщиной в истории, о которой нам стало известно». Узнайте больше о великой женщине-фараоне Древнего Египта благодаря ее 5 основным достижениям.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и его жены Яхмос. Была замужем за Тутмосом II, своим сводным братом от второй жены Тутмоса I. После смерти их отца престол перешел к Тутмосу II. После смерти Тутмоса II в молодом возрасте овдовевшая Хатшепсут стала регентом, чтобы править совместно со своим пасынком Тутмосом III. К концу седьмого года их правления она стала официальной соправительницей и фактической правительницей древнего Египта. Причина этого обсуждается ранними историками, предполагающими, что она узурпировала трон, в то время как историки нашего времени утверждали, что политический кризис вынудил ее стать фараоном. Какой бы ни была причина, Хатшепсут была одной из очень немногих женщин-фараонов. По словам египтолога Яна Шоу: «В истории Египта в династический период (с 3000 по 332 год до н.э.) было всего две или три женщины, которым удалось править как фараонам».

Хатшепсут изображена как мужчина-фараон с бородой.

Хатшепсут изображена как мужчина-фараон с бородой.

Общие сведения

Храм царицы Хатшепсут, который местные жители называют Священнейший из священных или Джесер Джесеру, представляет собой грандиозное заупокойное святилище первой женщины-фараона, правившей Египтом в период Нового царства. Строительство этого уникального святилища, припавшего на вторую половину 15 века до н. э., длилось целых 9 лет (с 1482 по 1473 гг.). На сегодняшний день оно входит в состав Дейр-эль-Бахри, археологического комплекса заупокойных гробниц и храмов, разместившегося на западной стороне Нила, и находится под охраной государства.

Храм Хатшепсут вечером

Царская дочь, сестра и жена

Родилась будущая владычица Египта около 1508 года до н. э. Отцом Хатшепсут был фараон Тутмос I, третий по счету правитель XVIII династии, которая открыла в истории страны эпоху Нового царства, а матерью – царица Яхмос. Еще при жизни отца молодая женщина сделалась верховной жрицей в фиванском храме Амона и получила титул «супруга бога».

После смерти фараона примерно в 1493 году до н. э. на престол взошел его сын Тутмос II. Однако, поскольку передача царской власти осуществлялась по женской линии, то есть через брак с дочерью фараона, новому царю необходимо было жениться на своей сводной сестре Хатшепсут. Так она стала царицей, но еще не стала фараоном. Тем не менее известно, что волевая и властная Хатшепсут оказывала на мужа сильное влияние.

Комплекс Дейр-Эль-Бахри

Дейр-Эль-Бахри связан не только и не столько с именем Хатшепсут. Заупокойный храм царицы был построен по образцу храма Ментухотепа, созданного за пять столетий до этого, который представлял собой оригинальную структуру, состоящую из нескольких уровней, интегрированных в скалу, по преданию принадлежащую богини Хатор. От древнего храма остались одни руины, однако, храм Хатшепсут прошел практически нетронутым через тысячелетия – сначала он был местом паломничества для древних египтян, а потом здесь был устроен христианский монастырь. Тутмос III, наследовавший Хатшепсут, внес свою лепту в строительство комплекса: между старым и новым храмами он построил собственный заупокойный храм, развалины которого были обнаружены в 1962 г. Согласно источникам на постройке храма Хатшепсут под руководством архитектора Сенмута работало 16 плотников, 10 резчиков камня и 20 граверов.

Современная реконструкция комплекса в Дейр-эль-Бахри

Современная реконструкция комплекса в Дейр-эль-Бахри

Фараон Ментухотеп II из XI династии Среднего Царства построил свою гробницу в Дейр-Эль-Бахри; погребальная камера была выбита в священной скале. Этот храм, расположенный в стороне от храма Хатшепсут послужил образцом для последнего.

Преемник Хатшепсут Тутмос III приказал построить свою гробницу между древним храмом Ментухотепа II и гробницей своей тетки. Его желание затмить царицу и вытеснить ее из пантеона, а также священный трепет перед могилами предков и обусловили выбор места расположения храма.

На промежуточной террасе возвышается святилище Хатор, богини с головой коровы. Внутри него находятся гипостильный зал с 24 колоннами и алтарь с изображениями Сенмута. Капители колонн сделаны в форме женского лица с коровьими ушами.

На верхней террасе вестибюль из гранита ведет из верхнего портика во двор, окруженный колоннами, которые являются фундаментом для главных святилищ царского культа. В этом же месте были найдены руины коптского монастыря («дейр» — по-арабски) VII в. н .э.

Верхняя часть храма служит помещением для 24 колоссов Хатшепсут в обличии Озириса. Царица изображена в традиционном образе мумии – руки скрещенные на груди, держащие жезл и хлыст, увенчанную пскентом.

Портик из 22 колонн с орнаментальным рельефом расположен на западной оконечности промежуточной (средней) террасы. На южной стене портика находится барельеф, который в мельчайших деталях показывает историю путешествия купцов в страну Пунт.

На стенах промежуточного портика, расположенного на северной оконечности храма Хатшепсут, изображены сцены теогамии (божественного рождения) царицы. Бог Амон изображен здесь как отец Хатшепсут, подтверждая таким образом легитимность ее правления наравне с Тутмосом III.

Оконечность нижней террасы – портик с колоннами. На южных стенах находятся барельефы, изображающие перевозку двух обелисков из Асуана в Карнак, где они и были установлены.

Нижний двор или нижняя терраса храма Хатшепсут представляла собой роскошный оазис из пальм, где были вырыты два бассейна в форме буквы Т, полностью закрытые папирусом. В центре двора рампа фланкированная портиками ведет на верхний уровень.

Аллея из семи пар сфинксов венчала вход в храм. Она была открыта знаменитым археологом Говардом Картером и заканчивалась пилоном, который не сохранился.

Гонения и признание после смерти

Хатшепсут

Осирические статуи Хатшепсут, стоявшие возле каждой колонны ее храма в Дейр-эль-Бахри. Стоит обратить внимание на стилизированный погребальный саван, охватывающий нижнюю часть статуй, а также посох и цепь, связанные с культом Осириса

К конце царствования Тутмоса III и на протяжении царствования его сына, был предпринят целый ряд попыток удалить Хатшепсут как фараона из определенных исторических записей. Эта ликвидация проводилась в буквальном смысле всеми доступными способами. Ее картуши и изображения были затерты на некоторых каменных стенах, оставляя после себя очевидные пробелы, указывающие на наличие вместо них когда-то имени «Хатшепсут».

В храме в Дейр-эль-Бахри многочисленные статуи царицы были снесены, а во многих случаях — разбиты и обезображены перед тем, как быть закопанными в земле. В Карнаке даже была предпринята попытка обмуровать ее обелиски. Хотя очевидно, что большая часть этого «переписывания истории» о Хатшепсут произошла лишь в конце правления Тутмоса III, до сих пор неясны причины, побудившие фараона сделать это. В качестве возможных гипотез выступают предположения египтологов о типичной саморекламе того времени, которая была присуща практически всем фараонам, или, возможно, способе сэкономить средства, не возводя таким образом новые памятники, прославляющие Тутмоса III, а используя для этих целей грандиозные сооружения, воздвигнутые при Хатшепсут.

Аменхотеп II, сын Тутмоса III, который стал соправителем в конце царствования своего отца, также подозревается некоторыми египтологами, как уничтожавший сведения о женщине-фараоне. По их мнению, у него мог быть вполне очевидный мотив, так как его позиция в линейке царей XVIII-й Династии была не настолько сильной, чтобы обеспечить его подъем до уровня предшественников. Поэтому, вероятно, что он узурпировал многие из достижений Хатшепсут, выдав их за свои собственные. Его правление также отмечено попытками нарушить царское происхождение некоторых цариц, стирая их полные имена и удаляя такие громкие титулы, как «Супруга бога Амона».

На протяжении многих лет считалось, что Тутмос III действовал подобным образом из-за давней обиды, что накапливалась в нем из-за продолжительной безысветности, когда он на многие годы был отстранен от роли соправителя Хатшепсут. Однако, вероятно, что такая оценка ситуации является слишком упрощенной. Маловероятно, что Тутмос, который стал не только самым успешным военачальником Дренего Египта, но также был известным спортсменом, автором цитат, историком и архитектором, в течение двух десятилетий вынашивал планы мести своей мачехе и тёте прежде, чем стал полноправным правителем. Известный египтолог Дональд Редфорд пишет по этому поводу:

«Здесь и там, в темных закоулках святилища или гробницы, куда не мог проникнуть случайный плебей, картуши царицы и рисунки с ее изображением остались нетронутыми . которые никогда не осквернил бы чужой взгляд, передавали царю все тепло и трепет (ее) божественного присутствия».

Поэтому все зачистки были нерегулярными и носили случайный характер: удалялись лишь наиболее видимые и доступные широким массам изображения Хатшепсут; если бы такое уничтожение было более обширным, то мы бы сейчас не наблюдали такое внушительное количество различных изображений женщины-фараона. Тутмос III умер прежде, чем были закончены эти изменения, что может свидетельствовать о том, что он никогда и не стремился полностью уничтожить память о Хатшепсут. Стоит также отметить, что в настоящее время у египтологов нет никаких доказательств того, что Тутмос мог ненавидеть свою мачеху на протяжении всей ее жизни. Если бы это было правдой, то в качестве командующего армией — звания, предоставленного ему Хатшепсут — он мог бы провести успешный государственный переворот и получить власть в свои руки значительно раньше. Однако он не предпринимал никаких попыток оспорить власть во время ее царствования, а все записи о достижениях и изображения царицы оставались нетронутыми на протяжении еще 20 лет после ее смерти.

5.1. Гипотезы Д.Тайлдесли

Тутмос III

Статуя Тутмоса III — соправителя Хатшепсут и будущего фараона Египта

Писатель и египтолог Джойс Тайлдесли выдвинула любопытную гипотезу о том, что, возможно, Тутмос III, не имея никаких зловещих мотивов, в конце своей жизни решил низвести Хатшепсут до роли обычного со-регента, примером которого могли служить многие влиятельные женщины Древнего Египта (к примеру, царица Яххотеп). Исследовательница утверждает, что устраняя наиболее очевидные следы правления Хатшепсут и понижая таким образом ее статус до обычного соправителя, Тутмос III хотел показать, что стал законным преемником сразу после Тутмоса II, без какого-либо серьезного вмешательства со стороны своей тетки.

Во второй половине царствования Хатшепсут умерли высокопоставленные чиновники, служившие для нее мощной религиозной и бюрократической поддержкой. К ним относился и близкий сторонник царицы по имени Сенмут, который, кажется, внезапно скончался между 16 и 20 годами правления Хатшепсут, но так и не был предан земле ни в одной из гробниц, спроектированных лично им для этих целей. Согласно Тайлдесли, загадка внезапной смерти Сенмута «дразнила египтологов на протяжении десятилетий» и, учитывая отсутствие явных археологических доказательств, «живое воображение исследователей Сенмута окончательно одичало», в результате чего появилось множество различных гипотез, «некоторые из которых могли обогнать по своему сюжету любое загадочное или вымышленное убийство». В одном из таких сценариев, новые чиновники, назначенные Тутмосом III, могли быть заинтересованы в восхвалении многочисленных побед своего повелителя, уничтожая предыдущие надписи Хатшепсут, чтобы обеспечить достойное существование себе и своим семьям.

Джойс Тайлдесли также выдвинула гипотезу, в которой предположила, что зачистка и осквернение памятников Хатшепсут Тутмосом III могли быть довольно жесткой, но рациональной попыткой с его стороны, чтобы погасить значение «нетрадиционной женщины-фараона, чье правление могло быть интерпретировано будущими поколениями, как тяжкое преступление против Маат, и чье неортодоксальное сорегенство» выдвигало бы «серьезные сомнения в законности его собственного права на власть. Поэтому преступление Хатшепсут заключалось лишь в том, что она была женщиной». Тайлдесли предположила, что Тутмос III, вероятно, считал, что пример успешного женского царствования в качестве фараона Египта мог продемонстрировать способность женщины заменить традиционного царя-мужчину. Это убедило бы «будущие поколения потенциально сильных женщин-фараонов не довольствоваться своей традиционной ролью жены, сестры или, в конечном счете, матери царя», а попытаться возложить на себя корону правителя. Тутмос III также отверг относительно недавнюю по отношению к нему историю о другой женщине, которая была фараоном, по имени Нефрусобек из эпохи Среднего Царства, видимо, не предав никакого значения ее короткому 4-летнему правлению «в самом конце затухающей [XII-й] династии, когда все складывалось против нее. Таким образом, она представлялась консервативным египтянам в более преемлемом образе «Царицы-воина», которая потерпела неудачу» в попытке возобновить величие Египта. В отличие от этого случая, славное царствование Хатшепсут представало совершенно в ином свете: она продемонстрировала, что женщины были способны наравне с мужчинами быть «Правителями Двух Земель», поскольку руководила процветающим Египтом на протяжении более двух десятилетий. Однако, если целью Тутмоса III было ограничение женского участия при восхождении на царский престол, то, согласно Тайлдесли, это был полный провал, поскольку в египетской истории после этого события появлялись как минимум еще две женщины-фараона: Нефернеферуатон (возможная женщина-соправитель или преемник Эхнатона) и Таусерт (царица из XIX-й Династии).

5.2. Иероглифические ключи

Хатшепсут

Сокол фараона. Храм Хатшепсут

Стирание имени Хатшепсут, независимо от причин или лиц, его проводивших, способствовало практически полному его исчезновению из археологических и письменных источников Древнего Египта. Когда египтологи XIX века начали расшифровывать тексты на стенах храма в Дейр-эль-Бахри (где, как казалось, шла речь о двух фараонах-мужчинах), полученные переводы не имели никакого смысла. Жан-Франсуа Шапольон, первый французский ученый, сумевший понять значение египетского письма, так высказывает свое чувство смущения и явное противоречие между словами и изображениями:

«. Я был довольно удивлен, наблюдая, что здесь, как и в любом другом месте храма, упоминания об известном Моэрисе [Тутмосе III], украшенные всеми знаками отличия царской власти, уступают место для этой Амененти [Хатшепсут], чье имя мы можем напрасно искать в царских списках; еще больше я удивился, когда обнаружил после прочтения надписей, что для этого бородатого царя, изображенного в обычном одеянии фараонов, все имена и глаголы указывались в женском роде так, как если бы рассматривалась царица . «

5.3. Археологические свидетельства

В 2006 году в Карнаке археологами были обнаружены девять золотых картушей, включающих царские имена как Хатшепсут, так и Тутмоса III. Данная находка может со временем пролить дополнительный свет на попытки Тутмоса III и его сына Аменхотепа II удалить свидетельства о женщине-фараоне и дать правильную оценку их взаимоотношениям.

К другим важным археологическим свидетельствам о царице Хатшепсут относятся:

Сфинкс Хатшепсут с округлыми ушами и гривой, как у льва, но с пятью пальцами на лапах. Статуя из нижней террасы храма в Дейр-эль-Бахри.

Эти две статуи Хатшепсут были очень похожи друг с другом. Однако символы царской власти — урей, корона и фальшивая борода — бали удалены с левой статуи; многие изображения царицы были искажены подобным образом в течение нескольких десятилетий после ее смерти в конце правления Тутмоса III. Это продолжал делать и фараон Аменхотеп II, возможно, для того, чтобы приписать ее заслуги себе.

На этом рельефе изображение Хатшепсут было удалено намеренно. Королевский музей Онтарио

Двойная стела царицы Хатшепсут из музея в Ватикане. На ней изображена царица (по центру) в синей короне ‘Хепреш’, делающая подношения богу Амону, а позади нее — Тутмос III в белой короне ‘Хеджет’, стоящий рядом с богиней Усрет.

Иероглифы, показывающие Тутмоса III слева и царицу Хатшепсут справа со всеми атрибутами царской власти. ‘Красное святилище’ в Карнаке

Упавший обелиск Хатшепсут в Карнаке

5.4. «Проблема Хатшепсут»

Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт — с посещением посольством царицы царя Соломона.

Для академической науки, разгоревшаяся в конце XIX — начале XX века, дискуссия относительно личности женщины-фараона примечательна решением так называемой «проблемы Хатшепсут». Первоначально считалось, что Хатшепсут была старшей сестрой и женой Тутмоса III. Эта точка зрения базировалась на заблуждении, что замена имени одного царя именем другого обязательно свидетельствует о прямой последовательности их правления. Путаница с картушами Хатшепсут, заменёнными Тутмосом III не только своими картушами, но и картушами её отца и мужа, приводила к объяснению этих процессов междоусобицами между стареющим Тутмосом I и Тутмосом II с одной стороны, и Тутмосом III и Хатшепсут, — с другой.

Эту точку зрения отстаивал немецкий египтолог Курт Зете, утверждавший, что Хатшепсут и Тутмос III вместе сначала свергли Тутмоса I, а затем, вернув престарелого царя, отстранили от власти Тутмоса II. Таким образом, Хатшепсут представлялась амбициозным узурпатором, лишившим власти даже своего отца, а построения относительно наследования Тумосидов выглядели следующим образом: Тутмос I — Тутмос III — Тутмос III и Хатшепсут (соправители) — Тутмос III, отстранивший Хатшепсут, — Тутмос I и Тутмос II — Тутмос II (после смерти старшего Тутмоса) — Тутмос III и Хатшепсут — Тутмос III (единолично). Такая громоздкая схема, насчитывающая четыре государственных переворота за двадцать лет, была подвергнута решительной критике швейцарского учёного Эдуарда Навилля, который, опираясь на новые археологические открытия, предложил собственную теорию, объяснявшую проблему Хатшепсут. Эдуард Мейер усовершенствовал теорию Навилля, что позволило ей впоследствии стать общепринятой.

Несмотря на очевидную несостоятельность своей теории, Курт Зете не собирался отказываться от неё и лишь несколько ревизовал её, упростив до следующей цепи наследований: Тутмос I — Тутмос II и Хатшепсут — Хатшепсут и Тутмос III — Тутмос I и Тутмос II — Тутмос II — Хатшепсут и Тутмос III — Тутмос III. Несмотря на то, что и эта гипотеза грешила воскрешением Тутмоса I и Тутмоса II, якобы вернувшихся из политического небытия в разгар правления Хатшепсут, её придерживались многие видные египтологи, в том числе Борис Александрович Тураев и Джеймс Генри Брэстед. «Проблема Хатшепсут» была окончательно решена Уильямом Ф. Эджертоном, который пришёл к выводу, что если бы правление Хатшепсут действительно было прервано эфемерным правлением её мужа и отца, повреждённые ими картуши Хатшепсут непременно были бы восстановлены после её возвращения на престол.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector