Фонетический разбор слов: как сделать звукобуквенный анализ
Как только ребенок усваивает первые буквы, педагоги школ ненавязчиво и терпеливо подготавливают его к изучению фонетики. Произносит учитель предложения четко, медленно, на растяжку, по слогам и делает ударение на нужных гласных. Дети учатся прислушиваться к звучанию, произношению и смыслу слов и правильно повторять их.
В русском языке имеется конкретное определение: фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») это подразделение лингвистики, которое изучает речь и объясняет звуковое строение языка (звукосочетания, слоги и правила построения речи).
Фонетичесский анализ состоит в том, чтобы разделить слово на слоги, верно поставить ударение, дать подробную характеристику каждой букве и звуку согласно установленным правилам. Необязательно, чтобы их количество совпадало, некоторые буквы в зависимости от местоположения в слове образуют сразу два звука, а также имеются такие буквы, как «ь» и «ъ», которые вовсе не являются звуками, но влияют на характеристики согласных, рядом с которыми они находятся.
Население России представлено большим количеством народов, различающихся языком и диалектами. Поэтому звуковой анализ в регионах может отличаться. Одно и то же слово иногда звучит по-разному — к примеру, северные народы привыкли окать, в некоторых областях по-разному произносятся буквы «г» и «т». Например, житель центральной России нараспев произнесет слово: «ха-ра-шо», тогда как на северном Поволжье и в Кировской области скажут четко по буквам: «хо-ро-шо».
Транскрипция
Слово «компью́тер» – 3 слога (компь-ю-тер). Ударение падает на 2-й слог.
Количество букв – 9.
Количество звуков – 9.
к — [ к ] — согласный , парный глухой, парный твёрдый
о — [ а ] — гласный , безударный
м — [ м ] — согласный , непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
п — [ п’ ] — согласный , парный глухой, парный мягкий
ь — не обозначает звука
ю — [ й’ ] — согласный , непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
— [ у ] — гласный , ударный
т — [ т’ ] — согласный , парный глухой, парный мягкий
е — [ и ] — гласный , безударный
р — [ р ] — согласный , непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
Гласные звуки
Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.
Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:
А О У Ы Э И
В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: М А , М О , М У , М Ы , М Э .
Звук И обеспечивает мягкое произношение – М И .
Остальные гласные буквы имеют по два звука:
Е [йэ] Ё [йо] Ю [йу] Я [йа]
Гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.
. Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Соотношение буквы и звука
Звук – это минимальная элементарная составляющая речи и языка. По аналогии можно сравнить звук с элементарной частицей в физике – атомом. Но отдельный звук не передаёт никакого смысла и значения. Эта невозможность передавать смысл звуками исправляется тем, что именно звуки позволяют нам отличать в речи слова одно от другого. В качестве маркеров, позволяющих человеку распознавать слова и, соответственно, улавливать их смысл служат: количество звуков, последовательность, повторяемость, набор.
А вот буквы являются графическим отображением звуков. Буква – это символ, выполняющий задачу отображения на каком-либо носителе(это может быть что угодно – бумага, камень, дерево, папирус, экран монитора) звука. Тут важно отметить, что символьная буквенная запись лишь дополняет речь и смысл, так как первична, безусловно, звуковая составляющая языка и речи, а письменная – вторична по отношению к ней.
План фонетического разбора слова
Напомню читателю, что фонетический разбор слова (часто называемый ещё «звукобуквенным разбором слова») предполагает определение того, как много звуков и букв имеется в данном слове, на какой слог падает ударение. Сколько в слове гласных и согласных звуков, классифицирует указанные звуки, а также предполагает запись общей транскрипции слова.
Относительно конкретики выполнения такого плана, то последний состоит из следующих последовательных шагов:
- Правильно запишите данное слово, обозначьте его транскрипцию;
- Укажите, сколько слогов в данном слове; в данном слове;
- В столбик выпишите буквы данного слова, в квадратных скобках справа выпишите звук для данной буквы (помните, что запись звука и буквы могут быть не тождественны).
Охарактеризуйте каждый имеющийся звук по следующим критериям:
- Гласные звуки – ударный он или безударный.
- Согласные звуки – глухой или звонкий (парный или непарный), мягкий или твёрдый (парный или непарный).
- Запишите общее количество букв и звуков.
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.
Все, переходим к согласным.
Как дать правильную характеристику согласным
У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Отличие с исторической точки зрения
Отличие прослеживается даже в этимологии этих слов. Лексема «звук» восходит к польскому dźwięk, переводимому так: «звякать, звучать, звенеть». А лексема «буква» восходит к древнегерманскому bōkō, переводимому как «книга, письмо, грамота». Образная характеристика первого понятия – невидимый, в руки не взять, но слышимый – отразилась в загадке. А вот загадка «Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – враз заговорят» метафорически отражает сущность второго понятия.
Дефиниции звуки и буквы уже в 1 классе учат различать так. Слово «звук» известно всем. Порассуждаем о нем. Это волновые колебания, то, что слышится. Весь мир наполнен ими. Например, производимые окружающим миром пение птиц, цоканье копыт, шум улицы, шуршание листьев, скрежет зубов, музыка … и, конечно, человеческая речь. Когда мы говорим, тоже издаем звуки, являющиеся самыми маленькими неделимыми основами речевого потока, которые образуют слова.
Итак, сформулируем, в чем заключается отличие. Вот в чем оно состоит. Буква – символ, который воспринимают зрением, изображающий звук в письменной речи. Ее печатают, пишут, видят, читают. В качестве системы условных обозначений (знаков) представлены в алфавите, упорядочены в нем, представляют письменную форму речи. Символ нельзя проговорить, услышать – это относится к звуку. Звук воспринимают органами слуха, его слышат и воспроизводят речевым аппаратом, он представляет устную форму речи. Причем первична устная речь.
Практическое задание № 3
1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:
- чувствовать разочарование;
- участвовать в соревнованиях;
- неуместный вопрос;
- сверстник моих родителей;
- длинные ресницы;
- частное лицо;
- опасный возраст;
- ненастный день;
- вкусные яства;
- липовая аллея;
- ссорить друзей;
- захваченная территория;
- подать апелляцию;
- изобразительное искусство;
- аппетитное пирожное.
Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было радостное настроение. Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.