Как пишется слово “компьютер”
Техническое устройство, известное каждому не понаслышке, стало незаменимым инструментом при переходе школьников на дистанционное обучение, а взрослых на удалённую работу. Современный человек не мыслит себя без этого предмета. Но тесное знакомство не служит гарантией от ошибок в написании его названия. Проблемные буквы располагаются в первом и третьем слоге, вызывают закономерные вопросы: как по правилам пишется слово компьютер?
Анализируемое слово – существительное мужского рода. неодушевлённое. Полностью является значимой частью – корнем. Нет ни приставки, ни суффикса. Окончание нулевое. Имеет ограниченное количество однокоренных слов:
- компьютерный;
- компьютерщик;
- компьютеризация;
- суперкомпьютер.
Лексическое значение: электронное устройство с заданными параметрами работы с информацией и данными, служит для хранения, извлечения и обработки данных. Синоним: электронно-вычислительная машина.
Ставим ударение
Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.
Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.
Звуко-фонетический разбор слова
Ниже приведена схема фонетического разбора слова:
- понятие прописывается в тетради;
- показывается на какую букву приходится ударение;
- обозначается число слогов;
- разбираемое понятие прописывается по вертикали;
- около всех буквенных знаков прописать в [ ] их звуковую интерпретацию;
- всем звуковым обозначениям даётся характеристика:
- для гласного (находится в ударном положении или безударном),
- для согласного (глухость, звонкость, твёрдость, мягкость, парность);
- под чертой обозначается число буквенных и звуковых символов.
Примеры разбора слов по фонетическому признаку
Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:
Как сделать звуко буквенный разбор слова «весна»:
Весна — вес-на — 2 слога;
В – [в] — согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);
е — [э]- гласный, безударный ;
с — [с]- согл., глухой, твердый;
н — [н ]- согл., звонкий , глухой;
а — [а]- гл., ударный.
5 — [5] или 5 б ., 5 зв.;
В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после «в» слышится и произносится «э», потому что таких звуков, как: е , я, ю — не существует.
Осень — о-сень — 2 слога;
5 б. и 4 зв., ударение на «о».
В слове «осень» разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что «ь» смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.
Ягода — я-го-да — 3 слога, «я» — ударная;
«Ягода» — 5 б. и 6 зв.
Это происходит потому, что буква «я» вначале образует сразу два звука: «й» и «а».
Поход — по-ход — 2 слога, ударная — вторая «о»;
Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим «пахот», пишем «поход».
Праздник — праз-ник, «а» по ударением.
В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква «д».
Хороший преподаватель, разъясняя , как верно сделать звуко-буквенный разбор , сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика — это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.
Буквы и звуки
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, научимся различать, что на бумаге мы видим буквы, а когда произносим слово, то слышим звуки. Буквы — это графические знаки, с помощью которых можно обозначить звуки речи.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки образуются при свободном прохождении воздуха изо рта. Они состоят только из голоса. В русском языке имеются
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы] звучат после твердых согласных звуков, а буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обозначают, что предыдущий согласный звук является мягким. Эта фонетическая мягкость обозначается специальным значком — апострофом:
- лён [л’ о н]
- редис [р’ и д’ и с]
- соль [с о л’]
Для выполнения звуко-буквенного разбора следует поставить в слове ударение.
Под ударением гласные звуки звучат отчетливо, а без ударения они искажаются:
- буква «о» обозначает звук [а];
- после согласных буквы «е», «я» без ударения соответствует звуку [и]
Каждый гласный звук в одиночку или в сочетании с одним или с несколькими согласными согласными образует фонетический слог:
- бо-ло-то
- кра-со-та
- у-ди-ви-тель-ный
- ли-ни-я
Согласные буквы и звуки
В русской речи звучат 36 согласных звуков. При их произношении выдыхаемый воздух трется об губы, язык и щеки, в результате чего возникает шум.
Всегда звонкие согласные [л], [м], [н], [р] произносятся с участием голоса и минимальным шумом.
Если согласные звуки произносятся с бо́льшей долей голоса и шума, то образуются звонкие согласные:
Каждому звонкому согласному соответствует парный глухой согласный, который произносится с большей долей шума, чем голоса:
- [б] — [п];
- [в] — [ф];
- [г] — [ к];
- [д] — [т];
- [ж] — [ш];
- [з] — [с].
Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обозначают глухие согласные [х], [ц], [ч’], [щ’], у которых нет парных звонких согласных.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие:
[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’]
Выполняя звуко-буквенный анализ, учитываем, что буквы «й», «ч» и «щ» обозначают всегда мягкие звуки [й’], [ч’], [щ’],
Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»
Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.
Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.
1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.
Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].
Звуковой анализ слова «группа».
1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.
Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.
Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка
В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.
Первое – все звуки делим на гласные и согласные.
Гласные звуки: все, что надо о них знать
Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.
Гласных звуков в русском языке всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.
И вроде бы, где здесь «засада»? Буква А обозначает звук [а], буква О – звук [о]. Но не все так просто. Школьник должен учесть, что гласные могут быть ударными и безударными. Последние встречаются в безударном слоге. И если в безударной позиции стоит О, то она обозначает звук [а]. Э в безударной позиции произносится как [и]. Буквы А, У, И в безударном положении своего качества не меняют.
Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим [ы]. Например, в слове «машина» буква И обозначает звук [ы]. Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.
Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.
Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет [й], а дальше идет соответствующий гласный: Я – [а], Ю – [у], Ё – [о], Е – [э]. Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук [и].
Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный [й] не появляется.
Согласные звуки
Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.
«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук [б], а во втором – [б’]. Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху».
Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.
Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий [щ’] смягчает идущий перед ним Н.
Именно поэтому в процессе звуко-буквенного разбора следует несколько раз произнести слово вслух, внимательно прислушиваясь к его звучанию. Это поможет избежать ошибок.
Глухие и звонкие согласные
Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.
То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук [п]. Мы пишем ДУБ, а произносим [дуп]. Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук [з]. Проверьте, произнесите это слово вслух.
Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.
И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».
Отличие глухих и звонких согласных – в наличии голоса. Звонкие состоят из голоса и шума, глухие – только из шума.
Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.
Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим [ф].
План фонетического разбора
Таким образом, фонетический разбор делается по следующему плану:
- Запись слова, деление на слоги, постановка ударения.
- Транскрипция.
- Характеристика звуков.
- Объяснение случаев несовпадения звуков и букв, изменения звуков.
- Подсчёт количества букв и звуков, объяснение в случае несовпадения.
Фонетическая транскрипция видео
Таблицы соответствия букв и звуков для фонетического разбора
С помощью фонетического разбора можно проиллюстрировать случаи оглушения и озвончения согласных, объяснить необходимость проверки безударных гласных постановкой их в сильную позицию (под ударение), рассмотреть примеры несовпадения количества звуков и букв и т. д.
Примеры
Язык 1
ЯзЫк – [j’и э -зык], 2 слога
[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный
[и э ] – гласный, безударный обозначен буквой «я»
[з] – согласный, звонкий, пара [с], твёрдый, пара [з’], «зэ»
[ы] – гласный, ударный, «ы»
[к] – согласный, глухой, пара [г], твёрдый, пара [к’], «ка»
5 звуков, 4 буквы
Звуков больше, чем букв, так как есть йотированная гласная «я» в начале слова.
Рябина 1
РябИна – [р’и э -б’и-нъ], 3 слога
[р’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [р], «эр»
[и э ] – гласный, безударный, «я»
[б’] – согласный, звонкий, пара [п], мягкий, пара [б], «бэ»
[и] – гласный, ударный, «и»
[н] – согласный, сонорный, непарный, твёрдый, пара [н’], «эн»
[ъ] – гласный, безударный, «а»
6 звуков, 6 букв
СтОят 1 (о цене предмета: дОрого стОят туфли).
СтОят – [сто-j’ьт], 2 слога
[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
[о] – гласный, ударный, «о»
[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный
[ь] – гласный, безударный обозначен буквой «я»
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
6 звуков, 5 букв
Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «я» стоИт после гласной.
СтоЯт 1 (о действии: стоЯт у дороги и ждут).
СтоЯт – [стΛ-j’ат], 2 слога
[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
[Λ] – гласный, безударный, «о»
[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный
[а] – гласный, ударный обозначен буквой «я»
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
6 звуков, 5 букв
Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «я» стоИт после гласной.
Общение 1
ОбщЕние – [Λп-щ’э-н’и-j’ь], 4 слога
[Λ] – гласный, безударный, «о»
[п] – согласный, глухой, пара [б], твёрдый, пара [п’], «бэ»
[щ’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «ща»
[э] – гласный, ударный, «е»
[н’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [н], «эн»
[и] – гласный, безударный, «и»
[j’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный
[ь] – гласный, безударный обозначен буквой «е»
8 звуков, 7 букв
Звуков больше, чем букв, так как йотированная гласная «е» стоИт после гласной.
Читатель 1
ЧитАтель – [ч’и-та-т’ьл’], 3 слога
[ч’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «че»
[и] – гласный, безударный, «и»
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
[а] – гласный, ударный, «а»
[т’] – согласный, глухой, пара [д], мягкий, пара [т], «тэ»
[ь] – гласный, безударный, «е»
[л’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, пара [л], «эль»
[–] «мягкий знак»
7 звуков, 8 букв
Звуков меньше, чем букв, так как есть «мягкий знак».
Точка 1
ТОчка – [точ’-къ], 2 слога
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
[о] – гласный, ударный, «о»
[ч’] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный, «че»
[к] – согласный, глухой, пара [г], твёрдый, пара [к’], «ка»
[ъ] – гласный, безударный, «а»
5 звуков, 5 букв
Весна 1
ВеснА – [в’и э -снъ], 2 слога
[в’] – согласный, звонкий, [ф], мягкий, пара [в], «вэ»
[и э ] – гласный, ударный, «е»
[с] – согласный, глухой, пара [з], твёрдый, пара [с’], «эс»
[н] – согласный, сонорный, непарный, твёрдый, пара [н’], «эн»
[ъ] – гласный, безударный, «а»
5 звуков, 5 букв
Идёт 1
Идёт – [и-д’от], 2 слога
[и] – гласный, безударный, «и»
[д’] – согласный, звонкий, пара [т’], мягкий, пара [д], «дэ»
[т] – согласный, глухой, пара [д], твёрдый, пара [т’], «тэ»
4 звука, 4 буквы
Попробуйте сами разобрать слова:
Проверьте свой результат, нажав на каждое из этих слов по порядку.