Эталон ответов по теме «Лексика. Фразеология. »

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Эталон ответов по теме «Лексика. Фразеология.»

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Ажиотаж А. Высшая степень воодушевления, восторга
2) Амбиция Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.
3) Апология В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо
4) Пиетет Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.
5) Экзальтация Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами
6) Эпатаж Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.
7) Экстаз Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства
8) Эйфория З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить фронтальный контроль.

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.

4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Бродяжий Бродячий А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака. Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки
Орудие Оружие А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное. Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

2) Виноватое лицо – виновное лицо

3) Соседняя квартира – соседская квартира

Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза.

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.

1) Он любого способен провести вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1) Удачный состав исполнителей.

2) Повлияли многие факты.

3) Плохо основанные выводы
4) Запах болотистых цветов.

5) Ни на чем не основанные обвинения

6) Рубашка болотистого цвета.

7) Отборная комиссия Евровидения

Эталон ответов по теме «Лексика. Фразеология.»

№ задания Правильный ответ
1. атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством
2. Монография- это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»
3. 1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.
4. 1) Отвечает за реквизит и костюм. 2) Нужно установить тотальный контроль. 3) Расположилась большая компания молодых людей. 4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут 5) Стоят в подвенечном наряде.
5. Бродяжий – Б. Бродячий – А. Орудие – А. Оружие – Б.
6. 1) Овдовевший, потерявший жену сын. – Сын вдовы. 2) Изображение вины мимикой. — Человек, виновный в каком-либо проступке. 3) Находящаяся справа или слева квартира. – Квартира соседей.
7. 1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина». 2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее. 3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза. 4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.
8. 1) Обвести вокруг пальца. 2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой. 3) До отвала накормить, но: танцевать до упаду. 4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам. 5) Скажет свое слово.
9. 1) Правильно. 2) Повлияли многие факторы. 3) Плохо обоснованные выводы. 4) Запах болотных цветов. 5) Правильно. 6) Рубашка болотного цвета. 7) Отборочная комиссия Евровидения.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Задание 6 по русскому языку. Практика

1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

10. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

1. Загладить вину
2. Ранней юности
3. Цель достигнута
4. Притворной яростью
5. Произошло событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек или рабочих.

Помогите найти лексическую ошибку и исправить её. Как правильно будет построено предложение? Я думаю, нужно заменить слово плеяда. Предложение: Премией была отмечена плеяда новейших станков.

Аватар

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Русский язык.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Задание 4. Найти, квалифицировать и исправить ошибки в предложениях

1) Дерево развешало густые ветви, так что под ними могли удобно примоститься наши машины. — Дерево развесило густые ветви, так что под ними могли удобно разместиться наши машины.

Ошибки в употреблении слов. Согласно толковому словарю: «развешать — повесить в разных местах (несколько, много предметов)».

«Развесить — широко, в разные стороны раскинуть (ветви)». Так же уместным будет употребление слова «раскинуть».

«Примоститься (разг.) — Поместиться, пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении (сбоку, с краю)», «разместиться — занять место, расположиться».

2) На конференции было подчеркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев. — На конференции было подчеркнуто, что для восстановления нормальной работы отдела потребуется несколько месяцев.

Грамматическая ошибка. Если в состав подлежащего входит слово «несколько», сказуемое употребляется в единственном числе.

Ошибка в употреблении слова. Слово «нормализация» согласно определению БСЭ: «вид термической обработки стали, заключающийся в нагреве её выше верхней критической точки, выдержке при этой температуре и последующем охлаждении на спокойном воздухе». И, несмотря на то, что в повседневной жизни «нормализация» используется в значении «упорядочить, привести в норму», употребление этого слова в предложении создает вопросы.

3) Делегаты съезда предложили нам респектабельную республику для средних классов, к которому тогда самонадеянно относило себя большинство. — Делегаты съезда предложили нам проект демократической республики для средних классов, к которым тогда самонадеянно относило себя большинство.

Три ошибки: неправильное употребление заимствованного слова. Респектабельный, согласно толковому словарю — почтенный, вызывающий уважение, солидный. Ошибка в словосочетании «предложили республику», верный вариант — предложить проект республики. Ошибка в согласовании: средних классов — множественное число, к которому — единственное.

4) Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. — Эти слова не могут подвигнуть человека на что-либо.

Лексическая ошибка: неумелое использование заимствованного слова. Мотивировать — создавать мотив, подвигнуть — побудить, склонить к совершению чего-либо.

Фактор — 1) комиссионер, представитель торговой фирмы или фабрики, заведующий делами; в типографии — распорядитель всеми работами. 2) в математике: каждое из чисел, способствующих получению произведения. 3) действующее начало в чем — либо; двигатель.

5) Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. — Успех может быть достигнут только путем комплексного подхода к организации труда.

Нарушение норм управления.

6) Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. — Таким образом, после рассмотрения функциональных характеристик структур муниципалитета, было предложено следующее.

Неправильное употребление причастного оборота.

7) Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. — После того, что произошло сегодня, у меня руки развязаны.

Неправильное употребление деепричастного оборота. Действие деепричастного оборота всегда описывает добавочное действие подлежащего. Значит, деепричастие «глядя» должно описывать действие подлежащего «Руки».

8) Эту особенность поведения модели просмотрели. — Эту особенность в поведении модели упустили.

Ошибка в употреблении многозначного глагола «Просмотреть». При многозначности сказуемого, предложение тоже теряет смысл. Вернее употребить что-то более конкретное, например «упустили». Ошибка в управлении. Правильно «особенность в поведении».

9) Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях. — Продолжая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях.

Ошибка в употреблении слов «Раскрывая, попытаемся раскрыть». Такого рода ошибка называется тавтологией.

10) Далее мы коснемся этого вопроса более подробно. — Далее мы ответим на этот вопрос более подробно.

Нарушение лексических норм. Ошибка в употреблении слова «коснемся». Согласно толковому словарю, «коснуться — упоминать между прочим о чем-нибудь». А значит, неправильно употреблять вместе с этим глаголом слово «подробно».

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector