Типы подшипников для вентиляторов
Для многих электронных систем, в частности тех, которые размещаются в шкафах управления, вентиляторы являются важным компонентом, предназначенным для поддержания температуры воздуха системы в пределах рекомендуемых температур, обеспечивая оптимальную работу электроники и ее полный срок службы. Были попытки найти альтернативные методы управления температурой, но ни один из них не оказался столь же эффективным и рентабельным, как вентилятор.
Вентилятор работает с помощью ротора, который вращается на подшипнике, вытесняя воздух. Надежная работа подшипника является ключевым моментом в конструкции вентилятора, поскольку вентилятор может вращаться тысячи раз в минуту и должен иметь многолетний срок службы. Этот процесс подвергает подшипник огромной нагрузке, поэтому важно, чтобы он соответствовал поставленной задаче.
С точки зрения потребителя различные типы подшипников имеют отличия по трем самым важным параметрам: сроку работы на износ, величине шума при работе и стоимости. Конструкции подшипников делятся на две основные группы: подшипники скольжения и подшипники качения, оба они встречаются в вентиляторах для шкафов управления и автоматики.
У каждого из этих типов вентиляторов есть свои плюсы и минусы, которые мы и рассмотрим в данной статье.
xTechx.ru
Гидродинамический подшипник (fluid dynamic bearing) — практически герметичная конструкция, применяемая для долговременного использования.
Принцип действия состоит в том, что связывающим звеном между двумя движущимися поверхностями, является жидкость или масло, которые раскручиваясь внутри подшипника (часто благодаря специальной микрошлифовке или винтовой нарезке, но и без неё можно получить данный эффект, в зависимости от конструкции), создают эффект подъёмной, центробежной силы.
Это позволяет поверхностям практически не соприкасаться друг с другом и соответственно не изнашиваться посредством трения.
Минусом таких подшипников, является отсутствие возможности работать на низких оборотах, из-за невозможности создания нужного уровня подъёмной силы. Если запустить подшипник на низких оборотах, он может вскоре выйти из строя или резко уменьшится его срок службы.
Плюсом гидродинамических подшипников являются долговечность(минимум 50 000 часов) и тишина работы. Существуют и гибридные версии гидродинамических и скользящих подшипников, они дешевле, но менее долговечны.
Гидродинамические подшипники, долговечнее чем подшипники качения и значительно долговечнее подшипников скольжения (при соблюдении предписанных эксплуатационных норм), не требуют смазки, не забиваются пылью, так как имеют герметичную конструкцию.
Что делать, если трещит и шумит кулер в ноутбуке или компьютере?
Если вы определили, почему стал шуметь вентилятор в компьютере при его включении или во время самой работы, то среди способов решения проблемы нужно выбелить следующие:
- Разбираем ноутбук или системный блок. Находим вентилятор, который шумит. Отсоединяем вентилятор от тела радиатора. Для этого нужно снять сам радиатор с процессора. Меняем термопасту и чистим лопасти вентилятора.
- Если у вас ноутбук, то рекомендуем посмотреть видео-разборку, так как иногда добраться до кулера достаточно сложно. К тому же, можете повредить компоненты сборки. Лучше обратиться за помощью к специалисту.
- Также рекомендуем смазать подшипник. Для этого есть специальное масло. Достаточно пары капель на стержень вентилятора.
- Закрепляем назад вентилятор. Подсоединяем его к радиатору. Закрепляем на процессоре.
Если шум все равно остался, то нужно посмотреть настройки в BIOSе. Для этого нужно перезагрузить ПК и на начальном этапе старта ПК начать нажимать F2 или Del (комбинация входа в BIOS указана в инструкции к материнской плате или ноутбуку).
- Нужно найти такие разделы (они везде будут разными) Noise Control, Smart CPU Fan Temperature и CPU Smart Fan Control. Если их включить, то вентилятор будет работать только на старте системы и во время пиковой нагрузки. Однако мы рекомендуем вручную задать температуру для максимального ускорения лопастей. Так вы будете знать, что система защищена от перегрева.
- Также не стоит забывать, что есть специальные утилиты для процессорных кулеров и видеокарт, которые позволяют изменить настройки вращения лопастей вентиляторов.
В крайнем случае, если шум не исчезает, стоит заменить сам вентилятор, подобрав его под размеры радиатора. Кулер – это не самая дорогая часть в системной сборке, а поэтому можно его купить в любом магазине комплектующих ПК. Только перед покупкой нужно обязательно посмотреть на серийный номер, который наклеен на обратной стороне кулера.
Если и замена кулера не решила проблему, то стоит обратить внимание на аппаратную часть ПК и заняться полной диагностикой.
Смазка подшипников качения компьютерных вентиляторов
Большинство изложенных выше особенностей условий актуальны и при выборе смазочного материала для открытых подшипников качения. Однако необходимо учитывать, что эти узлы работают в эластогидродинамическом режиме трения и их система смазки рассчитана на применение пластичного смазочного материала.
Для подшипников качения вентиляторов лучшим решением является пластичная смазка EFELE SG — 391.
Этот материал белого цвета совместим с пластмассами и резинами, имеет широкий диапазон рабочих температур. Благодаря усиленной белыми твердыми смазками синтетической основе EFELE SG — 391 способна обеспечить работоспособность подшипника на весь ресурс при однократном нанесении.
Для удобства применения смазка для вентиляторов компьютера EFELE SG — 391 также доступна в аэрозольной упаковке.
В подшипники качения закрытого типа при изготовлении уже заложена заводская смазка, конструктивно защищенная от воздействия таких внешних факторов как влага и пыль. Конструкция этих подшипников при сохранности защитных крышек обеспечивает эффективную смазку в течение всего срока эксплуатации узла.
Присоединяйтесь
© 2004 – 2022 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.
Смазка необслуживаемого компьютерного кулера
Кулер нужно снять из системного блока. Из инструмента потребуется только отвертка. Помимо смазки параллельно лучше очистить радиатор чипсета, и желательно поменять на нем термопасту.
Что касается непосредственно самого кулера, то на его тыльной части, где диффузор захватывает воздух, имеется круглая наклейка. Если ее снять, то в большинстве моделей можно увидеть ревизионное отверстие для ручной смазки. В моем случае его нет.
Проще всего попробовать выдвинуть крыльчатку кулера и помазать подшипник с обратной стороны. Иногда она легко снимается, но это у меня не получилось, все держится очень крепко. Если приложить чрезмерные усилия, то пластик просто сломается.
В этом случае нужны крайние меры. Я беру обыкновенное сверло по металлу диаметром 1 мм. Для удобства соорудил простейший зажим, поскольку у меня нет миниатюрной цанги, которой пользуются моделисты при сборке копий кораблей и самолетов. Сверлом прорезаю миниатюрное отверстие прямо по центру крышки, где была наклейка. Нужно работать аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь.
Далее просто заливаю несколько капель силиконовой смазки в отверстие и прокручиваю крыльчатку, для равномерной смазки подшипника.
Чтобы масло не разливалась наклейку нужно приклеить обратно, закрыв отверстие. Если она больше не клеится, вместо нее можно применить изоленту или скотч.
Сделав все правильно, если при сверлении отверстия внутрь не попала стружка или крупинки пыли, то шум уйдет, как и разогрев электромотора кулера, поскольку уменьшится трение и сопротивление. После этого о скрежете можно забыть, как минимум на несколько лет.