ЛИАЗ-6274.00 (ОС)
В Москве в этом году на регулярных маршрутах уже работает более трёх сотен электробусов, а московские власти готовят новый госконтракт на закупку крупной партии. Несмотря на скептическое отношение многих к этому инновационному виду городского транспорта, популяция электробусов продолжает увеличиваться. В российской столице трудятся две модели электробусов: КАМАЗ-6282 и электробус третьего поколения группы ГАЗ, изготовляемый в Ликино-Дулёво и носящий заводское наименование ЛИАЗ-6274. О нём сегодня и пойдёт речь.
Группа ГАЗ начала разработку электробусов в 2011 году. На базе автобуса ЛИАЗ-5292.22 был разработан электробус ЛИАЗ-6274.00 (ONC), в котором были отработаны компоновочные решения и проведены первые испытания. В 2016 году появился электробус второго поколения с кузовом ЛИАЗ-5292.30 и с литий-марганцевыми батареями с ночным типом зарядки. Эта машина за время тестовой эксплуатации в Москве с января по июль 2017 года пробежала около 13,5 тысяч км, перевезено более 25 тысяч пассажиров. Основываясь на данных опытной эксплуатации, электробус доработали, и сейчас с конвейера в Ликино-Дулёво сходят электробусы ЛИАЗ-6274.00 (ОС) уже третьего поколения.
Производство электробусов в России
Первые реальные попытки производства электробусов в России пришлись на 2012 год. Именно тогда компания DriveElectroсоздала электрический автобус, отличающийся большой вместимостью, прошедший проверки и переданный в эксплуатацию в Новосибирске. На машинах установлены Li-Ion аккумуляторы, а время полного заряда составляет около 8 часов. При этом запас хода достигал 250 км. Первые электробусы комплектовались GSM-системами и ГЛОНАСС.
В 2015-м начались проверки электробуса для Москвы Лиаз-6274. Интересно, что уже в первой поездке он поломался и не прошел испытания с пассажирами. После существенных доработок в 2017 году транспорт все-таки прошел необходимые испытания. Кроме того, в 2016-м в Москве стартовало тестирование электробуса Камаз 6282 с литий-титановым АКБ и функцией быстрой зарядки.
В 2018 году на выставке в Москве ПК «Транспортные системы» представили электрический автобус «Пионер». Его особенностью было размещение батарейного блока в прицепе, что позволило увеличить вместительность и запас хода. Интересно, что сам «Пионер» не имел аккумуляторов и мог проехать не больше 30-35 км по городу, а с прицепом — почти 200 км.
У производителя БМГ решили отказаться от дневной АКБ, заряжаемой на маршруте. К особенностям модели производителя CR12E относится повышенный запас хода в 300 км, что позволяет использовать технику в течение дня, а в конце ставить его на ночь на подзарядку.В 2021-м планируется выпуск Камаз 6292, выделяющегося сочлененной рамой.
Критика московских электробусов
Электробусы КамАЗ и ЛиАЗ прошли этап устранения «детских болезней» и активно эксплуатируются в пассажиропотоке. Но их критикуют. Во-первых, за стоимость, которая в 3 раза выше стоимости обычного дизельного автобуса равной вместимости. Во-вторых, из-за необходимости тратить время на зарядку, которая проводится днем на конечных станциях маршрута и увеличивает простои данной автотехники. И в-третьих, из-за наличия вонючего дизельного обогревателя салона с 70-литровым баком солярки — который холодной зимой уничтожает весь экологический эффект от перевода транспорта на электротягу. И наконец, поскольку Москва снабжается электроэнергией от ТЭЦ, то для зарядки аккумуляторов все равно приходится жечь топливо.
Вот и получается — при самых передовых технологиях и брендовых поставщиках сплошной урон бюджету и природе. Точь-в-точь, как мы предупреждали в нашей статье:
Экология и экономика электромобилей: расходы
Популярные старые и новые модели: характеристики, устройство и так далее
Пользователей Интернета интересуют не только новые разработки завода, но и модели, выпускавшиеся ранее, в разные годы работы завода. Наиболее востребованные представлены далее и рассмотрены в отдельных статьях.
Городской 5256
ЛиАЗ-5256 — советский и российский высокопольный автобус большого класса, предназначен для эксплуатации в крупных городах с интенсивным пассажиропотоком. Используются почти во всех регионах России и в некоторых городах ближнего и дальнего зарубежья, являясь наиболее многочисленным автобусом большого класса постсоветского пространства. Выпускается в нескольких вариантах: городской, пригородный/междугородный, школьный, специальный (для перевозки людей с ограниченными возможностями). На базе этого автобуса разработаны многие автобусы и троллейбусы других заводов: Волжанин-5270, ЯАЗ-5267, Неман-5201, МАРЗ-5266, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ-5280) и другие. Подробная информация о модели представлена в отдельной публикации.
Пригородный автобус ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ
Гармошка 6212
ЛиАЗ-6212 — высокопольный городской автобус особо большого класса, выпускавшийся в разных модификациях с 2002 по 2014 годы. Первый серийный российский сочлененный автобус. Предназначен для крупных городов с интенсивным и сверхинтенсивным пассажиропотоками. Создан на базе модели ЛиАЗ-5256. История создания, технические и прочие характеристики представлены здесь.
Городской сочлененный автобус ЛиАЗ-6212. Фото Википедия
Желтый 677: из СССР, звук мотора и не только
ЛиАЗ-677 — советский и российский городской высокопольный автобус. Первый опытный экземпляр был выпущен в 1963 году. Массово выпускался с 1967 по 1994 год; штучная сборка на сторонних автосборочных предприятиях из машинокомплектов продолжалась до 2002-го. Является первым советским автобусом с гидромеханической (автоматической) коробкой переключения передач. Автобусы этой модели использовались практически во всех городах Советского Союза, имеющих городское или пригородное автобусное сообщение. Автобус имел несколько не менее популярных модификаций. Модель отличал звук мотора – звук бутылок. Другая информация представлена в отдельном обзоре.
Автобус ЛиАЗ-677. Фото Википедия
Зеленый 5292: 2004, 2021 год
ЛиАЗ-5292 — городской автобус большого класса. Первый полностью низкопольный автобус российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2004 года. Модель отличает значительное количество модификаций, отличающихся длиной и высотой кузова, компоновкой и вместимостью салона, снаряженной и полной массой, экологическому стандарту соответствия и т.д. Базовая модель – ЛиАЗ-5292.00 – выпускалась до 2006 года. Потенциальных клиентов интересуют автобусы 2021 года, тогда начался серийный выпуск модификаций 5292.71-79 и 5292.65-03 (полупригородный). Другая информация о модели и ее модификациях собрана в соответствующей статье.
Городской автобус ЛиАЗ-5292 Рестайлинг. Фото ГАЗ
Бело-синие междугородные
Междугородные ЛИАЗ привлекают к себе внимание запоминающимся внешним видом. Современный дизайн – исключительно разработка ликинских конструкторов. Традиционный белый цвет автобусов ЛИАЗ с ленточкой синего (в городском и пригородном исполнениях – зеленого) цвета вдоль нижнего контура кузова делает их привлекательными и узнаваемыми на дорогах. Сейчас производитель предлагает в основном модели с кузовом в одноцветном исполнении, яркий цвет (красный, зеленый) также привлекает внимание.
Междугородный автобус ЛиАЗ-5250 Вояж. Фото ГАЗ
Современные междугородные ЛИАЗ представлены в нескольких моделях. Все они отвечают международным нормам безопасности и экологии. Модели полностью соответствуют параметрам, предъявляемым к автобусам для перевозок пассажиров по дальним междугородним маршрутам:
- хорошее качество, износостойкость и надежность комплектующих;
- мощный силовой агрегат;
- высокая скорость передвижения;
- комфортабельный салон;
- большая вместительность салона;
- большой багажный отсек.
Более того, предусматривается дополнительная комплектация салона опциями для комфорта: индивидуальные сервис-блоки для пассажиров, туалет, кухня, индивидуальная окраска, аудио/видеосистема, Wi-Fi, электронно-цифровые рейсоуказатели, климат-контроль, бортовой компьютер, круиз-контроль, а также безопасности.
Междугородные автобусы должны обладать исключительной надежностью. Это связано с тем, что длительные переезды по дальним маршрутам повышают степень изнашиваемости деталей, узлов. В связи с этим сборка междугородних ЛИАЗ осуществляется с применением надежных и износостойких комплектующих, в большинстве случаев импортного производства. Благодаря чему все детали, узлы и механизмы отличаются высоким качеством.
Междугородные ЛИАЗ привлекательны как снаружи, так и изнутри. Салон достаточно вместительный, удобные сидения оснащены регулируемыми спинками. Великолепный дизайн создает приятную атмосферу комфорта.
Экономичные силовые агрегаты и высокая скорость передвижения позволяет автобусам максимально быстро проходить спланированные маршруты, демонстрируя минимальный расход топлива.
Салон междугороднего/туристического автобуса ЛиАЗ-5290. Фото ЯрКамп
Одно из последних достижений инженеров Ликинского автобусного завода – ресурс кузова теперь составляет не менее 12 лет. Благодаря новой схеме антикоррозийного покрытия, разработанной ликинскими производителями, междугородные ЛИАЗ могут служить своим владельцам намного дольше. Хорошие эксплуатационные характеристики повышают реальный срок службы.
Панель управления отличается удобством и функциональностью. Все приборы расположены «под рукой». Большое лобовое стекло и удобные зеркала заднего вида обеспечивают хорошую обзорность водителю. Хорошо оснащенное рабочее место способствует эффективному управлению. Дальняя дорога не кажется долгой и утомительной. Практически детально продуманная панель управления, наличие специальных приборов и устройств обеспечивает максимальное удобство управления.
Вентиляция междугородних ЛИАЗ смешанная. Она осуществляется через систему форточек окон и люков крыши, а также с помощью вытяжного вентилятора. В жаркий период года пассажиры чувствуют себя очень комфортно. Более того, по заказу салон может быть дополнительно оснащен кондиционером. Система отопления также хорошо продуманна. Быстрый обогрев салона обеспечивается благодаря системе отопления.
Хорошая шумоизоляция салона, надежные системы отопления и вентиляции позволяют пассажирам чувствовать себя в салоне уютно при любых погодных условиях.
Наряду с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками междугородние автобусы ЛИАЗ обладают еще одним несомненным конкурентным преимуществом – доступной ценой.
Вариации и модификации
Для любого российского автозавода вполне характерны ситуации частой смены поставщиков компонентов, изменение схем и технологий отделки экстерьера и постоянная модернизация от партии к партии, несущая множество мелких отличий. При этом изменения не относятся конкретно ни к модельному году, ни к региону поставок. Заказчики, в свою очередь, обсуждая спецификации, вносят свои коррективы в детали. Посему буквально нескольких абсолютно одинаковых отечественных автомобилей-близнецов найти крайне сложно.
Так и с ЛиАЗ-5292. Осмотр реальных автобусов, курсирующих по улицам и изучение огромного количества фотографий, показали, что за полтора десятка лет на конвейере автобус комплектовался стеклопакетами примерно с пятью вариантами форточек, тремя вариантами оптики, не менее чем двумя вариантами дверей, сдвоенными или одинарными цельными ветровыми стёклами, двумя вариантами формул дверей, не говоря уж о постоянно «плавающих» всевозможных решётках и лючках, обусловленных применением разных двигателей и КП.
Вносят в это многообразие свою лепту и авторемзаводы, и сами ПАТП. На этом этапе я решил согласиться с китайцами, предложившими своё видение некой условной модификации ЛиАЗ-5292, оправдавшись вышеизложенными факторами.
Основные сведения, характеристики
Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) — советское и российское предприятие, производитель автобусов среднего, большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.
Назначение. Городской.
Класс. Большой.
Тип кузова. Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки.
Ресурс кузова. 12 лет.
Рулевое управление, трансмиссия, тормоза
Рулевое управление с ГИР МАЗ-64229 или ZF Servocom 8098. Динамика в повороте – до 11,5 м. Тормозная система стандартная для ЛиаЗов – двухконтурная, пневматическая с ABS. Тормозные механизмы – барабанные с клиновым разжимом. Также задействуется в случае необходимости моторный тормоз. У моделей с АКПП добавлен гидравлический замедлитель, встроенный в саму коробку передач.
На последних модификациях ЛиАЗ-5256 устанавливаются коробки передач как «автоматы», так и «механики». МКПП: ЯМЗ 2361, ZF 6S-1200. АКПП: Voith Diwa D 854.3E, Allison T280R. Изначально устанавливались гидромеханические трансмиссии Львов-3, разработанные для первых ЛиАЗов, а позже КПП КамАЗовской сборки (с их же двигателями). Запасных частей на первые «коробки» уже не практически не найдешь (считайте, антиквариат), а на КамАЗовские – достаточно.
Передний мост – КААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами, задний – RABA 718.23-3300 (i-5.44) с двойной разнесенной передачей или КААЗ 22.2400012 (i-5.6).
Смотрите также
Комментарии 10
Ох ! Скоро и мне такой аппарат подгонят
Машина вцелом нормальная.У всех лиазов есть свои недостатки) Уже одно название подразумевает что что то будет не так, как надо бы) Недавно разговаривали по поводу температурного режима двигателя и капота.Так вот решили что мысль конструктору сделать теплоотводные решётки снизу капота, когда горячий воздух стремится вверх, пришла после того, как он ударился головой обо что то твёрдое) После либо он оправился от травмы, либо кто то другой переделал конструкцию и теперь решётка сверху, вместо заднего стекла, которое стоит на наших выпусках.И за этой решёткой жалюзи.Ну наконец то, дошло) Логично, что горячий воздух должен выходить вверх, а не вниз.
Привет, коллега, кстати да болезнь всех лиазов 5292 и 6213 по возгоранию в моторном отсеке из за этого шланга привода вентилятора) Он лопается и перетирается. А там давление порядка 150кг пиковое. И масло под давлением попадает на выпускной тракт и турбокомпрессор. Результат понятен. Лечится обращением особого внимания на этот узел при приемке автобуса перед выходом на линию. Педали у тебя как то больно близко стоят. У меня на 6213.65 в новом кузове педаль акселератора стоит чуть правее и под углом относительно педали тормоза, даже в толстых зимних ботинках при нажатии не задеваю другую педаль. Хотя я в обуви и не работаю обычно. Но пока с утра машина не прогрелась один фиг в ботинках) По креслу. На машинах нашей комплектации стоит нормальное кресло с регулировкой полноценной по жесткости пневмоподвески и высоте. И регулировка по углу наклона самого кресла тоже присутствует. Само кресло можно еще наклонять целиком. У меня получается настроить так, что я еду вообще как в седане бизнес класса полулежа на кресле) Я чуть наклоняю само сиденье назад, тем самым добиваясь более глубокой посадки как на диване. и спинку назад. А у тебя тоже смотрю один генератор… И как хватает его? У меня бывает на 6213, когда работает климат контроль в автомате или кондиционер, не хватает напряжения. Двери не открываются. нажимаю открытие двери, она не открывается. Выключаю климат контроль все открывается. гарантийщики из газмяса говорят, что это из за одного генератора. На крайних лиазах с ямз опять начали ставить два генератора. Хотя на лиазе 4292 маленьком этом стоят два генератора… Где логика спрашивается… Хотя это лиаз, тут нет логики))))
Привет.Понемногу привыкаю и недостатки на фоне 11 летних чуть живых 5256,особенно в мороз, уже не кажутся такими критическими)) Нам бы такое сиденье водителя) Генератор один, но на наших нет кондиционера, так что ему легче.Фонари светодиодные похоже что все, кроме фар.Нагрузки на генератор может и не так много.Хотя,5 печек в салоне и 2 в кабине прилично потребляют.При запуске двигателя генератор стал работать не как с новья, а не возбуждается пока обороты не прибавишь до 900-1000.После уже зарядка есть и на холостых оборотах. Гарантийщики приезжали, спрашивал, сказали это нормально) По электрике пока особых проблем нет, а которые были, устранены.Не запускался котёл подогреватель, сделали.Что то поменяли в проводке, теперь работает.Иногда перегорают лампы ближнего света, но это не удивительно, так как они и в режиме дневного ходового огня работают днём и в режиме ближнего света с габаритами вечером. На наших машинах много брака.Несколько машин под замену кардана, на некоторых при вскрытии оказалось что ступичные подшипники сухие, на двух машинах задние мосты, на одной что то заклинило(говорят), на другой трещина в самом мосту.Как и из чего собирают, это наверное лотерея, кому как повезёт.Меня удивляет для чего они мазовские клапана для сброса конденсата забабахали под облицовку спереди, выше рессиверов.Толку то от них всё равно ноль) Всё равно приходится с рессиверов конденсат стравливать.На мазу хоть логично было, рессивера в потолке, клапана внизу, всё там копится и стравливается.А тут нахрен они нужны, если они абсолютно невостребованы.Да передок в мороз ещё открыть надо, когда после мойки всё примёрзнет, его не откроешь просто так.Один трехгранный ключ уже сломали.Так вроде машина неплохо задумана, но делается как всегда в России, рукожопо, низкого качества и прогресс если и приходит в автомобилестроение, то он не местный, а из других стран, а сами наши производители похоже что ничего не умеют, не хотят делать для людей, а лишь только для себя любимых, лишь бы впарить кому нибудь подороже. Педаль газа тоже немного под углом к педали тормоза.Но, как принято неизвестно кем и для чего, они разной длины и педаль тормоза длиннее педали газа и получается так, что чтобы нажать на конец педали тормоза, для облегчения нажатия на педаль, приходится немного тянуть ногу дальше. На пазике 3205 по такому принципу сделана педаль сцепления, она дальше чем педали тормоза и газа.Там то понятно, у конструктора ноги разной длины и поэтому расстояние до педалей разное