Белорусы сделали приложение-логопед. Оно поможет детям улучшить свою речь
После долгой работы в сфере специального образования Антонина Судиловская задумалась над приложением, которое поможет врачам автоматизировать ряд логопедических процессов, а детям с речевыми нарушениями — весело и беззаботно справляться со сложными заданиями. В результате появился логопедический помощник CatZu. За набором простых с виду заданий скрываются сложные алгоритмы компьютерного зрения и машинного обучения, которые распознают лицевую мимику. Мы встретились с руководителем проекта и узнали все подробности о CatZu.
— Такое приложение вряд ли придумает человек со стороны. Вы, наверное, врач?
— Я дефектолог. Эту специальность в Беларуси получают в педагогическом университете. Долго работала в сфере инклюзивного образования. В декретном отпуске познакомилась с IT-индустрией, меня пригласили в проект по созданию переводчика языка жестов с использованием компьютерного зрения. Узнав специфику этой сферы, я поняла: в IT есть масса инструментов, которые просто незаменимы в инклюзивном образовании. Возникло много идей, и одна из них получила воплощение в мобильном интерактивном помощнике — CatZu.
Сама идея артикуляционной гимнастики возникла потому, что масса упражнений, которые мы долго механически отрабатываем, достаточно утомительны и не вызывают эмоционального отклика у детей. Несмотря на все игровые ухищрения, для них это тяжкий труд. Родители регулярно получают домашнее задание, но оно не отрабатывается в полном объеме по схожим причинам: нет либо времени, либо профессиональных навыков для обыгрывания ситуаций.
И мы решили сделать что-то увлекательное для ребенка, что снимет нагрузку с родителей и обеспечит регулярную тренировку артикуляционной моторики.
— Для далеких от темы: чем дефектолог отличается от логопеда?
— Дефектолог — собирательный образ, его специализация состоит из нескольких направлений. И в трудовой книжке, и в дипломе указана квалификация «учитель-дефектолог», а уже внутри есть подразделения: логопед, олигофренопедагог, специалист по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, тифлопедагог — он работает с детьми, у которых нарушено зрение. Моя узкая специализация — сурдопедагогика. Я много времени посвятила развитию речевой функции и слуха у неслышащих детей, прошедших операцию по кохлеарной имплантации (вживление слухового аппарата. — Прим. Onliner), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Три поросенка против волка. Учим алфавит (2008)
«А зачем учиться читать и писать?» – спрашивают часто дети. Три поросенка ответят на этот вопрос и помогут выучить буквы, складывать их в слова и записывать на бумаге. Обучающая программа разработана на основе всеми любимой сказки про трех поросят, но теперь волк стал очень-очень добрым, совсем не ест мяса, а питается только грибами и яго .
Год выпуска: 2008
Жанр: Детская обучающая игра
Разработчик: MultiSoft
Издательство: Новый Диск
Сайт разработчика: неизвестен
Язык интерфейса: Русский
Использование компьютерных игр на логопедических занятиях.
Использование компьютерной игры «Баба-Яга учится читать»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот возрастной период (6-7 лет) является сенситивным (благоприятным) для обучения чтению. До этого каждый ребёнок владел только устной речью. А к 6-7 годам дети в норме готовы для освоения такого сложного психофизиологического процесса как чтение.
«Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Но нельзя забывать: устная речь, звукопроизношение, пространственная ориентировка, фонематическое восприятие должны быть достаточно развиты к моменту начала обучения чтению.
Игра ориентирована на решение не всех аспектов, необходимых для успешного овладения навыком чтения. Но во многом она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению.
Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением.
Приведённая ниже таблица отражает суть всех десяти заданий, из которых состоит обучающая игра «Баба-Яга учится читать».
Название игры
Примерная инструкция
Что отрабатывается
«Гуси»
Расположи буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово Синтез
Щёлкай по буквам, что в обратную сторону написаны Профилактика
Щелкни по двум жукам с одинаковыми буквами Память
Читайте также: Презентация «Народы России» презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Помоги Мишутке из двух слов выбрать правильное Внимание, чувство рифмы
«Белка» Замени букву, чтобы получилось нужное слово Анализ
Собери слово из слогов Синтез
«Окошко» Собери букву из частей Зрительный гнозис
Укажи букву, с которой начинается название предмета на рисунке Анализ
Поставь слова в правильном порядке Память, чувство рифмы
Если в слове убрать лишние буквы, то получится другое слово Анализ
Предложенные игровые задания разного уровня сложности. Порядок игр следует задавать логопеду, чтобы придерживаться принципу «от простого к сложному». Важно, что на каждой игре можно останавливаться неограниченное число раз. Всё зависит от того, на что специалист намерен акцентировать своё внимание в процессе работы.
Игра «Баба-Яга учится читать» одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, так как есть замечательный «Букварик», где можно прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении слогов.
Работа с данной программой эффективна как на индивидуальных занятиях (за компьютером находится ребёнок), так и на групповых (за компьютером – логопед). Специфика групповых занятий – активизация психических процессов, так как каждому хочется первому и правильно ответить.
Вся игра – один захватывающий мультфильм из десяти серий. Ребёнок живёт в волшебном мире, обучаясь сложному психофизиологическому процессу – чтению.
После успешного прохождения всех десяти туров, последовательность которых задаёт логопед, игроков ждёт награда, что немаловажно для создания положительной мотивации.
Но любая даже самая совершенная компьютерная программа не может дать столько, что способен дать высококвалифицированный специалист. Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.
Компьютерная технология «Игры для Тигры»
предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
• звукопроизношение, • просодические компоненты устной речи, • фонематический слух и восприятие, • лексические и грамматические средства языка, • коммуникативные навыки, • артикуляционная моторика, • обратные речевые кинестезии, • мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой), • слуховое и зрительное восприятие, • внимание, • вербальная и зрительная память, • воля и мотивация, • словесно-логическое мышление.
В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.
Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.
Практический опыт работы с детьми показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт ребёнка позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» стало привлечение компьютерного героя-помощника Тигренка. При работе с компьютерной программой «Игры для Тигры» ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой. Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы – Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики
Какие программы подходят для логопедической работы онлайн?
SKYPE
Skype — это самая популярная программа с функцией качественной видеосвязи. Skype отлично подходит для индивидуальных занятий с детьми и со взрослыми. Преимущества логопедической работы в Skype:
- программа легко устанавливается, имеет простой функционал и интерфейс, с которым может разобраться и ребёнок, и взрослый;
- Skype позволяет демонстрировать свой экран, на котором могут быть открыты ваши картинки или логопедические пособия.
ZOOM
Zoom — платформа для конференций, которая поможет вам проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые. Программа Zoom устроена немного сложнее, чем Skype. Но Zoom обеспечивает не менее качественную видеосвязь и также позволяет демонстрировать экран. Преимущества работы в Zoom:
- позволяет работать одновременно с небольшой группой учеников;
- обеспечивает полную конфиденциальность логопедической работы;
- позволяет демонстрировать только экран с необходимым логопедическим пособием.
Zoom или Skype необходимо скачать и установить на компьютер. Если пользоваться этими программами из браузера, они будут “тормозить” и “зависать”.
Бесплатные занятия и уроки с логопедом
Евгения Груленко
Евгения Гуленко — логопед, учитель-дефектолог, магистр коррекционного образования, специалист DIR/Floortime базового уровня. Имеет свой YouTube-канал, на котором она разбирает многие проблемы, при этом занятия проходят не только для детей, но и для взрослых.
На канале затрагиваются многие темы:
- С какого возраста стоит начинать занятия?
- Как выбрать логопеда?.
- Что такое “алалия”, “эхолалия” и другие проблемы с речью
- Постановка звуков.
- Проблемы с речью после инсульта и др.
В своих занятиях она предлагает не только традиционные способы, но и довольно нестандартные подходы, с использованием современных игрушек:
- артикуляционная гимнастика;
- речевое дыхание;
- кинезиология;
- логопедический массаж;
- игры с пластилином, лизуном, машинками и т.д.
Logoped Shargina
Создатель курса — Анна Шаргина, практикующий учитель-логопед, закончила Московский педагогический государственный университет. У нее есть свой канал на YouTube , а также сайт. Она рассказывает про многие проблемы детей разных возрастных групп, предлагает различные занятия для улучшения речи и устранения проблем. Является разработчиком собственных развивающих игр на липучках. Шаргина предлагает стандартные занятия:
- артикуляционная гимнастика;
- развитие фонематического слуха;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковые занятия;
- полезный самомассаж и др.
Логопед Ирина Надрус
Ирина Надрус — практикующий учитель-логопед, дефектолог, закончила Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина. На канале предлагаются:
- уроки по постановке различных звуков;
- классические сказки на ночь;
- поучительные сказки;
- рассказы про войну и героев, участвующих в ней и др.
Ирина Надрус в своей работе использует стандартные методы и подходы:
- артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж;
- пальчиковые игры;
- рифмование стихов;
- логопедические игры;
- дыхательная гимнастика и др.
Институт современного образования
Сайт: https://ped.isoedu.ru
Телефон: 8 800 222-32-15
Стоимость: курс проф. переподготовки — 10990 р., курсы повышения квалификации — 690-1980 р.
Курс проф. переподготовки: Логопедия. Содержание и организационная работа по устранению различных нарушений речевой деятельности
(с присвоением квалификации «Логопед»)
Продолжительность обучения: 1280 ак. часов, 9 месяцев. Программа профессиональной переподготовки разработана на основе ФГОС ВО, проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (логопед).
Основные разделы программы:
- Общая педагогика
- Специальная педагогика и психология
- Общая психология
- Психология развития и возрастная психология
- Современные педагогические технологии
- Теория обучения и воспитания
- Инклюзивное и интегрированное образование
- Невропатология, психопатология
- Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения
- Развитие речи в норме и недоразвитие речи
- Психолого-педагогическая диагностика речевого развития
- Нормативно-правовое обеспечение логопедической деятельности
- Введение в логопедическую специальность с основами логопедии
- Логопсихология (психология лиц с нарушениями речи)
- Алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе)
- Дислалия (коррекция различных вариантов нарушений звукопроизношения)
- Ринолалия (содержание коррекционной работы по исправлению последствий врожденных расщелин губы и неба у детей и подростков)
- Дизартрия. Логопедическая работа по устранению нарушений произносительной стороны речи, обусловленных недостатками иннервации речевого аппарата
- Афазия. Логопедическая работа по восстановлению речевых и неречевых функций
- Заикание. Психолого-педагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпоритмической организации речи
- Нарушения письменной речи. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии
- Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
- Нейропсихология речи
- Методика восстановительного обучения после органических поражений головного мозга
- Технологии логопедического массажа и логопедической ритмики в восстановлении речевых функций
Повышение квалификации:
- Организация деятельности дефектолога (логопеда) в условиях реализации ФГОС общего образования: 108 часов
- Особенности логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС: 108/36 часов
- Коррекционно-развивающие технологии формирования коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО: 72 часа
- Особенности работы воспитателя в логопедической группе дошкольной образовательной организации: 72/36 часов
Игра «Домашний логопед»
Разработчик: Беляев.
Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.
Как указано в описании приложения, предлагаемые задания помогут развить память и логику в раннем возрасте, привьют любовь ребёнка к самообразованию. Приложение имеет более 350 уроков для отработки «проблемных» звуков, красивые рисунки к каждому упражнению (правда, больше ориентированные на девочек), игры, загадки, пословицы, поговорки, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
В разделе «Советы» предъявлено достаточное количество дополнительного материала для родителей по проблеме неречевого и фонетического слуха, грамотное описание и определение артикуляционной гимнастики. При этом сама схема артикуляционных упражнений собрана «кучей», без системы. В разделе смешанных упражнений почему-то сразу даются задания на «сложные» звуки, которые нарушаются чаще других, хотя основной принцип дидактики – «от простого к сложному»! Игры на развитие фонематического слуха подразумевают обычно именно слуховой контроль. Таким образом, подписи к картинкам здесь совершенно лишние. Ведь не всегда звук соответствует букве.
Это не весь перечень ошибок и недочётов программы, связанных именно с обучающим моментом. И советы по автоматизации, и называние звуков, и многое другое недопустимо при работе с профессиональным логопедом.
Резюме. Это видео приложение, как самостоятельную замену логопеда и как основу для развития фонематического слуха не рекомендую никому! Как игру на развитие неречевого слуха, зрительного внимания и просто «баловство» в дороге, когда все остальные игры надоели, её применять можно. Но ведь разработчики ставили перед собой несколько иные задачи, им стоило привлечь профессионального консультанта, возможно они прислушаются, и следующая игра будет соответствовать описанию.
Обзор компьютерных программ, используемых в логопедической практикепрезентация по логопедии на тему
МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО Обзор компьютерных программ, используемых в логопедической практике Составитель: учитель-логопед Лариса Анатольевна Анцыгина 2016 год
Цель работы показать возможности применения компьютерных программ в практической работе логопеда
Задачи работы: Проанализировать проблему использования компьютерных программ в работе логопеда. «Плюсы» и «минусы» используемых в практической работе коррекционных программ. Показать использование коррекционных программ в практической работе логопеда.
Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. Баба — Яга учится читать Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 5 5 все 5 5
Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. Гарфилд малышам. Развичаем речь Анимация Звук Возмож-ность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 4 4 4 5 5 из15 5 4,4
Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. Игры для Тигры Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 5 5 3 из 4 5 5
Незнайкина грамота Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 3 3 3 из7 5 4,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии «Союзмультфильм» . 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.
Алик. Скоро в школу Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 5 5 все 5 5 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.
Элмо готовит в школу Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 3 3 3 1из6 4 3
Дэльфа — 142 Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение , текст.
Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 2 3 1 4 3,8
Лунтик. Подготовка к школе Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 5 5 все 5 5
Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 5 5 все 5 5 Баба-Яга. Пойди туда незнаю куда.
Основная идея этой программы — сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», ‘говорящими’ буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 4 4 4 5 все 5 4,4 Волшебный букварь
Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! Анимация Звук Возможность использования в логопед. группе Разно-образие заданий Коли-чество разделов, использу-емых в работе Соответ-ствие цены и качества Средний балл 5 5 5 5 все 5 5 Лелик. Времена года
Читайте также: Дидактическое пособие » Картотека игр на формирование атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста»
Программно-методический комплекс “Развитие речи”.
В первом разделе два режима работы: «Изучение» и «Задание», что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме «Задание» предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел “Речевые звуки” включает в себя: “ Голосистые” звуки (три уровня сложности), “Безголосые” звуки, звуки – “двойняшки”, “Сердитые и ласковые” звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел “Развитие связной речи” представлен играми – заданиями следующих типов: — “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями; — “Составляем описание”; — “Послушай рассказ”. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
“ Домашний логопед” Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами: Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка”. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами: — правильная артикуляция звуков; — подготовительные упражнения; — постановка звуков; — автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи; — весёлые скороговорки; — поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.
«Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.
Компьютерные программы «Лента времени» — программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» — серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» — развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» — формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.
Компьютерные программы “ МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ” — п рограмма предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» — авторами создан уникальный инструмент обучения – “Калейдоскоп”, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.
Компьютерный комплекс «РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП» Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. «Речевой калейдоскоп» может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.
Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут; периодичность – 2 раза в неделю; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах; противопоказания – эпилепсия.
При создании презентаций необходимо помнить: размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100; Количество слайдов 15 – 25; должен быть контраст фона с текстом; при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.
Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.