Урок по информатике на тему «Устройство компьютера»
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
«Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь».
И. В. Гете
Цели урока:
- контроль, обобщение и систематизирование знаний об устройстве компьютера;
- способствование развитию познавательной активности учащихся, внимательности, находчивости;
- развитие интереса к предмету;
- воспитание чувства ответственности за общее дело, умения работать в команде.
Подготовительный этап.
Класс делится на 2 команды, и каждая команда получает задание: придумать себе название и зашифровать его в виде ребуса. Приглашается жюри.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
II. Тестирование.
- Устройство компьютера, предназначенное для обработки информации:
а) внешняя память;
б) процессор;
в) монитор;
г) клавиатура. - Устройством вывода является:
а) монитор;
б) клавиатура;
в) сканер;
г) дискета. - Устройством ввода является:
а) принтер;
б) монитор;
в) сканер;
г) дисковод. - Оперативная память служит для:
а) временного хранения данных и очищается при выключении питания ПК;
б) временного хранения данных и при выключении питания ПК не очищается;
в) временного хранения данных, от состояния питания ПК не зависит;
г) долговременного хранения данных. - Укажите тип принтера с наихудшим качеством печати:
а) струйный;
б) матричный;
в) лазерный. - Микрофон – это:
а) устройство обработки звуковой информации;
б) устройство хранения звуковой информации;
в) устройство вывода звуковой информации;
г) устройство ввода звуковой информации. - При несоблюдении санитарно-гигиенических требований вредное влияние на здоровье человека может оказывать следующее устройство компьютера:
а) принтер;
б) монитор;
в) системный блок;
г) мышь. - К устройствам внешней памяти не относятся:
а) гибкие магнитные диски;
б) жесткий магнитный диск;
в) CD-ROM;
г) оперативная память. - Мышь – это:
а) устройство вывода информации;
б) устройство ввода символьной информации;
в) устройство ввода манипуляторного типа;
г) устройство хранения информации. - Для переноса информации используют:
а) дискету;
б) оперативную память;
в) дисковод;
г) процессор.
Закончив работу с тестом, ребята меняются карточками с соседом по парте, проверяют (правильные ответы написаны на доске) и выставляют оценки (критерии оценивания также написаны на доске). Затем работы сдают учителю.
Ответы: 1б, 2а, 3в, 4а, 5б, 6г, 7б, 8г, 9в, 10а.
- 9–10 правильных ответов – «5»
- 7–8 правильных ответов – «4»
- 5–6 правильных ответов – «3»
III. Соревнование.
1. Представление команд (конкурс ребусов).
2. Закончи стихотворение.
Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть. (мышка).А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это. (джойстик).Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается. (дисплей).Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут. (системным).По клавишам
прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – . (клавиатура).В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится. (дискета).И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется. (модем).Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный. (принтер).
Первая команда должна написать на доске Устройства ввода и обработки информации, вторая – Устройства вывода и хранения информации.
Проверка: каждый верный термин +1 балл. При необходимости учитель дополняет списки. Вместе с учениками считаются баллы.
4. Конкурс капитанов.
1-я команда.
- Назови клавишное устройство ввода информации. (Клавиатура).
- Характеристикой какого устройства является тактовая частота? (Процессора).
- Как называется системная плата компьютера? (Материнская).
- Диски CD-ROM магнитные или лазерные? (Лазерные).
- Назови клавишу, фиксирующую режим ввода заглавных букв. (CapsLock).
2-я команда.
- Назови основное устройство манипуляторного типа. (Мышь).
- Оперативная память физически реализована на диске или на микросхемах? (На микросхемах).
- Как называется кратковременная память компьютера? (Оперативная).
- В состав какого устройства входит арифметико-логическое устройство? (Процессор).
- Назови клавишу, стирающую символы слева от курсора. (BackSpace).
5. Разгадайте кроссворд.
Кроссворд выдается на карточках вместе с вопросами.
Вопросы:
- Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура).
- Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код).
- Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр).
- Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер).
- Запоминающее устройство. (Память).
- Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню).
- Устройство, на которое выводится информация. (Монитор).
- Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты).
- Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор).
Если все отгадано верно, то в результате получится слово “компьютер”.
6. Составьте слова.
Из слов на карточке составить слова, связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах не могут повторяться, и все имеются в слове.
Как информация сохранялась раньше
Самый первый метод сохранения информации в виде наскальных рисунков (кстати, графика) известен еще с незапамятных времен.
Намного позже с появлением речи сохранение информации стало представлять собой процесс, так сказать, передачи из уст в уста (мифы, легенды, былины). Письменность привела к тому, что стали появляться книги. Не забывались и картины или рисунки. С появлением технологий фотографии, записи звука и видео, на информационном поле появились соответствующие носители. Но все это оказывалось недолговечным.
Какие вы знаете устройства хранения информации?
Учебник Информатика 5 класс Босова
of your page —>
Задания параграфа: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Задание 8. Какие вы знаете устройства хранения информации?
Устройства хранения информации:
1 — Оперативная память
2 — Жесткие диски(HDD и SSD)
3 — Компакт-диски
4 — Флеш-карты(flash)
Жёсткие диски (HDD)
Наиболее распространённая внешняя память. Работает по принципу магнитной записи. Информация записывается на дорожки отполированных металлических либо стеклянных пластин с магнитными свойствами благодаря покрытию ферромагнетику.
Состоят из одной или нескольких пластин, на которых хранятся данные, устройства позиционирования головки, самих считывающих головок и сложного блока электроники. Различаются:
- Объемом – 512 ГБ – 3-4 ТБ, старые накопители имеют объём 80–120 ГБ и менее.
- Размером диска – 2,5 и 3,5 дюйма.
- Способом подключения – внешние или переносные (преимущественно USB) и внутренние (интерфейс SATA разных версий).
- Частотой вращения шпинделя: 7200 об/мин, реже – 5400 и 1000 об/мин.
Диск(-и) быстро вращается, считывающая головка парит над ним, при подаче напряжения она изменяет вектор намагниченности домена ферромагнетика. Для считывания меняется магнитный поток головки, приводящий к изменению электрического сигнала из-за возникновения индукции. По скорости опережают оптические накопители минимум на порядок: чтение – до 150 – 200 МБ/с, запись до 100 МБ/с.
По сравнению с предыдущими накопителями, HDD более быстрые, многократно перезаписываемые, надёжные, дешевые.
§5. Хранение информации — Ответы рабочая тетрадь Босов 5 класс
Диск, камень, кассета, книжка, дискета, бумага, флеш, винчестер.
62. Что обеспечит самый оперативный доступ к информации о дате рождения человека?
Память этого человека.
63. Заполните схему «Хранение информации».
64. Впишите в клеточки слова-ответы.
а) Информация, ханящаяся во внешней памяти и обозначенная именем.
б) Контейнер для файлов.
65. Выберите цепочки символов, которые могут использоваться в качестве имен файлов.
66. Выберите наиболее удачное имя для файла с письмом другу.
67. Установите соответствие между компьютерами и аналогичными им некомпьютерными объектами.
68. Разгадайте кроссворд «Хранение информации».
По горизонтали. 1. Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. 3. Память является инструментом . информации. 5. Хранящаяся в этой памяти информация воспроизводится достаточно быстро. 7. Носитель информации, позволяющий сохранять для потомков лица людей, пейзажи и т. д. 8. Один из самых распространённых носителей информации с давних времён до наших дней. 10. Страна, где изобрели бумагу. 11. Древний носитель информации, сделанный из кожи животных.
По вертикали. 1. Первый прибор для записи и воспроизведения звука. 2. Носитель информации в Древней Руси. 4. Записные книжки и другие внешние хранилища информации можно назвать: . память. 6. Любые сведения об окружающем мире. 9. Носитель информации из стеблей тростника.
69. Девочки Аня, Маша и Варя купили себе флешки синего, белого и красного цветов. На вопрос, у кого из них какая флешка, одна из девочек ответила: «У Ани флешка синяя, у Маши — не синяя, а у Вари — не белая». Впоследствии выяснилось, что в овете верно сказано о цвете флешки только у одной девочки. Какого цвета флешки у каждой из девочек?
По условию мы имеем:
У Ани флешка синяя, у Маши — не синяя, а у Вари — не белая.
Если будем считать, что девочка верно ответила про Аню и у нее действительно синяя флешка, тогда у Маши тоже синяя, а у Вари — белая. У двух девочек одинакового цвета и такого не может быть.
Если же правда, что у Маши не синяя флешка, тогда у Ани не синяя и у Вари белая. В этом случае мы только можем сказать про Варю, что у нее белая флешка, а узнать флешки у Ани и Маши не сможем.
Если правда, что у Вари не белая флешка, то у Ани белая, а у Маши синяя. Этот вариант нам подходит.