Диктант объясните правописание пропущенных букв компьютер
20. Диктант. Объясните правописание пропущенных букв. Определите, какие
знаки препинания пропущены, и докажите необходимость их постановки.
Комп(?)ютер может работать только с такой инф..рмацией кото-
рую люди могут пр..вратить в сигналы. Если бы люди умели превра-
щать в сигналы вкус или зап..x то комп(?)ютер
мог бы работать и с такой инф..рмацией но де-
информация
лать этого люди пока (не)научились. Очень хоро-
компьютер
шо пр..вращает(?)ся? в сигналы то что мы вид..м. 1 видеокамера
Для этого есть вид..окамеры сп..циальные ц..фро-
микрофон
вые фотоап, ппараты и сп..циальные устройства
і сканер
которые носят название скан..ры. Люди давно
научились пр..вращать в сигналы то что мы слыш.м. Делают это
с помощью микр..фонов. Даже обычный телефон, нный ап, ппарат
способен справит(?)ся с такой задачей так как он пр..вращает в сиг-
налы звук человеческого голоса.
(По книге «Занимательный компьютер»)
27 0
Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.
Диктант объясните правописание пропущенных букв компьютер
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
ТЕМА: «БУКВЫ И — Ы ПОСЛЕ Ц»
Словарные диктанты
1. Акация, панцирь, нарцисс, сигнализация, дикция, делегация, конференция, традиция, циркуль, цитировать, цирк, цирковой, коллекция, циклон, циклоп, цитрусовые, цинк, цыпленок, цыплята, цыганский, цифра, экспедиция.
2. Милиция, цыганский, репетиция, умницы-разумницы, синицын, сестрицын, у гостиницы, молодцы-храбрецы, операция, революция, традиция, ситуация, птицы, птицын, цилиндр, цистерна, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, лестницы.
Выборочный диктант
Распределите слова в два столбика:
а) с буквой и после ц;
б) с буквой ы после ц.
Школьницы, цыкнуть, пациент, циферблат, цикорий, цифровой, у столицы, цитата, дефицитный, Венеция, цыпочки, медицинский, цинковый, станция, авиация, беглецы, редакция, круглолицый, бледнолицый, официальный, станционный, агитационный, циновка, ресницы, рекомендация, дисциплина, плантация.
Объяснительный диктант
Графически объясните выбор и — ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание).
1. Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыпленок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.
2. Во все времена кузнецы пытались украсить свои изделия.
Большую изобретательность и фантазию они стали проявлять уже при ковке светцов. Так назывались первые осветительные устройства. Наиболее красивые светцы сделаны целиком из железа. Когда вечером в светец вставляли лучинки и зажигали их, то на фоне тёмной избы, такой светец казался пером сказочной жар-птицы.
(По А. Навроцкому)
Контрольные диктанты
В цирке
Огромное здание цирка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.
Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик в цыганском костюме и с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола.
Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. А самым последним цирковым номером был «Шар смелости». Отважные мотоциклисты под куполом цирка с большой скоростью мчались внутри громадного цилиндра. С каждым кругом скорость возрастала.
На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка.
Светлячок
В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко. Она осветила циновку на полу и цинковое корыто на стене. Вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и подошел к светлячку. На столе лежал термометр.
(По Н.П. Печерскому)
Куцый
Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок.
Принес его к нам в зоопарк охотник.
На новом месте Куцый почувствовал себя как дома. Одна из лисиц хотела его укусить. Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей трепку. После этого она и другие лисицы боялись к нему подойти.
Ухаживал за лисицами дядя Леня. Когда он заходил в клетку, Куцый бросался к нему, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо. Дядя Леня часто ласкал его. Лучший кусочек мяса перепадал Куцему чаще других лисиц.
Задания:
1. 1-й вариант: подчеркните буквы и, у, а после шипящих;
2-й вариант: подчеркните буквы и, ы после ц, обоначая условия выбора орфограммы.
2. 1-й вариант: придумайте и запишите пять слов с буквой и после ц в корне и суффиксе;
2-й вариант: запишите исключения из правила «Буквы и, ы после ц».
3. В роли каких частей речи употребляется слово куцый в тексте?
Рябина
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо тёмного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
Задания:
1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после ц». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.
ОСЕНЬ НА ВОДЕ
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Не спят одни рыбы. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. Толкаются, кружатся рыбки, борются за пищу. Посмотришь через минуту — ничего не увидишь. Спокойная тёмная вода.
60 слов. (По В. Солоухину)
ГДЗ по русскому языку Герасименко § 39. Правописание согласных
Ватрушка ш, косьба с, молодежь ш, багаж ш, пробка п, ножка ш, бородка т, пастбище, блюдце, женитьба т, резка с, резкий с, людской, подружка ш.
180. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов
Редкие встречи, дерзкий ответ, резьба по дереву, гладкая ткань, громоздкое сооружение, высокий порог узкий переулок, робкий человек, шефская помощь, интересная книжка.
181. К каждому из слов подберите родственное слово, чтобы за непроизносимым согласным следовал гласный.
Властный властитель, захолустный захолустье, свистнуть свистеть, местный место, лестный льстить, известный весточка, радостный радости, редкостный редковатый, страстный, уздцы, сердце сердцевед, хлестнуть хлестание, целостный нецельный.
182. Установите, есть ли непроизносимые согласные в следующих словах.
Ненастный, опасный, гигантский, комендантский, грустный, ужасный, безмолвствовать, участник, ненавистный, яростный, свистнуть, поздний, тростниковый, бескорыстный.
183. Вставьте пропущенные согласные там, где они необходимы. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.
Баллада, колоссальный, галерея, аллея, дискуссия, колледж, коллега, артиллерия, интеллигенция, аппарат, труппа, естественный, пьеса, драма, кавалерия, аккомпанемент, иллюстрация, иллюзия, интеллект, искусство, искусный, оккупация, группировка, коммерсант, терраса.
184. Образуйте прилагательные от приведенных существительных. Составьте словосочетания с этими прилагательными.
можжевеловый куст, либеральная программа, аппетитный пирог, коллективная работа, дрожжевой, программные средства, кавалерийский полк, алюминиевая ручка, интеллектуальная собственность, кристальная вода, пассажирский самолет
185. Спишите, вставляя пропущенные согласные. Объясните свой выбор.
I. 1. Наступили месяцы дремоты. То ли жизнь действительно прошла, то ль она, закончив все работы, поздней гостьей села у окна. (Заб.) 2. На два цветка ваш выбор пал случайный, и вот они, без влаги и земли, в моей руке подвластны силе тайной, былые краски снова обрели. (Ф.Т.) 3. Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. (Ахм.) 4. Когда пришли холода, следил ты уже бесстрастно за мной везде и всегда. (Ахм.) 5. И чудилось, что в этом далеком и сказочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которой даже задумчивость, даже грусть очаровательно нежны и прекрасны. (Купр.)
II. 1. В сущности, в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя. Это у нас в крови, это внедрено нам всей русской беллетристикой последних десятилетий. (Купр.) 2. В богатых сенях толпилось несколько старух, известных в Петербурге под названием салопниц. (В. Солл.) 3. Не будем ставить громоздко вопрос, где лежат пути. (Ес.) 4. Были годы тяжелых бедствий, годы буйных, безумных сил. (Ес.) 5. У государыни лихорадка прошла. (Мереж.)
Какая оценка ставится за 2, 3, 4, 5 ошибок в диктанте
Диктант — форма проверки грамотности учеников всех классов. Написание данной работы позволяет учителю оценить как орфографическую, так и пунктуационную грамотность каждого школьника по изученным правилам и орфограммам.
- Какая оценка ставится за 2, 3, 4, 5 ошибок в диктанте
- Какая оценка выйдет за четверть, если средний балл 3,5
- Как проводить диктанты
Чтобы оценить грамотность каждого ученика, учитель обязан для работы использовать текст, который соответствует нормам литературного языка и имеет подходящий объем для конкретного класса. Например, для школьников начальных классов объем диктанта не должен превышать 70 слов (для 2 класса — 20-40 слов, для 3-ого — 40-60, для 4-ого — 70). Для учеников средних и старших классов нормы, естественно, выше, а именно, для 5-ого – до 100 слов, для 6-ого – до 110 слов, для 7-ого – до 120, для 8 и 9 класса – до 170 слов.
Что касается критерия оценивания работ, то постановка оценки зависит от характера ошибок и их количества. Например, две негрубые ошибки считаются за одну, к ним относятся:
- исключения из правил;
- написание с заглавной буквы составных наименований;
- написание имен собственных с маленькой буква в словах нерусского происхождения;
- замена одного знака препинания на другой, нарушение последовательности постановки знаков;
- написание буквы «ы» после приставок и т. д.
Исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
- перенос слов;
- на неизученные орфограммы;
- невключенные в школьную программу;
- при постановке самовольной авторской пунктуации;
- описки (например, замена местами двух стоящих рядом букв).
При постановке оценки важны и другие нюансы, например, повтор ошибки в однокоренных словах считаются за одну, ошибки на одно правило расценивается точно так же.
Оценка «5» ставится при безошибочном написании диктанта или при наличии в тексте 1 негрубой ошибки. Стоит учитывать, что два исправления в работе считаются за одну ошибку. При допуске более четырех исправлений учитель имеет право поставить отметку на балл ниже.
Оценка «4» ставится при допуске до 4 ошибок, среди которых 2 орфографических и 2 пунктуационные, 1 орфографическая и 3 пунктуационных или только 4 пунктуационные. Если в тексте имеется 3 ошибки на правописание или работа выглядит неаккуратно, то педагог может снизить оценку до 3 баллов.
Оценка «3» ставится при допуске до 8 ошибок, среди которых 4 орфографические и 4 пунктуационные, 3 орфографические и 5 пунктуационных или 7 только пунктуационных.
Оценка «2» ставится в том случае, если в тексте более 10 ошибок (орфографических и пунктуационных поровну, 4 ошибки по орфографии и 6 по постановке знаков препинания или при допуске более 4 грубых орфографических (сюда можно отнести изученные слова для запоминания, слова, к которым можно подобрать проверочные).
Если диктант написан с большим количеством всевозможных ошибок, то учитель имеет право расценить работу в 1 балл. Исправить единицу в дальнейшем будет очень сложно, а она значительно влияет на итоговую отметку. Поэтому перед сдачей диктанта на проверку следует тщательно перечитать текст и к словам, правильность написания которых вызывают у вас сомнения, попытаться подобрать проверочные слова, вспомнить изученные правила.
СПИСОК орфограмм русского языка.
Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.
Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами
Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.
Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).
Орфограмма № 1 1. Буквы З-С на конце приставок.
Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-
12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.
Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-
Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Орфограмма № 1 5. Буквы И и Ы после Ц.
Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных .
Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую
Орфограмма № 21.Не с глаголами
- Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.
Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.
- Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-
Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок
Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
- Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных
Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-
Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.
Орфограмма № 41. Дефис в существительных.
Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.
Орфограмма № 42.Ь в середине числительных
Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения
Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).
Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).
Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.
Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.
Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и
Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.
Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.
Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.