Как долго ребенок может сидеть за компьютером?
Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.
Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы. Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.
В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером.
В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты.
Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?
Влияние компьютерных игр на мозг
Еще в середине 90-х годов медики предупреждали, что видеоигры способны стимулировать только отделы мозга, отвечающие за движение и зрение. Увы, поэтому отделы, которые отвечают за обучение, поведение и эмоции, могут быть недоразвитыми.
Китайские ученые набрали две группы студентов. Первые ежедневно проводили онлайн не менее 10 часов, играя в игры наподобие World of Warcraft. И вторая группа, в которой студенты работали за компьютером не более 2-х часов в день. С помощью МРТ они наблюдали за деятельностью их мозга. Исследования показали, что в мозгу геймеров было меньше серого вещества.
В Чехии игра «Майнкрафт» чрезвычайно популярна. Многие дети становятся не просто фанатами, а фанатиками данной игры. Так, по результатам исследования, которое длилось 3 месяца, выявлено 24 % детей, играющих в «Майнкрафт» более 11 часов в неделю. 14 % играют больше 16 часов и почти 50 % делают это каждый день, включая выходные и праздники.
Также исследование подтвердило, что «Майнкрафт» вызывает у детей поведенческую зависимость. 28 % заявило, что теряет счет времени, у 22 % наблюдается жжение в глазах и столько же игроков испытывают дискомфорт и боль в спине.
Пять причин, по которым ваш ребенок не должен играть в «Майнкрафт»:
«Разгрузочный день»
Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера. Договоритесь, что в этот день компьютер не включается вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.
Иногда родители позволяют ребенку поиграть в компьютерные игры в награду за отличную оценку в школе, хороший поступок или послушание. В целом такой подход возможен, однако компьютер не должен стать единственным поощрением. Пусть наградой будет свободное время, которым ребенок сможет распорядиться по своему желанию. А чтобы виртуальные игрушки не вытеснили прогулки, хобби или общение с друзьями, приучите ребенка к мысли, что компьютер – далеко не единственное и не самое лучшее развлечение. Правда, научить этому только на словах, без личного примера, не получится. Если в семье кто-то из взрослых часами «зависает» в онлайн-играх, то и ребенок предпочтет электронный гаджет всем остальным видам досуга.
Причины компьютерной зависимости
Зависимость от смартфона, персонального компьютера, сотовых телефонов, зависимость от блуждания в интернете или зависимость от компьютерных игр, в своей основе, имеют одну и те же первопричину: неудовлетворенность разницей между желаемым и действительным (далее производные от нее).
Частые причины появления компьютерной зависимости:
- усталость от перегруженности какими-либо занятиями и обязательствами
- нарушение баланса между периодами активности и отдыха
- неумение организовывать досуг: отсутствие в жизни увлекательных занятий и ощущения наполненности жизни
- сложности с переключением внимания, общая неорганизованность жизни
- привычка получать удовольствие сразу и в максимально короткий срок — нетерпимость к ожиданию
- недостаток общения, любви, принятия, близости, внимания, поддержки в реальной жизни
- недовольство собой, неуверенность в себе
- и многое другое.
Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?
Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.
С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.
Альтернативный вариант лечения компьютерной зависимости: Дайте ребенку наиграться
Если никакие из способов не помогают избавить ребенка от компьютерной зависимости, то вы можете пойти иным путем. Дать ребенку наиграться.
Пусть сидит за компьютером столько, сколько захочет. Возможно, он поиграет в режиме 24/7 в течение 1-2 лет, а потом сам потеряет к компьютерным играм интерес.
Такое бывает у многих подростков. Начиная с 12-13 лет они очень много играют в компьютер. А в 15 лет начинают гулять с друзьями. Заводить девушек. И чаще проводить время на улице.
Потому, что играть в компьютерные игры им становится неинтересно. Они перенасытились этим процессом. И больше не испытывают огромной тяги к играм.
Как отвлечь школьника от компьютера
Для школьника компьютер пока не является ни частью задания в школе (до 6-7 класса скорее компьютер если и пригодиться, то только для простых заданий), ни способом заработка (как например в подростковом возрасте — некоторые уже пробуют заработать в Интернете).
Что могут делать школьники? Читать научно-популярные материалы, слушать музыку и работать с видео или картинками в специальных программах, посещать онлайн-курсы и общаться.
И что завлекает – так это общение в первую очередь, и уже потом компьютерные игры. А чтобы не позволить ребенку просиживать в социальных сетях по 5 часов и общаться с подругой/другом, которые живут в доме напротив – устраивайте им совместные прогулки на природу, вылазки в цент или кафе. Покажите им мир, покажите им, как общаться и создавать свой мир дружбы в реальности.
А теперь, больше конкретики – несколько способов отвлечь школьника от гаджетов:
- Устройте ребенку и его друзьям интересные занятия дома: поиск сокровищ, сделать воздушного змея, кормушку для птиц, собрать что-то неординарное в лего, разгадать заранее подготовленные головоломки, посиделки за созданием большого самолета из бумаги, спичек или картона. Для начала, чтобы дети увлеклись, их надо подтолкнуть – и потом, через некоторое время (1,3,6 месяцев они сами станут себе находить «приключения»).
- Решите сначала сами, как родители, сколько надо ребенку играть в игры, а сколько сидеть в социальной сети, и сколько требуется времени для других дел: прочтения книг, слушать музыку, смотреть фильм – учитывайте это тоже. Нельзя так просто отрезать, сказав, что в день на гаджеты 1 час и все. Идите навстречу ребенку и обговаривайте открыто с ним моменты ограничения. Для школьника также важно приобретать значимость в глазах родителей, как быть авторитетом в глазах ребенка. Советуйтесь с ним и находите общее решение.
- Если школьник начал подсиживаться на игры, поиграйте с ним, чтобы понять – чего ему не хватает в реальности, и попробуйте компенсировать. Например, если чувствует, что в игре он лидер и авторитет – значит с друзьями не получается найти общий язык. Поговорите на эту тему с ребенком, может он просто не знает, как дружить, стесняется. А может, следует обратиться к психологу по поводу излишней застенчивости. Если в процессе совмесней игры вы уловили причину – найдите заменитель этого в жизни: отправьте на секцию спортивную, или, может, его заинтересовало строение компьютера, или программирование. Вариантов масса.
- Семья и традиции, помощь и ответственность – это все формируется с малых лет. Помощь маме по дому даже для мальчика не должно возникать ухмылок и отговорок. Совместная работа по приготовлению ужина или разбора покупок, уборки в шкафах или систематизации своих игрушек – это дело не только родителей, но и девочки. Поэтому важно поддерживать традиции в семье.
- Обучение и школа, домашку никто не отменял. Самостоятельность в обучение присуща не каждому ребенку. Тем не менее контроль родителей в выполнении домашнее работы очень важен, чтобы выработать ответственность за этот вид деятельности.
- Что можете сделать вместе с ребенком: попробуйте вызвать интерес, попросив помочь вам приготовить ужин; сходите на прогулку или покатайтесь вместе на велосипеде, поиграйте вместе в настольную игру или в карты, попробуйте собрать пазлы или решить вместе кроссворд.
Ребенок и компьютер: «за» и «против»
Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».
Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:
- Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
- Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
- Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.
Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.
- Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.
Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:
- Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
- Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
- Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
- Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
- Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
- Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.
Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.
Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.
В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.
Почему с подростками запреты не работают
— Несколько моих знакомых программистов категорически запретили своим детям любые компьютерные игры. Они сказали: «Нам неважно, что у других они есть. У них есть сигареты за школой в 13 лет, а у нас — нет. Другим можно выпить пива в 12 лет, у нас, извини, нет. Пиво, наркотики, алкоголь и компьютерные игры у нас под запретом. 18 лет тебе будет — делай, что захочешь, а пока извини». В этих семьях доступны все технологии онлайн-образования, любые курсы, репетиторы и так далее. Но компьютерные игры запрещены.
Мне очень импонирует как родителю эта технология. Там дети уже взрослые, они мне напоминают тех моих ровесников, которые выросли в семьях без телевизора. Есть ли в этом опасность — в пути полного ограничения? Что надо понимать родителям, которые на такой путь становятся? Или вам кажется, что это совсем рискованный шаг?
— Если это то, что предусмотрено правилами вашей семьи, вы так решили, то я с большим уважением отношусь к этому. И вообще к родителям, которые способны выработать свои правила, придерживаться их и стараться объяснять детям, а где-то — контролировать и ограничивать их.
Но компьютерные игры — это песчинка в цифровом море. Если в целом подросток имеет доступ к интернету, к соцсетям, если у него есть возможность общаться в каких-то чатах со своими сверстниками, но при этом у вас правило, что в компьютерные игры он не играет, и это такая договоренность, ваше требование — почему бы нет. Вполне рабочий метод, если это то, что поддерживают родители.
— Только мы тут не можем говорить про слово «договоренность», потому что ребенка обязали выполнять правило.
— Если ребенку очень хочется, а ему запрещают, он все равно найдет способ добиться своего — это же как запретный плод. Поиграет в компьютерную игру, пусть не со своего телефона или ноутбука. Есть друзья, есть еще кто-то.
Поэтому если родители хотят ограничить определенные игры, соцсети, контент — это то, что нужно доносить как правила. А не как лишение ребенка сладкого — «отобрали эту конфетку». Безусловно, многие компьютерные игры — это правда риск зависимости. Это такая технология. Кто-то на нее подсаживается, кто-то нет, это правда.
— Один ребенок вырастет и станет крутым программистом тех же самых игр, будет получать огромную зарплату и иметь интересную жизнь, а второй будет бесконечно играть и отходить от ноутбука только поесть и в туалет. У нас очень много писем от родителей: «Ему 20 лет, он лежит на диване и ничего не делает. Уходит в свою комнату, чтобы играть в стрелялки». Это, конечно, очень пугает.
Как быть, если у родителей отношений с подростком нет? Он ушел в школу в 7:30, а мы — на работу. Потом все вернулись, и дальше общение: «Как там уроки?» — «Нормально все». — «Почему по алгебре два получил?» — «Не знаю, что-то учитель не в настроении была». Дальше он в своем гаджете, мы — в своем. Все общение либо формальное, либо конфликтное, когда мы выясняем, какие у него оценки. Ему говоришь: «Давай посидим, поговорим, что-нибудь с тобой обсудим». А он: «Ну, мам, что мы с тобой будем обсуждать? Всё, поговорила со мной, иди. У меня все хорошо, мама». Отвали.
— Да, очень жизненно. Важно понимать, что подростковый возраст — это этап развития личности, который очень часто проходит по тому сценарию, который вы рассказали. Начинать резко налаживать отношения и устанавливать духовную близость с подростком родителям, правда, смысла нет. Это честно. Потому что в этот период его жизни родительский авторитет задвигается, и на передний план выходит социум. Он пробует отделить себя от родителей и понять: какой я отдельный без вас, мама с папой.
Договариваться и устанавливать общение важно до того, как наступил этот подростковый период. Родителям подростков стоит интересоваться эмоциональной сферой, но не устраивать из этого допрос. Если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, попробуйте задать простые вопросы. Как ты? Как настроение? Как дела?
Дети помладше сильно нуждаются в вас. И пока ваш родительский авторитет почти на максимуме, эти отношения и близость нужно устанавливать. Тогда даже в подростковом возрасте, даже когда ребенок скажет: «Мама, закрой дверь с той стороны», — у вас будет контакт. Да, это подросток, он сейчас так себя ведет, но у вас есть контакт и некое спокойствие, что если ему понадобится помощь или будет какой-то трудный для него вопрос, он обратится к вам. И у вас будет понимание, что вы его слышите, видите, чувствуете. Сейчас он не готов с вами обниматься и сидеть рядом на диване, потому что это нормально, он подросток и ему важно пройти этот этап.
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!