Для чего нужен бортовой компьютер в машине
Для более полного контроля состояния и рабочих функций автомобиля используются бортовые компьютеры. Импортные марки, как правило, имеют встроенный БК уже в заводской комплектации, а для отечественных авто этот вопрос приходится решать лишь установкой дополнительного оборудования.
В нашей статье представлены лучшие модели устройства, которые есть в свободной продаже. Рейтинг основан как на характеристиках БК, так и на качестве их работы Данная информация была получена как от специалистов по установке и подключению бортовых систем, так и от непосредственных владельцев. Для удобства читателя созданы наиболее популярные категории по типу авто.
Какие функции выполняет
- за счет встроенной диагностики немедленно предупредят о неисправности;
- позволят настроить до 15 различных голосовых предупреждений с одновременным ведением журнала;
- уникальные функции контроля за качеством топлива позволят избежать внеплановых ремонтов и выбрать качественную заправку;
- контроль расхода топлива, с использованием функции «Эконометр» позволит соблюдать экономичный стиль вождения или вести поездку строго по лимиту времени;
- просмотр статистики поездок (скорость, пройденное расстояние, количество израсходованного топлива) позволит планировать затраты на автомобиль.
Новый 32-разрядный процессор отличает эти приборы от аналогов, обеспечивая повышенную точность и скорость работы, а также позволяя реализовать следующие параметры:
На что обратить внимание при покупке бортового компьютера
Цена автомобильного бортового компьютера напрямую зависит от его функциональности. Чаще всего у нас продаются изделия, произведенные в Российской Федерации, потому установить их на отечественные авто – не проблема.
Прибор подключают к стандартной колодке и монтируют в предназначенную нишу в центральной консоли. Отдельного монтажа может потребовать разве что датчик температуры наружного воздуха. Но это несложная процедура, тем более что она обычно описана в инструкции к прибору.
Приобретая борткомпьютер, обязательно нужно знать тип ЭБУ (электронный блок управления) вашего мотора. В отечественных авто их устанавливают три вида: Микас, «Январь» или Bosch. Полученные данные ото всех датчиков и систем авто, компьютер выводит их на дисплей. Последний может быть как монохромным, так и многоцветным.
Меню компьютера несложное, притом разделено на подразделы. Многие модели дают возможность выводить на дисплей до четырех самых важных показателей.
В список отображаемых автомобильным бортовым компьютером показателей входят: напряжение электросети, обороты двигателя, остаточное количество топлива, общее время поездки, температура охлаждающей жидкости, усредненную и за определенный отрезок времени скорость езды, средний и за определенный отрезок времени расход топлива.
Вывод показателей на экране компьютера
Устройства в ценовом диапазоне выше среднего дополнительно могут менять температуру включения вентилятора радиатора, измерять время разгона до «сотни», сигнализировать о включении габаритов и пр.
Дорогие компьютеры оборудованы голосовым сопровождением и подсветками дисплея с разными цветами. Некоторые модели компьютеров могут определить даже качество заправляемого топлива и сообщать об этом водителю, что даёт преимущество в выборе АЗС.
Но, несмотря на все вышеописанные выгоды автомобильного бортового компьютера, наибольшую ценность представляет функция диагностики мотора с его помощью. Фактически он может заменить сканер, который применяют на автосервисах.
Контрольная лампа Check Engine сегодня есть почти во всех авто.
Контрольная лампа Check Engine
А вот расшифровку неисправности помогает определить именно борткомпьютер. Код ошибки или расшифровка показывается в подразделе «Ошибки». Еще одна немаловажная функция – обнуление ЭБУ не снимая клеммы с АКБ.
Как видим, бортовой компьютер – это полезный помощник в дороге. Кроме того, с его помощью значительно упрощается задача диагностики неисправностей мотора,что не позволит работникам автосервиса вас обмануть.
Видео — бортовой компьютер » ОРИОН » БК-30:
Бортовой компьютер в авто будет прекрасным помощником водителя, что сделает все поездки намного комфортнее, безопаснее и экономичнее. Он всегда будет предупреждать автолюбителя о неисправностях и их возможных причинах.
Панель управления
Дисплеи компьютерных приборов придают автомобилю сходство с реактивным самолетом. Стрелочные приборы уступили место жидкокристаллическим дисплеям. Эти дисплеи проецируют данные прямо на лобовое стекло, освобождая водителя от необходимости отводить глаза от дороги.
Вы здесь: Главная Статьи Статьи ИТ Как работает бортовой авто компьютер
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 628
Warning: A non-numeric value encountered in /home/informatio/information-technology.ru/docs/modules/mod_raxo_allmode/helper.php on line 630
Автомобильные бортовые компьютеры
Бортовой компьютер в автомобиле нельзя отнести к предметам первой необходимости, однако это очень полезное устройство. Он и топливо поможет сэкономить, и о поломках предупредит, и предоставит кучу разнообразной информации о состоянии автомобиля. Стоят бортовые компьютеры недорого и часто окупают свою цену, спасая владельца от дополнительных трат на эвакуатор или автосервис.
Сегодня во многих автомобилях есть штатные бортовые компьютеры, однако они менее функциональны. Встроенные «компы» могут показать расход топлива, время поездки, забортную температуру, но ничего не скажут о неисправностях или техническом состоянии автомобиля. Часть альтернативных борткомпьютеров это умеют. Тем более есть смысл приобрести бортовой компьютер владельцам большинства отечественных машин и дешевых иномарок: у них нет штатного устройства и даже расход топлива приходится считать по чекам с заправки.
Возможности бортовых компьютеров
Сегодня топовые модели борткомпов имеют по нескольку сотен функций. Конечно, часть из них на практике бесполезны и используются редко, но такая цифра красноречиво говорит о возможностях этого типа устройств.
Бортовые компьютеры показывают сразу несколько параметров
Все функции можно поделить на несколько видов. Во-первых, вывод мгновенных параметров. Это текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, температура в салоне и на улице, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т. д. Во многих автомобилях подобная информация не выводится на приборную панель, а если и выводится, то с большей погрешностью. Кроме того, бортовой компьютер можно настроить, а приборную панель нет. Скажем, вы установили колеса размерностью больше, чем штатная. После этого спидометр непременно будет искажать информацию о скорости, тогда как бортовой компьютер можно откалибровать.
Во-вторых, индикация маршрутных параметров. С бортовым компьютером становится доступной информация о мгновенном расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые модели могут предсказывать запас пути на имеющемся топливе, рекомендовать среднюю скорость, подсчитывать время стояния в пробке.
В-третьих, отображение технических параметров. Производители постоянно сокращают количество информации, выводимой на приборную панель. На некоторых автомобилях кроме количества бензина ничего и не отображается. Бортовой компьютер же покажет и температуру охлаждающей жидкости, и напряжение бортовой сети, и массу других параметров.
Наконец, диагностика. В большинстве случаев бортовые компьютеры позволяют считывать коды ошибок электронного блока управления (ЭБУ) и сигнализировать о разного рода поломках. Конечно, профессиональный автосервис бортовой компьютер не заменит, но в некоторых случаях может подсказать владельцу тип неисправности или узел, который необходимо проверить.
Совместимость
Для карбюраторной машины подойдет и простенький «комп»
Идиллию в использовании автомобильных бортовых компьютеров разрушают проблемы совместимости — далеко не каждый «комп» подойдет для каждого автомобиля. Так, на карбюраторных машинах бортовой компьютер не то чтобы совсем бесполезен, но играет куда меньшую роль, чем на инжекторных. Как не трудно догадаться, связано это с тем, что в карбюраторных автомобилях мало электроники и датчиков, а также нет единого блока управления, который бы собирал и обратывал информацию. Так что функций в «компе» на карбюраторном автомобиле будет немного: тахометр, вольтметр, часы, термометр, октан-корректор и несколько других, менее значимых. Бортовой компьютер в карбюраторный автомобиль имеет смысл устанавливать, если на приборной панели нет тахометра или вольтметра — «комп» легко может заменить эти устройства. С этим справится даже самый дешевый гаджет. Если у вас карбюраторная машина — покупать дорогой компьютер нет смысла.
Во всей красе бортовые компьютеры проявляют себя на инжекторных автомобилях — тут в их распоряжении куча датчиков и электронный блок управления. Однако не все так просто. Производителей машин много, и каждый старается использовать уникальные блоки управления и протоколы передачи информации, причем они часто меняются. Изготовителям бортовых компьютеров постоянно приходится адаптировать свои устройства к «железу» различных авто. Иногда это получается, иногда нет.
Немного помогло производителям борткомпьютеров введение единого 16-контактного диагностического разъема OBD-2. Для автомобилей американского рынка этот разъем стал обязательным с 1996 года, европейского — с 2001-го, однако некоторые производители начали ставить его еще раньше. Сегодня работа с ЭБУ по стандарту OBD-2 — обязательная функция любого борткомпьютера. Впрочем, наличие в автомобиле разъема OBD-2 вовсе не гарантирует совместимость. У некоторых производителей слишком низкая, для бортовых компьютеров, скорость работы по этому стандарту или свой собственный «язык», который понимают не все гаджеты.
OBD-2 — хороший протокол. Он позволяет бортовому компьютеру добираться до многих диагностических функций ЭБУ, получать от него информацию с различных датчиков и считывать коды ошибок. Кроме того, по OBD-2 к бортовому компьютеру можно подключить автомобиль с дизельным двигателем.
Лучше OBD-2 может быть только оригинальный (то есть тот, который использует производитель) протокол передачи данных. Но рассчитывать на его поддержку в «компе» можно только владельцам популярных и широко распространенных автомобилей. В зависимости от модели борткомпьютера это могут от 1 до 20-30 машин. Подключение по оригинальному протоколу лучше, чем по OBD-2. Во-первых, оно проще, достаточно только воткнуть шнур в диагностический разъем ЭБУ. Во-вторых, быстрее, а скорость работы важна для борткомпьютеров. В-третьих, по оригинальному протоколу доступно больше параметров и способов диагностики. В некоторых случаях вообще можно управлять ЭБУ, например вручную задавать температуру включения вентилятора охлаждения (естественно, это актуально для автомобилей, у которых этой функцией заведует ЭБУ).
Даже если с вашим автомобилем бортовые компьютеры отказываются работать и по оригинальному протоколу, и по OBD-2, не стоит расстраиваться — к бензиновому инжекторному автомобилю бортовой компьютер всегда можно подключить в так называемом универсальном режиме. ЭБУ в этом подключении никак не задействован, компьютер напрямую подсоединяется к датчику скорости и к форсунке. Перед работой компьютер нужно настроить, а именно — указать производительность форсунки. Работает система так: «комп» отслеживает время открытия форсунки, умножает на производительность и на основе этих данных рассчитывает параметры, связанные с расходом бензина. Средняя скорость считается по датчику скорости. Однако диагностика и считывание кодов ошибок при таком подключении невозможны, поэтому этот способ применяют только в крайнем случае.
Установка
Компьютер на стекле
Чаще всего бортовые компьютеры поставляются в виде небольших квадратных или прямоугольных коробочек с монохромным дисплеем. Их с помощью присоски или липучки можно прикрепить в любом месте автомобиля: на торпедо, лобовое стекло, внутрисалонное зеркало, приборную панель. Это самый простой способ установки, но и самый неэстетичный. Компьютеры очень редко гармонично вписываются в салон автомобиля, кроме того, в некоторых моделях нужно как-то маскировать провода.
Куда привлекательнее смотрятся компьютеры, предназначенные для установки в стандартный однодиновый разъем. У них и дисплей обычно больше, и внешний вид симпатичнее. Но есть и неудобство — если однодиновый разъем в автомобиле один, то бортовой компьютер можно установить только за счет магнитолы, что сложно назвать приемлемым вариантом.
Редко, но можно встретить компьютеры, предназначенные для установки в конкретное место определенного автомобиля. Например, вместо часов или штатного борткомпьютера. Это идеальный вариант: и смотрится гармонично, и место для магнитолы не «расходуется». Однако в нашей стране такие решения можно найти разве что для отечественных автомобилей.
Компьютер в «штатном» месте ВАЗ-2114
Производители и цены
Лидером российского рынка бортовых компьютеров является компания Multitronics. Ее устройства зарекомендовали себя как надежные и очень функциональные (количество функции уже более 200). Правда, топовые гаджеты дорогие — до 6000 рублей, зато есть в модельном ряду и примитивные устройства стоимостью 500-800 рублей — покупатель может выбирать.
Примерно в таком ценовом диапазоне находится и продукция других компаний, среди которых можно выделить «ШТАТ» и Gamma.
Что такое бортовой автомобильный компьютер?
Что такое бортовой автомобильный компьютер или, как его еще называют между собой автомобилисты — бортовой комп? Автомобильный компьютер — это, по сути, «мозг» автомобиля, который представляет собой компактное электронное устройство, способное регистрировать и контролировать все происходящие в автомобиле процессы, помогая, таким образом, водителю получать полную информацию обо всех системах и узлах машины.
Бортовой комп или бк компьютер выводит на дисплей панели приборов всю самую необходимую информацию о текущем состоянии автомобиля, а именно: расход топлива, скорость движения, температура охлаждающей жидкости, давление масла, и многое другое. Автомобильный компьютер способен контролировать правильность эксплуатации транспортного средства. Некоторые модели способны подсказывать о необходимости замены свечей зажигания, а также масла, или одного из фильтров. Бортовой комп нередко может содержать в своей памяти полную базу данных адресов сервисных центров, которые занимаются ремонтом той или иной неисправности.
Желающих купить бортовой компьютер становится все больше, поскольку среди всех прочих информационных функций, правильно запрограммированный и настроенный автомобильный компьютер способен еще, и сократить расход топлива, позволяя, таким образом, существенно экономить. Некоторые модели способны на 100 км пути экономить порядка 0,5 литра топлива. Немного скажут некоторые из вас, но если подсчитать экономию за месяц или за год, вы увидите что есть смысл купить бортовой компьютер, поскольку он за несколько месяцев полностью себя окупит. Компьютер способен работать в двух режимах управления кондиционером: ручном и автоматическом. Он способен самостоятельно устанавливать необходимый температурный режим в зависимости от температуры окружающей среды, а также происходящих вокруг процессов.
Бортовой комп — надежный ассистент и первый помощник каждому автовладельцу, который уважает себя и свой автомобиль. Ведь не зря же говорят: «Кто владеет информацией — владеет миром», так и здесь, благодаря данным, которые предоставляет бк компьютер, водитель сможет узнать о намечающейся поломке еще до того, как она произойдет, имея при этом возможность предотвратить ее возникновение. Поэтому на вопрос: «Стоит ли покупать бортовой компьютер?» — отвечаю однозначно, стоит!
Тем более, что подключается этот девайс в обычное штатное гнездо на панели приборов и не нарушает общей стилистики салона. И последнее, это устройство на СТО поможет мастеру гораздо быстрее и точнее определить причину неисправности, таким образом, вы сэкономите время и деньги.