Что такое леттеринг: уникальный дизайн букв и слов
Стиль шрифта помогает передать характер бренда — например, подчеркнуть его серьёзность, яркость, индивидуальность. Это может пригодиться во всех областях дизайна — будь то упаковка, одежда, плакаты или маркетинговые материалы. Поэтому навыки леттеринга будут полезны любому дизайнеру. Студенты факультета графического дизайна GeekBrains проходят основы леттеринга и типографики в первой четверти курса. А для остальных читателей мы подготовили вводную статью по основам леттеринга, в которой рассказали:
Что представляет собой леттеринг
Леттеринг – это красивые композиции из букв, выполненные в форме рисунка. Мода на него появилась относительно недавно, но на плакатах или в рекламе этот прием используется очень давно. Первые изображения в этом стиле появились еще в XIX веке (например, у художника Альфонса Мухи), а активнее всего он начал применяться в Советском Союзе – на вывесках, листовках и в книгах.
Буквы могут рисоваться как в графическом редакторе, так и на бумаге: графитом, кистями или пером. Среди отличительных особенностей этой техники:
- композиция из букв – стилизованная и единая;
- надпись получается уникальной;
- каждый символ рисуется вручную так, чтобы готовое изображение выглядело цельным.
В XXI веке леттеринг стал еще популярнее за счет того, что оригинально исполненный текст отлично работает в сфере коммерции: в рекламных компаниях, при создании уникальной продукции или формировании имиджа бренда.
Достаточно распространенный пример таких изображений – это меню в кафе и кофейнях, выполненное на доске мелом. Также вы можете увидеть леттеринг на фирменной продукции – на одежде, тех же стаканчиках с кофе или фирменных наклейках.
Иногда леттеринг выполняется с помощью других «инструментов» – буквы вырезаются из различных материалов (дерева, пластилина), выкладываются из природных объектов (например, из камней) или создаются в 3D-редакторе. Все ограничено лишь фантазией автора.
Отличия от каллиграфии
Леттеринг можно легко спутать с каллиграфией, которая также относится к искусству красивого написания букв. Во втором случае шрифт пишется различными аквамаркерами, кистями и перьями. Однако отличия между двумя терминами все-таки есть:
- Каллиграфия позволяет создать рукописный шрифт, который может использоваться несколько раз – для текста открыток, письма. Леттеринг подразумевает рисование уникальной надписи, которая будет применена только единожды.
- Каллиграфия не дополняется какими-либо декоративными элементами, кроме штрихов. «Лишние» рисунки и линии в композиции не используются.
- Одно из важных требований к каллиграфии – это ее читабельность и единое стилевое направление. Готовый вариант леттеринга не всегда легко читается, форма букв может быть абсолютно любой.
Самое главное отличие – если в каллиграфии буквы художник пишет, то в леттеринге – он их рисует. Соответственно, во втором случае для получения качественного результата важнее креатив, чем читаемость текста.
Виды леттеринга
Леттеринг-надписи бывают нескольких типов. Применяются они, соответственно, тоже для разных задач.
Например, векторные скетчи, обработанные в Photoshop или изначально созданные с использованием графического планшета. Они выглядят более футуристично и современно.
Многие художники сочетают сразу несколько типов шрифтов в своей композиции: как граффити, так и рукописные или печатные.
Еще один распространенный вариант – это «заключение» фраз и слов в определенный силуэт или контур. Автор сначала рисует границы для композиции, затем «вписывает» текст в него так, чтобы готовое изображение смотрелось лаконично и цельно.
Все чаще в леттеринге используется шрифт, заимствованный из каллиграфии – готический. Он напоминает стилистику средневековья и выглядит очень презентабельно.
Леттерингом можно также смело назвать и рисунки в стиле граффити, попавшие на лист бумаги. Хотя сама стилистика считается самобытной, граффити-шрифты активно используются художниками леттеринга.
Декоративность, характерная текстура, засечки и особые цвета – все это о винтажной стилистике леттеринга. Получившиеся рисунки будут напоминать текст с плакатов прошлого столетия. Художнику не надо придумывать новые шрифты и элементы – вдохновение можно найти на рекламных плакатах и этикетках двадцатого века.
Трехмерные изображения требуют от автора умения работать с перспективой и внимания к мелочам. Выгоднее всего смотрится леттеринг, каждый элемент которого детально прорабатывается художником.
Также дизайнер может сместить акцент с букв на фон или детали. Различные декоративные элементы, предметы, растения, цветы и другие украшения дополняют композицию и делают ее привлекательнее.
Еще один интересный прием в леттеринге – это плавная смена цветов, или же омбре (градиент). Вы можете использовать несколько разных цветов или оттенки одного и того же – а затем создать переход с направлением от буквы к букве или, например, слева направо.
Самое главное – готовые шрифты не относятся к леттерингу, потому что они не уникальны. Элементы должны иметь разный наклон, толщину или размер, интервалы между ними обычно тоже различаются, как и начертание или пропорции самих букв. Желательно, чтобы они все равно сохраняли единую стилистику, даже при использовании разных графических приемов.
Секрет в том, что текст должен оставаться разборчивым даже при наличии декора. Нечитабельный шрифт не может донести информацию, заложенную в него, а иногда даже вызывает раздражение. Также в леттеринге, как и во всем изобразительном искусстве, всегда есть тренды – поэтому композиции разных авторов часто так похожи между собой.
Чем леттеринг отличается от каллиграфии и типографики
Каллиграфия — это, в первую очередь, письмо. Основные технические инструменты каллиграфии — ручка, перо, фломастер, кисть. Тексты создаются по чётким правилам — размер букв всегда одинаковый, как и расстояния между ними. Это отличает каллиграфию от техники леттеринга. Кроме того, каллиграфические тексты пишутся от руки с первого раза. А в леттеринге эскизы можно переделывать и подгонять под авторскую задумку.
Типографика — это работа в текстах уже с готовыми шрифтами. Они также могут быть нестандартными, с деталями, но соотношение размеров букв и расстояний между ними снова всегда одинаковое. А леттеринг подразумевает уникальность конкретной буквы для каждого текста.
Виды леттеринга
Эта сфера искусства не имеет условностей, есть только несколько правил оформления. Простор действий помог сформировать стили, которые широко применяются в разных областях.
Вот самые популярные виды леттеринга:
- Меловой – тот случай, когда идеально сочетаются текстура и материал. Такой леттеринг используется не только в кафе и ресторанах, но и во многих компаниях, которые хотят подчеркнуть свой бренд.
- Омбре – здесь используется цветовой прием, когда разные оттенки плавно перетекают друг в друга.
- Винтажный – завитки, изящные линии, характерная цветовая гамма – используется все, что способно окунуть в атмосферу прошлых столетий.
- С изображением фона – да, леттеринг – это не только оригинальные надписи, но и тщательная проработка всего пространства.
- В советском стиле – кажется, к нам снова возвращается мода наших родителей, бабушек и дедушек. И речь не только об одежде, но и об оригинальном шрифте.
- С изображением декораций – леттеринг может дополняться различными деталями, цветами, узорами и все тем, что будет создавать общую картину.
- 3Dизображение – это один из самых сложных видов леттеринга. Объемные буквы, падающие тени всегда привлекут внимание. При этом важно уметь правильно комбинировать цвета, ведь некоторые из них способны разрушить композицию.
- IPad lettering – надписи создаются при помощи программы Procreate. Это новое направление, но уже широко применяется для создания основного визуала.
- С компьютерной обработкой – еще один современный стиль леттеринга. Можно переводить бумажные наброски в векторную графику, а можно изначально создавать в графических программах.
- Граффити – пожалуй, одно из самых известных направлений. Надписи в подобном стиле хотя бы раз попадались вам на глаза и заставляли останавливать взгляд, чтобы рассмотреть каждую деталь.
- Готический – раньше такой стиль с оттенками средневековья больше использовали в каллиграфии.
- Заключенный в рисунок – слова рисуют таким образом, чтобы в совокупности они создавали силуэт какой-либо фигуры.
- Brush Lettering – им пользуются чаще всего при создании логотипов и этикеток. Например, знаменитая этикетка напитка Coca-Cola как раз создана в данном стиле. Основной инструмент работы – ручка-кисточка.
- Сочетание разных стилей. Можно нарисовать одно слово в винтажном стиле, а другое изобразить в стиле граффити, добавив в композицию детали или фон.
Множество стилей этого направления искусства позволяет в полной мере воплотить любые творческие замыслы.
PROCREATE SCHOOL
Сайт: https://procreateschool.online
Телефон: +7(924)342-8580 WhatsApp
Стоимость: 1950 р. за курс без проверки, 3900 р. — с проверкой от куратора, 4900 р. — с проверкой от преподавателя
В школе цифрового рисования вы научитесь создавать иллюстрации на IPad:
- 300+ часов видеоуроков
- Доступна проверка домашних заданий (тарифы с проверкой от куратора или от преподавателя)
- Подарки и бонусы для участников курсов
- Чат единомышленников
- Диплом об окончании обучения (получают все ученики, выполнившие домашнее задание на тарифе с проверкой)
Курсы по различным направлениям и для разного уровня подготовки:
- Procreate 5
- Коммерческая анимация в Procreate и Stop motion
- Бизнес-курс «Иллюстратор. Перезагрузка»
- Фэшн-иллюстрация, которая продает
- Портрет. Логотип. Аватар
- Event-иллюстрация: рисуем на мероприятии
- Postcard master
- Построение фигуры в фэшн-иллюстрации
- Фигура в пространстве в фэшн-иллюстрации
- Текстура в движении
- Фон. Линия. Пятно
- Интерьерный скетчинг в фэшн-иллюстрации
- Коммерческий леттеринг на iPad
- Акварель без воды
Доступ к урокам открывается с началом потока. Как только преподаватель принял ДЗ, вы получаете доступ к следующему уроку (на тарифе с проверкой).
Уроки в записи можно просматривать в удобное для вас время. Доступ сохраняется в течение трех месяцев.
Как правильно расположить руки на клавиатуре
Прежде чем приступить к описанию лучших инструментов для обучения скоропечатанию, хочу дать вам несколько рекомендаций по правильному положению рук на клавиатуре.
Внимательно присмотритесь к клавиатуре. На клавишах А и О в русской раскладке, или F и J в английской, можно обнаружить небольшие выпуклые бугорки. Они предназначены для быстрого поиска необходимого положения пальцев рук без подглядывания на клавиатуру. Вам нужно поставить указательные пальцы на клавиши с выступами, а все остальные расположить на соседних клавишах. Для правой руки это буквы Л, Д, Ж, для левой – В, Ы, Ф. Большие пальцы разместите над пробелом.
Поставьте руки так, как я описала выше. Затем посмотрите на схему ниже.
Как видите, каждый цвет пальцев отвечает за определенные клавиши.
Некоторые копирайтеры предпочитают другой вариант размещения пальцев на клавиатуре, согласно которому указательные пальцы располагаются на клавишах М и Т, а другие ставятся на буквы А, В, Ы и О, Л, Д.
Подробнее узнать о принципах слепого печатания и понять, как его быстро освоить, можно из видео.
Курс «Каллиграфия острым пером» — apt.17
Совершенно новый авторский курс по почерку Spencerian для всех влюбленных в воздушные линии американского курсива.
10 недель обучения. 11 видеоуроков. Отзывы и работы учеников на сайте.
Для кого этот курс?
Для начинающих
для тех, кому интересно познакомиться с удивительным искусством красивого письма, обрести новое хобби и радовать близких уникальными подарками.
Для продолжающих
для тех, кто хочет расширить свои возможности и освоить еще один почерк – спенсериан.
Для заинтересованных в улучшении почерка
для тех, кто хочет улучшить свой повседневный почерк через занятия каллиграфией остроконечным пером.
Для графических дизайнеров и иллюстраторов
для тех, кто хочет обогатить свои работы рукописным почерком, например, если вы занимаетесь логотипами или свадебной полиграфией.
ВАЖНО ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ УЛУЧШИТЬ СВОЙ ПОЧЕРК!
Спенсериан – почерковый вид письма, это значит, что он пишется достаточно быстро и освоив его, вы будете лучше понимать, как строятся буквы, как их можно писать так, чтобы текст оставался читаемым. Тем не менее, на курсе мы пишем только остроконечным пером (не шариковой и не перьевой ручкой), концентрируемся на каллиграфии именно как на способе самовыражения, не ставя в приоритет цель писать красиво в обычной жизни. Учитывайте это, решая записаться на курс, пожалуйста. Каллиграфия – это немного больше, чем просто ежедневный почерк.
Преимущества этого курса
Формат онлайн-обучения позволяет учиться из любой точки мира, просматривать видео в любое удобное время
2. Без ограничений
Нет стоп-уроков, вы в любом случае получите доступ ко всем материалам курса
3. Высокое качество
Скрупулезная подача материала, проработка всех тонкостей письма
4. Индивидуальный подход
Работа с каждым студентом с учетом его изначального уровня и целей на курсе
5. Обратная связь
Тщательная проверка домашних заданий, учу анализировать работы, выделяя в них сильные и слабые стороны
6. Домашняя атмосфера
24/7 уютнейшее общение с преподавателем и сокурсниками в чате группы
Программа курса
- Знакомство с историей американского курсива
- Знакомство с техникой письма остроконечным пером
- Принципы почерка Спенсериан
- Анализ строчных букв латинского и кириллического алфавита
- Анализ прописных букв латинского и кириллического алфавита
- Разбор цифр и основных знаков препинания
- Соединение букв в слова, интерлиньяж
- Наплывы в американском курсиве
- Вариативность прописных букв в Спенсериан, росчерки
Материалы для курса
Все необходимые материалы вы можете приобрести
в магазинчике @apt17_shop.
- Перо острое жесткое или средней жесткости (Hunt 22, Nikko G)
- Тушь для ежедневной практики (ореховые чернила, тушь черная Гамма)
- Косой держатель пера (можно прямой)
- Бумага для практики (IQ Selection Smooth, Double A)
- Тушь и бумага для творческих работ
- Карандаш, ластик, линейка, вода, салфетки
Приятная тенденция
Я считаю, что сегодня, если и не пик, то рост использования леттеринга точно. Сегодня многие компании стараются сделать свои бренды «живыми». Появляются не магазины и бутики, а лавки: творческие, мясные, булочные, швейные и прочие. Это, в некоторой степени, возврат к прошлому. Оформляются логотипы таких заведений именно леттерингом. Внутри очень часто можно встретить меловые стены с меню или просто с изображением продукции. Потому что, это создает атмосферу тепла и уюта. И мне это нравится.
Ровно год назад в новогодние дни на первом канале транслировались крутые вставки созданные с помощью доски и мела.
Процесс создания можно посмотреть на сайте Игоря Мустаева. Очень интересно.
Мировые СМИ и такие печатные издания как Time, Esquire, Vogue, Forbes по полной используют этот инструмент.
Огромное количество логотипов создано с помощью леттеринга. Конечно, Вы можете сказать, что их намного меньше чем классических логотипов, набранных каким-нибудь шрифтом. И вы будете абсолютно правы. Многие хотят выглядеть серьезно и в некоторых случаях это даже необходимо. Но очень многому количеству компаний был бы к месту именно «ручной» логотип.
И не подумайте, что я призываю все бросить и везде подряд использовать рисованные буквы. Я просто прошу обратить на это внимание, как на прием воздействия на потребителя. Но если, все-таки леттеринг вам интересен, листайте дальше.
Как научиться?
Отличие леттеринга от каллиграфии заключается в том, что в первом случае дизайн букв создается, придумывается и рисуется, а во втором – просто аккуратно и тщательно пишется. Для создания дизайна шрифта нужно придумать не только алфавит, но и цифры, и остальные знаки. Леттеринг – дело исключительно творческое и трудоемкое.
Опытные леттереры рекомендуют изучать теорию не до начала практики, а вперемешку с ней: нужно изучить какое-то понятие или прием, после чего сразу же его закрепить рисунком.
Теоретическая база для самостоятельного изучения выглядит так, как описано ниже.
- История развития письменности, основы каллиграфии, история шрифтов. В рамках этого раздела изучаются работы Виллу Тоотса, Леонида Проненко, Владимира Фаворского, Альберта Капра. В качестве дополнительного чтения – работы по палеографии.
- Изучение строения букв. По этой теме подойдут работы Александры Корольковой, Юрия Гордона.
- Изучение формы и типографики – работы Йоханнеса Иттена, Эмиля Рудера.
- Основы композиции – работа Галины Логвиненко «Декоративная композиция».
Многие ошибочно полагают, что при отсутствии 3-4 часов в день для занятий леттерингом не стоит и начинать. Регулярные занятия даже по полчаса каждый день обязательно принесут пользу. А вот занятие один раз в неделю не будет эффективно, пусть даже оно и длится несколько часов.
Для начала практики подойдут прописи – они идеальны для «набивки» руки. Но это не те прописи для первоклашек, которые все видели в школе, а специальные для леттеринга – их довольно много в Интернете. В леттеринге способы и виды написания букв очень часто разнятся с классическими, каждая из них должна быть композиционно привлекательной. Нужно приготовиться к тому, что человек изведет немало тетрадей, прежде чем что-то начнет получаться хорошо.
Самостоятельное изучение – это неплохо, но для получения обратной связи, обмена опытом и, конечно, повышения качества работ лучше записаться на курсы. Если в городе их нет или некогда их посещать, то можно записаться на курсы онлайн-обучения. Нужно выбрать практикующего педагога, имеющего солидный опыт продаж своих работ и отличную репутацию среди леттереров.
Помимо обучения непосредственно искусству леттеринга, есть смысл прослушать или посмотреть лекции, семинары, вебинары по композиции, колористике, форме, типографике, а также по продажам и рекламе.
Выработка собственного уникального стиля – дело времени и практики. Чем больше человек практикуется, тем интереснее и качественнее становятся работы.
О том, как научиться рисовать леттеринг, смотрите далее.