GPU: что это в компьютере
Изучая технические характеристики компьютера, вы можете встретить такой термин как GPU. Данный термин обычно не объясняется простыми словами, поэтому пользователи редко понимают, что конкретно он означает. Иногда под GPU пользователи понимают видеокарту, хотя это не совсем верно. На самом деле GPU является частью видеокарты, а не самой видеокартой. В этом материале мы подробно расскажем о том, что такое GPU в компьютере, а также как узнать свой GPU и его температуру.
Аббревиатура GPU расшифровывается как Graphics Processing Unit, что можно перевести как устройство для обработки графики. Фактически GPU именно этим и является это отдельный модуль компьютера, который отвечает за обработку графики. В компьютере GPU может быть выполнен как отдельный кремниевый чип, который распаян на материнской или собственной отдельной плате (видеокарте), либо как часть центрального процессора или чипсета (северный мост).
Как выглядит GPU в компьютере.
Если GPU выполнен в качестве отдельного чипа, то его обычно называет графическим процессором, а если GPU является частью центрального процессора или чипсета, то часто для его обозначения используется термин интегрированная графика или встроенная графика.
В некоторых случаях под термином GPU понимают видеокарту, что не совсем верно, поскольку GPU – это именно чип (графический процессор), который занимается обработкой графики, а видеокарта — это целое устройство ответственное за обработку графики. Видеокарта состоит из графического процессора, памяти, имеет собственную плату и BIOS.
Другими словами, GPU – это графический процессор, который представляет собой кремниевый чип, на отдельной плате (видеокарте). Также под GPU может пониматься модуль, встроенный в центральный процессор (основной чип компьютера). В обоих случаях GPU занимается обработкой графики.
В современных условиях GPU часто используется не только для обработки графики, но и для решения других задач, которые могут быть обработаны с помощью графического процессора более эффективно, чем с помощью центрального процессора. Например, GPU используют для кодирования видео, машинного обучения, научных расчетов.
Роль CPU, GPU и RAM в играх
1. Процессор
Мозговой центр и важная часть любого компьютера, который обрабатывает все виды программ, выполняет операции и обращается к оперативной памяти. Можно сказать, что все проходит через процессор, который отвечает за предоставление работы другим компонентам. Таким образом, если вы собираетесь использовать ПК для игр, необходимо позаботиться о выборе совместимой материнской платы для подходящей модели процессора.
Стоит ли вкладывать деньги в хороший процессор? Да, потому что это центральный блок, от которого зависят остальные компоненты системы. Видеокарта высшего класса на дорогой материнской плате будет работать не лучшим образом с недорогим процессором, так же как оперативная память с частотой 3 ГГц не будет использоваться должным образом с процессором низкого класса.
2. Видеокарта
Когда мы говорим о ПК для запуска игр, основным устройством среди всех остальных является и всегда будет видеокарта. Это важный компонент в играх. Достичь желанного количества кадров в любимой игре можно только с помощью видеокарты.
GPU в значительной степени отвечает за обеспечение удовлетворительного игрового процесса: вычисление выходного изображения, обработку команд, текстур и пикселей 3D-графики на вашем мониторе, способных формировать красивые и реалистичные пейзажи и персонажей.
Это уже отвечает на вопрос, который дает название этой статье, но я могу раскрыть эту тему немного глубже. Важно отметить, что хороший процессор всегда облегчает задачу достижения хорошей производительности в игре. Однако, когда ресурсы ограничены, ЦП может подождать.
3. Оперативная память
Оперативная память, более известная как RAM, также выполняет жизненно важную функцию. В отличие от жесткого диска, в ней хранятся самые последние промежуточные данные, обрабатываемые процессором. Объем оперативной памяти зависит от количества задач, одновременно выполняемых компьютером под управлением операционной системы.
Это компонент, который оказывает огромное влияние на уровень производительности и, следовательно, жизненно важен. Поэтому нельзя пренебрегать оптимальным минимумом. Кроме того, ОЗУ имеет более длительный срок службы, чем процессор или видеокарта.
Стоит ли много вкладывать в оперативную память? Нет, необязательно вкладывать много денег, но, как я уже сказал, всегда есть минимум, который нельзя снижать. Этот минимум всегда зависит от того, как вы собираетесь использовать оборудование, которое хотите установить.
Для чего нужна видеокарта
Видеоадаптер служит для того, чтобы рассчитать изображение и вывести его на экран монитора. Иначе говоря, она формирует всё, что вы видите на экране. Это и является ее основной функцией. Но помимо этого, она использует свои возможности в проведении вычислений в таких задачах, которые не прямо не связанны с этими функциями.
Главным фактором при выборе видеокарты для компьютера является количество объема памяти. Ведь именно размер памяти видеокарты влияет на программы, работающие с видеопамятью (игры, например). А если памяти будет не хватать, могут возникнуть проблемы (к примеру, непрорисовывание текстур).
Вы могли бы…
Есть два типа графических процессоров. Первый — это iGPU (интегрированный графический процессор), который представляет собой графический процессор, встроенный в процессор.
Как правило, они не очень мощные и предназначены для основных задач рендеринга, а не для игр и 3D-анимации. Тем не менее, AMD и Intel в последние годы улучшают свои iGPU, чтобы повысить производительность для требовательных рабочих нагрузок.
Если вы покупаете настольный процессор без видеокарты, то стоит убедиться, что он действительно оснащен встроенным графическим процессором, так как это не всегда так.
Что такое дискретный графический процессор?
dGPU – дискретный графический процессор. Он ставится отдельно от основного процессора и имеет свою выделенную память, которая не передается ЦП.
Обычно дискретные графические системы обеспечивают лучшую производительность и способны справляться с более интенсивными задачами. Но они также потребляют больше энергии и выделяют больше тепла.
Некоторые ноутбуки оснащаются дискретной графикой, но чаще всего такие процессоры встречаются на настольных компьютерах.
Автогонки
Need for Speed: Rivals / Need for Speed (2015)
Банально? Ещё как! Но всё же NFS — это такой удобный конвейер, по которому удобно ориентироваться в тенденциях игр гоночного жанра.
NFS Rivals стала первой игрой серии на «батлфилдовском» движке Frostbite 3, только, мягко говоря, со своей интерпретацией. Разработчики установили ограничение на частоту кадров в количестве 30 fps — то ли для пущей «кинематографичности» картинки, то ли в попытках отучить ПК-игроков уделять внимание графическим настройкам. Ни сглаживания, ни плавной картинки, ни поддержки SLI — студия Ghost Games явно неуютно чувствовала себя в работе с новым движком.
В итоге «сверхсовременная» в графическом плане Need for Speed комфортно работала на видеокартах среднего класса и… всё, мы упираемся в 30 кадров в секунду. Но энтузиасты нашли способ обойти ограничение, поэтому соревнование закончилось на субфлагманских видеокартах, которым покорилась планка в 60 fps. Довольно мило, тем более что и потребление видеопамяти в игре недалеко ушло от привычного уже тогда 1 Гбайт.
Need for Speed (2015)
А вот с требованиями к процессору дела обстояли иначе (хотя казалось бы — гоночки, зачем им мощный CPU?), потому что с разлоченной до 60 fps частотой кадров двухъядерные чипы переставали справляться с нагрузкой и для комфортной игры уже были нужны, по меньшей мере, высокочастотные AMD FX-6100 либо Intel Core i3. Примерно так же обстояла ситуация и в Battlefield 4, который вышел на том же движке. Другое дело, что для динамичного шутера «пограничные» 30 fps — слишком малая величина.
Портированная на ПК с запозданием Need for Speed 2015 года выпуска наконец сняла вопросы «зачем нужен Frostbite в гоночных играх?». Потому что красиво, очень красиво! С доработанным по полной программе движком игра стала кушать аж 3 Гбайт видеопамяти памяти, но не изменилась в своей сути — для комфортной игры хватает видеокарты среднего класса (GeForce GTX 960/Radeon R9 280X), а из процессоров «вывозит» либо Core i3, либо четырёхъядерник AMD с высокой тактовой частотой. Такие требования к процессору, кстати, сделали новый NFS «неиграбельным» на огромном количестве ноутбуков. Но ничего не поделаешь: Frostbite — он и вне батлфилда Frostbite.
Общий принцип: процессор важнее видеокарты. Уровни графической детализации едва различимы «на глаз».
Что изменилось? Потребление памяти выросло, но статус-кво («кушаю чуть меньше памяти, чем в мейнстримных видеокартах») не изменился. Требования к процессору с доработкой движка и разблокированной частотой кадров немного выросли.
Project CARS
Конечно, сравнить творения прославившихся оптимизацией игр за авторством Codemasters (GRID 2/DiRT Rally) было бы интересно, но различия в таких играх сводятся всего лишь к нюансам — один и тот же движок, чуть более лояльные требования к системе у игры 2013 года. Впрочем, это ещё как посмотреть — в 2013-м для игры без просадок частоты кадров нужна была видеокарта уровня Radeon HD 7850, которая была средним классом. А среди процессоров игра с благодарностью отдавала предпочтение четырёхъядерникам, хотя и сохраняла приемлемый fps на двухъядерных CPU. В 2015 году аналогичные системные требования означают, что DiRT «летает» даже на бюджетных игровых компьютерах.
Project CARS (2015 г.)
С Project CARS ситуация обстоит иначе, потому что игра, на разработку которой собирали средства «всем миром», стала одним из самых красивых и требовательных автосимуляторов современности. А ведь её движок вырос из старых частей Need for Speed — например, Shift Unleashed 2011 года выпуска!
Графических настроек — тьма, причём возможности вручную выбрать «высокие» или «максимальные» пресеты нет. С набитым битком пелетоном соперников, непогодой на трассе и предельно высокой детализацией графики Project CARS выглядит, как документальный фильм об автогонках, а такая красота требует жертв. Много дорогостоящих GPU’шных жертв — что-то между GeForce GTX 770 или Radeon R9 280X. То есть, АВТОМОБИЛИ требуют видеокарт чуть выше среднего уровня на момент выхода игры. С процессорами игра тоже не церемонится — Core i3 как минимальный «входной билет» и предпочтение четырёхъядерникам с высокой частотой.
Общий принцип: видеокарта важнее процессора для высокой производительности.
Фильтрация, сглаживание
Поскольку в настоящее время самыми популярными являются видеокарты фирмы NVIDIA, то разбирать настройки будем на примере именно этих карт. В принципе прочие настраиваются почти точно таким же способом.
Среди множества настроек вас должно интересовать «Управление параметрами 3D», поскольку именно с данным разделом вы и будете работать. В этом разделе особый интерес представляют следующие пункты:
- Сглаживание — параметры;
- Вертикальный синхроимпульс;
- Анизотропная фильтрация.
Значения первой и последней настройки — 32х, 16х, 8х, 4х, 2х. Причём чем больше значение, тем более приятной и гладкой получится картинка.
Вертикальный синхроимпульс (пункт №2) может управляться параметрами приложения 3D, быть в отключённом или включённом состоянии. Для максимального улучшения графики его следует включить.
В некоторых случаях доступ к настройке «Параметры — сглаживание» может быть закрыт. Чтобы выставить нужные значения необходимо в «Сглаживание — режим» установить «Увеличение настройки приложения».
Вот и всё, дорогие друзья! Теперь вы знаете, как повысить чёткость, яркость и прочие характеристики изображения.
Кстати, этому и многому другому вас научит курс « Гений компьютерщик ». Здесь в простой и доступной форме рассказывается обо всех тонкостях работы на компьютере. Овладеть компьютерной грамоте с помощью этого курса может человек любого возраста. Он способен сделать настоящего компьютерного «аса» из любого «чайника»!
Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в соц. сетях, наверняка, кто-то из них является любителем видеоигр, и эта статья им будет полезна. Не забудьте подписаться на обновления. До встречи на страницах моего блога!