Как выбрать монитор в 2022г.: для работы с текстом, игр, фильмов и пр., чтобы не уставали глаза и было комфортно работать (на что обратить внимание!)
Доброго времени!
Несмотря на «громкое и ёмкое» название сегодняшней заметки, затронуть я в ней собираюсь лишь самое важное, самое «основное», на что нужно взглянуть при выборе монитора (одной из самых значимых частей любого ПК!).
Почему на этом такой акцент?
Дело в том, что, если неправильно подобрать монитор — сидеть за ним будет не комфортно, качество работы может страдать, да и глаза могут начать уставать, слезиться, болеть (разумеется, ни о какой производительной работе тогда не будет идти речи. ).
Ну а про то, что при неправильном выборе — изображение на экране вообще может «смазываться» (например, в тех же динамич. сценах игр) — упоминать, наверное, не нужно? Это меньшее из зол.
Собственно, решил обновить свою прошлую заметку по этой теме (возможно, кого-то убережет от импульсивной покупки).
Итак.
Примечание!
1) В заметке высказано только мое личное мнение (как автора заметки), это не офиц. позиция каких-то разработчиков.
2) Найти монитор с учетом параметров, приведенных мной ниже, можно в следующих компьютерных интернет-магазинах: https://ocomp.info/magazinyi-kompyuterov.html
Содержание
Конечно, одной из первых характеристик, на которую следует обратить внимание, является диагональ экрана монитора. Для игрового ПК, на мой взгляд, следует остановиться в диапазоне 21-27 дюймов. Маленькие мониторы дают плохой обзор и от них уже многие отвыкли, а вот слишком большой экран заставит часто слегка крутить шеей, что также неудобно. Оптимальным решением может стать экран с диагональю 24 дюйма. Также следует сказать, что большие экраны с характеристиками для современных игровых задач удовольствие, мягко говоря, не из дешевых.
Что касается разрешения экрана, то стоит начинать рассматривать модели мониторов с разрешением не менее Full HD 1920х1080. С таким разрешением можно подобрать неплохую модель монитора по всем характеристикам и цене, в диапазоне диагоналей 21-27 дюймов. Если же ваш выбор падает на модели с диагональю экрана более 27 дюймов, однозначно следует брать монитор с разрешением не менее Quad HD 2560х1440. Современные видеокарты при необходимости смогут обработать картинку в таком разрешении. Также обращаю ваше внимание, на то, что если взять экран с низким разрешением и большой диагональю, от этого сильно пострадает качество конечной картинки, она будет, как бы, размазанной. Это происходит из-за недостатка плотности упаковки пикселей, условно на единицу площади экрана.
Теория
Давайте попробуем перевести рассуждение о том, что «чем больше — тем лучше» в теоретическую плоскость.
Возьмём за отправную точку таблицу Дмитрия Александровича Сивцева. Это та, что используется для проверки остроты зрения.
Вторая строчка снизу, которая считается показателем 100% зрения, имеет размер буквы 7мм. К сожалению, я не нашёл информации — речь идёт о строчных или прописных буквах. Предлагаю считать, что о прописных.
Угловой размер буквы с расстояния 5 метров равен 0 градусов 4 минуты 49 секунд (0º 4′ 49»). Допустим, расстояние до монитора 60см, тогда минимальный размер буквы, которую можно прочесть будет порядка 0.84мм.
Но полученное значение — тот минимум, который может быть прочтён человеком со 100% зрением. И мы сейчас говорим о прописных буквах, размер которых в 1.5-2 раза больше строчных. Назвать этот уровень комфортным было бы не правильно, долгое время работать при такой нагрузке было бы не комфортно и не правильно. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 также оперирует угловыми размерами и, например, говорит о минимальном размере в 20′-22′. А это примерно 3.69-3.84мм. Также в пункте 5.4 определяется минимальная высота знака в 16′ или 2.79мм.
Увеличим размер букв в два раза. Т.е. строчная буква должна быть размером не менее 1.68мм или 9′ 38», прописная в 1.5-2 раза больше или 2.52-3.36мм или 14’26»-19’15» (верхняя граница чуть меньше, чем нижняя граница из ГОСТ).
Рассмотрим на примере трёх шрифтов: Arial, Times New Roman, Segoe UI.
Как видно из рисунка — самыми мелкими являются буквы шрифта Times New Roman. При этом размер самых маленьких букв из представленных строчных (размеры получены с помощью векторного редактора Inkscape).
- 1.433х1.657мм для шрифта размером 10 пунктов;
- 1.576х1.823мм — 11pt;
- 1.72х1.989мм — 12pt, размер прописной буквы 2.977х2.867мм;
- 1.863х2.154мм — 13pt;
- 2.006х2.32мм — 14pt;
- 2.15×2.486мм — 15pt;
- 2.293×2.651мм — 16pt, размер прописной буквы 3.969х3.823мм.
Также следует понимать, что данный расчёт справедлив для отдельно стоящего монитора, если Вы работаете, например, с ноутбуком и экран находится ближе — то размер шрифта может быть уменьшен.
Если говорить о ширине и высоте экрана, то за основу можно взять понятие Визуального поля. В разделе «1.11. Эргономические основы безопасности труда» учебного пособия «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Н.А. Чулков, «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2011 год) — говорится, что оптимальные углы обзора составляют от -15º до 15º. Т.е. 30º. Исходя из расстояния 60см это порядка 321мм по высоте и ширине. Т.е. всё, что выше или шире — будет требовать или напряжения глазных мышц или поворота головы (к вопросу покупки телевизора 50 дюймов и установки его на расстоянии «вытянутой руки»).
Другими словами: вся информация, что не помещается в Визуальное поле — будет требовать принудительного напряжения глаз или поворота головы. Максимальный угол поворота глаз по горизонтали — порядка 40º, итого — 80º или порядка 1007мм. Но следует понимать, что эта цифра уже находится за пределами зоны комфорта.
На что еще смотреть
Эргономика
Возможность регулировать монитор по высоте, угол наклона и поворота экрана дают больше гибкости, вы сможете настроить рабочее место под себя. Поворот экрана особенно пригодится тестировщикам, программистам, дизайнерам — удобно работать с кодом и мобильными интерфейсами.
Покрытие экрана
Важно, если у вас нет возможности менять расположение рабочего места. Например, если покупаете монитор в маленькую комнату или кабинет.
- Глянцевое: обеспечивает яркую, сочную картинку, но бликует при попадании прямого света на экран.
- Матовое: картинка менее яркая и насыщенная, но не бликует при ярком свете.
Разъемы для подключения
В современных устройствах, как правило, есть порты DisplayPort и HDMI, разъем для подключения наушников, хаб с портами USB различных стандартов. Чем больше интерфейсов подключения, тем лучше. Перед покупкой проверьте выходы в компьютере или ноутбуке, чтобы позже не пришлось докупать конвертеры, переходники.
Встроенные динамики
Если они есть, можно не тратить деньги на внешнюю аудиосистему и не ломать голову над тем, куда поставить колонки. Но у встроенных динамиков, как правило, посредственный звук.
Иногда одного монитора недостаточно. Например, разработчики программируют на одном мониторе, а на втором сразу видят результат. Дизайнеры используют второй монитор с TN-матрицей, чтобы оценивать цвета. Дополнительный монитор позволяет быть более эффективными всем, кто работает в нескольких программах.
Просто монитор
Если вы не играете и не обрабатываете изображения, то заморачиваться не стоит – «обычные» мониторы стоят дешевле, при этом поиграть или запустить Photoshop вы сможете и с ними. В этом случае смотрите на разрешение и диагональ, ну и на цену. Тип матрицы при выборе недорого монитора тоже большого значения не имеет, гораздо важнее само качество картинки, которое лучше оценить «на глаз» (в данном случае мы не рекомендуем покупать «кота в мешке»). Есть мониторы на TN-матрице, которые показывают более чёткую и яркую, насыщенную цветами картинку, чем другие на IPS-матрице. В любом случае, изображение на экране должно нравиться лично вам.
Дополнительно стоит сказать и про технологию HDR (расширенный динамический диапазон) — она пригодится практически в любом мониторе, однако, что касается графики, тут это прям обязательно. Впрочем, дело не только в маркетинговых названиях – серьёзно относящиеся к делу производители также обязательно указывают, какой именно цветовой диапазон поддерживается монитором.
Технология HDR увеличивает количество реально отображаемых оттенков
Также обязательно стоит обратить внимание на набор портов у монитора. К примеру, DisplayPort обязателен для «графического» устройства и крайне желателен для игрового с разрешением выше Full-HD. Но даже если вы покупаете «обычный» монитор, всё равно стоит убедиться, что там есть хотя бы один цифровой порт: DisplayPort, HDMI, DVI-D.
Коннекторы для подключения монитора и ТВ.
VGA (dSub) считается устаревшим и ныне практически не используется
Вообще, набор портов – довольно важная вещь, если вы планируете подключать к монитору не только один компьютер, а, например, ещё и ноутбук, игровую консоль или какое-то ещё внешнее устройство. Причём, здесь также имеет значение и удобство переключения входов. Почти все мониторы позволяют выбирать вход автоматически, но что если вам надо переключиться между двумя активными входами? Далеко не везде это сделано удобно. Тогда как одни модели позволяют переключаться буквально в одно нажатие, другие заставляют долго лазить по меню, что крайне неудобно.
Рейтинг ТОП-9 мониторов Philips. Советы по выбору и обзор лучших моделей по…
Если вы находитесь в поисках хорошего монитора для своего ПК, но не можете определиться с выбором – вы попали по…
AOC — компания, которая находится в Гонконге и специализируется на производстве LCD- и CRT-мониторов,…