Выбор и установка бортового компьютера на Ладу Гранту
Бортовой компьютер – устройство, которое все чаще можно встретить не только в зарубежных, но и в отечественных автомобилей. Не является исключением и Лада Гранта в комплектациях «Норма» и «Люкс» (владельцы авто в комплектации «Стандарт», могут купить его дополнительно, хотя и цена достаточно высокая). Он дарит пользователю множество удобств, которые делают управление и контроль за показателями автомобиля гораздо комфортнее. Сегодня поговорим о том, что представляет собой бортовой компьютер, что комплектуется Лада Гранта, и разберем ошибки, с которыми может столкнуться пользователь.
На Лада Гранта установлен штатный бортовой компьютер, получивший название «Штат Х1 М», работающий благодаря системе Е-Газ. Основным элементом устройства является маршрутный компьютер, имеющий выход на дисплей. На нем отображаются такие показатели, как:
- Количество топлива.
- Количество пробега, которое автомобиль сможет пройти на остатке топлива.
- Время поездки.
- Пройденное расстояние.
- Счетчик расхода топлива.
Благодаря этому вы будете точно знать, как долго вы едете, и насколько критично опустел ваш бак.
Бортовой компьютер, который установлен в автомобиле Лада Гранта, комплектуется диагностическим тестером, где содержатся диагностические коды системы. Кроме того, благодаря ему вы сможете получить информацию о температуре двигателя и откорректировать его параметры. Также в нем содержатся данные о положении заслонки, напряжении в электросети машины, а также тахометр и спидометр.
Под капотом Лада Гранта, которая укомплектована данным устройством, находятся датчики. При каких-либо нарушениях, вся информация будет выведена на бортовой компьютер, который и предупредит вас о них. В частности, вы можете получить предупреждения:
- о перегреве;
- о неполадках в электрической цепи;
- о превышении скорости.
Кроме того, устройство оборудовано супервизором, который всегда готов напомнить водителю о том, что у него не выключены габариты или сигналы поворота. Кроме того, он сразу же подаст сигнал в случае, если автомобиль начнет самостоятельное движение вперед или назад.
Электронный блок управления Лада Гранта
Сегодня больше не выпускают автомобили, которые бы не управлялись при помощи электроники и программного обеспечения. ЭБУ — это система управления, контроллер. ЭБУ — это «мозг» любого автомобиля. Контроллер, как уже было сказано, принимает различные сигналы от датчиков, которые расположены на всех важных частях автомобиля. Датчики расположены везде, начиная от системы топлива и заканчивая ходовой частью и колесами. Далее блок управления обрабатывает полученные данные. ЭБУ призван обеспечивать основным узлам автомобиля более эффективную и безопасную работу.
БесперебQоную работу автомобиля гарантирует бок управления
ЭБУ представляет собой специальную микросхему, которая обеспечивает беспроблемную и исправную работу основных систем автомобиля. Если микросхема выйдет из строя, тогда из строя выйдет весь автомобиль. Как и любую электронику, эту микросхему тоже можно либо перепрошить, либо полностью заменить. Микросхема ЭБУ заключена в герметичный металлический корпус.
В автомобиле ее можно обнаружить под панелью приборов. Завод использует ЭБУ, чтобы внести все основные параметры работы двигателя и других основных узлов, а также алгоритмы, по которым будет работать двигатель и автомобиль целом. Рассмотрим ЭБУ, которым укомплектована Лада Гранта.
Основные датчики и сам блок управления объединены в электронную систему управления двигателем, или ЭСУД. Именно здесь микросхема ЭБУ проводит обмен данными, а затем основной контроллер управляет двигателем, форсунками, регулирует холостой ход и работу многих других узлов. Чтобы узнать, какой блок стоит в Гранте и какой версией прошивки он прошит, необязательно разбирать автомобиль. Эту информацию можно узнать в техпаспорте. Она продублирована и на самом блоке. Эти данные очень важны, без них невозможна перепрошивка или новая прошивка Лада Гранта.
ЭСУД имеет в своем составе систему, которая отвечает за самодиагностику. Эта система всегда проверяет, корректно ли работают датчики. Если где-нибудь какие-либо данные не совпадают, система самодиагностики сообщает об этом владельцу авто в виде кодов ошибок. Все ошибки система сохраняет в своей оперативной памяти.
Инструкция по прошивке приборной панели
Потребуется
: программатор Usbdm OSBDM V4.95 (есть в каталоге Алиэкспресс).
! Перед началом действий рекомендуется сделать резервную копию штатной прошивки.
Устанавливаем софт HCS12 Programmer и USBDM driver X86 или X64. Для ОС Windows 8 или 8.1 перед установкой ПО следует отключить проверку подлинности драйверов. После установки ПО подключаем программатор к ПК (должны гореть лампы COM и USB).
Подключаем к приборке
- снять панель приборов и заднюю крышку;
- питание (9-14 В) на 19 и 21 контакты (можно без питания, для этого переставить перемычку под крышкой программатора на 3.3v);
- минус на 17 контакт;
- шлейф программатора (загорится лампа PWR).
Запускаем софт HCS12 Programmer и выполняем настройки:
- На закладке Interface нажимаем detect, в окне появится USBDM-js16-001. Нижние галочки должны быть активированы;
- На закладке Target нажимаем на кнопку Load Hex Files и выбираем прошивку (должна находиться в корне диска), ставим галочку Auto Reload, выбираем чип HY-MC9S12HY64, выбираем Unsecure, выбираем EraseSelective и ставим галку Enable Sounds. (чтобы обнулить пробег и затереть иммо выбираем EraseMass, но делать это не рекомендуется);
- На закладке Advanced ставим галочку Enabled и проверяем поле ниже (в конце должна быть буква F, если другая буква, то меняем на F).
Когда все параметры выставлены, запускаем процесс прошивки панели приборов (на закладке Target нажимаем Program Flash). Через 10 секунд обновление завершится, на вопрос о подключении следующей приборки отвечаем «Нет». Проверяем версию щитка приборов еще раз. Все!
Процесс прошивки панели приборов также показан на видео:
Напомним, есть и другие доработки приборной панели, например, установить индикацию ПТФ. В комментариях указывайте успешные варианты обновлений прошивок, таблицу в статье будем дополнять!
Фото: бортовой журнал MrRararai
Ключевые слова: панель приборов лада гранта | панель приборов лада калина
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
- Статистика продаж автомобилей в Европе по итогам 2020 года
- Стук спереди справа на Лада Веста, причина — подушка двигателя
- Обзор заглушек ПТФ Storm для Lada Vesta
- Артикулы деталей обновленной Lada 4×4
Основные ошибки устройства
Настройка такого бортового компьютера не является чем-то крайне сложным, к нему всегда прилагается подробная инструкция. Если какие-то моменты вам непонятны – вы всегда можете найти видео данного процесса. Вместе с тем устройство также может огорчить вас и ошибкой, при том, что время искать инструкцию есть далеко не всегда. Далее приведем пример нескольких распространенных ошибок устройства, с которыми вы можете столкнуться пути:
- Р0030, 0031, 0032. Ошибки датчика кислорода до нагревателя. В данном случае бортовой компьютер проверяет обрыв цепи, а также возможное короткое замыкание цепи в землю или в бортовую сеть соответственно;
- Р0036, 0037, 0038. В данном случае вам будет сигнализировать датчик, расположенный за нагревателем. Описание ошибок аналогично предыдущим;
- Р0112,0113. Сигнал датчика температуры впускного воздуха. В данном случае речь идет о слишком низком или высоком сигнале соответственно;
- Р0116, 0117, 0118. Оповещение от датчика температуры охлаждающей жидкости. Код сигнализирует либо о выходе сигнала из диапазона, а также о слишком низких или высоких показателях;
- Р0122, 0123. В данном случае вам сигнализирует датчик №1 дроссельной заслонки, оповещая о слишком высоком или низком уровне сигнала.
Оборудование для прошивки эбу ваз своими руками — какое потребуется?
Как показывает печальный опыт некоторых автовладельцев, не всё то золото, что только с конвейера. Помимо неутешительной статистики различных деталей, имеющих заводской брак, современные реалии добавили ещё один пункт – электронику. Электронное оборудование частенько имеет несовершенства, способные сильно усложнить управление транспортным средством. Основной удар, как и положено, несёт блок управления. Именно об ЭБУ и о том, как осуществляется его прошивка и перепрошивка, пойдёт речь.
Предварительно нужно выяснить, какая версия установлена на машине. Для этого нужно выполнить процедуру.
- Вставить ключ зажигания в замок, но личинку не проворачивать.
- Нажать на кнопку сброса суточного пробега и удерживать ее.
- Не отпуская клавишу сброса включить зажигание. После этого машина переходит в сервисный режим и на экране приборки выводится вся информация.
- Далее нужно отпустить кнопку и нажать ее еще раз. При этом, на приборке будет выведена версия прошивки модуля.
Расшифровывается кодировка прошивки так:
- 2190 – модель машины;
- 00/20/40 – тип сборки стандарт/норма/люкс.
Третья часть шифра выдает версию прошивки панели. Для примера можно взять версию Норма, прошитую сборкой ПО 090.
Далее последовательность действий выглядит так.
- Снять приборку с машины и вскрыть ее заднюю крышку.
- Теперь нужно подключить программатор к специальному разъему на приборке, согласно инструкции производителя.
- Далее оборудование подключается к ПК и запускается программа. Предварительно ее нужно скачать.
- В открывшемся окне следует ввести заданные параметры согласно руководству пользователя и рекомендациям разработчика. Примечание! Все программы отличаются, следовательно, перед началом работ нужно изучить руководство.
- Последним этапом происходит заливка новой прошивки. Для отображения информации по температуре, потребуется версия не ниже 092.
- Теперь нужно собрать всю конструкцию в обратной последовательности и начать тестирование.
Если все выполнено правильно, на бортовом дисплее отобразиться температура двигателя.
Как настроить «GPS» на прошитой версии мультимедиа?
Осуществить это действие не составит особых усилий. Выполнение процедуры подразумевает предварительную коммутацию с GPS-модулем и состоит из такого алгоритма действий:
- перехода в соответствующее меню «Инструменты»;
- активации дисплейной клавиатуры;
- непосредственной коммутации модуля;
- указания маршрута: «staticstoredll232usb.dll»;
- беспрерывного нажатия клавиши «ОК» после момента вывода на экран запроса, касающегося подбора драйвера.
Если обозначенные шаги исполнены корректно, то далее приступаем к манипуляциям по настройке именно навигационного софта. В программе выделяем порт «COM 5» и соответствующую ему скорость – 4800 bps.
По завершении всего перечня манипуляций наблюдаем работу системы. Обращаем внимание на присутствие настроенной программы «Навител».
Обновляем прошивку БК сами
Прежде всего, нужно будет купить переходник USB-K-Line. Из софта понадобится прошивка, программа для её установки, а также драйвер для переходника. Если всё это уже есть, соберите схему, как на фото.
Используются всего три провода
Заметим, что тумблер Т1 замыкают «по просьбе» самой программы. В остальное время он будет разомкнут.
Роль источника питания может выполнять и компьютер – просто подключитесь к разъёму Molex. А для БК подойдёт клеммник, снятый с компьютерного кулера (2 шт.).
Процесс обновления
Сначала подключите переходник к USB-порту. Установите драйвер. Запомните, какой «виртуальный COM-порт» будет использоваться. Дальше действуйте так:
- Запускают программу на выполнение. Выбирают прошивку (кнопка «Папка»);
- Выбирают номер COM-порта (кнопка «Порт»);
- Нажимают кнопку с «молнией». Появится надпись «Включи питание». На БК жмут любую клавишу и затем замыкают тумблер.
Процедура займёт пару минут. Индикатор процесса будет показан в окне.
Окно программы «Штат» под Windows
Где скачать софт?
Пусть бортовой компьютер на Ладу Гранту мы хотим купить, а не прошить. Переходим на сайт , выбираем нужную категорию. Затем находим наш БК (X1-G), нажимаем на фото и видим страницу товара. На ней будет ссылка на программу и на файл прошивки.
Причины перепрошивки ЭБУ
Некорректная работа системы может быть устранена методом перепрошивки
Гранта оснащена контроллером М74 11186-1411020-12. Его функционал значительно отличается от того, что устанавливали на автомобили ранее. Методы прошивки, которые можно было применять на других ЭБУ, здесь не действуют.
Автомобиль, настроенный на заводе, удовлетворяет требованиям автолюбителей и владельцев Гранта. Однако все же некоторые прошивают систему. И на это есть несколько причины:
- 8-клапанная Гранта не держит обороты, когда работает кондиционер;
- наблюдаются сложности в запуске холодного двигателя;
- некорректно определяются температурные режимы;
- остановки мотора;
- нехватка динамики;
- повышенный расход топлива.
Лада Гранта с автоматом уже на средних оборотах может испытывать различного рода трудности при выборе необходимой передачи. Гранта постоянно желает ехать на пониженных. В городском режиме при небольших транспортных потоках это некритично, однако в случае езды по трассе и в плотном потоке автомобилей при маневрах могут быть проблемы.
Некоторые автомобилисты жалуются на невозможность плавных переходов и слабую тягу, если мотор работает на низких оборотах. Здесь есть мнение, что контроллер изначально недоработан, а именно на заводе не просчитали параметрические характеристики. Эту ситуация поможет решить лишь прошивка.
Дополнительные функции
Функция «Тропик». Автоматическое управление вентилятором
Позволяет изменять порог включения вентилятора охлаждения. Установил температуру срабатывания в +98°С.
Функция «Плазмер». Сушка и прогрев свечей
В сложных погодных условиях (влажная погода, отрицательная температура) предварительная просушка и прогрев свечей в несколько раз повышает вероятность его удачного запуска.
Сброс настроек контроллера до состояния первоначальных заводских установок. При этом восстановится динамика и расход топлива до нормальных значений.
Сигнализатор не выключенного света или габаритов
При выключении зажигания звуковое оповещение о не выключенных габаритах или фарах.
Предупреждение о превышении скорости
Имеется возможность настроить звуковое оповещение о превышении скорости. Данной функцией не пользуюсь, поскольку стараюсь всегда соблюдать скоростной режим.