Чем заменить ребёнку смартфон?
Проблема зависимости от гаджетов с каждым годом становится всё очевиднее. За последние десять лет, мы наблюдаем всплеск использования современных девайсов. В их числе смартфоны, планшеты и компьютеры.
К сожалению, зависимость характерна не только для взрослого населения. Число детей и подростков, подвергнувшихся влиянию технологий, растёт с каждым днём. Родители серьёзно обеспокоены количеством времени, которое их дети проводят перед экранами гаджетов.
Смартфоны могут быть полезны для детей. С другой стороны, статистика показывает, что более 47% родителей считают своих детей зависимыми от гаджетов. Кроме того, исследования ученых подтверждают, что подростки, которые проводят за своими устройствами более 5 часов в день, вероятнее всего имеют проблемы со сном.
Но где найти альтернативу? В современном «технологичном» мире кажется невозможным ограничить доступ детей к различного рода гаджетам. Они прочно вошли в нашу жизнь – как инструмент для развития, поиска информации и как способ развлечения.
В этой статье, мы попытаемся выяснить, почему детей следует ограждать от смартфонов, как им объяснить их вред, и на что заменить полюбившийся гаджет.
Дворовые игры
В салочки, прятки и выше-ноги-от-земли играют в каждом дворе России. Дети перебрасываются мячом в «Съедобное-несъедобное», «Картошку» и «Вышибалы», расчерчивают асфальт на классики летом, а зимой сходятся в эпических снежных баталиях. Эти игры любили дети, которые росли без компьютеров, популярны они и теперь. Их правила знакомы и интуитивно понятны всем. Обычно младшеклассников не нужно уговаривать на активные и весёлые игры без компьютера — была бы подходящая компания, и ребёнок забывает про гаджеты.
Если же подросток предпочитает сидеть дома, пока ровесники резвятся за окном, не стоит силой выгонять его во двор. Сначала нужно понять причину: возможно, он испытывает трудности с общением и ему нужна помощь. А может быть, ваш сын или дочь — просто интроверт. Тогда подойдёт другой вид досуга, например настольные игры.
Причины компьютерной зависимости
Причины зависимости от умной машины могут быть разными.
- В семье отсутствует теплая атмосфера и доверительные отношения. Если мама с папой не уделяют внимание сыну или дочери, постоянно находятся на работе, пытаются откупиться дорогими игрушками, то неудивительно, что ребёнок пытается найти понимание за компьютером.
- У подростка нет интересного хобби. Человек, который увлечён чем-то, не будет тратить своё время на пустые компьютерные игры. Если Ваш ребёнок ничего не читает, не занимается в спортивной секции, не ходит в художественную или музыкальную школу, то у него есть предпосылки для возникновения компьютерной зависимости.
- Ребёнок не социализирован, он не умеет общаться с другими людьми, у него нет друзей. В этом случае он пытается найти товарищей в виртуальном мире.
Как уберечь ребенка от вредного информационного влияния?
Мама: Как информационный мусор, которым переполнена Сеть, может повлиять на психику и дальнейшую жизнь наших детей? Как спасти сына от этого влияния?
Ю. Б.: Вас пугает «информационная лавина», которая обрушивается из социума на наших детей. При этом вы как бы предполагаете, что у них нет защиты от всяких «модных» идей, которые вас пугают.
Могу вас заверить, что защита есть! Это — вы, ваша семья, та среда, в которой малыш проводит первые годы жизни вплоть до школы. В эти годы в нем закладываются, а лучше сказать, запечатлеваются ценности семьи, модели поведения женщины и мужчины, честность, трудолюбие, уважение к личности другого — все, что вы мечтаете в него заложить. Он впитывает в себя то, что видит и слышит, прежде всего, от родителей. Они в эти годы для него — главные авторитеты.
Ему не надо читать лекций или наставлений. Он просто всматривается в вас и начинает безусловно принимать все, что вам нравится, что вы цените, любите, считаете правильным и важным. И не принимать то, что вызывает у вас неприязнь, отталкивание.
Именно такие эмоциональные «сообщения о себе» на него действуют больше всего. Ведь даже читая сказки, вы передаете ему свое отношение к героям и свои чувства! А что уж говорить о вашем реальном поведении!
Ваше беспокойство понятно. Но выход есть: своим поведением и отношением к событиям, людям, «модам» вы можете защитить ребенка от вредных влияний «информационной лавины» и одновременно дать ему надежную опору и ориентиры в жизни. Надо только со всей серьезностью отнестись к этой необыкновенно важной функции родителя — растить ребенка в атмосфере высоких непреложных ценностей!
Почему у вас все обязательно получится?
Если виртуальная реальность — это такой замечательный источник легкого дофамина, то как вы со своим реальным миром вообще можете с ней соперничать? Не волнуйтесь, вы не просто можете. Вы обречены на победу.
Дело в том, что любые реальные сложнодостижимые стимулы дают существенно более сильные ощущения. То есть, человек, у которого за плечами уже есть какие-то трудоемкие совершения — победа в соревнованиях по бегу, создание из конструктора большой модели средневекового замка, да даже просто решенная на отлично контрольная — на «легкий» дофамин уже не купится.
” Если ребенок знает, как это бывает, когда добиваешься чего-то хорошего и сложного в жизни, то между компьютерными играми и вами — с вашей помощью по дому, выполнением домашних заданий и прочими «скучными» вещами — он в конечном счете всегда выберет вас. И не из-за волшебной силы родительской любви. Просто реальный мир приносит больше удовольствия.
Секрет вырывания ребенка из плена виртуальной реальности кроется в том, чтобы никого ниоткуда не вырывать — скорее просто мягко вывести чадо за руку сюда, в настоящий мир. Показать ему правильное направление.
о детях от 7 до 10 лет, о детях от 4 до 7 лет Другие статьи автора
Ребенок и компьютер: «за» и «против»
Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».
Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:
- Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
- Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
- Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.
Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.
- Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.
Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:
- Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
- Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
- Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
- Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
- Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
- Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.
Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.
Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.
В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.
Нужно ли бороться с интернет-зависимостью
Компьютерная зависимость – это навязчивое состояние, сопровождающееся повышенной тягой к интернету. Его ставят на одну ступень с алкогольным и наркотическим видом зависимости. В запущенных случаях оно приводит к появлению навязчивых мыслей и социофобии. Согласно исследованиям, этой проблемой страдает около 10% всех пользователей.
Что же делать если у вашего ребенка замечена эта зависимость. Решение зависит от стадии запущенности проблемы. На начальной стадии вы можете самостоятельно переключить внимание ребенка на другие вещи или занятия. А вот в запущенных случаях уже надо обращаться к специалисту – детскому психологу
Борьба с интернет-зависимостью необходима в следующих случаях:
- при нарушении распорядка дня ребенка;
- в случае агрессивного поведения малыша, возникающего при попытках отучить его от компьютера;
- если все свободное время ребенок проводит за монитором;
- при чрезмерной рассеянности и ухудшении учебы;
- у ребенка пропал интерес к увлечениям, не связанным с интернетом;
- если наблюдаются проблемы во взаимоотношениях ребенка со сверстниками.
Опасность интернет-зависимости заключается в негативном воздействии на здоровье ребенка. Длительное нахождение перед мерцающим экраном снижает зрение. Из-за неправильного положения тела может развиться искривление позвоночника. Еще одно последствие зависимости – вспыльчивость и немотивированная агрессия. Все это в совокупности влияет на психическое и физиологическое здоровье.
Обычно если в семье комфортная обстановка и доверительные отношения, ребенок не станет пытаться реализовать себя в виртуальном мире. Развитие интернет-зависимости почти всегда связано с его недовольством реальной жизнью. Отсутствие увлечений и низкий уровень социализации также считаются предпосылками к развитию компьютерной зависимости.
Другие крайности
Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.
Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу — оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.
Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок. Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.
Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.
Посмотрите следующие видео GuberniaTV и Первого канала о компьютерной зависимости у детей.