Как смазать кулер на процессоре и что подойдёт для смазки вентилятора
Практически все современные стационарные компьютеры или ноутбуки имеют систему охлаждения в виде так называемого кулера. Поскольку большинство моделей охладителей процессора имеют открытую конструкцию, внутри их узлов скапливается пыль. Если пользователь начал замечать, что его компьютер начал медленно работать, издает дополнительные звуки, скрип, то зачастую это указывает на загрязнение кулера процессора.
Когда функционирование системы охлаждения на полную мощность невозможно, компьютер подвергается перегреву, что приводит к самопроизвольному выключению, и, как следствие, частичной или полной утрате ценных файлов. Чтобы этого не произошло, важно регулярно смазывать кулер и очищать его от пыли.
Чем грозит несвоевременная смазка кулеров?
Прежде всего это неприятный шум, который перерастает в вибрации. Если вас это не смущает, то следующим этапом придет заклинивание вентилятора. Элемент, на котором заклинил вентилятор начнет греться и в конце концов перегреется.
Вот так выглядят вздувшиеся конденсаторы
Довольно распространенными последствиями перегрева являются вздувшиеся конденсаторы (особенно на блоке питания) и как следствие выход из строя устройства.
Смазка необслуживаемого компьютерного кулера
Кулер нужно снять из системного блока. Из инструмента потребуется только отвертка. Помимо смазки параллельно лучше очистить радиатор чипсета, и желательно поменять на нем термопасту.
Что касается непосредственно самого кулера, то на его тыльной части, где диффузор захватывает воздух, имеется круглая наклейка. Если ее снять, то в большинстве моделей можно увидеть ревизионное отверстие для ручной смазки. В моем случае его нет.
Проще всего попробовать выдвинуть крыльчатку кулера и помазать подшипник с обратной стороны. Иногда она легко снимается, но это у меня не получилось, все держится очень крепко. Если приложить чрезмерные усилия, то пластик просто сломается.
В этом случае нужны крайние меры. Я беру обыкновенное сверло по металлу диаметром 1 мм. Для удобства соорудил простейший зажим, поскольку у меня нет миниатюрной цанги, которой пользуются моделисты при сборке копий кораблей и самолетов. Сверлом прорезаю миниатюрное отверстие прямо по центру крышки, где была наклейка. Нужно работать аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь.
Далее просто заливаю несколько капель силиконовой смазки в отверстие и прокручиваю крыльчатку, для равномерной смазки подшипника.
Чтобы масло не разливалась наклейку нужно приклеить обратно, закрыв отверстие. Если она больше не клеится, вместо нее можно применить изоленту или скотч.
Сделав все правильно, если при сверлении отверстия внутрь не попала стружка или крупинки пыли, то шум уйдет, как и разогрев электромотора кулера, поскольку уменьшится трение и сопротивление. После этого о скрежете можно забыть, как минимум на несколько лет.
Как смазать кулер?
В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.
Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.
Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.
Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.
В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.
Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.
Делать это можно только при полностью обесточенном системном блоке, включая отключение сетевого шнура!
Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.
Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.
Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.
Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.
После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.
Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.
Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:
Замена смазки в ноутбуке
Как правило, у ноутбука один вентилятор, поэтому необходимо первым делом смазать его. Чтобы добраться до кулера, нужно снять крышку на дне устройства, изъять оперативную память, жесткий диск, отсоединить модуль Wi-Fi и дисковод, если, конечно, они есть.
Потом переворачиваем гаджет клавиатурой вверх и снимаем ее. Выполняем операцию тонким предметом. Лучше всего скальпелем. Защелки, которыми крепится клавиатура, нужно осторожно подцепить и извлечь из пазов. Когда они отсоединены, не спешите клавиатуру вытаскивать, поскольку снизу она крепится шлейфом для передачи команд.
Клавиатуру сняли. Снимаем верхнюю крышку с дисплеем. Так мы получим доступ к материнской плате и остальным узлам. Для этого выкручиваем все болты. От материнской платы отделяем провода питания и шлейф матрицы.
Точно узнать, как все это сделать, можно тогда, когда найдешь схему разборки конкретной модели. Видео позволяет все увидеть до мельчайших деталей.
ВАЖНО! Итак, вы произвели все действия и получили доступ к вентилятору. В конкретном случае возможна пара вариантов. В первом случае наносят смазку, не снимая кулер. Во втором случае кулер предварительно отделяют. В первом варианте потребуется меньше действий. Однако при этом невозможно проверить состояние термопасты на чипсете. Значит, все-таки лучше кулер снимать.
Отделяем питание, выкручиваем болты. Кулер крепят плоскими трубками из меди. Они необходимы для того, чтобы отводить тепло от видеокарты и чипсета. Они закреплены болтами. Их пронумеровали. И потому нужно откручивать их в том порядке, который указан цифрами.
Кулер отцепили. Теперь очищаем его от пыли, используя вентилятор, баллончик со сжатым воздухом, ватную палочку. Чистим не только корпус, но и лопасти. Если устройство чистили давно, то обычно на лопастях много пыли. Бывают также волосы и шерсть домашних питомцев. Избавляемся от всего этого.
После чистки корпуса находим на нем наклейку. Под ней находим круглую пробку из резины. Ее осторожно удаляем. Если пробку повредить, то она уже не сможет препятствовать вытеканию масла наружу, если оно нагреется и будет расширяться.
Далее наносим новое масло. Спичка лучше всего подходит для такой процедуры. Трех капель вполне достаточно. Не пользуйтесь масленкой, роскольку это может привести к тому, что вытечет очень много масла. Излишки нужно будет удалить, а это довольно проблематично.
Масло нанесли и теперь медленно проворачиваем лопасть по оси. Так можно будет убедиться, что масло распределено по поверхности.
ВАЖНО! Устанавливаем на место заглушку. Наклейку опять заклеиваем. Скотч используют тогда, когда она не держится. Наклейку в любом случае не выбрасывайте. Ведь может появиться необходимость поменять кулер, а на ней есть информация, нужная для приобретения нового.
Потом устанавливаем кулер на место, как и трубки охлаждения. Предварительно меняем термопасту и удаляем пыль с оставшихся узлов ноутбука.
ВАЖНО! Обращаем внимание, что болты закручивают в обратном порядке, то есть от 8 до 1. Их сначала нанизывают, а потом закручивают полностью. Если этим пренебречь, то может получиться так, что устройство будет сильно шуметь. Причиной тому именно неправильная сборка.
Сборку производим в обратном порядке, проверяем работоспособность. С помощью специальных приложений замеряем температуру.
Кулер в компьютере чем и как смазать?
Кулер в БП, На процессоре. Как и чем его смазать. Какие масла подойдут, а какие не годятся?
Кулер, несомненно, важная деталь в компьютере и требует должного обслуживания, в том числе и периодическое смазывание. Смазка в основном требуется тогда, когда он начинает сильно шуметь после длительного срока эксплуатации.
Но все же не спешите сразу смазывать — зачастую бывает достаточным просто очистить кулер от пыли.
Специальных смазок для кулеров пока нет — пользователи используют для смазки по своему выбору масло машинное, автомобильное, силиконовую смазку, растительное масло, WD-40 и даже густые смазки типа солидола.
Не всё из перечисленного здесь годится для смазки кулеров.
Помните, кулер — это высокооборотистое устройство и смазку подбирать надо, прежде всего, исходя из этого. Лучше всего подойдет масло для смазки швейных машин или машинок для стрижки. Сгодится минеральное автомобильное масло, но невысокой вязкости, также можно использовать силиконовую жидкую смазку.
WD-40 использовать не годится, т.к. эта жидкость предназначена в основном для смазки узлов, работающих в тяжелых условиях не требующих высоких оборотов.
И уж никогда не употребляйте для смазки кулера растительное масло или твердые смазки.
Чтобы смазать кулер без разборки (к тому же многие из них неразборные), снимите его с компьютера,отклейте верхнюю наклейку и снимите защитную накладку, аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или медицинского шприца буквально одну каплю масла. Затем повращайте от руки лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.