Как научиться быстро писать хорошую музыку
Эта статья написана для тех, кто только начинает писать музыку и столкнулся с непониманием, почему музыка не получается. Исходя из своего опыта, я расскажу, как быстро научиться писать хорошую музыку и создавать качественные и уникальные композиции.
Заодно мы поговорим о ментальных проблемах и путях их решения — я сам сталкивался с такими проблемами и искал способы их побороть. Текст пригодится не только музыкантам, его можно применять и для смежных видов творчества, ведь суть там будет почти та же.
Статья не расскажет, как работать с клиентами и как продвигать музыку. Она для тех, кто застрял в творческом кризисе, не понимает, как развиваться в своих потоках и не хочет всё забросить, сломавшись под грузом стресса.
Выбор студийных мониторов
Студийные мониторы — профессиональная акустика для написания музыки. Многие модели продаются поштучно, поэтому при просмотре цен на мониторы и покупке будьте внимательны. При выборе важно учесть три основных момента:
1) Цена. Покупать дорогие мониторы нет смысла. Мало того дорогая акустика не всегда оправдывает свои средства — она предназначена для использования в студиях с отличной звукоизоляцией и не менее дорогим оборудованием. Помимо этого существует разные характеристики профессионального оборудования, из-за которого его стоимость повышается. В нашем случае это не так важно — мы хотим приобрести качественный звук по сравнительно небольшой цене.
2) Размер низкочастотного динамика. В большинстве случаев он варьируется от 4 до 8 дюймов. Чем больше размер, тем лучше вы будете слышать низ и середину трека, а это основа любой электронной композиции. Идеальный размер низкочастотного динамика для комнаты — 5-6 дюймов, в то время как для студийного использования предпочтительнее низкочастотные динамики большего размера. Динамики большего размера добавляют к стоимости порядка 10-20 т.р.
3) Совместимость монитора с вашим слухом. Монитор обязательно нужно послушать, прежде чем его приобрести. Делается это очень просто — загружаете пару любимых треков на плеер, идете в магазин по продаже студийного оборудования и слушайте выбранную вами модель. Не забывайте, что качество звука также зависит от аудиокарты, поэтому лучше слушать весь комплект сразу.
Самыми дорогими и качественными являются мониторы производителей ADAM и KRK. Если у вас действительно есть большие средства, приобретайте мониторы этих производителей, но с небольшим размером низкочастотного динамика. Оптимальный вариант для бюджетного использования — мониторы M-Audio, а именно модель Studiophile SP-BX5a Deluxe. Эти мониторы обойдутся вам в районе 12 т.р. Они продаются парой.
Для более правильного отражения звука, мониторы следует располагать следующим образом (еизкочастотный динамик должен располагаться на уровне ваших ушей, не ниже):
2. Звуковая карта/ аудиоинтерфейс
В наши дни каждый современный компьютер имеет в себе некий встроенный звуковой процессор, или аудио интерфейс, так что вы можете сразу же начать делать электронную музыку — без траты денег на внешнюю звуковую карту. Если вы хотите избежать раздражающую задержку (latency) в работе с звуковыми приложениями, а ваша звуковая карта не поддерживает драйверы ASIO (это стандарт компании Steinberg, который перераспределяет сигнал между вашей картой и аудио софтом, уменьшаяя время задержки до практически незаметного уровня), то вы можете использовать универсальный ASIO4ALL драйвер.
Встроенная звуковая карта хороша тем, что вы можете начать делать музыку сразу же, немедля, однако если вы ищите более быстродейственное решение, хотите услышать действительное качество, без труда вывести ваш сигнал на студийные мониторы, без проблем записываться из внешних источников, — то приличная звуковая карта просто необходима. Хочу порекомендовать вам ознакомится со статьями The “Best”Audio Interface for your Home Studio and Soundcard FAQ . («Лучший» аудио интерфейс для вашей домашней студии» и «ФАК по звковым картам»).
У меня самого сейчас M-Audio Audiophile Delta 2496 и хотя эта карта далеко не высшей категории и не самого высокого качества, она меня устраивает уже многие годы. Но имейте в виду: некоторые пользователи докладывали, что они имели проблемы с картами серии Delta в конфигурациях с Windows 7 ОС. К счастью, есть огромное количество альтернатив аудио интерфейсов в этой же ценовой категории. Советую вам присмотреться к ESI картам, таким как Maya44 или Juli@ иои Echo Digital Audio MiaMIDI, для примера.
Прим. пер.: У меня — внешняя звуковая карта Creative Professional E-mu 0404 USB, и я от нее в поросячем восторге. Особенно после того, как перешел с XP в семерку. Дело в том, что в более старой операционке она часто глючила.
_____________
Блок Полезных Ссылок:
Русскоязычные:
Базовый комплект
Если ты не владеешь ни одним музыкальным инструментом, но очень хочешь изливать душу в форме упорядоченных звуков, будет достаточно купить ноутбук и MIDI-клавиатуру, а затем определиться с программой, в которой предстоит работать. Если ты имеешь дело с Windows, то для начала попробуй простейшую FL Studio (100 долларов, бесплатная демо-версия). А на макбуках по умолчанию установлена Garage Band, ее больше чем достаточно.
Компактный вариант от M-Audio. Подключается по USB; две с половиной октавы. Средняя цена аналогичных устройств — около 6000 рублей.
Клавиатура же в первую очередь нужна для наглядности. Матерому композитору для работы она не требуется: человек с опытом способен зайти в редактор и написать музыку в полной тишине, как html-программист. Тому же, кто хочет понять, как тут все устроено, и что какие звуки издает, пригодится инструмент, с которого музыку начинают изучать и дети. Вот «до», вот «соль», — на клавишах все куда очевиднее, чем на гитаре с ее своеобразной логикой.
Микрофонная стойка
Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.
Конструктивно стойка может быть:
- настольной – оптимальный вариант для домашней записи голоса;
- напольной прямой или на круглом основании – подходят для вокалистов на сцене, для караоке или в повседневном использовании;
- низкой – внешне такие стойки похожи на настольные, но используются обычно для басовых барабанов и гитарных кабинетов;
- надголовной – такая стойка удобна тем, что позволяет легко менять положение микрофона.
- «журавль» – напольная стойка на треноге с кронштейном.
Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.
Примеры настольных микрофонных стоек:
- K&M 23110-316-55, компактная и недорогая.
- QUIK LOK A188 – телескопическая стойка.
Стойки типа «журавль»:
- K&M 21060-300-87
- QUIK LOK A300 CH
- ROCKDALE 3617_T
- K&M 26200-300-55
- Boya BY-PB25
Достойный звуковой редактор с качественным инструментарием для сведения треков, микширования, редактуры и обработки аудио, имитирующий диджейский пульт, плеер и скремблер. Имеет встроенный СD- и MP3-конвертер, работает с популярными форматами, симулирует виниловые пластинки, монтирует видеоматериал и сортирует треки.
Музыкальный комбайн распознает музыкальные стили, поддерживает эффекты VST, одновременно работает с несколькими звуковыми картами, записывает работы на CD и имеет трёхполосный эквалайзер. Также Виртуал Диджей имеет опцию караоке и работает с контроллерами midi-устройств.
Нужны ли дополнительные программы для производства музыки?
Современные DAW готовы ко всем стадиям производства музыки и нет ничего, с чем бы они не справились. Здесь работает то же правило, что и для плагинов: все, чего вам не хватает, можно докупить позднее (когда освоитесь и поймете, чего реально не хватает).
Если вопрос в том, понадобится ли вам дополнительный софт для мастеринга музыки, то скорее всего нет. Во-первых, как уже говорилось, DAW готовы ко всем аспектам продакшена. Во-вторых, мастеринг — это отдельная и довольно объемная тема, браться за которую стоит имея определенный опыт в работе со звуком.
Конечно, мы хотим, чтобы наша музыка звучала круто и профессионально — это естественно. Проблема в том, что качественная музыка — это не крутой софт а-ля WaveLab, а ваши идеи и аранжировки. Путь от черновика до прошедшей мастеринг готовой песни длинный, и не исключено, что к тому времени вы научитесь так ловко работать в DAW, что внешний софт вам попросту не понадобится.
В общем, не усложняйте себе жизнь: вы еще не изучили DAW, поэтому смысла в других программах сейчас попросту нет.
АВТОР: Егор Ревенга (главный редактор SAMESOUND.RU и музыкант) специально для Pop-Music.