Бортовой компьютер на ваз 2115: обзор штатного прибора, инструкция по подключению, как настроить
В продолжении темы об установке бортовых компьютеров на автомобили ВАЗ, предлагаем владельцам ВАЗ 2109 и ВАЗ 2115, которые имеют электронную систему впрыска, установить на свой автомобиль штатный компьютер. Обо всех преимуществах этого устройства и о том, как определится с его выбором, предлагаем прочесть эту статью. Ну а если вы уже приобрели маршрутный компьютер, тогда предлагаем подробное руководство по его установке на ВАЗ 2109.
Где установить бортовой компьютер ВАЗ 2109, ВАЗ 2115
Как известно автомобили ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 укомплектовывались обычной (высокой) панелью и европанелью. Оба варианта имеют место для установки бортового компьютера. На представленных фото вы можете увидеть эти места, они, как правило, закрыты заглушкой.
Для примера будем использовать маршрутный компьютер Multitronics X140 ( подробней о назначении и функциях ). Суть подключения его на ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 сводится к следующему.
Назначение и основные функции бортового компьютера
Основным предназначением устройства является своевременное информирование водителя о состоянии различных систем. Современные БК способны выполнять десятки различных задач. Работа автомобильного приспособления возможна благодаря его подсоединению к штатному блоку управления ВАЗ-2114 с помощью диагностической линии.
За счет закодированных импульсов на дисплее компьютера отображается следующая информация:
- скорость движения автомобиля;
- расход воздуха и горючего;
- объем топлива в баке.
Все характеристики красуются прямо перед водителем. На первый взгляд может показаться, что бортовой компьютер на ВАЗ-2114 отображает всё то, что ранее уже было доступно на приборной панели. Но, на самом деле это не совсем так.
Большинство бортовых компьютеров, установленных в автомобили еще на заводе, имеют достаточно узкий спектр возможностей и не располагают возможностью чтения ошибок. Именно по этой причине многие автовладельцы со временем прибегают к замене штатного БК.
Программное обеспечение любого компьютера в несколько раз превосходит возможности панели управления. Особенно эти возможности сказываются на точности отображения различных характеристик. Это далеко не единственная разница между БК и панелью приборов. Далее рассмотрим все принципиальные различия.
Аварийный сигнализатор – практично или нет
Аварийное оповещение в современных компьютерах для автомобилей играют достаточно важную роль. В частности, водитель может быть оперативно оповещен о следующем:
- Перегрев мотора, когда температура превышает показатель в 115 градусов.
- Перепады в электрической сети автомобиля. Сигнал появляется, когда напряжение падает или превышает допустимые нормы.
- Превышение скорости по предварительно установленному пороговому значению.
Также бортовые компьютеры информируют водителя о необходимости прохождения ТО. В процессе настройки компьютера указываются показатели, при которых нужно заменить масло, воздушный фильтр и так далее.
Ошибки БК
Если вы приобретаете автомобиль, на котором уже установлен бортовик, это достаточно неплохо. Не придется самостоятельно его монтировать.
Плюс это великолепный способ проверить, действительно ли автомобиль исправен, как об этом заявляет его владелец.
Чтобы проверить БК на предмет ошибок, сбросьте суточный пробег на приборной панели и одновременно с этим включите зажигание. Потом нажмите на кнопку, расположенную возле рычага стеклоочистителя. На дисплее появится версия прошивки установленного БК, плюс коды ошибок, если таковые имеются.
Основные ошибки БК приведены в таблице. Причем самые популярные из них, которые встречаются на ВАЗ 2114 — это 4, 6 и 8.
Код | Что он означает |
2 | У автомобиля слишком высокое напряжение сети |
3 | Неисправен датчик уровня топлива |
4 | Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости |
5 | Неисправен датчик наружной температуры |
6 | Двигатель перегревается |
7 | Давление масло достигло критически низкой отметки |
8 | Возникли проблемы в системе торможения |
9 | Аккумуляторная батарея разрядилась |
Обнаружив ошибки, можно принимать соответствующие решения. Если речь идет о вашем авто, просто сбросьте данные, нажав и удерживая кнопку суточного пробега. Не сделав это, при следующей диагностике ошибки сохранятся, хотя вы приняли меры по их устранению, отремонтировав соответствующие узлы автомобиля.
Типичные ошибки бортовых компьютеров
Чтобы проверить бортовой компьютер на ВАЗ-2115, необходимо полностью обнулить суточный пробег на приборной панели и выключить зажигание. После этого необходимо нажать кнопку, которая находится возле рычага включения стеклоочистителя. При этом на дисплее показывается версия прошивки и коды ошибок, если они имеются:
- В том случае, если в бортовой сети слишком высокое напряжение, появится код «2».
- При неисправности датчика, указывающего уровень топлива, будет высвечиваться код «3».
- При выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости высветится код «4».
- При наличии неисправности в датчике температуры, установленном снаружи автомобиля, появится ошибка с кодом «5».
- При перегреве двигателя бортовой компьютер на ВАЗ-2115 выдаст ошибку «6».
- При снижении давления масла ниже минимального значения появится ошибка «7».
- Недостаточный уровень жидкости в тормозной системе — ошибка с кодом «8».
- При низком заряде батареи появится код «9».
Типичные ошибки бортовых компьютеров
Чтобы проверить бортовой компьютер на ВАЗ-2115, необходимо полностью обнулить суточный пробег на приборной панели и выключить зажигание. После этого необходимо нажать кнопку, которая находится возле рычага включения стеклоочистителя. При этом на дисплее показывается версия прошивки и коды ошибок, если они имеются:
- В том случае, если в бортовой сети слишком высокое напряжение, появится код «2».
- При неисправности датчика, указывающего уровень топлива, будет высвечиваться код «3».
- При выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости высветится код «4».
- При наличии неисправности в датчике температуры, установленном снаружи автомобиля, появится ошибка с кодом «5».
- При перегреве двигателя бортовой компьютер на ВАЗ-2115 выдаст ошибку «6».
- При снижении давления масла ниже минимального значения появится ошибка «7».
- Недостаточный уровень жидкости в тормозной системе — ошибка с кодом «8».
- При низком заряде батареи появится код «9».
Аварийный сигнализатор – практично или нет
Аварийное оповещение в современных компьютерах для автомобилей играют достаточно важную роль. В частности, водитель может быть оперативно оповещен о следующем:
- Перегрев мотора, когда температура превышает показатель в 115 градусов.
- Перепады в электрической сети автомобиля. Сигнал появляется, когда напряжение падает или превышает допустимые нормы.
- Превышение скорости по предварительно установленному пороговому значению.
Также бортовые компьютеры информируют водителя о необходимости прохождения ТО. В процессе настройки компьютера указываются показатели, при которых нужно заменить масло, воздушный фильтр и так далее.
Что выбрать?
Ассортимент бортовых компьютеров для ВАЗ 2114 достаточно обширный. Но брать первый попавшийся не стоит.
Сперва убедитесь, что выбираемый вами компьютер поддерживает программы, предназначенные для электронного блока управления «четырнадцатой» модели.
Модель Гамма GF 415Т
Приобретать дешевые модели ни в коем случае не советуем. Раз вы решили ставить бортовичок, позаботьтесь о том, чтобы в его качестве и надежности не возникало сомнений. За него придется выложить неплохую сумму, но поверьте, оно того стоит.
Как настроить бортовой компьютер самостоятельно?
Еще сравнительно недавно о таком новшестве как бортовой компьютер знали далеко не все автовладельцы, а в штатном режиме он устанавливался преимущественно на новых моделях иностранного производства.
Конечно, сегодня такой «диковинкой» уже мало кого удивишь, а само устройство стало просто незаменимым помощником любого водителя.
Многие автовладельцы желают установить бортовой компьютер в автомобиль, даже если он не был предусмотрен там штатной конструкцией транспортного средства.
Естественно, если решение принято, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, которые смогут грамотно подключить и настроить прибор, хотя нередко автомобилисты сами справляются с поставленной задачей. А вот о том, как это можно сделать, Вы узнаете, дочитав до конца данную статью.
1. Подключение бортового компьютера
Бортовой компьютер часто называют «маршрутным компьютером» или «бортовым навигатором», хотя, по сути, все эти названия относятся к небольшому автомобильному прибору, который занимается считыванием данных с различных датчиков, а также обрабатывает необходимую информацию и выводит ее на дисплей.
Среди отображающихся данных числится расход топливной жидкости (мгновенный и средний), уровень наполненности бака (с точностью до литра), статистическая информация (пройденный километраж, средняя скорость, количество израсходованного топлива за определенный промежуток времени), температурные показатели (внутри салона и снаружи машины), основные неисправности транспортного средства и т.д.
Практически все бортовые компьютеры достаточно легко подключаются к системе диагностики и контроля машины. Для этого в автомобиле существует специальный разъем, именуемый диагностической колодкой.
На бортовом компьютере также есть похожий разъем, который, как правило, должен подходить к автомобильному.
Если же вдруг разъемы несовместимы, то решить проблему поможет переходник или, в крайнем случае, можно напрямую проложить провода (с помощью инструкции определяют два контакта питания и одну диагностическую линию).
2. Особенности настройки бортового компьютера
Успешное подключение устройства – это только половина дела, а вторая половина предусматривает грамотную настройку прибора.
Как правило, основные показания считываются им с ЭБУ транспортного средства, что возможно лишь при включенном зажигании и заведенном моторе.
Зачастую автомобильный компьютер может работать в двух режимах – это режим пользователя и режим установок, в котором как раз и нужно задать требуемые параметры для отображения.
Для начала следует определить тип электронного блока управления и выбрать его из списка как основное устройство, либо предоставить компьютеру возможность сделать это самостоятельно, то есть автоматически. На следующем этапе настройки нужно указать режим определения количества топливной жидкости в баке и ее расход.
Выделяют линейное (за счет настроек ЭБУ) и ручное определение параметров, при котором водитель может сам создать таблицу расхода топлива и заносить в нее данные, а бортовой компьютер уже по этой таблице будет определять расход и выводить информацию на дисплей. Но и это еще не все.
Далее, в режиме пользователя необходимо выбрать те параметры, которые впоследствии будут отображаться на дисплее.
Успешность выполнения этой задачи в основном зависит от функциональных возможностей прибора. В обязательном порядке стоит установить температуру включения вентилятора охлаждения мотора, так как у разных моделей машин этот показатель значительно отличается.
Также, полезно будет установить время и яркость подсветки дисплея. Это основные параметры, которые настраиваются в ручном режиме, а все остальные будут считываться с ЭБУ автомобиля, причем менять их желательно лишь в специализированных диагностических центрах.
На сегодняшний день существует два типа бортовых компьютеров: мультисистемный (универсальный) и модельный. Последний получил свое название из-за того, что предназначен для работы только на определенных моделях автомобилей, а значит, довольно ограничен в использовании.
Универсальный прибор лишен подобного недостатка и способен поддерживать целый спектр модельного ряда транспортных средств: начиная от упрощенных инжекторных автомобилей и заканчивая машинами, оборудованными более сложными дизельными моторами, в которых используется турбина.
Отличить один вид от другого можно даже визуально, достаточно взглянуть на их дизайн.
Модельный бортовой компьютер лучше всего устанавливать на приборной панели, чего не скажешь об универсальном устройстве. Да и расположившись на штатном месте, такой прибор будет иметь куда более привлекательный вид.
Правда, в случае замены старого транспортного средства на новый автомобиль, владельцу придется «пожертвовать» своим «помощником».
Универсальный автомобильный компьютер монтируется еще проще, нужно лишь обновить программное обеспечение, после чего его сразу можно устанавливать на автомобиль.
Впрочем, настройка бортового компьютера – несложный процесс, особенно если под рукой имеется прилагаемая к нему инструкция. Однако, прежде чем Вы решите приобрести подобное устройство, следует заранее выяснить, какие модели бортового маршрутизатора подходят именно для Вашего автомобиля, и только после этого можно смело отправляться за покупкой.
3. Советы по установке и настройке бортового компьютера
Как и в любом другом деле, при установке и настройке бортового компьютера следует учитывать некоторые моменты, которые помогут добиться максимально эффективного результата проделанной работы.
К примеру, если на передней консоли есть свободное место, то монитор компьютера лучше всего поместить именно туда.
Конечно, его можно установить и на торпеде, но тут надо постараться поместить его так, чтобы при беглом взгляде на экран глаза не «уходили» вниз или в стороны, в противном случае водитель будет постоянно отвлекаться.
В некоторых случаях, крепление монитора на торпеде осуществляется с помощью выносного корпуса, но как бы там ни было, прежде всего, следует исходить из соображений целесообразности и удобства. Достаточно популярными сегодня считаются сенсорные мониторы, которые существенно облегчают процесс управления одним прикасанием пальца.
Системный блок, или, как его еще называют, «мозг» компьютера, можно разместить в самых различных местах. Правда, впадать в крайности все же не стоит и лучше к вопросу выбора места подходить логически.
Например, не следует устанавливать блок компьютера рядом с автопечкой: во-первых, там может подтекать жидкость, а во-вторых, температурный режим не совсем соответствует требованиям эксплуатации прибора.
Что касается подключения бортового компьютера, то во многих современных автомобилях уже имеется специальная разводка, разъем для его подсоединения, а на самом блоке есть специальное устройство, отвечающее за правильное выполнение задачи.
Однако, даже если на первый взгляд все кажется абсолютно понятным, прежде чем браться за дело, следует внимательно изучить инструкцию, в которой должна быть схема всего процесса.
Если специальных разъемов в машине нет, то правильнее всего будет обратиться за помощью к автоэлектрику и вывести их (приобрести дополнительные разъемы не составит большого труда).
Если Вы все правильно подключите, то останется лишь выполнить настройку устройства.
Как только двигатель автомобиля начнет свою работу, вместе с ним запустится и считывание основных данных с датчиков транспортного средства.
Вся информация будет отображаться на мониторе компьютера (в установочном режиме). Выполнив анализ полученных данных, прибор выдаст прогнозы, которые выражаются в диагностике состояния работающего автомобиля.
Зачастую, настройка бортового компьютера проходит автоматическим путем, и лишь в некоторых случаях, руководствуясь инструкцией, приходится вносить некоторые коррективы, подстраивая устройство «под себя».
Именно ручная настройка называется «пользовательской», и ее необходимо сохранить в памяти компьютера.
Производители советуют сразу выбирать те параметры, которые Вы бы хотели видеть на экране – например, текущее время, температурные показатели за бортом автомобиля или яркость подсветки монитора.