9 лучших бортовых компьютеров
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Неотъемлемой частью современного автомобиля становится бортовой компьютер. Задача этого прибора – следить за состоянием важнейших агрегатов и узлов транспортного средства, сообщать водителю данные о пройденном пути и т. д. Интеграция прибора осуществляется в бортовую сеть авто, при помощи специальной шины он соединяется с различными датчиками. Снимаемая информация может выводиться на дисплей БК или экран смартфона. Многие автопроизводители в наши дни комплектуют машины на заводском конвейере этими полезными устройствами. А владельцам авто без компьютера приходится самостоятельно искать и подключать диагностические устройства. Эксперты советуют обратить внимание на несколько моментов при выборе.
Мозг для массовых авто
«Нулячая» иномарка уже не удивляет наличием систем бортового компьютера, а вот в «Вазах», «Ланосах» и «Шевроле» пока считается своего рода внезаводским внутренним тюнингом. Такие комплекты ставятся преимущественно на инжекторные автомобили. Подключенное к электронному блоку управления устройство отвечает за работу всех датчиков, электросистем и цепей. Компьютер считывает и обрабатывает информацию с блока и выводит ее на экран. Точность показаний штатных приборов оставляет желать лучшего. Бывает, что выходит из строя какой-то датчик, что не сказывается на поведении машины, но расход топлива значительно увеличился. БК сразу же покажет увеличение и выдаст ошибку, а чтобы заметить перерасход без компьютера, нужно «наездить» два бака. Очень удобна и функция прогноза поездки на оставшемся в(. )
У наших людей сложилось какое-то предвзятое отношение к китайской продукции. Понятно, что эта тенденция возникла еще в начале 90-х годов, когда в страну везли, мягко говоря, не качественную продукцию. И это касалось буквально всего, всех групп товаров.
Но Китай тогда и Китай сейчас – это, прежде всего, совершенно разные подходы к качеству и подходы к экспортируемой продукции. Имея под боком такой огромный рынок, китайские производители не могут позволить себе делать откровенно некачественный товар, тем более, что конкуренты из той же Кореи и Японии тоже не дремлют. Касается это и головных устройств для автомобилей.
В результате сегодня российский покупатель имеет штатные головные устройства из Китая с относительно низкой ценой, по сравнению с производителями из других стран. Хотя и у самих(. )
Возможности Мультитроникс UX7
Основной и главной функцией бортового компьютера, ради которой обычно его и покупают, является чтение и сброс ошибок, выдаваемых контроллером системы управления автомобиля. В этом модель Мультитроникс UX7 не уступает более дорогим аналогам.
Читаем и сбрасываем ошибки
Для перехода в режим чтения сообщений об ошибках короткими нажатиями второй управляющей кнопки добиваемся, чтобы индикатор выдал сообщение «Error», на экране более похожее на «Егг». Далее нажимаем коротко кнопку №1 в режиме перечисления систем авто и выбираем в меню бортового компьютера позицию ЭБУ.
Сведения об ошибке отражаются в режиме бегущей строки в виде двух последовательных значений. Первое – номер ошибки, второе показывает ее кодовое значение. Для сброса необходимо при заглушенном двигателе длительно нажать кнопку №2.
Важно! Бортовой компьютер Мультитроникс UX7 выполнит только чтение и сброс сообщения контроллера. Сохранить в памяти или сделать автоматическое сбрасывание сообщения устройство не сможет.
Кроме ошибок ЭБУ двигателя, бортовой компьютер позволяет читать сообщения об ошибках всех управляемых модулей автомобиля , начиная с иммобилайзера, заканчивая системой курсовой устойчивости или коробки автомата. Более полный перечень возможных сообщений можно почерпнуть из инструкции бортового компьютера Multitronics.
По желанию водителя можно получать мгновенное показание расхода топлива, его запас, температуру двигателя и порог включения вентилятора обдува радиатора.
Если в индикации объема горючего в баке возникает погрешность, можно работу компьютера откалибровать по двум сигналам: при заполненном баке и при полном отсутствии топлива. Стандартным является наличие звукового информирования при превышении скорости движения машины.
Преимущества и недостатки UX7
Главным достоинством этой модели бортового компьютера является его простота при относительно невысокой цене. Стоимость устройства лишь немного дороже процедуры диагностики на СТО, причем с гарантией получения достоверных сведений. Зачастую компьютер покупают для индикации показаний отдельных позиций, например, температуры двигателя или масла коробки автомата.
Мультитроникс обеспечил возможность обновления программного обеспечения, но для этого необходим специальный шлейф-переходник. Прошивки обновления, по информации сайта производителя, регулярно выкладываются в интернете, равно как и свежие новости о новинках продукции, в том числе более удобных в обращении, таких как, например, бортовой компьютер multitronics comfort Х115 с его инструкцией.
К недостаткам можно отнести только достаточно непростую для запоминания систему управления бортовым компьютером и минимизированный интерфейс. Более подробно о бортовом компьютере можно узнать из следующего видео:
Бортовой компьютер. Игрушка, или необходимость? (Multitronics Di8g)
Сейчас на рынке масса бортовых компьютеров. Они разнообразны не только ценой и внешностью, но и функциями. Причем в большинстве случаев, увеличение функционала влечет за собой и увеличение проводов, которые нужно подключить. Цена естественно также растет.
Но вот как найти тот необходимый минимум, уже решать вам. Я расскажу лишь о том, который купил для себя. Чтобы в дороге не остаться наедине с горящей лампой «выкинь двигатель».
Итак. Multitronics Di8g. Достаточно простой по своему функционалу БК. Причем и выглядит архаично. Но вот на торпеде старого образца становится как родной, на место выключателя, или свободного гнезда.
Установка в саму систему также проще некуда, просто воткнуть диагностический разъем в колодку.
Что мы получаем от него?
Вот описание с сайта (в скобках мои комментарии):
1. Просматривать мгновенный расход топлива л/час. (только для 4062,409). (Полезная функция. По ней можно понять как работает двигатель, ведь чем внезапно он не начнет кушать топлива больше чем обычно. Также позволяет сэкономить топливо и найти оптимальный режим езды.)
2. Просматривать общий расход топлива л/час. (только для 4062,409). (Тоже полезная функция, также позволяющая выяснить ваш средний расход)
3. Просматривать температуру охлаждающей жидкости — градусы С (Температура показывается именно та, которую «видит» ЭБУ. Кроме того все можно увидеть вплоть до градуса, что позволяет определить момент открытия термостата).
4. Просматривать и устанавливать поправку угла опережения зажигания: октан-корректор (+/- 10 градусов). (Полезно тем, кто ездит на газу. Тем кто ездит на бензина это не нужно, причины объясню позже, когда буду описывать работу с прошивками, диагностикой и ЭБУ в целом).
5. Просматривать угол опережения зажигания. (Полезно при работе с ПУОЗ)
6. Просматривать обороты двигателя об/мин. (Просто позволяет видеть более точные значения, чем на тахометре).
7. Просматривать бортовое напряжение в Вольтах. (Функция особо не нужная, ввиду того, что на ЭБУ напряжение уже ниже, чем на клеммах АКБ и потому информация не особо достоверна. Польза от неё, лишь когда вы знаете какая погрешность и разница между показаниями по БК и показаниями тестера на клеммах).
8. Просматривать текущее время.
9. Изменять яркость дисплея (два уровня).
10. Просматривать коды неисправностей системы. (Именно для этого его и берем)
11. Сбрасывать коды ошибок.
12. Получать предупреждающий сигнал о выходе бортового напряжения за допустимые пределы.
13. Получать предупреждающий сигнал о перегреве двигателя.
14. При отключенном зажигании просматривать текущее время.
Теперь о моих впечатлениях.
Цена БК — 500 рублей (была в прошлом году, сейчас 650). Это цена одной поездки на диагностику. Так что даже если его не устанавливать, то он себя оправдывает и отработает уже после первой поломки какого-то датчика.
Личный пример.
При поездке на Украину в прошлом году, машина стала как-то странно заводиться. С чего бы это все? А все просто, по БК неудачный запуск заканчивался 53 ошибкой (Датчик Положения Коленчатого Вала). Учитывая важность датчика (единственный датчик в системе, без которого машина не заведется вообще), этот датчик ездил со мной. Меняю датчик, ошибка пропадает, пуск нормализовался. Вроде бы ничего особенного, но это все в дороге, за более чем 1 000 км от гаража.
Почему, спросите вы, я не захотел БК получше? Просто не хотел ковырять проводку, искать куда его лепить, или делать под него место (не люблю лишнего на стекле и возле себя), а также тратить лишние деньги, которые можно пустить в более полезные вещи.
Ну и наконец, для более тщательной проверки имеется адаптер и ноутбук (про выбор адаптера, ПО и диагностику, я также опишу позже).
БК со мной уже год. Его работой доволен на все 100. Никаких нареканий нет.
Вот так он установлен у меня:
Если имется желание увидеть его в работе, то милости прошу в мой бортовой журнал, там в первом видео показана его наглядная работа.
В общем покупайте БК какой вам нравится, но я считаю, что должен стоять любой, от самого простого (как у меня), до самого навороченного. Какой, решать вам и вашему кошельку.
Главное чтобы он был.
И пусть он Вам всегда показывает 0 ошибок, полный бак и низкий расход, чтобы ехать не задумываясь ни о чем.
Какие бывают бортовые компьютеры?
Всего есть два вида компьютеров, используемых в автомобилях:
- мультисистемные универсальные, они могут функционировать во всех марках и моделях автомобилей с установкой на стекло авто или на переднюю панель;
- модельные, применение которых ограничено определенным модельным рядом автомобилей.
Если в автомобиле использовался модельный бортовой компьютер, и машину пришлось сменить, установить этот аксессуар в новом авто не получится. В аналогичном случае с универсальным мультисистемным бортовиком осуществить его монтаж в новом авто можно, для этого нужно всего лишь сделать обновление в его программном обеспечении.
Бортовые компьютеры имеют схожие с обычными компьютерами схемы работы, так как по своей сути, это потомки ПК.