Как выучить азбуку морзе за 5 минут. Самостоятельное обучение азбуке морзе. Что такое полуавтоматический телеграфный ключ
Появилась азбука Морзе еще в середине 19 века, она была названа в честь разработчика этой необычной системы общения. Но и в настоящее время на изучение азбуки Морзе решаются многие люди, ведь она по-прежнему используется в различных сферах жизни. Особенно актуален вопрос, как выучить азбуку Морзе, для тех, кому часто приходится оказываться в экстремальных условиях, для радиолюбителей, а также для всех, кто имеет ограниченные возможности общения. Например, обсуждаемая азбука может помочь быстро передать сигналы бедствия при помощи обычного фонаря или радио. Поэтому знать ее будет в целом полезно для каждого человека. Правда, стоит отметить, что изучить такую азбуку не так то просто, на это придется потратить примерно столько же времени и собственных усилий, как на изучение любого нового языка. Всем желающим овладеть этой азбукой стоит запастись терпением.
В первую очередь, чтобы выучить азбуку Морзе, следует определить для себя оптимальный режим занятий. Лучше всего приступать к ним не реже 3 раз в неделю. Но при желании количество тренировок можно увеличить также до 4-5 в семь дней. Один урок должен длиться приблизительно 30 минут. Повторять их следует три раза в день. Некоторые специалисты отмечают, что лучшего результат удастся добиться, если заниматься ежедневно по часу, разрывая занятия на два — утреннее и вечернее. Но не стоит чрезмерно усердствовать, так как регулярные уроки, которые длятся долее 3 часов, являются неэффективными, также как и тренировки реже чем раз в четыре дня. Поэтому потребуется найти оптимальный для себя баланс между этими значениями. В результате всем желающим же через месяц удастся освоить «чтение» текстов примерно со скоростью 50 знаков в минуту с учетом записи получаемой информации. У некоторых это получается значительно быстрее.
Главное азбуку Морзе учить регулярно и максимально сосредотачиваться на каждом занятии. Лучше всего на время урока выключить компьютер, телефон, а также все прочие отвлекающие гаджеты и, конечно, попросить близких, чтобы не беспокоили. Кстати, считается, что именно изучение «морзянки» является отличным способом отвлечься от проблем и снять стресс. Начать этот процесс специалисты рекомендуют именно с приема. На сегодняшний день существует множество компьютерных программ, которые помогают в тренировках. Особенно удобно, что в них можно регулировать скорость передачи. Пусть она будет для начала не более 10 знаков в минуту. Большие паузы помогут лучше усваивать новый материал. Главная ошибка всех обучающихся — это «подсматривание» в специальные таблицы с точками и тире. Этого делать не следует. Заучивать сигналы нужно исключительно как отдельные музыкальные мелодии, соответствующие буквам и цифрам.
Чтобы отдельные тональные посылки в знаках не удавалось разобрать и подсчитать, они должны быть поданы сжато. За сутки для начала потребуется запоминать примерно по 6 букв. К концу изучения алфавита можно сократить их количество до 3 букв. Кстати, последовательность их разучивания вполне можно менять на свое усмотрение. Главное, чтобы самому пользователю было удобно. Интересной методикой является изучение букв в очередности, которая зависит от частоты их использования. Это позволит очень быстро начать составлять из изученного материала много всевозможных слов. Очень важно отметить, что к цифрам рекомендуется приступать только после букв. И лучше всего для начала приступать к четным. А в самый последний момент рекомендуется перейти к знакам препинания.
Начинать каждое новое занятие следует с повторения ранее изученного материала, а затем приступать к освоению новых знаков. Это позволит не забыть прежние уроки. После этого лучше всего принять тексты исключительно из новых знаков, а затем такие, в которых новые и старые знаки сочетаются. Есть один секрет, который поможет изучить азбуку Морзе максимально быстро. Необходимо постараться напевать ее сигналы при любом удобном случае (или даже насвистывать, если имеется такой навык). Например, можно делать это, просто гуляя по улице или занимаясь спортом. А можно и вовсе постараться воспроизвести «морзянкой» встречные надписи и вывески. Часто ученики замечают, что процесс изучения становится медленнее после первых 25 изученных знаков. Это совершенно нормально, так как их набор становится более сложным и разнообразным. Главное, продолжить работу над азбукой дальше, не останавливаясь на достигнутом.
Бывает так, что детки начитаются книжек про разведчиков или насмотрятся фильмов про отважных моряков и просят папу или маму научить их азбуке Морзе. И у родителей становится вопрос, как выучить азбуку Морзе самостоятельно и потом еще и обучить ей ребенка.
Чтобы быстро обучить ребенка азбуке Морзе, нужно две вещи – постоянная тренировка и системный подход. Системный подход заключается в том, что вам нужно выбрать тот или иной способ обучения. К примеру, вы можете установить компьютерную программу, которая быстро и легко обучит ребенка кодировать то или иное сообщение. В этом случае вам подойдет программа «Азбука Морзе» и Morse Code Trainer.
Можете использовать для обучения учебную табличку. В ней будет не только словесное обозначение каждого знака азбуки Морзе. Также там можно найти разные комбинации из тире и точек, которые создают слоги. Запоминать такую азбуку будет легко также за счет ассоциаций. К примеру, буква «Д» ассоциируется со словом «домики». Слоговое обозначение этого знака Морзе выглядит как «доо-ми-ки». Если перевести его в код Морзе, получится следующая комбинация «таа-ти-ти», где «та» обозначает длинное тире, а «ти» – короткую точку.
Ну и последний вариант – это изучать с ребенком азбуку Морзе при помощи алфавита. Это будет не простой алфавит, в нем каждая буква, нарисованная на языке азбуки Морзе будет повторять контур каждой соответствующей буквы. Такой алфавит проще учить, рассматривая каждое изображение. Можно попросить малыша зарисовать каждую букву, потом попробовать воспроизвести алфавит по памяти.
Что такое азбука Морзе?
Азбука Морзе — азбука, в которой буквы закодированы с помощью кода Морзе. Изначально использовалось название «Код Морзе», но с началом Первой мировой войны выросла необходимость передачи буквенных кодов, код стал называться азбукой. В разной справочной литературе можно встретить разный «набор» азбуки: с включением только букв или с включением также цифр и знаков препинания. Наравне с названиями «Код Морзе» и «Азбука Морзе» популярно также название «Морзянка». С учетом тематики нашего сайта детально будет показан только русский алфавит Морзе.
Код Морзе изобретен в 1838 году, назван в честь его создателя Сэмюэля Морзе. Первая депеша по способу Морзе была послана между Вашингтоном и Балтимором 24 мая 1844 года с текстом «Вот что творит Бог».
С чего начать изучение
Прежде чем начать общаться с помощью радиосигналов, понадобится запомнить значения всех кодов и научиться воспринимать их на слух.
На первых уроках по морзянке нужно только читать и стараться усвоить последовательность знаков. Сначала запоминают по 5-7 комбинаций в день. А по мере освоения алфавита и накопления информации эту норму снижают до 3-4. Последовательность изучения букв не имеет значения.
Хотя в первую очередь лучше обратить внимание на те, что чаще употребляются в речи. Вслед за буквами приступают к цифрам, позже – к знакам препинания.
Когда кодовые комбинации хорошо изучены, надо научиться самостоятельно и оперативно (с отставанием на несколько пунктов от услышанного) записывать расшифровки.
Для тренировки можно пользоваться компьютерными программами, например, генератором Морзе, предварительно установив скорость воспроизведения получаемой информации, тон сигналов, подходящий текстовый файл.
Для первых занятий лучше выбрать небольшую частоту подачи знаков (по 10-15 в минуту) и более длительные паузы между ними.
Код Морзе
Каждому текстовому знаку соответствует свой код или набор символов (точек и тире).
Русский алфавит Морзе в визуальном оформлении:
Напевы
Запоминание кодов с помощью музыкальных фраз разработали в годы Второй мировой войны, когда требовалось оперативно готовить связистов. Для этого подбирали слова, начинающиеся на нужную букву и состоящие из слогов подходящей длины. Последние должны были ассоциироваться с точками и тире.
- для кода буквы «M» удачно соответствовало «ма-ма» (или «Ма-ша») из 2 продолжительных частей;
- для «С» удачно соответствовало «са-мо-лет» в быстром ритме;
- для «Т» могло подойти односложное длительное «таам»;
- для «Е» подойдет односложное и быстрое «ем»;
- для многокомпонентного «Ц» – сочетание слов «цаап-ли-хоо-дят» или «цаа-пик-цаа-пик», для «К» – «каак-же-таак» и т.д.
Но не к каждому коду можно было подобрать удачный вариант. Тем более что распознать напевы в живой морзянке непросто: все они звучат быстро. И все-таки использование напевов при изучении азбуки Морзе полезно. Поэтому в свободное время не забывайте приговаривать, насвистывать или напевать их.
Как наращивать скорость приема
Если тренироваться в получении и записывании радиосигналов 2-4 раза в неделю по 1,5-2 часа (с небольшими перерывами), то через месяц можно добиться скорости восприятия около 40-60 знаков в минуту, а через 2-6 месяцев – уже 70-90.
Слушайте радиоэфир, чтобы тренировать слуховое восприятие.
Во время занятий важно обратить внимание на следующие нюансы:
- если во время фиксации вы путаете какие-то знаки, то полезно будет поупражняться в приеме каждого из них отдельно, а потом по очереди исключая коды из текстов;
- когда ошибок в выполненных заданиях не больше 5% и они часто не повторяются, можно пытаться повысить скорость приема информации.
Полезно слушать живой радиоэфир и тренировать слуховое восприятие, отделяя мысленно слова, фразы и предложения. При этом не стоит обращать внимания на количество точек и тире, привыкая к звуковым сочетаниям (или напевам) и повышая частоту восприятия.
Отрабатывать ритмичность набора кодов лучше с механическими или электрическими средствами радиосвязи: так быстрее запоминаются символы и их сочетания.
Проходить уроки надо регулярно, а во время учебы быть сосредоточенным.
Большие перерывы между занятиями могут свести проделанную работу к нулю, и придется начинать все заново.
Ценные оперативные навыки не забываются, даже после многолетнего перерыва их несложно восстановить путем непродолжительных тренировок.
Код Морзе
В коде применяются специальные звуковые сигналы, которые передаются виде точек и тире. В международном понятии sos азбука Морзе содержит знаки на латинском языке. Азбука Морзе буквы преобразует в элементарном понятии кодирования в точки и тире разной длины: код азбуки Морзе тире – это три точки, промежутки между буквами – это одна точка, тремя точками обозначается расстояние между двумя буквами, а вот расстояние между двумя словами обозначается семью точками.
SOS на азбуке Морзе
Программа Cw Radist Echo Russian
Евгений Савин
e-mail: madeHAM@yandex.ru
CW это сокращенное от английского Continuous Wave (что означает — амплитудная манипуляция), по другому — радиотелеграф, то есть наша азбука Морзе.
Программа для тех, кто только начинает изучать азбуку Морзе. Интерфейс русский, буквы доступны русские и латинские. При нажатии клавиши на вашем компьютере программа будет воспроизводить нажатую букву азбукой Морзе. Нажимайте букву пока не запомните!
Начинаем с маленькой скорости. Затем постепенно можно увеличивать скорость воспроизведения буквы.
В режиме тренировки программа автоматически воспроизводит буквы и символы. Вы должны подтвердить принятую на слух букву нажатием нужной клавиши на компьютере. Буква или символ будет звучать до тех пор, пока не нажмете нужную.
Подробное описание работы с программой будет описано в мануале по работе с программой.
Преимущества и недостатки азбуки Морзе
Азбука Морзе – уникальное изобретение, которое имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ использования «зашифрованного» языка отмечают:
- хорошая защита от помех;
- возможность ручного шифрования;
- прием и передача посланий с использованием простейших устройств.
Сегодня коды упростились, а в русском языке на смену латинице пришел кириллический шрифт. Современный и первоначальный шифр не совпадают полностью (только для половины букв), но даже в упрощенном варианте азбука имеет не только достоинства, но и недостатки:
Кроме того, заучивание азбуки наизусть и запоминание последовательности знаков – занятие довольно сложное, требующее времени и усилий.
Морзе — изобретатель или художник
Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений.
Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?
С. Морзе. Автопортрет, 1818. Фрагмент
Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.
С. Морзе. Высадка паломников
С. Морзе. Слева – *Умирающий Геркулес*. Справа – *Суд Юпитера*
Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.
С. Морзе. Портреты Джеймса Монро (слева) и маркиза де Лафайета
В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности.
Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: «Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым». Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».
С. Морзе. Галерея Лувра, 1831-32
Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете.
Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.
С. Морзе. Слева – Муза (портрет старшей дочери Сьюзан). Справа – автопортрет
1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник «Салли» (капитан судна — Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) — Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.
В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. «Извлечение искр из магнита» казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи «искр». Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей.
Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.
Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 тыс. долларов и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии — С.Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: «Чудны дела твои, Господи!» Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б.С.Якоби, а для приема — электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.
Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.
С. Морзе. Портреты Сэмюэла Нельсона и Кетрин Энн Рассел Нельсон, 1822
Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код.
В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.
Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.
Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной «морзянке» вообще использовались иные принципы.
Так, на ряду с «точками» и «тире», были сочетания «двойное тире» (буква L) и даже «тройное тире» (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу… . Латинская буква С, например, передавалось тогда как «две точки-пауза-точка», т.е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, «морской», «континентальный»…).
С. Морзе. Ниагара, 1835
Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.
Современный вариант международного «кода Морзе» (International Morse) появился совсем недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт — первоначальный вариант «кода Морзе» кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!